Дворец Долмабахче | |
---|---|
Вид на дворец Долмабахче с Босфора (Стамбульского пролива) | |
Общая информация | |
Тип | Дворец (1856–1922) |
Архитектурный стиль | Барокко, рококо, неоклассицизм |
Местоположение | Стамбул, Турция |
Координаты | 41 ° 02′22 ″ N 29 ° 00′06 ″ E / 41,03944 ° N 29,00167 ° E / 41,03944; 29.00167 Координаты : 41 ° 02′22 ″ N 29 ° 00′06 ″ E / 41.03944 ° N 29.00167 ° E / 41.03944; 29.00167 |
Строительство начато | 1843 |
Завершено | 1856 |
Клиент | Османские султаны |
Владелец | Турецкое государство |
Дизайн и строительство | |
Архитектор | Гарабет Балян |
Веб-сайт | |
https://muze.gen.tr/ |
Дворец Долмабахче (Турецкий : Dolmabahçe Sarayı, IPA: ), расположенный в районе Бешикташ в Стамбуле, Турция, на Европейское побережье Стамбульского пролива, служило главным административным центром Османской империи с 1856 по 1887 год и с 1909 по 1922 год (дворец Йылдыз использовался в промежуточный период).
Долмабахче был заказан 31-м султаном Империи, Абдулмеджидом I, и был построен между 1843 и 1856 годами. Раньше султан и его семья жили во дворце Топкапы, но поскольку средневековый Топкапы не обладал современным стилем, роскошью и комфортом по сравнению с дворцы европейских монархов, Абдулмеджид решил построить новый современный дворец недалеко от бывшего дворца Бешикташ Сахил, который был снесен. Хаджи Саид Ага отвечал за строительные работы, а проект реализовали архитекторы Гарабет Балян, его сын Нигогайос Балян и Эванис Калфа (члены Армянской семья Балян османских придворных архитекторов).
Строительство стоило пять миллионов османских золотых лир, или 35 тонн золота, что эквивалентно ок. 1,5 миллиарда долларов в сегодняшних ценах (2013 г.). Эта сумма соответствует примерно четверти годового налогового дохода. Фактически строительство финансировалось за счет обесценения, за счет массовой эмиссии бумажных денег, а также за счет внешних займов. Огромные расходы ложились огромным бременем на государственный кошелек и способствовали ухудшению финансового положения Османской империи, которая в конечном итоге объявила дефолт по государственному долгу в октябре 1875 г. с последующим установлением в 1881 г. финансового контроля над "европейским больным " европейскими державами.
Дворец был домом для шести султанов с 1856 г., когда он был впервые заселен, вплоть до отмены халифата в 1924 г.: Последним королевским дворцом, который жил здесь, был халиф Абдулмеджид Эфенди. Закон, вступивший в силу 3 марта 1924 года, передал право собственности на дворец в национальное достояние новой Турецкой республики. Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель и первый президент Турецкой Республики, летом использовал дворец в качестве президентской резиденции и исполнял здесь некоторые из своих самых важных работ. Ататюрк провел последние дни лечения в этом дворце, где и скончался 10 ноября 1938 года.
Сегодня дворцом управляет Милли Сарайлар Дайре Башканлыги (Управление национальных дворцов), отвечающее за Великое Национальное Собрание Турции.
Место Долмабахче изначально было заливом на Босфоре, которое использовалось для якорной стоянки Османский флот. В течение 18 века эта территория постепенно превращалась в императорский сад, очень ценившийся османскими султанами ; Именно от этого сада название Долмабахче (Заполненный сад) происходит от турецкого слова «долма», означающего «наполненный», и бахче, что означает «сад». В течение 18-19 веков здесь были построены различные небольшие летние дворцы и деревянные беседки, которые в конечном итоге сформировали дворцовый комплекс, названный Beşiktaş Waterfront Palace. Площадь 110 000 м² ограничена проливом Босфор с восточной стороны, в то время как крутой обрыв ограничивает его с западной стороны, так что после строительства нового моноблочного дворца Долмабахче площадью 45 000 м² осталось относительно ограниченное пространство для садового комплекса, который будет обычно окружают такой дворец.
