Церковь Святых Апостолов

редактировать

Координаты : 41 ° 1′11 ″ N 28 ° 56′59 ″ E / 41.01972 ° N 28.94972 ° E / 41.01972; 28.94972

Изображение из Ватиканского кодекса Vat.gr.1162 (XII век), которое считается изображением Церкви Святых Апостолов

Церкви Святых Апостолов (греч. : Ἅγιοι Ἀπόστολοι, Agioi Apostoloi; турецкий : Havariyyun Kilisesi), также известный как Imperial Polyandreion (императорское кладбище), был греком восточно-православным церковь в Константинополе, столице Восточной Римской империи. Первая постройка датируется 4 веком, хотя будущие императоры будут ее дополнять и улучшать. Он был вторым по величине и значению после Святой Софии среди великих церквей столицы. Когда Константинополь пал перед османами в 1453 году, Святые Апостолы на короткое время стали резиденцией Вселенского Патриарха Греческой Православной Церкви. Три года спустя здание, которое находилось в полуразрушенном состоянии, было оставлено Патриархом, а в 1461 году оно было снесено османами, чтобы освободить место для мечети Фатих.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание и влияние
    • 2.1 Здание Константина
    • 2.2 Здание Юстиниана
  • 3 Могилы
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История

Первоначальный храм Святых Апостолов был посвящен примерно в 330 г. Константином Великим, основателем Константинополя, новой столицы Римская империя. Церковь была недостроена, когда Константин умер в 337 г., и ее завершил его сын и преемник Констанций II, который похоронил здесь останки своего отца. Церковь была посвящена Двенадцати Апостолам из Иисуса, и Император намеревался собрать мощи всех Апостолов в церкви. Для этого предприятия были приобретены только мощи святого Андрея, святого Луки и святого Тимофея (последние два не строго апостолы), а в более поздние века они пришли можно предположить, что церковь была посвящена только этим троим.

Во время правления императора Юстиниана I церковь перестала считаться достаточно большой, и на том же месте была построена новая церковь Святых Апостолов. Историк Прокопий приписывает перестройку Юстиниану, а писатель, известный как Псевдо-Кодин, приписывает это императрице Феодоре. Новая церковь была спроектирована и построена архитекторами Анфемием из Тралл и Исидором Милетским, теми же архитекторами Святой Софии, и освящена 28 июня. 550. Мощи Константина и трех святых были повторно установлены в новой церкви, а в конце ее северного рукава был построен мавзолей Юстиниана и его семьи.

Изображения 10 в. Менологион Василия II изображение из Менологиона Василия II мощи святого Иоанна Златоуста изображение из Менологиона Василия II Мощи святого Луки изображение из Менологиона Василия II Мощи святого Тимофея

Более 700 лет, Церковь Святых Апостолов была второй по значимости церковью в Константинополе после церкви Святой Премудрости (Святой Софии ). Но в то время как церковь Святой Премудрости находилась в самой старой части города, церковь Святых Апостолов стояла в центре новой части значительно расширившейся имперской столицы, на большой улице под названием Mese Odós (англ. Central Street), и была самой оживленной церковью города. Большинство императоров, а также многие патриархи и епископы были похоронены в храме, и их мощи веками почитались верующими.

Самым ценным достоянием церкви были черепа святых Андрея, Луки и Тимофея, но в церкви также находилось то, что считалось частью «Колонны бичевания», к которой был привязан и порчен Иисус. В его сокровищнице также хранились мощи святого Иоанна Златоуста и других отцов Церкви, святых и мучеников. С годами церковь приобрела огромное количество золота, серебра и драгоценных камней, подаренных верующими.

Император Василий I отремонтировал и, вероятно, расширил церковь, а в 874 году останки историка и патриарха Константинопольского Никифора I, умершего в начале века, были повторно захоронены в популярной и перестроенной церкви, где они стали местом ежегодного императорского поклонения. В 10 веке Константин Родосский составил Описание здания апостолов в стихах, которое он посвятил Константину VII. Базилика была разграблена во время Четвертого крестового похода в 1204 году. Историк Никита Хониат отмечает, что крестоносцы разграбили императорские гробницы и украли у них золото и драгоценные камни. Не пощадили даже гробницу Юстиниана. Гробница императора Ираклия была открыта, и его золотая корона была украдена вместе с волосами покойного императора, которые все еще оставались на ней. Некоторые из этих сокровищ были перевезены в Венецию, где их до сих пор можно увидеть в Базилике Святого Марка, а тело Св. Григорий был доставлен в Рим.

Когда Михаил VIII Палеолог отбил город у крестоносцев, он установил в церкви статую архангела Михаила, чтобы отметить событие и самого себя. Церковь была частично восстановлена ​​снова Андроником II Палеологом в начале 14 века, но после этого пришла в упадок, поскольку Империя пришла в упадок и население Константинополя уменьшилось. Флорентинец Кристофоро Буондельмонти видел полуразрушенную церковь в 1420 году.

В 1453 году Константинополь пал османами. Соборная церковь Святой Софии была захвачена и превращена в мечеть, а султан Мехмед II передал православному патриарху Геннадию Схоларию церковь Святых Апостолов., который, таким образом, временно стал новым административным центром Вселенской Православной Церкви. Но церковь находилась в полуразрушенном состоянии, а территория вокруг церкви была непригодной и вскоре заселена мусульманами. После убийства мусульманина православным гражданином жители-мусульмане стали враждебно относиться к христианам, поэтому в 1456 году Геннадий решил перенести Патриархат в церковь Святой Марии Паммакарист в Шаршамбе. окрестности.

После сноса полуразрушенной церкви в 1462 году, с 1463 по 1470 год султан построил на участке площадью 11 гектаров комплекс мечети сопоставимого великолепия. Результатом стала Фатих Ками (англ. «Мечеть Завоевателя»), которая, хотя и была восстановлена ​​после разрушения из-за землетрясения 1766 года, все еще занимает это место и является гробницей Мехмеда.

Описание и влияние

Здание Константина

На территории первой церкви Святых Апостолов находился мавзолей-ротонда, построенный Константином, и церковь, построенная вскоре после этого его преемником Констанций. Мало что известно о внешнем виде этой первоначальной церкви, за исключением того, что она была крестообразной, но историк Евсевий (ок. 263–339) дает следующее описание мавзолея Константина и его окрестностей перед церковью Констанция. был построен:

Это здание он поднял на огромную высоту и блестяще украсил, обложив его от фундамента до крыши мраморными плитами разных цветов. Он также сформировал внутреннюю крышу из тонкой резьбы и обложил ее золотом. Наружное покрытие, защищавшее здание от дождя, было латунным, а не черепичным; и он тоже был великолепно и обильно украшен золотом и отражал солнечные лучи с блеском, ослеплявшим далекого смотрящего. Купол был полностью окружен тонко вырезанным узором из латуни и золота.

Каким великолепием император был рад украсить эту церковь. Здание было окружено большой открытой площадкой, с четырех сторон которой заканчивались портики, которые окружали территорию и саму церковь. К этим портикам примыкали ряды величественных покоев с банями и прогулочными дорожками, а также многие апартаменты, приспособленные для использования теми, кто руководил этим местом.

Крестообразный план был вехой в христианской архитектуре, потому что он заменил план базилики централизованным планом святыни. Десятки крестообразных церквей в конце четвертого - начале пятого веков были грубыми имитаторами константиновской церкви Святых Апостолов, например, церковь апостолов Святого Амвросия в Милан, мученичество св. Вавилы в Антиохии и Церковь Святого Симеона Столпника в Алеппо, Сирия.

План этажа мученика святого Вавила в Антиохии
Мартириум Святого Вавилы. Антиохия, Сирия
План этажа церкви Святых Апостолов в Милане
Церковь Святых Апостолов. Милан, Италия
План этажа церкви Святого Симеона Столпника в Алеппо
Церковь Святого Симеона Столпника. Алеппо, Сирия
Планы этажей церквей, предположительно, были вдохновлены первой церковью Святых Апостолов, когда она

Здание Юстиниана

Вторая церковь, построенная при Юстиниане I, также была крестообразной, но была увенчана пятью куполами: по одному над каждым плечом креста и еще одним над центральным заливом, где они пересекались. Западное плечо креста простиралось дальше других, образуя атриум. Детали дизайна здания являются предметом споров. Современный историк Прокопий (ок. 500–565) дает следующее описание:

Были начерчены две прямые линии, пересекающиеся друг с другом в форме креста, одна простиралась на восток и запад, а другая пересекала эту линию. бежит на север и юг. С внешней стороны эти линии определялись стенами со всех сторон, а с внутренней стороны - рядами колонн, стоящих одна над другой. На пересечении двух прямых линий, то есть примерно посередине, было отведено место, куда не могли войти те, кто не может праздновать мистерии; это неспроста они называют «святилищем». Два плеча этого ограждения, которые лежат вдоль поперечной линии, равны друг другу, но плечо, идущее на запад вдоль прямой линии, достаточно длиннее другого, чтобы образовать форму креста. Та часть крыши, которая, как ее называют, над святилищем, построена, по крайней мере, в центре, по плану, напоминающему Софийскую церковь, за исключением того, что она уступает ей по размеру. Арки, всего четыре, поднимаются вверх и соединяются друг с другом таким же образом, и круглый барабан, стоящий на них, пронизан окнами, а купол, выступающий над ним, кажется, парит в воздухе, а не опирается на твердую кладку., хотя на самом деле он хорошо поддерживается. Таким образом, была построена центральная часть крыши. И четыре плеча здания... были покрыты крышей по тому же плану, что и центральная часть, но здесь отсутствует одна особенность: под куполами кладка не пронизана окнами.

Поэма десятого века Константина Родосского, сохранившаяся в рукописи пятнадцатого века и содержащая экфразис и описание церкви. Купола, по-видимому, были радикально изменены между 944 и 985 годами за счет добавления оконных барабанов под всеми пятью куполами и повышения центрального купола выше, чем другие. Писатель XII века Николай Месаритес также записал описание церкви, от которого сохранились лишь фрагменты. Хотя в различных источниках есть краткие упоминания о здании, отчеты Прокопия, Константина Родосского и Николая Месарита являются единственными известными существенными текстовыми описаниями внешнего вида здания.

Церкви, такие как Базилика Святого Иоанна, Базилика Святого Марка, Собор Сен-Фрон и Базилика Святого Антония Падуанского, как полагают, были построены по образцу Святых Апостолов Юстиниана, но они значительно отличаются друг от друга.

План этажа базилики Святого Иоанна в Эфесе
Базилика Святого Иоанна. Сельчук, Турция
Floor plan of St. Mark's Basilica in Venice
Св. Базилика Марка. Венеция, Италия
План этажа кафедрального собора Периге
Собор Сен-Фрон. Перигё, Франция
Планы этажей церквей, предположительно, были вдохновлены второй церковью Святых Апостолов, когда она существовала.

Захоронения

Порфирий саркофаги византийских императоров выставленные за пределами Стамбульских археологических музеев.

Мавзолеи церкви были местом упокоения большинства восточно-римских императоров и членов их семей на протяжении семи веков. начиная с Константина I (ум. 337) и заканчивая Константином VIII (ум. 1028). Поскольку в то время больше не было места, императоров начали хоронить в других церквях и монастырях по всему городу. Гробницы, расположенные в церкви Святых Апостолов, известны только из списков литературных источников, один из которых содержится в De Ceremoniis.

. Хотя саркофаги императоров были взломаны крестоносцами во время Четвертого крестового похода в 1204 году, Сохранились некоторые из самых старых порфировых саркофагов: два в атриуме Hagia Eirene, четыре за пределами Археологического музея и фрагмент пятого в музейном павильоне «Стамбул сквозь века», который считается быть от Константина I. Среди похороненных были следующие:

Там же были захоронены тела патриарха Константинопольского Никифора I и патриарха Константинопольского Кириака II.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

  • Кен Дарк и Ферудун Озгюмюш, «Новые свидетельства византийской церкви Святых Апостолов из Фатих Ками, Стамбул», Oxford Journal of Archeology, 21 (2002), 393- 413
  • Гланвилл Дауни, «Гробницы византийских императоров в церкви Святых Апостолов в Константинополе», Journal of Hellenic Studies, 79 (1959), стр. 27–51
  • Ann Уортон Эпштейн, 'Восстановление и украшение Святых Апостолов в Константинополе: пересмотр', Греческие, римские и византийские исследования, 23 (1982), 79-92
  • Джонатан Харрис, Константинополь: столица Византии (Гамблдон / Континуум, 2007). ISBN 978-1-84725-179-4
  • Николас Месаритес, «Описание церкви Святых Апостолов в Константинополе», изд. тр. Дж. Дауни, в «Трудах Американского философского общества»; 47 (1957), стр. 855–924.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с . Церковью Святых Апостолов (Константинополь).
Последняя правка сделана 2021-05-15 07:16:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте