Мурад III مراد ثالث | |||||
---|---|---|---|---|---|
Кайсер-и Рам Хранитель двух священных мечетей Османский халиф Амир аль-Муминин | |||||
Портрет султана Мурада III (1574-1595) в натуральную величину, приписываемый испанскому художнику, 17 век. | |||||
12-й султан Османской империи ( падишах ) | |||||
Царствовать | 15 декабря 1574 - 16 января 1595 | ||||
Предшественник | Селим II | ||||
Преемник | Мехмед III | ||||
Родился | 4 июля 1546 года Маниса, Османская империя | ||||
Умер | 16 января 1595 г. (1595-01-16)(48 лет) Дворец Топкапы, Константинополь, Османская империя | ||||
Захоронение | Собор Святой Софии, Стамбул | ||||
Супруги | |||||
Проблема | См. Ниже | ||||
| |||||
Династия | Османский | ||||
Отец | Селим II | ||||
Мать | Нурбану Султан | ||||
Религия | Суннитский ислам | ||||
Тугра |
Мурад III ( Старотурецкий : مراد ثالث Murad-я s ALI s, турецкий : III.Murat) (4 июля 1546 - 16 января 1595) не был султан в Османской империи с 1574 до своей смерти в 1595 году.
Шехзаде Мурад родился в Манисе 4 июля 1546 года и был старшим сыном Шехзаде Селима и его могущественной жены Нурбану Султан. Он получил хорошее образование и выучил арабский и персидский языки. После церемониального обрезания в 1557 году дед Мурада, султан Сулейман I, назначил его санчакбей (губернатором) Акшехира в 1558 году. В возрасте 18 лет он был назначен санчакбей из Сарухана. Сулейман умер (1566 г.), когда Мураду было 20 лет, и его отец стал новым султаном, Селимом II. Селим II нарушил традицию, отправив из дворца только своего старшего сына управлять провинцией, назначив Мурада в Манису.
Селим умер в 1574 году, и ему наследовал Мурад, который начал свое правление с того, что задушил своих пятерых младших братьев. Его авторитет был подорван влиянием гарема - в частности, влиянием его матери, а затем и его любимой жены Сафие Султан, часто в ущерб влиянию Соколлу Мехмед-паши на двор. Под Селит II власти была только поддерживается гением мощного великого визиря, Мехмед Соколлу, который оставался на этом посту до его убийств в октябре 1579. Во время правления Мурада северных границ с Габсбургской монархией были защищены боснийским губернатором Hasan Predojević. Правление Мурада III ознаменовалось изнурительными войнами на западном и восточном фронтах империи. Османы также потерпели поражение в таких сражениях, как битва при Сисаке.
Абд аль-Малик стал доверенным членом османского истеблишмента во время своего изгнания. Он сделал предложение сделать Марокко вассалом Османской империи в обмен на поддержку Мурада III в том, чтобы помочь ему получить трон Саади.
Рамазан-паша и Абд аль-Малик с армией из 10 000 человек, в основном турок, уехали из Алжира, чтобы назначить Абд аль-Малика вассальным правителем Марокко оттоманской империи. Рамазан-паша завоевал Фес, что заставило султана Саади бежать в Марракеш, который также был завоеван, Абд аль-Малик затем принял власть над Марокко как клиент османов.
Абд аль-Малик заключил сделку с османскими войсками, заплатив им большое количество золота и отправив их обратно в Алжир, предложив более свободную концепцию вассальности, чем мог подумать Мурад III. Имя Мурада было произнесено в пятничной молитве и выбито на чеканке монет, что стало двумя традиционными знаками суверенитета в исламском мире. Правление Абд аль-Малика считается периодом вассального режима Марокко Османской империи. Абд аль-Малик умер в 1578 году, и ему наследовал его брат Ахмад аль-Мансур, который официально признал сюзеренитет Османского султана в начале своего правления, оставаясь при этом де-факто независимым, однако он прекратил чеканить монеты от имени Мурада, отказался от своего имени от хутбы и провозгласил полную независимость в 1582 году.
Османы были в мире с соседней соперничающей Империей Сефевидов с 1555 года, согласно Амасийскому договору, который в течение некоторого времени улаживал пограничные споры. Но в 1577 Murad объявили войну, начиная с Османской Сефевидов войны (1578-90), стремясь воспользоваться хаосом в суде Сефевидов после смерти Шах Тахмаспа I. Мурад находился под влиянием визирей Лала Кара Мустафа-паша и Синан-паша и проигнорировал противоположный совет великого визиря Соколлу. Мурад также боролся с Сефевидами, которые продлились 12 лет, закончившись Константинопольским договором (1590 г.), который привел к временным значительным территориальным успехам османов.
