на персидском языке: بیشاپور | |
Руины Бишапура | |
показаны в Иране | |
Альтернативное название | Бишапур |
---|---|
Местоположение | Казерун, Провинция Фарс, Иран |
Координаты | 29 ° 46′40 ″ N 51 ° 34'15 ″ E / 29,77778 ° N 51,57083 ° E / 29,77778; 51,57083 Координаты : 29 ° 46'40 ″ N 51 ° 34'15 ″ E / 29,77778 ° N 51,57083 ° E / 29,77778; 51,57083 |
Тип | Поселение |
История | |
Строитель | Шапур I |
Основан | 226 г. н.э. |
Культуры | Персидские (сасанидские) эпохи) |
Бишапур (среднеперсидский : Бай-Шапур; персидский : بیشاپور, Бишапур) был древним городом в Сасанидской Персии ( Иран ) на древней дороге между Персидой и Эламом. Дорога соединяла сасанидские столицы Эстахр (очень близко к Персеполис ) и Ктесифон. Он расположен к югу от современного в уезде Казерун провинции Парс, Иран.
Бишапур был построен недалеко от переправы через реку, и на том же месте есть также форт. с высеченными в скалах водохранилищами и речной долиной с шестью сасанидскими скальными рельефами.
Самая важная особенность этого города - это сочетание персидского и римского искусства и архитектуры, невиданное до строительства Бишапура. До того, как был построен Бишапур, почти все основные города Персии / Ирана имели круглую форму, как старый город в Фирузабаде или Дарабе. Бишапур - первый персидский город с вертикальными и горизонтальными улицами. Также в городе, особенно в дизайне интерьеров, мы можем увидеть плитку, адаптированную из римского искусства
Имя Бишапур происходит от Бай-Шапур, что означает Господь Шапур.
Согласно надписи, сам город был основан в 266 году нашей эры Шапуром I (241-272), который был вторым царем Сасанидов и нанес римлянам тройное поражение, убив Гордиан III, захватил Валериана и заставил Филиппа Араба сдаться. В своей родной провинции Фарс он построил новую столицу, соответствующую его амбициям: Бишапур, город Шапура. За пределами города Шапур украсил стороны ущелья реки Бишапур огромным историческим рельефом в память о своем тройном триумфе над Римом. Один из этих барельефов полукруглой формы имеет ряды регистров с папками солдат и лошадей, намеренно имитируя сюжетные сцены на колонне Траяна в Риме.
В Бишапуре король также представил сасанидские изображения царского владения, которые будут скопированы его преемниками: король и бог встречаются лицом к лицу, часто верхом на лошади, а бог - обычно Ахура Мазда - протягивает государю королевскую диадему.
В городе есть замечательный плотинный мост в Шуштаре, построенный римскими солдатами, попавшими в плен после поражения Валериана в 260. Однако, это было не совсем новое поселение: археологи обнаружили останки парфян и веков.
Город оставался важным до арабского завоевания Персии до подъема ислама во второй четверти VII века нашей эры. В 10 веке здесь еще жили люди.
Город имеет прямоугольный план с сеткой регулярных внутригородских улиц, напоминающий римский градостроительный план. Этот замысел ни разу не повторился в архитектуре Ирана.
Это место было расчищено русско-французским археологом Романом Гиршманом в 1930-х годах. Британский археолог Джорджина Херрманн также написала книгу о сасанидских наскальных рельефах в Бишапуре, которая была опубликована в 1980 году.
. Основная часть раскопок проходила в царском секторе, на востоке города. Водный храм, интерпретируемый как храм Анахиты, был построен около дворца. В центре - крестообразное пространство с восемью большими квадратными экседрами, украшенными 64 нишами. Французские экскаваторы полагали, что он был перекрыт купольной крышей, но эта реконструкция была отклонена. На западе находится двор, украшенный мозаикой; на востоке квадратный айван использовался как приемная. Его стены, должно быть, были покрыты небольшими лепными украшениями: рядами медальонов, полосами листвы и увенчаны зубцами, унаследованными от архитектуры Ахеменидов. Все эти декоративные приемы использовались и после исламского завоевания Персии.
. Пол был вымощен черными мраморными плитами с мозаичной каймой. Вдоль стен проходит узкая полоса с изображением голов и масок на белом фоне спереди или в профиль. В верхней части каждой ниши было изображение обнаженных женщин под прозрачными вуалами: куртизанок, музыкантов, танцовщиц, женщин, плетущих гирлянды, вместе с несколькими богато одетыми знатными дамами.
Сасанидская эпоха Мраморная мозаика на тротуаре. Раскопки Романа Гиршмана, ок. 1939–1941 Отдел ближневосточных древностей, Сулы, цокольный этаж, комната 16, Лувр.Викискладе есть материалы, связанные с Бишапуром. |