Долмабахче - самый большой дворец в Турции. Он имеет площадь 45 000 м (11,1 акра) и содержит 285 комнат, 46 залов, 6 ванных комнат (хамам ) и 68 туалетов.
В проекте эклектика элементы из стилей барокко, рококо и неоклассицизм в сочетании с традиционной османской архитектурой для создания нового синтеза. Планировка и декор дворца отражают возрастающее влияние европейских стилей и стандартов на османскую культуру и искусство периода Танзимат. Экстерьер, в частности вид с Босфора, показывает классическое европейское двухстворчатое расположение, которое разделено большим авангардом с двумя боковыми авангардом.
С другой стороны, функционально дворец сохраняет элементы традиционной османской дворцовой жизни, а также черты традиционных турецких домов. Он строго разделен структурно на южное крыло (Mabeyn-i Hümâyn, или Selamlık, помещения, предназначенные для мужчин), в котором находятся общественные представительские залы, и северное крыло (Harem-i Hümâyn, Гарем ), служивший частным жилым районом для султана и его семьи. Две функциональные зоны разделены большим церемониальным залом (Muayede Salonu) площадью 2 000 м (22 000 кв. Футов) и куполом высотой 36 м (118 футов). Поскольку гарем должен был быть полностью изолирован от внешнего мира, главный вход для посетителей расположен с узкой южной стороны. Здесь предусмотрены представительские залы для приема гостей и иностранных дипломатов. Зона гарема включает восемь соединенных между собой квартир для жен султана, его фавориток и наложниц, а также для его матери, каждая со своей ванной.
Тогда как Топкапы Имеет изысканные образцы плитки Изника и османской резьбы, дворец Долмабахче богато украшен золотом и хрусталем. На позолоту потолков ушло четырнадцать тонн золота. Самая большая в мире люстра из богемского хрусталя находится в Церемониальном зале. Предполагалось, что люстра была подарком от королевы Виктории, однако в 2006 году была обнаружена квитанция, подтверждающая, что она была полностью оплачена. Он имеет 750 ламп и весит 4,5 тонны. В Долмабахче находится самая большая в мире коллекция люстр из богемского стекла и хрусталя баккара. Знаменитая Хрустальная лестница имеет форму двойной подковы и построена из хрусталя Baccarat, латуни и красного дерева.
дорогих камней, таких как мармара (Проконнесский) мрамор, египетский алебастр (кальцит, также известный как оникс-мрамор) и порфир из Пергама использовались для украшение.
Во дворце хранится большое количество дворцовых ковров Хереке, изготовленных Императорской фабрикой Хереке. Также представлены 150-летние коврики из медвежьей шкуры, первоначально подаренные султану царем Николаем I.
. Во дворце выставлена коллекция из 202 картин маслом. Изюминкой коллекции являются 23 картины Ивана Айвазовского, которые он создал как придворный художник во время своего пребывания в Стамбуле. В коллекции также представлены картины Гюстава Буланже, Жан-Леона Жером, Эжена Фроментена, Станислава Хлебовского, Феликса Зима, Карл Йозеф Кувассег, Фаусто Зонаро, Тео ван Риссельберг и Александр Шандор Свобода. В этом художественном музее также есть картины турецких художников, таких как Осман Хамди Бей, Халил Паша и Осман Нури Паша.
С самого начала оборудование дворца соответствовало самым высоким техническим стандартам. Газовое освещение и унитазы были импортированы из Великобритании, тогда как дворцы в континентальной Европе в то время еще не обладали этими функциями. Позже были установлены электричество, система центрального отопления и лифт.
Посещение дворца Долмабахче начинается в зале Медхал. Комнаты, ведущие от Медхала, обращены к морю и суше. Комнаты с видом на море использовались ведущими османскими чиновниками, великим визирем и другими государственными министрами, в то время как комнаты с видом на сушу использовались различными администраторами дворца и государства, такие как Маршал Дворца, Шейхулислам, и члены Палаты представителей (Meclis-i Mebusan) и Сената (Meclis-i Ayan).
Гости сначала будут ждать в этом зале, а затем их вовремя проведет внутрь дворцовый протокольный офицер. Войдя в Медхал, можно увидеть столы Булля по обеим сторонам комнаты, на которых изображена монограмма султана Абдулмецида. Королевская монограмма султана также находится на камине. У английской люстры, висящей в центре этой комнаты, шестьдесят рожков. Ткани хереке, использованные в качестве обивки для мебели и драпировок, имеют королевский оттенок красного.
Вторая комната после Медхала справа - Зал Клерка, также известный как Плиточная Комната. На левой стене этого зала висит самая большая картина в собрании дворца - изображение Суррской процессии работы Стефано Усси. Сурре использовалось для обозначения караванов, которые следовали из Стамбула в Мекку во время религиозного месяца Реджеп, неся денежную помощь, используемую для поддержания содержания и украшения Каабы, а также для оказания финансовой помощи местным жителям. население Хиджаза.
ложе смерти АтатюркаНа стене справа находится картина, подписанная Рудольфом Эрнстом, изображающая пожар в Парижском муниципальном театре, и другая картина Девушка из голландской деревни, автор Деландр. В этом номере, обставленном французской мебелью, есть очень ценные фарфоровые вазы.
Мустафа Кемаль Ататюрк провел последние дни своей жизни во дворце, так как его здоровье ухудшилось. Он умер в 9:05 утра. 10 ноября 1938 г. в спальне бывшей гаремной части дворца. Все часы во дворце были остановлены и установлены на 9:05 после его смерти. Часы за пределами его комнаты теперь установлены на фактическое время в Турции, но часы в комнате, в которой он умер, по-прежнему показывают 9:05.
Внешний фасад Ворот султана (Салтанат Капыси) на проспекте Долмабахче. Колонны ворот находятся в строю 2-1-1-2.
Внутренний фасад ворот Султана (Салтанат Капыси) на проспекте Долмабахче. Колонны ворот находятся в строю 2-1-1-2.
Внешний фасад Ворот Султана (Салтанат Капысы) на проспекте Долмабахче. Колонны ворот находятся в строю 2-1-1-2.
Внутренний фасад ворот Султана (Салтанат Капыси) на проспекте Долмабахче. Колонны ворот находятся в строю 2-1-1-2.
Внешний фасад Ворот Казначейства (Hazine-i Hassa Kapısı) около Часовой башни Долмабахче. Колонны внешнего фасада ворот расположены в строю 1-2-2-1.
Внешний фасад ворот Казначейства (Hazine-i Hassa Kapısı) около часовой башни Долмабахче. Колонны внешнего фасада ворот расположены в строю 1-2-2-1.
Внутренний фасад ворот Казначейства (Hazine-i Hassa Kapısı) возле часовой башни Долмабахче, который виден на заднем плане, за стенами, слева.
Часовая башня Долмабахче с воротами Казначейства (Hazine-i Hassa Kapısı) на заднем плане.
Рядом с дворцом находится ряд других жилых зданий, в том числе дворец наследного принца (Велахт Дайреси), кварталы будущих джентльменов (Мусахибан Дайреси), общежития слуги (Агават Дайреси, Бендеган Дайреси) и охранников (Балтаджилар Дайреси), покои главного евнуха (Кизларагаси Дайреси). Среди других построек - императорские кухни (Matbah-i Amire), конюшни, вольер (Kusluk), питомник растений (Fidelik), мельница, теплица (Sera), ковровая мастерская Hereke (Hereke dökümhanesi), стекольная фабрика, литейный цех, аптека и др.
В 1853—1855 гг. возле дворца была построена мечеть в стиле барокко по проекту Гарабета Баляна. Он был заказан королевой-матерью Безм-и Алем Валиде Султан. С 1948 г. в здании размещался Военно-морской музей, но в 1960 г. после государственного переворота 27 мая музей был перенесен на другое место. В 1967 году мечеть была возвращена для богослужений.
A часовая башня (Dolmabahçe Saat Kulesi) была возведена перед Имперскими воротами (Saltanat Kapisi) на площади вдоль европейской набережной Босфора рядом с мечетью. Башня была заказана султаном Абдулхамидом II и спроектирована придворным архитектором Саркисом Баляном между 1890 и 1895 годами. Часы были изготовлены французским домом часовщиков Жан-Поля Гарнье и установлены мастер придворных часов Иоганн Майер.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с дворцом Долмабахче. |