Во время своего правления османский адмирал по имени Али Бей добился успеха в установлении оттоманского господства во многих городах на побережье суахили между Могадишо и Килва. Османский сюзеренитет был признан в Могадишо в 1585 году. Османское господство было также установлено в других городах, таких как Барава, Момбаса, Килифи, Пате, Ламу и Фаза.
Правление Мурада было временем финансового кризиса для Османского государства. Чтобы не отставать от меняющейся военной техники, османы обучали пехотинцев владению огнестрельным оружием, платя им напрямую из казны. К 1580 году приток серебра из Нового Света вызвал высокую инфляцию и социальные волнения, особенно среди янычар и правительственных чиновников, которым платили обесценившейся валютой. Лишения в результате восстаний в сочетании с давлением перенаселения особенно ощущались в Анатолии. Конкуренция за должности в правительстве обострилась, что привело к взяточничеству и коррупции. Османские и габсбургские источники обвиняют самого Мурада в получении огромных взяток, в том числе 20 000 дукатов от государственного деятеля в обмен на губернаторство Триполи и Туниса, тем самым перебивая цену соперника, пытавшегося подкупить великого визиря.
В его период переживалась чрезмерная инфляция, постоянно разыгрывалась стоимость серебряных денег, росли цены на продукты. 400 дирхамов следует сократить из 600 дирхамов серебра, а 800 - сократить, что означает 100-процентную инфляцию. По той же причине покупательная способность наемных работников упала вдвое, что привело к восстанию.
Елизавета I и султан Мурад III обменялись многочисленными посланниками и письмами. В одной из переписок Мурад высказал мнение, что у ислама и протестантизма «гораздо больше общего, чем у любого из них с римским католицизмом, поскольку оба они отвергают поклонение идолам», и выступал за союз между Англией и Османской империей. К ужасу католической Европы, Англия экспортировала олово и свинец (для литья пушек) и боеприпасы в Османскую империю, и Елизавета всерьез обсуждала совместные военные операции с Мурадом III во время начала войны с Испанией в 1585 году, когда Фрэнсис Уолсингем лоббировал за прямое военное вмешательство Османской империи против общего испанского врага. Эта дипломатия будет продолжена при преемнике Мурада Мехмеде III, как султаном, так и Сафийе султаном.
Следуя примеру своего отца Селима II, Мурад был вторым османским султаном, который никогда не участвовал в кампании во время своего правления, вместо этого проводя ее полностью в Константинополе. В последние годы своего правления он даже не покинул дворец Топкапы. Два года подряд он не присутствовал на пятничной процессии к императорской мечети - беспрецедентное нарушение обычаев. Османский историк Мустафа Селаники писал, что всякий раз, когда Мурад планировал пойти на пятничную молитву, он передумал, услышав о предполагаемых заговорах янычар с целью свергнуть его, когда он покинул дворец. Мурад отошел от своих подданных и провел большую часть своего правления в компании немногих людей, соблюдая распорядок дня, построенный на пяти ежедневных исламских молитвах. Личный врач Мурада Доменико Иеросолимитано описал типичный день из жизни султана:
Утром он встает на рассвете, чтобы полчаса читать свою молитву, затем еще полчаса пишет. Затем ему дают что-нибудь приятное в качестве сопоставления, и после этого он начинает читать еще час. Затем он начинает давать аудиенцию членам Дивана в четыре дня недели, когда это происходит, как было сказано выше. Затем он идет гулять по саду, наслаждаясь наслаждением от фонтанов и животных в течение еще одного часа, взяв с собой гномов, шутов и других, чтобы развлечь его. Затем он снова возвращается к учебе, пока не решит, что пришло время обеда. Он остается за столом всего полчаса и снова поднимается (чтобы пойти) в сад столько, сколько ему заблагорассудится. Затем он идет читать свою полуденную молитву. Затем он останавливается, чтобы скоротать время и развлечься с женщинами, и проведет с ними час или два, когда наступит время произнести вечернюю молитву. Затем он возвращается в свои апартаменты или, если ему больше нравится, остается в саду, читая или проводя время до вечера с гномами и скоморохами, а затем он возвращается, чтобы помолиться, то есть с наступлением темноты. Затем он обедает и уделяет больше времени ужину, чем обеду, беседуя до двух часов после наступления темноты, пока не наступит время для молитвы [...] Он всегда соблюдает этот график каждый день.
Оседлый образ жизни и неучастие в военных кампаниях Мурада вызвали неодобрение со стороны Мустафы Али и Мустафы Селаники, крупных османских историков, живших во время его правления. Их негативное изображение Мурада повлияло на более поздних историков. Оба историка также обвинили Мурада в сексуальном излишестве.
Прежде чем стать султаном, Мурад был верен Сафие Султану, своей албанской наложнице, которая подарила ему сына Мехмеда и двух дочерей. Его моногамия не одобрялась его матерью Нурбану Султан, которая беспокоилась, что Мураду нужно больше сыновей, чтобы наследовать ему в случае, если Мехмед умрет молодым. Она также беспокоилась о влиянии Сафие на ее сына и османскую династию. Через пять или шесть лет после восшествия на престол Мурад получил от своей сестры Исмихан пару наложниц. При попытке полового акта с ними он оказался импотентом. «Стрела [Мурада], [вопреки] своей сотворенной природе, много раз [и] в течение многих дней не могла достичь цели единения и удовольствия», - писал Мустафа Али. Нурбану обвинил Сафийе и ее слугу в колдовстве, вызвавшем бессилие Мурада. Несколько слуг Сафие были замучены евнухами, чтобы найти виновного. Придворные врачи, работающие по приказу Нурбану, в конечном итоге подготовили успешное лекарство, но побочным эффектом стало резкое повышение сексуального аппетита - к тому времени, когда Мурад умер, он, как говорили, был отцом более сотни детей. Девятнадцать из них были казнены Мехмедом III, когда он стал султаном.
Среди влиятельных дам его двора были его мать Нурбану Султан, его сестра Исмихан Султан, жена великого визиря Соколлу Мехмед-паша и мусахибы (фавориты), хозяйка домработницы Канфеда Хатун, хозяйка финансовых дел Разие Хатун, и поэт Хубби Хатун, Наконец После смерти его матери и старшей сестры его жена Сафие Султан была единственной влиятельной женщиной при дворе.
До Мурада дворцовые евнухи были в основном белыми. Ситуация начала меняться в 1582 году, когда Мурад уступил важное место черному евнуху. К 1592 году роли евнухов во дворце были определены по расовому признаку: черные евнухи охраняли султана и женщин, а белые евнухи охраняли мужских пажей в другой части дворца. Главный черный евнух был известен как Кизлар-ага, а главный белый евнух был известен как Капи-ага.
Мурад проявлял большой интерес к искусству, особенно к миниатюрам и книгам. Он активно поддерживал придворное Общество миниатюристов, заказав несколько томов, включая Siyer-i Nebi, наиболее сильно иллюстрированный биографический труд о жизни исламского пророка Мухаммеда, Книгу навыков, Книгу торжеств и Книгу побед. У него были две большие алебастровые урны, доставленные из Пергама и помещенные с двух сторон от нефа в соборе Святой Софии в Константинополе, а большая восковая свеча, одетая в олово, которая была подарена им Рильскому монастырю в Болгарии, выставлена в монастырском музее.
Мурад также предоставил содержание Китабул-Менамат ( Книги сновидений), адресованного духовному наставнику Мурада Шука Деде. Сборник рассказов от первого лица, он рассказывает о духовном опыте Мурада как суфийского ученика. Составленный из тысяч писем, написанных Мурадом с описанием его видений во сне, он представляет собой агиографический автопортрет. Мурад мечтает о различных действиях, в том числе о том, что его отец раздевает догола и ему приходится сидеть у него на коленях, в одиночку убить 12000 неверных в битве, ходить по воде, возноситься на небеса и производить молоко из своих пальцев. Он часто встречает Пророка Мухаммеда и в одном сне сидит на коленях Пророка и целует его в губы.
В другом письме, адресованном Шука Деде, Мурад написал: «Я хочу, чтобы Бог, да будет Он прославлен и возвышен, не сотворил этого бедного слугу как потомка османов, чтобы я не слышал то или это и не беспокоился. Хотел бы я быть неизвестной родословной. Тогда у меня была бы одна-единственная задача, и я мог бы игнорировать весь мир ».
Дипломатическое издание этих писем мечты было недавно опубликовано Özgen Фелек на турецком языке.
Мурад умер от естественных причин во дворце Топкапы и был похоронен в гробнице рядом с собором Святой Софии. В мавзолее 54 саркофага султана, его жен и детей, которые также похоронены там. Он также отвечает за изменение погребальных обычаев матерей султанов. Мурад похоронил свою мать Нурбану рядом с ее мужем Селимом II, что сделало ее первой супругой, разделившей гробницу султана.
Названные супруги Мурада были:
У Мурада было двадцать два сына:
У Мурада было двадцать восемь дочерей, шестнадцать из которых умерли от чумы в 1597 году. Остальные, вышедшие замуж, включали следующие:
Действие исторического романа Орхана Памука « Беним Адым Кирмызы» (« Меня зовут красный», 1998) происходит при дворе Мурада III в течение девяти снежных зимних дней 1591 года, которые автор использует, чтобы передать напряженность между Востоком и Западом.
«Акушерка из гарема» Роберты Рич - исторический роман, действие которого происходит в Константинополе (1578 г.), повествующий о Ханне, акушерке, которая ухаживает за многими женщинами в гареме султана Мурада III.
СМИ, связанные с Мурадом III на Викискладе?