История Стамбула

редактировать

Изображение Стамбула, тогда известного на английском языке как Константинополь, от Молодежи «История Рима Шарлотты Мэри Йондж.

Город, известный сегодня как Стамбул, был местом поселения людей в течение примерно трех тысяч лет. Поселение, самое раннее известное название которого - Лигос, было основано фракийскими племенами. Он был колонизирован греками в 7 веке до нашей эры. Он попал в состав Римской республики в 196 г. до н.э. и был известен как Византия до 330 г., когда был переименован в Константинополь и стал новой столицей <87 г.>Римская империя. В течение поздней античности город стал крупнейшим в западном мире с населением, достигшим почти полумиллиона человек. Константинополь был столицей Византийской империи, которая закончилась падением Константинополя в 1453 году. Константинополь затем стал столицей Османской империи.

. Население уменьшилось в течение средневекового периода, но со временем Османская империя приблизилась к своему историческому пику, город вырос до почти 700 000 жителей в 16 веке, что снова вошло в число самых густонаселенных городов мира. Когда в 1923 году была основана Турецкая Республика, столица была перенесена из Константинополя в Анкару (ранее Ангора). С 1930 года местное название «Стамбул» было единственным официальным названием города на турецком языке и с тех пор заменило традиционное название «Константинополь» в большинстве западных языков.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Лигос
  • 3 Византия
  • 4 Поздний римский период и Восточная Римская (Византийская) империя
  • 5 Османская империя
    • 5.1 Завоевание
    • 5.2 Империал капитал
    • 5.3 Основы
    • 5.4 Модернизация
  • 6 Турецкая Республика
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
Предыстория

Люди жили в область, известная теперь как Стамбул, по крайней мере, с неолита периода. Самое раннее известное поселение датируется 6700 годом до нашей эры, обнаружено в 2008 году во время строительных работ станции метро Йеникапы и туннеля Мармарай на историческом полуострове на Европейская сторона. Первое поселение людей на анатолийской стороне, курган Фикиртепе, относится к периоду медного века, а артефакты датируются периодом с 5500 по 3500 год до нашей эры. Неподалеку Кадыкёй (Халкидон ) было обнаружено портовое поселение, датируемое финикийцами.

Лигос

Первое название города было Лигос согласно Плинию Старшему в его исторических отчетах. Основан фракийскими племенами вместе с соседней рыбацкой деревней Семистра. На сегодняшний день сохранилось лишь несколько стен и подструктур, принадлежащих Лигосу, недалеко от мыса Сераглио (турецкий : Сарайбурну), где сейчас стоит знаменитый дворец Топкапы. Лигос и Семистра были единственными поселениями на европейской стороне Стамбула. На азиатской стороне находилась финикийская колония. На месте Лигоса была расположена более поздняя Византия, поэтому Лигос считается городом, который дал начало Стамбулу.

Византия

Византия (Βυζάντιον), латинизированная как Византия, было следующим названием города. Считается, что это имя имеет фракийское или иллирийское происхождение и, таким образом, предшествует греческому поселению. Это может быть производное от фракийского или иллирийского личного имени Визас. Древнегреческая легенда упоминает легендарного царя Бизаса как лидера мегареанских колонистов и одноименного основателя города. Мыс Мода в Халкидоне был первым местом, которое греческие поселенцы из Мегары выбрали для колонизации в 685 г. до н.э., до колонизации Византии на европейской стороне Босфора. под командованием царя Визаса в 667 г. до н.э. Византия была основана на месте древнего портового поселения под названием Лигос. В период Византии Акрополь раньше стоял там, где сегодня стоит дворец Топкапы.

Перейдя на сторону Песценния Нигера против победившего Септимия Севера, город был осажден Римом и сильно пострадал в 196. г. н.э. Византия была перестроена римским императором Септимием Севером и быстро вернула себе прежнее процветание, будучи временно переименована императором в Августа Антонина в честь своего сына.

Поздний римский период и Восточно-Римская (Византийская) империя
Впечатление художника от Константинополя

Расположение Византии привлекло Константина Великого в 324 году после пророческого сон, как говорят, определил местонахождение города; но истинной причиной этого пророчества, вероятно, была окончательная победа Константина над Лицинием в битве при Хризополе (Ускудар ) на Босфоре, 18 сентября 324 г., положившее конец гражданской войне между римскими соправителями и положившее конец последним пережиткам системы Тетрархии, во время которой Никомедия (ныне Измит, в 100 км к востоку от Стамбула) был самой древней римской столицей. Византия (теперь переименованная в Нова Рома, которая в конечном итоге стала Константинополисом, то есть городом Константина) была официально провозглашена новой столицей Римской империи в 330 году. В конце своего правления в 337 году Константин провозгласил свои три сыновья как сонаследники Римской империи в системе соправительства. Однако сыновья не могли мирно править вместе, и их военное соперничество раскололо империю на линии север-юг вдоль Балканского полуострова. Официально территория была разделена в 395 году, когда Феодосий I (правил в 379-395 гг.) Умер, оставив своего сына Гонория императором западной половины, а другого его сына Аркадия императором восточной части империи. 127>

Константинополь стал столицей Восточной Римской (Византийской) Империи. Сочетание имперской власти и ключевого местоположения на пересечении континентов из Европы и Азии и более поздних Африка и другие регионы играли важную роль с точки зрения торговли, культуры, дипломатии и стратегии. Он был центром греческого мира и на протяжении большей части византийского периода самым большим городом в Европе. Обращение Константина в христианство в 312 г. подтолкнуло Римскую империю к христианизации, а в 381 г., во время правления Феодосия I, официальной государственной религией Римской империи стало христианство, превратив Константинополь в процветающую религиозную центр.

На протяжении пятого века западная половина Римской империи потеряла большую часть своей власти из-за упадка политической, экономической и социальной ситуации, последний западный император был свергнут германскими наемниками в 476 году нашей эры; восточная же половина процветала. По мнению историков, эта процветающая Восточная Римская империя тогда была классифицирована как Византийская империя, чтобы отличить ее от Римской империи. Эта империя была отчетливо греческой по культуре и стала центром греческого православного христианства после более раннего раскола с Римом, и была украшена множеством великолепных церквей, в том числе Собор Святой Софии, когда-то самый большой в мире собор. Остается резиденция Константинопольского Патриарха, духовного лидера Восточной Православной Церкви.

Самым известным византийским императором был Юстиниан (527-565). Во время своего правления он расширил Византийскую империю до самых больших границ, простираясь от Палестины до самой оконечности Испании. Среди других его достижений - знаменитая церковь Святой Софии и система организованного права, называемая Кодексом, которая была завершена в 534 году. Однако правление Юстиниана оказало наибольшее влияние на Византийскую империю.

Начиная с 600-х годов, в результате военных действий власть Константинополя колебалась между упадком и прогрессом. Альянс с Европой постепенно начал отказываться от Византийской империи между седьмым-восьмым веками, когда византийская и римская церкви расходились во мнениях по различным вопросам. Однако различительный разрыв между двумя церквями заключался в использовании икон в церкви. Иконы, будучи изображениями христианских святых людей, таких как Иисус Христос, Дева Мария и святые, для византийских христиан были чем-то большим, чем просто изображениями; считалось, что они обладают святой силой, влияющей на повседневную жизнь людей. Хотя многие византийцы поклонялись иконам, многие выступали против икон, потому что они подвергали сомнению власть императора. Наконец, в 726 году император Лев III (правил в 717–741 годах) приказал уничтожить все иконы. Уничтожение икон реорганизовало и переориентировало византийских правителей в имперской власти. Яростное сопротивление иконам противоречило терпимости папы к изображениям. Папство не желало позволять уничтожать священные изображения и иконы, и это привело в конечном итоге к разделению. Их разделение вызвало ненависть между двумя церквями, и сотрудничество между ними было борьбой.

Примерно с 9-го по 13-й века Константинополь установил сложные отношения с зарождающимся, а затем и самым крупным и развитым государством того времени в Европе - Киевской Руси. Константинополь сыграл значительную роль в развитии, культуре и политике Киевской Руси. Многие киевские князья были женаты на дочерях византийских императоров, и благодаря этой связи Восточная Европа стала православной после того, как была обращена в христианство Владимиром Великим из Киева. Однако эти отношения не всегда были дружескими - Константинополь за эти 400 лет несколько раз был разграблен киевскими князьями, что вынудило Константинополь подписать все более благоприятные для Киева договоры, тексты которых сохранились в Первичной летописи. и другие исторические документы (см. Русско-Византийские войны ). Византийцы постоянно противопоставляли друг другу Киев, Польшу, Болгарию и другие европейские народы того времени.

Около 1204 года власть Константинополя начала приходить в упадок. Из-за провала Третьего крестового похода уверенные в себе западные европейцы решили снова попытаться захватить Святой город Иерусалим в Четвертом крестовом походе ; но на этот раз их план состоял в том, чтобы захватить и Византийскую империю. В 1204 году западные армии захватили Константинополь и разграбили город в поисках сокровищ. Папа осудил разграбление Константинополя, но приказал крестоносцам на год закрепить свои завоевания в городе. Крестоносцы выбрали Болдуина из Фландрии новым византийским императором; он вместе с другими князьями и венецианцами разделил Империю между собой; они так и не добрались до Иерусалима. Эта новая Латинская империя в Константинополе просуществовала до 1261 года, когда византийцы под командованием Михаила VIII Палеолога отбили город и некоторые прилегающие территории. После этого Константинополь так и не обрел былую славу. Константинополь превратился не в процветающий мегаполис, а в собрание деревень и стал полу- городом-призраком с, как Ибн Баттута, засеянными полями внутри городских стен. К 1453 году в городе проживало менее одной десятой его прежнего населения.

Османская империя

Город, известный также в Османском турецком как Ḳosṭanṭīnīye (قسطنطينيه от арабской формы al-Qusṭanṭīniyyah القسطنطينية) или Стамбул (в то время как его христианские меньшинства продолжал называть его Константинополем, как и люди, писавшие на французском, английском и других западных языках), был столицей Османской империи с момента ее завоевания в 1453 году до краха империи в 1922 году.

Существуют две теории относительно того, откуда произошло название Стамбул, одна из которых «εις την Πόλη» по-гречески означает «Город» произносится как «ис-тин-поли». В качестве альтернативы переименование Константинополя в Стамбул могло быть получено из "Stanbul", русско-тюркского (иностранного сокращенного) слова (Κωνσταντινούπολη), произносимого как "Константинополи".

Кроме того, турки не могли правильно произносить слова, начинающиеся с двумя константами и начинающимися с «s» без добавления «i» впереди. Таким образом, для турок Станбул стал Стамбулом, аналогично Измиру для Смирна (Σμύρνη) и т. Д.

Завоевание

Мельхиор Лорк - Константинопольский проспект (16 век)

29 мая 1453 г. Султан Мехмед II «Завоеватель», вошел в Константинополь после 53-дневной осады, во время которой его пушка пробила огромную дыру в стенах Феодосия II. Город стал третьей столицей Османской империи.

. Мехмед начал осаду 6 апреля 1453 года. Он нанял инженеров, чтобы построить пушки и бомбы по этому случаю. Он также приобрел ученых и имамов, чтобы воодушевить солдат. В соответствии с шариатом (священный мусульманский закон) Мехмед дал византийскому императору Константину Палеологу (1449–1453) три возможности сдать город. Он гарантировал безопасность жителей города с их богатством, верованиями и честью. Константин мужественно отказался от предложения. После более чем месяца боев советники Мехмеда начали терять надежду. Против их совета Мехмед продолжал бороться. В ночь перед финальным штурмом он изучил предыдущие попытки овладеть городом, чтобы определить потенциально успешные подходы. Утром 29 мая 1453 г. султан приказал адзан (призыв к молитве). Это была не обычная молитва по религиозным причинам, а скорее тактика запугивания: вид всей османской армии, вставшей на колени для молитвы, явился устрашающим проявлением единства византийских сил, призванных преодолеть их разум перед своим телом.

С момента начала боевые действия продолжались сорок восемь дней. Стена начала рушиться, когда Константин послал папе письмо с просьбой о помощи. В ответ папство отправило пять кораблей с подкреплением, оружием и припасами. Другая тактика защиты заключалась в том, что Константин блокировал порт, чтобы османская армия не могла проникнуть в него кораблями. Мехмед приказал своим людям проложить путь из замасленных веток деревьев, чтобы вывести восемьдесят кораблей по суше, и поместил их в залив за вражескими кораблями. Османские корабли сожгли византийские в морском сражении.

Поскольку византийская армия все еще держалась после этого поражения, султан подумал, что пришло время установить свое секретное оружие - огромную мобильную башню. Эта башня могла вместить множество солдат, которые могли находиться на одном уровне со стенами города, что облегчало им проникновение в Константинополь. Первая группа османов, вошедшая в город, была почти сразу же убита, в результате чего другие мусульмане начали отступать. Видя это, султан подбадривал своих солдат. Вскоре после ободрения султана мусульмане сломали стену в двух местах и ​​вошли в город. В последней попытке защитить его Константин атаковал поднятым вражеским мечом; однако он был побежден и убит.

Наконец, Константинополь оказался под властью Османской империи. Мехмед вошел в Константинополь через то, что сейчас известно как Ворота Топкапы. Он немедленно поехал на своей лошади к Святой Софии, которую приказал уволить. Он приказал, чтобы имам встретился с ним там, чтобы повторить мусульманский Символ веры: «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад - Пророк Аллаха». Он превратил православный собор в турецкую мечеть, укрепив турецкое правление в Константинополе. Мехмед приказал разграбить город на три дня; в это время имели место массовые преследования мирных жителей города, в результате которых тысячи людей были убиты, изнасилованы и депортированы. После разграбления главная забота Мехмеда о Константинополе была связана с восстановлением обороны города и повторным заселением. Строительные проекты были начаты сразу после завоевания, которые включали ремонт стен, строительство цитадели и строительство нового дворца. Мехмед издал приказы по всей своей империи, чтобы мусульмане, христиане и евреи переселили город; он потребовал, чтобы пять тысяч семей были депортированы в Константинополь к сентябрю.

Имперская столица

К 1459 году султан вложил много энергии в обеспечение процветания Константинополя. В нескольких кварталах города были созданы благочестивые фонды; Эти области состояли из теологического колледжа, школы (или медресе, обычно соединенного с мечетью), общественной кухни и мечети. В том же году Мехмед издал приказ, чтобы всем грекам, покинувшим Константинополь в качестве рабов или беженцев, было разрешено вернуться. Эти действия привели к тому, что он снова стал процветающей столицей Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного в Османской империи с 1520 по 1566 год было периодом великих художественных и архитектурных достижений. Знаменитый архитектор Мимар Синан спроектировал множество мечетей и других величественных зданий в городе, а также процветало османское искусство керамики и каллиграфии. Многие текке сохранились до наших дней; некоторые в виде мечетей, а другие превратились в музеи, такие как Черрахи Текке, мечети Сюнбюль Эфенди и Рамазан Эфенди и тюрбы в Фатихе, Галата Мевлевиханеси в Бейоглу, Яхья Эфенди текке в Бешикташ и Бекташи Текке в Кадыкёй, который теперь обслуживает алеви Мусульмане как cemevi.

Панорамный вид на исторический полуостров Стамбул, смотрящий на запад от южного входа в пролив Босфор на Мраморное море. Слева направо видны Голубая мечеть, Собор Святой Софии и Дворец Топкапы, а также уцелевшие участки Морских стен Константинополь. Галатская башня видна в дальнем правом углу изображения, напротив Золотого Рога. Арки и своды Манганы византийской эпохи (Оружейная палата) и находившегося внутри монастыря Святого Георгия видны между Голубой мечетью и собором Святой Софии, недалеко от берега (из-за его видного положения рядом с Серальо Пункт, Манганский монастырь Святого Георгия был хорошо известен западным морякам, которые с XIII века называли Босфор «рукой Святого Георгия».) Купол Святой Ирины может справа от собора Святой Софии.

В последние годы Византийской Империи население Константинополя неуклонно падало, бросая великий имперский город в тень его былой славы. Для Мехмета II завоевание было только первым этапом; второй - придал старому городу совершенно новую космополитическую социальную структуру. Большая часть того, что осталось от византийского населения - всего 30 000 человек - была депортирована. Согласно турецкой хронике «Ашикпашазаде»,

Мехмет затем послал офицеров во все свои земли, чтобы объявить, что любой желающий должен прийти и завладеть в Константинополе в качестве безусловного владения домами, садами и садами... Несмотря на эту меру, город не был заселен. Тогда султан приказал, чтобы из каждой страны были привезены силой семьи, богатые и бедные... и теперь город стал многолюдным.

