Машааллах ибн Атари | |
---|---|
Родился | 740 Басра, Аббасидский халифат, Ирак |
Умер | 815 (75 лет) Багдад, Аббасидский халифат, Ирак |
Занятие | Астроном |
Ма Ша 'Аллах ибн Атари ( арабский : ما شاء الله إبن أثري) (ок. 740–815 гг. Н. Э.) Был персидским еврейским астрологом, астрономом и математиком восьмого века. Родом из Хорасана, он жил в Басре (современный Ирак ) во время правления аль-Мандура и аль-Мамуна и был среди тех, кто ввел астрологию и астрономию в Багдад в конце 8-го и начале 9-го веков. Библиограф аль-Надим в своем « Фихристе» описал его «как добродетельного и в свое время лидера науки юриспруденции, то есть науки суждений о звездах». Он служил придворным астрологом халифата Аббасидов и написал множество работ по астрологии на арабском языке. Некоторые латинские переводы сохранились.
Арабская фраза ма sha`a аллах указывает на принятие верующего Божьего ordainment хорошего или плохого состояния. Имя (Ма) Ша'Аллах, вероятно, является арабским переводом еврейского Ш'лух ( иврит : שִׁילוה), что является именем Мессии, упомянутого в Бытии 49:10. Ан-Надим пишет, что имя Машаллы «Миша» означает «йитро» ( يثرو), что, вероятно, является еврейским именем Джетро, от йитры («изобилие»). Латинские переводчики называли его многими вариантами, такими как Мессахала, Мессахалла, Мессала, Маселлама, Макеларма, Мессахала и т. Д. Кратер Мессала на Луне назван в его честь.
Астрология |
---|
Астрологическая карта нового тысячелетия |
Фон |
Традиции |
ветви |
Знаки зодиака |
|
В молодости он участвовал в основании Багдада для халифа аль-Мандура в 762 году, работая с группой астрологов во главе с Персидским Наубахтом над составлением избирательного гороскопа для основания города и строительства обсерватории. Приписываемый автору более двадцати названий, преимущественно по астрологии, его авторитет на протяжении веков устанавливался на Ближнем Востоке, а затем и на Западе, когда гороскопическая астрология была передана в Европу с XII века. Его сочинения включают в себя как то, что было бы признано традиционной хорарной астрологией, так и более ранний тип астрологии, который составляет карты консультаций, чтобы угадать намерения клиента. В его творчестве очевидно сильное влияние Гермеса Трисмегиста и Дорофея.
Трактат Машаллы «De mercibus» (« О ценах») является старейшим известным научным трудом на арабском языке и единственным его произведением на арабском языке. Были сделаны многочисленные переводы на средневековую латынь, византийский греческий и иврит.
Гравюра Альбрехта Дюрера с титульного листа De scientia motus orbis (латинская версия с гравировкой, 1504 г.). Как и во многих средневековых иллюстрациях, чертежный компас здесь является символом религии, а также науки, в отношении Бога как архитектора творения.Одной из самых популярных его работ в средние века был космологический трактат. Это исчерпывающее описание космоса в духе Аристотеля охватывает многие темы, важные для ранней космологии. Постулируя вселенную с десятью сферами, она отклоняется от традиционной космологии. Машаллах нацелился на непрофессионального читателя и проиллюстрировал свои основные идеи понятными диаграммами. Были напечатаны две версии рукописи: короткая версия (27 глав) De scientia motus orbis и расширенная версия (40 глав) De elementis et orbibus. Краткую версию перевел Герардо Кремонский (Жерар Кремонский ). Оба были напечатаны в Нюрнберге в 1504 и 1549 годах соответственно. Это произведение обычно сокращается до De orbe.
Трактат Машаллы об астролябии (стр. 10) является первым известным в своем роде. Позже переведен с арабского на латынь ( De Astrolabii Compositione et Ultilitate). Точный источник « Трактата об астролябии» Джеффри Чосера (1391 г.) на среднеанглийском языке не установлен, но большинство его «выводов» прямо или косвенно восходят к латинскому переводу работы Машаллаха, названному Compositio et Operatio Astrolabii. Описание инструмента Чосером усиливает слова Машаллы, и его задолженность была признана Джоном Селденом в 1613 году и установлена Уолтером Уильямом Скитом. Хотя Марк Харви Лидделл считал, что Чосер обратил на Де Sphaera от Джона де Сакробоско для существенной части своих астрономических определений и описаний несоответствие свидетельствует о его вероятный источник был еще один сборник. Трактат Скита об астролябии включает в себя коллотипное факсимиле MS латинской версии второй части работы Машаллаха, которая параллельна работе Чосера. Это также можно найти в RT Gunther's, Chaucer и Messahala по астрологии. De Elementis и др orbibus был включен в Gregor Reisch «s Маргарита phylosophica (изд- во, Freiburg, 1503,.. Сутер говорит текст включен в Базельском издании 1583). Его содержание в первую очередь касается конструкции и использования астролябии.
В 1981 году Пол Куницш утверждал, что трактат об астролябии, давно приписываемый Машалле, на самом деле написан Ибн аль-Саффаром.
Другие астрономические и астрологические сочинения цитируются Сутером и Штейншнейдером.
Появляется ирландский астрономический трактат, частично основанный на средневековой латинской версии Машалла. Две трети трактата - это частичный парафраз, частичный перевод.
Ученый и астролог XII века Авраам ибн Эзра перевел на иврит два астрологических трактата Машаллы: Шеелот и Шадрут (Steinschneider, Hebr. Uebers. Pp. 600–603).
Одиннадцать современных переводов астрологических трактатов Машаллы были переведены с латыни на английский.
Машаллах постулировал вселенную с десятью сферами, а не модель с восемью сферами, предложенную Аристотелем, и модель с девятью сферами, которая была популярна в его время. Во всей планетарной модели Машалла приписывает Вселенной 26 сфер, которые объясняют относительное положение и движение семи планет. Из десяти сфер первые семь содержат планеты, а восьмой - неподвижные звезды. Девятая и десятая сферы были названы Машаллахом «Сфера знаков» и «Великая сфера» соответственно. Оба эти шара беззвездны и движутся с суточным движением, но десятый шар движется в плоскости небесного экватора, а девятый шар движется вокруг полюсов, наклоненных на 24 ° по отношению к полюсам десятого шара. Девятое также разделено на двенадцать частей, названных в честь зодиакальных созвездий, которые можно увидеть под ними в восьмом круге. Восьмая и девятая сферы движутся вокруг одних и тех же полюсов, но с разным движением. Девятая сфера движется ежедневно, так что 12 знаков статичны по отношению к равноденствиям, восьмая сфера неподвижных звезд перемещается на 1 ° за 100 лет, так что 12 зодиакальных созвездий подвижны по отношению к равноденствиям. Восьмой и девятый сферы, движущиеся вокруг одних и тех же полюсов, также гарантируют, что 12 стационарных знаков и 12 подвижных зодиакальных созвездий перекрываются. Описывая вселенную таким образом, Машаллах пытался продемонстрировать естественную реальность 12 знаков, подчеркивая, что звезды расположены относительно знаков и что фундаментальные природные явления, такие как начало сезонов, изменения погоды, и течение месяцев происходит в подлунной области, когда Солнце входит в знаки девятого шара.
Машаллах был сторонником идеи о том, что соединения Сатурна и Юпитера определяют время важных событий на Земле. Эти соединения, которые происходят примерно каждые двадцать лет, имеют место в одной и той же тройственности в течение примерно двухсот лет, и особое значение придается переходу в другую тройственность.
Сноски
Цитаты
Библиография