Atlantis | |
История | |
---|---|
Германия | |
Имя: | Goldenfels |
Владелец : | DDG Hansa |
Оператор: | DDG Hansa |
Порт регистрации: | Бремен |
Строитель: | Bremer Vulkan |
Запущен: | 1937 |
Идентификация: |
|
Судьба: | Требуется Кригсмарине, 1939 |
нацистская Германия | |
Оператор: | Кригсмарине |
Строитель: | DeSchiMAG |
Номер верфи: | 2 |
Введен в эксплуатацию: | 19 декабря 1939 года |
Переименован: | Атлантида, 1939 |
Реклассифицировано: | Вспомогательный крейсер, 1939 |
Прозвище (и): |
|
Судьба: | Затонул 22 ноября 1941 года в Южной Атлантике |
Общие характеристики | |
Тип: | Торговец-рейдер |
Тоннаж: |
|
Водоизмещение : | 17,600 т (17,300 длинных тонн) |
Длина: | 155 м (509 футов) |
Bea м: | 18,7 м (61 фут) |
Осадка: | 8,7 м (29 футов) |
Установленная мощность: | 7600 л.с. (5700 кВт) |
Силовая установка: |
|
Скорость: | 17,5 узлов (32,4 км / ч; 20,1 миль / ч) |
Диапазон: | 60 000 морских миль (110 000 км; 69 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль / ч) |
Выносливость: | 250 дней |
Дополнение: | 349–351 |
Вооружение: |
|
На самолетах: | 2 × Heinkel He 114 C |
Немецкий вспомогательный крейсер Atlantis (HSK 2), известный в Кригсмарине как Schiff 16 и в Royal Navy как Raider-C, был обращенным немцем Hilfskreuzer (вспомогательный крейсер), или торговцем или коммерческим рейдером Кригсмарине, которые во время Второй мировой войны преодолели более 161000 км (100000 миль) за 602 дня и потопили или захватили 22 корабля с общим тоннажем 144 384. Атлантидой командовал Капитан цур Зее Бернхард Рогге, получивший Дубовые листья к Рыцарскому кресту Железного креста. Он был потоплен 22 ноября 1941 года британским крейсером HMS Devonshire.
Торговые рейдеры не стремятся атаковать военные корабли, а скорее атакуют торговые суда противника; мерилом успеха являются уничтоженный (или захваченный) тоннаж и время, проведенное на свободе. Атлантида уступала только Пингвину по тоннажу уничтоженных кораблей и имела самую длинную рейдерскую карьеру среди всех немецких торговых рейдеров в обеих мировых войнах. Она захватила секретные документы из SS Automedon. Версия истории Атлантиды рассказана в фильме Под десятью флагами с Ван Хефлин в роли капитана Рогге.
Построенная Бремером Вулканом в 1937 году, она начала свою карьеру как грузовое судно Goldenfels, принадлежащее и управляемое DDG Hansa, Бремен. Goldenfels оснащался двумя шестицилиндровыми дизельными двигателями Single Cycle Double Action , построенными Бремером Вулканом. Ей присвоили кодовые буквы DOTP. В конце 1939 года он был реквизирован Кригсмарине и преобразован в военный корабль ДеШиМАГ, Бремен. В декабре 1939 года он был назначен коммерческим рейдером Атлантида.
Атлантида имела длину 155 м (509 футов) и водоизмещение 17 600 тонн (17 300 длинных тонн). У нее была единственная воронка на миделе. У нее была команда из 349 человек (21 офицер и 328 матросов) и шотландский терьер Ферри в качестве талисмана. Крейсер нес манекен-воронку и мачты переменной высоты и был хорошо снабжен краской, холстом и материалами для дальнейшего изменения его внешнего вида, включая костюмы для экипажа и флаги. Атлантиду можно было модифицировать до двадцати шести различных силуэтов.
Корабль был оборудован шестью 150-мм (5,9 дюйма) орудиями, одной 75-мм пушкой на носу и двумя спаренными 37-мм противотанковыми орудиями. - авиационные пушки и четыре 20-мм автоматические пушки ; все они были скрыты, в основном, за поворотной фальшпалубой или боковыми конструкциями. Фальшивый кран и рубка в кормовой части спрятали две из 150-мм (5,9 дюйма) пушки; остальные четыре орудия были замаскированы боковыми закрылками, которые поднимались при неизбежности боевых действий. «Атлантис» также имел четыре ватерлинии торпедных аппарата и 92- минный отсек. Это дало ей огневую мощь и, что более важно, управление огнем легкого крейсера. На судне также находились два гидросамолета Heinkel He-114C в одном из трюмов, один из которых был полностью собран, а другой был упакован в ящики. Позже «Хейнкель» был заменен на море на меньший Arado Ar 196.
Atlantis имел два 6-цилиндровых дизельных двигателя, которые приводили в действие один гребной винт. Максимальная скорость составляла 17,5 узлов (32,4 км / ч; 20,1 миль / ч), а дальность полета 60 000 миль (97 000 км) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль / ч). Дизельные двигатели позволяли ей дрейфовать, когда это было удобно для экономии топлива, и, в отличие от паровых машин, мгновенно перезапускали силовую установку.
В 1939 году она стала командиром Капитана Бернхарда Рогге. Введенный в эксплуатацию в середине декабря, он был первым из девяти или десяти торговых судов, вооруженных Третьим рейхом для целей поиска и поражения грузовых судов противника. Атлантида была задержана льдом до 31 марта 1940 года, когда бывший боевой корабль Гессен был отправлен в качестве ледокола, расчищая путь для Атлантиды, Ориона и Уиддер... Погодную информацию в Атлантиду поставляли метеорологические корабли WBS 3 Fritz Homann, WBS 4 Hinrich Freese и WBS 5 Адольф Виннен.
Атлантида прошла мимо минных полей Северного моря, между Норвегией и Великобританией, за Полярным кругом , между Исландией и Гренландией, и направилась юг. К этому времени Атлантида притворялась советским судном по имени Ким, управляя советским военно-морским флагом, показывая серп и молот на мостике и имея русские и английские предупреждения на корме: «Держитесь подальше от пропеллеры ". Советский Союз в то время был нейтральным.
После пересечения экватора 24–25 апреля она приняла облик японского судна Kasii Maru. Теперь на воронке с красным верхом на корабле отображалась большая буква K, обозначение транспортной компании K Line. У нее также были символы восходящего солнца на створках орудий и японские иероглифы (скопированные из журнала) на корме корпуса.
2 мая она встретила британский пассажирский лайнер. Рогге, не желая причинять мирных жертв, отказался атаковать. После того, как корабли разошлись, капитан Эксетера сообщил о своих подозрениях относительно «японского» корабля Королевскому флоту.
3 мая Атлантида встретила британский грузовой корабль, Ученый, который перевозил руду и джут. Немцы подняли свой боевой флаг и вывесили сигнальные вымпелы с надписью: «Стой, или я стреляю! Не используй радио!» Орудие 75 мм (3,0 дюйма) произвело предупредительный выстрел. Британцы немедленно начали передавать свой сигнал тревоги: «QQQQ... QQQQ... Неизвестный торговец приказал мне остановиться», и немцы начали передачу, чтобы заглушить сигналы.
Ученый обратился в бегство, но после второго залпа Атлантиды с корабля вырвалось пламя, за которым последовало облако пыли, а затем белый пар из котлов. Один британский моряк был убит, а остальные 77 были взяты в плен. Не сумев потопить корабль с помощью подрывных зарядов, Атлантида использовала пушки и торпеду, чтобы прикончить Ученого.
Продолжая плыть на юг, Атлантида миновала мыс Доброй Надежды и 10 мая достигла мыса Агулхас. Здесь она установила минное поле с 92 рогатыми контактами военно-морскими минами, таким образом, предполагалось, что их заложила подводная лодка. Минное поле было успешным, но обман был пресечен, и присутствие корабля было обнаружено в немецкой пропаганде передачи, в которой хвасталось, что «минное поле, посеянное немецким рейдером», затопило не менее восьми человек. торговых судов, еще три были просрочены, три тральщика были задействованы, и Королевский флот был не в состоянии найти «одинокого рейдера», действующего «на своем заднем дворе». Кроме того, 20 мая с Цейлона был послан британский сигнал, перехваченный Германией на основании донесения из города Эксетер, предупреждающего о прибытии немецкого налетчика, замаскированного под японский корабль.
Атлантида направилась в Индийский океан, замаскированный под голландское судно MV Abbekerk. Она получила передачу - которая оказалась неверной - сообщала, что Abbekerk был потоплен, но сохранил эту идентичность, а не перекрашивал, поскольку было несколько подобных голландских судов.
10 июня 1940 года Атлантида остановила норвежский теплоход «Тирранна» 30 залпами огня после трехчасовой погони. Пять членов экипажа Тирранны были убиты, а другие ранены. Заполненный припасами для австралийских войск на Ближнем Востоке, Тирранна был захвачен и отправлен во Францию.
11 июля лайнер Город Багдад был обстрелян с расстояния 1,2 км (0,75 мили). Посадочная группа обнаружила копию, содержащую коды связи. Город Багдад, как и Атлантида, был бывшим кораблем DDG Hansa, который был передан британцам после Первой мировой войны в качестве репарации. Была найдена копия отчета, отправленного городом Эксетер, описывающая Атлантиду в мельчайших подробностях и включающая фотографию аналогичного Фрайенфельса, подтверждающую, что в «японскую» идентичность не верили. Рогге изменил профиль своего корабля, добавив две новые мачты.
13 июля в 10.09 «Атлантида» столкнулась с пассажирским лайнером «Кеммендин», направлявшимся в Бирму. Экипаж «Кеммендина» открыл огонь по «Атлантиде» из 3-дюймовой пушки, установленной на корме Кеммендина. Атлантида открыла ответный огонь, и Кеммендин быстро загорелся. Все пассажиры и команда были сняты с Кеммендина, а затем Кеммендин был потоплен.
В августе Атлантида потопила Талейран, корабль-брат Тирранны. Затем она столкнулась с углем, который был ошибочно принят за британский Q-Ship из-за его неустойчивого маневрирования, вызванного механическими трудностями. Три снаряда из Атлантиды разрушили мост Кинг-Сити, в результате чего погибли четыре курсанта-купца и юнга. Другой раненый моряк позже скончался на операционном столе на борту «Атлантиды».
В сентябре Атлантида потопила Ателкинга, Бенарти и Комиссар Рамель. Все они были потоплены только после захвата припасов, документов и военнопленных. В октябре немцы захватили югославский пароход «Дурмитор», загруженный солью. Югославия в то время была нейтральной, но капитан Рогге отчаянно нуждался в возможности для Атлантиды избавиться от скопившихся на борту военнопленных, поэтому корабль был захвачен, потому что он перевозил уголь из Кардиффа в Оран перед его текущим рейсом. Захваченные документы и 260 военнопленных были переведены в Дурмитор, который вместе с призовым экипажем из 14 немцев под командованием лейтенанта Денеля был отправлен в контролируемый Италией Могадишо. Не имея достаточного количества топлива, «Дурмитор» воспользовался парусами и после «адского» плавания 22 ноября, через пять недель после отплытия, вышел на берег в Варшейх, к северу от Могадишо.
На второй неделе ноября два норвежских танкера: Teddy и Ole Jacob были захвачены Atlantis. В обоих случаях Атлантида представилась как HMS Antenor.
Примерно в 07:00 11 ноября 1940 года Атлантида столкнулась с грузом Blue Funnel Line. корабль Automedon примерно в 250 милях (400 км) к северо-западу от Суматры. В 08:20 Атлантида произвела предупредительный выстрел по носу Автомедона, и ее радист сразу же начал передавать сигнал бедствия «RRRR - Automedon - 0416N» («RRRR» означает «атакован вооруженным рейдером»).
На расстоянии около 2000 ярдов (1800 м) Атлантида обстреляла Автомедон, прекратив огонь через три минуты, за которые она уничтожила свой мост, жилые помещения и спасательные шлюпки. Шесть членов экипажа погибли и двенадцать получили ранения.
Немцы поднялись на борт разбитого корабля и ворвались в кладовую, где обнаружили пятнадцать мешков Совершенно секретно почты для британского Дальневосточного командования, включая большой количество таблиц декодирования, приказов флота, инструкций по стрельбе и отчетов военно-морской разведки. Потратив час на вскрытие сейфа корабля только для того, чтобы обнаружить «несколько шиллингов наличными», при обыске в штурманской рубке Автомедона была обнаружена небольшая утяжеленная зеленая сумка с пометкой «Совершенно конфиденциально», содержащая отчет начальника штаба главнокомандующему Фалуньгун. Восток, Роберт Брук Пофэм. Сумку предполагалось выбросить за борт, если существовала опасность потери, но ответственный за это персонал был убит или выведен из строя. Отчет содержал последнюю оценку военной мощи Японской Империи на Дальнем Востоке, наряду с подробностями о частях Королевских ВВС, силе военно-морского флота и примечаниях к обороне Сингапура. Он рисовал мрачную картину британских наземных и военно-морских возможностей на Дальнем Востоке и заявлял, что Великобритания слишком слаба, чтобы рисковать войной с Японией.
Automedon был потоплен в 15:07. Вскоре Рогге осознал важность собранных им разведывательных материалов и быстро передал документы на недавно приобретенное призовое судно «Оле Джейкоб», приказав лейтенанту-командиру Полу Каменцу и шести членам его команды взять на себя управление судном. После плавания без происшествий они прибыли в Кобе, Япония, 4 декабря 1940 года.
5 декабря почта достигла посольства Германии в Токио. Немецкий военно-морской атташе Пауль Веннекер передал в Берлин краткое изложение британского плана, а оригинал был доставлен Каменцем в Берлин по Транссибирской железной дороге. Копия была передана японцам, которым она предоставила ценную информацию до того, как они начали военные действия против западных держав. За это Рогге был награжден богато украшенной катаной ; единственными другими немцами, удостоенными такой чести, были Герман Геринг и фельдмаршал Эрвин Роммель.
. После прочтения захваченного рапорта начальника штаба 7 января 1941 г. японский адмирал Ямамото написал военно-морской министр спрашивает, будут ли, если Япония нокаутирует Америку, ослабить оставшиеся британские и голландские силы, чтобы японцы нанесли смертельный удар; Таким образом, разведка Автомедонов о слабости Британской империи достоверно связана с нападением Японии на Перл-Харбор и нападением, приведшим к падению Сингапура.
В рождественский период Атлантида находилась на острове Кергелен в Индийском океане, где она была пополнена MV Alstertor. Там члены экипажа выполняли ремонтные работы и пополняли запасы воды. Первый раз экипаж корабля погиб, когда моряк по имени Бернхард Херрманн упал, раскрашивая воронку. Он был похоронен в месте, которое иногда называют «самой южной из всех немецких военных могил».
В конце января 1941 года у восточного побережья Африки Атлантида потопила британский корабль Мандасор и захватила Спейбанк.. Затем, 2 февраля, норвежский танкер Ketty Brøvig был освобожден от топлива. Топливо использовалось не только для немецкого рейдера, но и для дозаправки немецкого крейсера Admiral Scheer и 29 марта итальянской подводной лодки Perla. Перла продвигалась из порта Массава в итальянской Восточной Африке, вокруг мыса Доброй Надежды, в Бордо во Франции. Рогге писал в своих мемуарах, что, увидев небольшую прибрежную подводную лодку и ее истощенную команду, он рассказал командиру лейтенанту Бруно Наппу о своем недоумении по поводу своей миссии и предложил ему добраться до Бразилии или Аргентины, чтобы его интернировали; по его словам, Напп вежливо отклонил совет, сказав, что сделает все возможное, чтобы подчиниться его приказам, к большому восхищению Рогге.
К апрелю Атлантида вернулась в Атлантику, где 17 апреля Рогге, приняв египетский лайнер Zamzam за британский лайнер, использовавшийся в качестве военного авианосца или Q-корабля, поскольку на самом деле она была бывшим Bibby Лайнер Лестершир - открыл огонь на расстоянии 8,4 км (5,2 мили). Второй залп, и радиорубка была разрушена. Было захвачено 202 человека, в том числе миссионера, водители скорой помощи, редактор журнала Fortune и фотограф журнала Life Дэвид Э. Шерман. Немцы разрешили Шерману фотографировать, и, хотя его пленка была конфискована, когда заключенные вернулись в Европу на немецком блокаде, ему удалось контрабандой переправить четыре рулона обратно в Нью-Йорк. Фотографии позже помогли британцам идентифицировать и уничтожить Атлантиду. Отчет Мерфи об этом инциденте и фотографии Шермана были опубликованы в номере Life от 23 июня 1941 года.
После того, как немецкий линкор Бисмарк был потоплен Северная Атлантика кишела британскими военными кораблями. В результате Рогге решил отказаться от первоначального плана вернуться в Германию и вместо этого вернулся в Тихий океан. По пути Атлантида встретила и потопила британские корабли «Рабаул», «Трафальгар», «Тоттенхэм» и «Бальзак». 10 сентября 1941 года к востоку от Новой Зеландии «Атлантида» захватила норвежское теплоходное судно «Сильваплана».
Атлантида затем патрулировала южную часть Тихого океана, первоначально в Французской Полинезии между островами Тубуай и архипелагом Туамоту. Без ведома французских властей немцы высадились на острове Ванавана и вели торговлю с его жителями. Затем они охотились на корабли союзников в районе между Питкэрном и необитаемыми островами Хендерсон, высадившись на острове Хендерсон. Гидросамолет с Атлантиды совершил несколько бесплодных разведывательных полетов. 19 октября Атлантида вернулась в Атлантику и через десять дней обогнула мыс Горн.
18 октября 1941 года Рогге было приказано встретиться с подводной лодкой U-68 800 км (500 миль) к югу от Св. Хелена и заправьте ее топливом, затем заправьте U-126 в месте к северу от острова Вознесения. «Атлантида» встретилась с U-68 13 ноября, а 21 или 22 ноября - с U-126. Сигнальная инструкция OKM (Немецкое военно-морское командование), отправленная на U-126 с приказом об этой встрече, была перехвачена и расшифрована взломщиками кода Allied Enigma в Bletchley Park и был передан в Адмиралтейство, которое, в свою очередь, отправило тяжелый крейсер HMS Devonshire к месту встречи.
Рано утром 22 ноября 1941 г. «Атлантида» была перехвачена HMS Devonshire. U-126 нырнула, оставив своего капитана позади, так как он был на борту «Атлантиды». В 08:40 «Атлантида» передала отчет рейдера, представившийся голландским кораблем «Полифем». К 09:34 Девоншир получил подтверждение, что это сообщение было ложным. С расстояния 14–15 км (8,7–9,3 мили), вне досягаемости 150-мм (5,9 дюйма) орудий Атлантиды, Девоншир открыла огонь из своей 8-дюймовой (200-мм) батареи.
Второй и третьи залпы попали в Атлантиду. Семь моряков погибли, когда команда покинула корабль; Рогге был последним. Боеприпасы взорвались, носовая часть поднялась в воздух, и корабль затонул.
После того, как Девоншир покинул этот район, U-126 всплыла на поверхность и подобрала 300 немецких моряков и раненого американского пленного. U-126 перевозил или буксировал плоты в направлении все еще нейтральной Бразилии (1500 км (930 миль) к западу). Двумя днями позже прибыл немецкий заправщик «Питон» и взял на борт выживших. 1 декабря, когда Python дозаправлял U-126 и UA, появился еще один британский крейсер, разыскивавший рейдеров, HMS Dorsetshire. Подводные лодки немедленно нырнули, и команда Пифона затопила ее. Дорсетшир ушел, оставив подводные лодки забрать выживших. В конце концов различные немецкие и итальянские подводные лодки доставили команду Рогге обратно на Сен-Назер.
Имя | Тип | Национальность | Дата | Тоннаж | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Ученый | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 3 мая 1940 г. | 6200 т | Затонул |
Тиррана | Грузовое судно | Норвегия | 10 июня 1940 г. | 7230 т | Захвачено |
Город Багдад | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 11 июля 1940 г. | 7,505 т | Затонул |
Кеммендин | Пассажирский лайнер | Соединенное Королевство | 13 июля 1940 г. | 7,770 т | Затонул |
Талейран | Теплоход | Норвегия | 2 августа 1940 г. | 6730 т | Потоплен |
King Город | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 24 августа 1940 г. | 4,745 т | Затонул |
Ателкинг | Танкер | Соединенное Королевство | 9 сентября 1940 г. | 9,550 т | Затоплено |
Бенарти | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 10 Сентябрь 1940 г. | 5,800 т | Потоплен |
Комиссар Рамель | Пассажирский лайнер | Франция | 20 сентября 1940 г. | 10060 т | Затонул |
Дурмитор | Грузовое судно | Югославия | 22 Октябрь 1940 г. | 5,620 т | В плену |
Тедди | Танкер | Норвегия | 9 ноября 1940 г. | 6,750 т | Потоплен |
Оле Якоб | Танкер | Норвегия | 10 ноября 1940 года | 8305 т | Захваченный |
SS Automedon | Freighter | Великобритания | 11 ноября 1940 г. | 7 530 т | Затонул |
Manasor | Freighter | United Kingdom | 24 января 1941 г. | 5,145 т | Затоплен |
Спейбанк | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 31 января 1941 г. | 5150 т | Захвачено |
Кетти Брёвиг | Грузовое судно | Норвегия | 2 февраля 1941 г. | 7300 т | Захвачено |
ЗамЗам | Пассажирский лайнер | Египет | 17 апреля 1941 г. | 8,300 т | Затонул |
Рабаул | Грузовое судно | United Королевство | 14 мая 1941 г. | 6 810 т | Затонул |
Трафальгар | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 24 мая 1941 г. | 4530 т | Потоплено |
Tottenham | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 17 июня 1941 г. | 4,760 т | Затонуло |
Балзак | Грузовое судно | Соединенное Королевство | 23 июня 1941 г. | 5,375 т | Затоплено |
Silvaplana | Теплоход | Норвегия | 10 Сентябрь 1941 г. | 4790 т | Захвачено |
Всего: | 145 960 т |
Координаты : 4 ° 12′0 ″ ю.ш. 18 ° 42′0 ″ з.д. / 4.20000 ° ю.ш.18.70000 ° з.д. / -4.20000; -18.70000