Вид Константинополя, написанный Луиджи Майером

Мехмет лично заинтересовался созданием своей новой столицы. По его приказу большая мечеть и колледж Фатих были построены на старых могилах византийских императоров в церкви Святых Апостолов. Постепенно великий христианский город превратился в великий мусульманский город. Тем не менее, город не должен был быть полностью мусульманским, по крайней мере, до конца 20 века. славянам, грекам, евреям и армянам, всем, чьи разнообразные навыки были необходимы, было разрешено селиться в городе, который должен был стали известны как алем пенах - убежище вселенной. По переписи 1477 г. мусульманами занимали 9 486 домов; 3743 греки; 1647 евреев; 267 христиан из Крыма и 31 цыган. Мехмед также восстановил Константинополь, как он еще назывался в то время, как центр православного патриархата.

Вид на мыс Сераглио из Пера, с Босфором слева, входом в Золотой Рог справа, и Мраморное море с Принцевыми островами на горизонте

. В районе Галатской башни жила итальянская община. Сдавшись перед падением города, Мехмед позволил им сохранить элемент самоуправления. Спустя несколько поколений они поставляли для Османского двора переводчиков и дипломатов. После завоевания Египта в 1517 году и признания султаном положения халифа Константинополь приобрел дополнительное значение в глазах мусульман. Мечети, построенные Сулейманом Великолепным и его преемниками, придали городу уникальный облик, который он сохраняет до сих пор. Однако отдельные сообщества по-прежнему жили в замкнутых областях и почти не имели социального взаимодействия, что могло стать источником проблем в будущем.

До восемнадцатого века уровень жизни был, по крайней мере, равен большинству жителей Европы. Например, в период с шестнадцатого по восемнадцатый век рост заработной платы городских мастеров был на уровне южной и центральной Европы.

Фонды

«Фонды» - это вакифы в турецком. Большой базар (1455 г.) и дворец Топкапы (1459 г.) были построены в годы после турецкого завоевания. Были выделены религиозные фонды для финансирования строительства мечетей, таких как Фатих (1463 г.) и связанных с ними школ и общественных бань. Город нужно было заново заселить, сочетая силу и поддержку.

Константинийе из «Книги навигации» Пири Рейса, ок. 1525. Север внизу. Принцевы острова находятся наверху. Справа - старый город Константинополь или Стамбул (современный Фатих ). Справа внизу через Золотой Рог находится Пера (Бейоглу). Азиатский Стамбул (Ускюдар / Скутари, Кадыкёй ) лежит через Босфор слева.

Правление Сулеймана было временем великого искусства и архитектурные достижения. Архитектор Синан спроектировал множество мечетей и других великих зданий в городе, при этом процветало османское искусство керамики и каллиграфии.

Суфийские ордена, которые были так широко распространены в исламском мире и у которых было много последователей, активно участвовавших в завоевании города, поселились в столице. В течение Османской времен более 100 Теккес действовали только в городе. Многие из этих Текке сохранились до наших дней, некоторые в виде мечетей, а другие - в виде музеев, таких как Джеррахи Текке в Фатихе, Сунбул Эффенди и Рамазан Эффенди. Мечеть и Турбес также в Фатих, Галата Мевлевихане в Бейоглу, Яхья Эффенди Текке в Бешикташ, и Бекташи Текке в Кадыкёй, который теперь служит алеви мусульманам как Джем Эви.

Модернизация

С годами население увеличивалось с 80 000 человек на момент смерти Мехмета до 300 000 к 18 веку и 400 000 в 1800 году. Столица империи, раскинувшейся на территории Европы, Азии и Африки, также стала важный дипломатический центр, с несколькими иностранными посольствами. Лишь после 1922 года, после войны между Грецией и Турцией, ситуация действительно начала меняться.

Город был модернизирован с 1870-х годов, за счет строительства мостов, создания надлежащая система водоснабжения, использование электрического освещения и введение трамваев и телефонов.

Панорамный вид на город в 1870-х годах с Галатской башни
Турецкая Республика
Этнорелигиозные группы в Стамбуле (1896-1965). Мультикультурный город в 1896 году с 50,5% мусульманским населением превратился в преимущественно мусульманский после 1925 года. См. Демография Стамбула

После Первой мировой войны Мудросское перемирие постановило, что Константинополь будет оккупирован союзными войсками. 13 ноября 1918 года началась оккупация Константинополя союзными войсками, закончившаяся 4 октября 1923 года.

Когда Турецкая Республика была основана при Мустафе Кемаль Ататюрк 29 октября 1923 года столица была перенесена из Константинополя в Ангору, которая на английском языке стала Анкарой. Как следствие, численность населения сократилась с примерно 1 125 000 в 1914 году до примерно 500 000 в 1924 году; но население неуклонно росло в конце ХХ века, и в 2000 году численность столичного населения превысила 10 миллионов человек.

Нынешнее название города Стамбул - это сокращенная версия средневековой греческой фразы «εἰς τὴν Πόλιν» с турецким характером. [это олово ˈpolin], что означает «в город», что долгое время использовалось местным населением. Международное название Константинополь также использовалось до тех пор, пока Турция не адаптировала латинский алфавит в 1928 году и не призвала другие страны использовать турецкое название города на своих языках и в своих почтовых сетях. В 1929 г. агентам Ллойда сообщили, что телеграммы теперь должны быть адресованы в «Стамбул» или «Стамбул», но The Times заявила, что почта все еще может доставляться в «Константинополь». Однако The New York Times заявила в том году, что почта в «Константинополь» больше не может доставляться. В 1929 году турецкие националисты выступали за использование Стамбула на английском языке вместо Константинополя. США Государственный департамент начал использовать слово «Стамбул» в мае 1930 года.

С образованием новой Турецкой республики, построенной на волне национализма, произошел массовый исход значительной части греческого и армянского населения из Стамбул, переставший быть столицей. После погрома 1955 улетела и оставшаяся фракция.

В первые годы республики Стамбул игнорировался в пользу Анкары, новой столицы. Однако, начиная с конца 1940-х и начала 1950-х годов, Стамбул претерпел большие структурные изменения, поскольку по всему городу были построены новые общественные площади (такие как Площадь Таксим ), бульвары и проспекты; иногда за счет сноса многих исторических построек.

В сентябре 1955 года многие предприятия этнических греков были разрушены во время стамбульского погрома. Это ускорило отъезд греков из города и из Турции. Евреи, армяне и грузины также подвергались нападениям.

Начиная с 1970-х годов, население Стамбула начало быстро расти, так как люди из Анатолии мигрировали в город, чтобы найти работу на многих новых фабриках, построенных на окраинах обширного мегаполиса. Этот внезапный резкий рост населения города вызвал большой спрос на жилищное строительство, и многие ранее удаленные деревни и леса оказались поглощены большим мегаполисом Стамбула.

В 2013 году Площадь Таксим была центром протестов в парке Гези, протестующие выразили протест по широкому кругу вопросов, в основе которых лежали вопросы свободы пресса, выражения мнений, собрания и посягательства правительства на секуляризм Турции.

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Боярин, Эбру; Флит, Кейт. Социальная история Османского Стамбула (Cambridge University Press, 2010. 376 стр.) онлайн-обзор
  • Дервиш, Пелин, Бюлент Танжу и Угур Танели, ред. Стать Стамбулом: Энциклопедия (Стамбул: Офсет Япымеви, 2008)
  • Свободно, Джон. Стамбул: Имперский город (Пингвин, 1998). Популярная история
  • Гёктюрк, Дениз, Левент Сойсал и Ипек Тюрели, ред. Ориентируясь на Стамбул: культурную столицу Европы? (Routledge, 2010)
  • Хофманн, Анна; Онджу, Айше (ред.): «История имеет место - Стамбул, динамика городских изменений», JOVIS Verlag Berlin 2015, ISBN 978-3-86859-368-6
  • Иналчик, Халил; Quataert, Дональд. Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914 гг.
  • Кафадар, Джемаль. Между двумя мирами: строительство османского государства.
  • Кафескиоглу, Чигдем. Константинополис / Стамбул: культурная встреча, имперское видение и строительство османской столицы (Пенсильванский государственный университет, 2009) 295 стр. онлайн-обзор
  • Кейдер, Чаглар изд. Стамбул между глобальным и локальным (Rowman Littlefied Publishers, 1999).
  • Мансель, Филип. Стамбул: город желаний мира, 1453-1924 (Лондон: Джон Мюррей, 1995); Популярная история
  • Миллс, Эми Улицы памяти: ландшафт, терпимость и национальная идентичность в Стамбуле (University of Georgia Press, 2010) 248 стр. онлайн-обзор
  • Цюрхнер, EJ. Турция в современном История
Последняя правка сделана 2021-05-23 13:58:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте