Мечеть Карие, или Церковь Святого Спаситель в Хоре (греческий : Ἐκκλησία τοῦ Ἁγίου Σωτῆρος ἐν τῇ Χώρᾳ; турецкий : Kariye Müzesi, Kariye Camii, Kariye Kilisesi), <135154>средневековье Греческая православная церковь, используемая как мечеть сегодня в Эдирнекапы районе Стамбул, Турция. Микрорайон расположен в западной части муниципалитета (беледие ) района Фатих. Церковь Спасителя в Хоре построена в стиле византийской архитектуры. В 16 веке, в Османскую эпоху, христианская церковь была преобразована в мечеть ; в 1945 году он стал музеем, но в 2020 году снова превратился в мечеть. Интерьер здания покрыт некоторыми из старейших и лучших сохранившихся византийских христианских мозаик и фресок ; они были обнаружены и отреставрированы после того, как здание было секуляризовано и превращено в музей.
Изображение церкви Хора, ок. 1900 Церковь Хора, Стамбул, Турция, исследование 1903 года. Архивы Бруклинского музея, коллекция WH GoodyearПервоначальный монастырь 4-го века с церковью находился снаружи Городские стены Константинополя. В буквальном переводе полное название церкви было Церковь Святого Спасителя в деревне (греч. ἡ κκλησία τοῦ Ἁγίου Σωτῆρος ἐν τῇ Χώρᾳ, hē Ekklēsia tou Hagiou Stēros en tēros en tēros en tēros). Поэтому иногда его неправильно называют «Святой Спаситель». Однако «Церковь Святого Искупителя на полях» было бы более естественным переводом имени на английском языке. Последняя часть греческого названия, Хора, относящаяся к ее первоначальному местонахождению вне стен, стала сокращенным названием церкви. Имя должно было иметь символическое значение, поскольку мозаики в нартексе описывают Христа как Страну живых (ἡ Χώρα τῶν ζώντων, hē Chōra tōn zōntōn) и Марию, Мать Иисуса, как Емкость. Неудержимого (ἡ ρα τοῦ Ἀχωρήτου, hē Chōra tou Achōrētou).
Церковь Хора изначально была построен в начале IV века как часть монастырского комплекса за пределами городских стен Константинополя, возведенных Константином Великим к югу от Золотой Рог. Однако, когда Феодосий II построил свои внушительные сухопутные стены в 413–414 годах, церковь стала частью оборонительных сооружений города, но сохранила название Хора (предполагаемый символизм названия см. выше).
Большая часть ткани нынешнего здания датируется 1077–1081 гг., Когда Мария Дукаина, приемная мать [ 1] из Алексий I Комнин перестроил церковь Хора в виде надписанного креста или квинконса: популярного архитектурного стиля того времени. В начале 12 века церковь частично разрушилась, возможно, из-за землетрясения.
Церковь была перестроена Исааком Комнином, третий сын Алексия. Однако только после третьего этапа строительства, два столетия спустя, церковь в ее нынешнем виде была завершена. Могущественный византийский государственный деятель Феодор Метохитес наделил церковь множеством прекрасных мозаик и фресок. Впечатляющее оформление интерьеров Феодором было выполнено между 1315 и 1321 годами. Мозаичная мозаика - лучший образец палеологического Возрождения. Художники остаются неизвестными. В 1328 году Феодор был отправлен в ссылку узурпатором Андроником III Палеологом. Однако ему разрешили вернуться в город два года спустя, и последние два года своей жизни он прожил как монах в своей церкви Хора.
В конце 13 - начале 14 веков монастырь был домом для ученого Максима Планудеса, который отвечал за восстановление и реинтродукцию Птолемея География до византийцев и, в конечном итоге, до Италии эпохи Возрождения. Во время последней осады Константинополя в 1453 году Икона Богородицы Одигитрии, считавшейся защитницей Города, была доставлена в Хора, чтобы помочь защитникам противостоять нападению османов.
Примерно через пятьдесят лет после падения города османов, Атик Али-паша, великий визирь султана Баязид II приказал превратить церковь Хора в мечеть - Карие Ками. Слово Карие произошло от греческого имени Хора. Из-за запрета на изображения икон в исламе мозаики и фрески были покрыты слоем штукатурки. Это и частые землетрясения в регионе сказались на произведениях искусства.
В 1945 году турецкое правительство объявило здание музеем. В 1948 году американцы Томас Уиттемор и Пол А. Андервуд из Византийского института Америки и Центра византийских исследований в Думбартон-Оукс спонсировали программу восстановления. С этого времени здание перестало быть действующей мечетью. В 1958 году он был открыт для публики как музей Kariye Müzesi.
В 2005 году Ассоциация постоянных фондов и службы историческим артефактам и окружающей среде подала иск, чтобы оспорить статус церкви Хора как музея. В ноябре 2019 года Государственный совет Турции, высший административный суд Турции, постановил, что здание должно быть преобразовано в мечеть. В августе 2020 года его статус был изменен на мечеть.
Решение о преобразовании церкви Хора в мечеть было широко осуждено греческими православными и протестантскими христианами в Турции. Это вызвало резкий упрек со стороны Турции.
Церковь Хора не такая большая, как некоторые другие сохранившиеся византийские церкви Стамбула (она занимает 742,5 м²), но она уникальна среди них., из-за почти полностью сохранившейся внутренней отделки. Здание делится на три основных зоны: вестибюль или нартекс, основной корпус церкви или наос (неф) и боковую часовню или парекклезия. В здании шесть куполов : два над эсонартексом, один над парекклезионом и три над наосом.
Мозаика о налогообложении перед губернатором Квиринием Мозаика о путешествии в Вифлеем Мозаика в люнете над дверным проемом в эсонартекс изображает Христа как «Землю живых» Мозаика восседающего на престоле Христа с Феодором Метохитесом, представляющим модель его церквиГлавная, западная дверь церкви Хора открывается в нартекс. Он делит север-юг на внешний, или экзонартекс, и внутренний, или эсонартекс.
Экзонартекс (или внешний нартекс) - это первая часть церкви, в которую человек входит. Это поперечный коридор шириной 4 м и длиной 23 м, частично открывающийся на востоке в параллельный эсонартекс. Южный конец экзонартекса открывается через эсонартекс, образуя западную прихожую к парекклезии. Мозаики, украшающие экзонартекс, включают:
эсонартекс (или внутренний нартекс) похож на экзонартекс, идущий параллельно ему. Как и экзонартекс, эсонартекс имеет ширину 4 м, но немного короче - 18 м в длину. Его центральная восточная дверь открывается в наос, а другая дверь на южном конце эсонартекса ведет в прямоугольную прихожую парекклезиона. В его северном конце дверь из эсонартекса ведет в широкий коридор с запада на восток, который проходит вдоль северной стороны наоса и в протез. Эсонартекс имеет два купола. Меньший - над входом в северный коридор; более крупный находится на полпути между входами в наос и пареклессион.
Мозаики в первых трех отсеках внутреннего притвора рассказывают о Житие Богородицы и ее родителей. Вот некоторые из них:
Центральные двери эсонартекса ведут в основной корпус церкви, наос. Самый большой купол церкви (диаметр 7,7 м) находится над центром наоса. Два меньших купола обрамляют скромную апсиду : северный купол находится над протезом, который коротким проходом соединен с bema ; южный купол находится над диакониконом, на который можно попасть через парекклезию.
Вид Наоса в сторону апсиды
Христос
Деталь Мария с младенцем
Успенская позиция над дверью
Успение Марии всего
Центральная часть Успения
Успение Марии
Успение Марии во «сне»
Справа от esonarthex двери открываются в боковую часовню, или parecclesion. Парекклесион использовался в качестве усыпальницы для семейных захоронений и мемориалов. Второй по величине купол (диаметр 4,5 м) в церкви украшает центр крыши парекклесиона. Небольшой проход связывает парекклезион прямо с наосом, а рядом с ним можно найти небольшую молельню и кладовую. Парекклезия покрыта фресками :
Фреска Анастасиса в пареклезии церкви Хора.
Богородица с младенцем, расписной купол парекклесиона церкви Хора.
Крупный план Богородицы с младенцем, купол парекклесиона
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Музеем Карие. |
Координаты : 41 ° 01′52 ″ N 28 ° 56′21 ″ E / 41,03111 ° N 28,93917 ° E / 41,03111; 28.93917