Factorum ac dictorum memorabilium libri IX

редактировать
Сборник рассказов, написанных римским автором Валерием Максимом во время правления Тиберия 1830 г. версия Facta et al. dicta memorabilia

Factorum ac dictorum memorabilium libri IX («девять книг памятных дел и изречений», также известных как De factis dictisque memorabilibus или Facta et dicta memorabilia) Валериуса Максимуса (ок. 20 г. до н. Э. - ок. 50 г. н. Э.) Был написан примерно в 30 или 31 г. н. Э. Это собрание примерно из тысячи рассказов, написанных Валерием во время правления Тиберия (42 г. до н.э. - 37 г. н.э.). Рассказы представляют собой различные анекдоты, иллюстрирующие, как древние римляне жили. Хотя большинство рассказов относятся к римской жизни, в конце некоторых глав у него есть несколько иностранных историй. Большинство из них относятся к греческой жизни, и большинство из них - о греческих философах или знаменитых королях.

Некоторые из историй относятся к моральным темам, которые параллельны темам в Ветхий Завет и Новый Завет. Валериус называет свои моральные истории «примерами», которые следует использовать в качестве морального руководства. Работа Валерия о сохранении моральных ценностей Римской республики прошлого была широко популярна в эпоху Просвещения, литературную жизнь которой длилось около 1700 лет. Люди читают труд Валериуса для практического руководства в повседневных задачах нравственной жизни. Эта работа особенно использовалась в качестве справочника писателями и профессиональными ораторами.

. Подсчитано, что работа Валериуса над этими девятью книгами заняла более десяти лет. Он получил материалы от Цицерона, и от Ливия, Саллюстия, Помпея Трога, Марка Теренция Варрона и других. древние историки. Каждая из девяти книг состоит из нескольких глав. Каждая глава выделена и сгруппирована тематически и содержит несколько рассказов, иллюстрирующих эту тему. Эта работа представляет собой самое раннее известное использование системы иерархической организации для тематики книги. В общей сложности 91 глава, охватывающая широкий спектр тем из римской жизни. Валериус размещает свои главы, посвященные определенным добродетелям, моральным и аморальным привычкам, религиозным обычаям, суевериям и древним традициям. В конце работы есть тематический справочник.

Содержание
  • 1 Предметы
    • 1.1 Приметы
    • 1.2 Благодеяния
    • 1.3 Скромность
    • 1.4 Воспитание
    • 1.5 Роль женщин
    • 1.6 Гомосексуализм
    • 1.7 Римская армия
    • 1.8 Политические взгляды
    • 1.9 Щедрость
    • 1.10 Доброта и сострадание
    • 1.11 Благодарность
    • 1.12 Неблагодарность
    • 1.13 Позорные преступления
    • 1.14 Возмутительное поведение
  • 2 Другие темы
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Первичные источники
    • 4.2 Вторичные источники
  • 5 Внешние ссылки
Темы

Предзнаменования

Один из примеров сбалансированных тематических тем Валериуса, где он пишет рассказы о предзнаменованиях. Он отмечает, что наблюдения предзнаменований были связаны с религией в Древнем Риме, поскольку многие люди того времени считали, что знамения исходили от божественного провидения. Валерий отмечает, что знамения сыграли важную роль, когда Рим был разрушен галлами в 390 г. до н. Э. Сенат обсуждал, следует ли им перенести Рим в Вейи или восстановить городские стены. Пока они решали, некоторые когорты только что вернулись с караульной службы. Их центурион тогда как раз случайно крикнул на месте собрания: «Знаменосец, установи знамя; это лучшее место для нас». Тогда город был перестроен на том же месте, поскольку они интерпретировали эти слова как предзнаменование.

Благословения

Одной из тем, о которых писал Валериус, было суеверие of auspices в Книге 1, Глава 4. Auspices означает «наблюдения за птицами». Это от латинского слов avis (птица) и spicere (смотреть или наблюдать). Прежде чем делать что-либо очень важное, римляне должны были «взять на себя покровительство», чтобы определить, что одобряли боги. Это было исследование поведения птиц в полете или при еде. авгур истолковал это как волю богов от такого поведения.

Римская история, о которой пишет Валерий, - это основание Рима Ромулом и Ремом. Он пишет, что основание города было основано на покровительстве. Ремус был первым, кто «принял покровительство», увидев шесть стервятников. Однако позже Ромул увидел двенадцать стервятников. Ромул утверждал, что у него были более веские претензии, потому что он видел большее количество, хотя Ремус был первым, кто заметил стервятников.

Еще одна «иностранная» история, которую Валериус пишет на эту тему для сравнения, касается основания города. из Александрии в Египте. Он был основан Александром Великим в 331 г. до н. Э. Архитектор был Деинократ. Он пишет, что когда Дейнократ собирался спроектировать большой город в Египте, у него не было мела для письма. Вместо этого он использовал большое количество ячменя и рисовал планы на земле. Затем из близлежащего озера прилетела группа птиц и съела ячмень. Египетский авгур истолковал это так, что там будет много еды для большого города.

Скромность

Катон Старший

Валериус пишет на тему скромности в Книга 4 Глава 5 о том, что для отцов-призывников (римских сенаторов) в театре не было отдельных сидений. Так было с зарождения Рима в 8 веке до н.э. до времени консульства Сципиона Африканского и Тиберия Семпрония Лонга в 194 г. до н.э. Несмотря на это, ни один член плебса никогда не сидел перед призывниками. Их уважение к этой традиции также проявилось, когда однажды Луций Квинктий Фламинин должен был стоять в самом конце театра. Его поместили туда, потому что он был исключен из римского сената Катоном Цензором и Луцием Валерием Флакком. Фламинин уже занимал должность консула и был братом Тита Фламинина (консул 192 г. до н. Э.), Который победил Филиппа V Македонского в 197 г. до н. Э. Несмотря на это, Катон Старший все же заставил его уйти в заднюю часть театра. Однако из уважения вся аудитория отодвинула Фламинина вперед, чтобы никого не было перед ним.

Валерий иллюстрирует другую историю скромности, когда пишет о Гай Теренций Варрон. Варрон опустошил Римскую республику, когда начал битву при Каннах, одну из худших битв в истории человечества. Его чувство стыда не позволяло ему принять диктатуру, даже если она была ему предложена. Народ Республики объяснил большую потерю гневом богов. Надпись под его посмертной маской свидетельствует о его хорошем характере, который принес ему больше чести, чем большинство людей получают от самого положения диктатуры.

Валерий записывает еще одну историю скромности, в которой король Иеро II Сиракузский слышит о катастрофическом поражении римлян в битве у озера Тразимен. Он немедленно посылает в дар Риму 70 000 бушелей пшеницы, 50 000 бушелей ячменя и 240 фунтов золота. Чтобы золото было принято и не возвращено, он преподнес его в виде статуи победы. Это было сделано для того, чтобы римский народ принял это на религиозной почве.

Воспитание

Изображение 18-го века Корнелии, провозглашающей: «Это мои драгоценности», в отношении ее сыновья

Другой пример темы Валериуса - рассказы о римских родителях и их привязанности к своим детям. История в книге 4, глава 4 о бедности, посвящена братьям Гракху, Гаю Гракху и его младшему брату Тиберию Гракху. История рассказывает, как однажды Корнелия Африкана, их мать (дочь Публия Корнелия Сципиона Африканского ), приставала к гостю, которая хвасталась своими элегантными украшениями. Корнелия терпеливо переносила эту даму, пока ее сыновья не вернулись из школы. Затем, представив их этой даме, она гордо провозгласила: «Это мои драгоценности».

Другой пример в 8-й главе 8-й книги касается философа Сократа. Он пишет о нем, показывая интимную сторону, которая не отвлекала от его роста, потому что, как выражается Валериус, от него не скрывалась никакая часть мудрости. Он рассказывает, как Сократ однажды сделал коня из тростника для своих сыновей. Затем он играл с ними коня, показывая личную родительскую сторону Сократа.

Валерий пишет много историй о других римских отцах, которые в целом противоречат стереотипному образу жестокости и резкости. Некоторые из этих примеров содержатся в главе 7 Книги 5, озаглавленной «Любовь и снисходительность родителей к своим детям». Он пишет, что настоящие отцы - это те, которые снисходительны и снисходительны. Он с восторгом сообщает, что таких отцов можно встретить на улицах Рима, и что эти отцы были нежны, как отцы в комедии. Тем не менее, он описывает в Книге 5, Главе 8, отцов, которые жестоко обращались со своими детьми, некоторых всемогущих римских жестоких отцов, как тиранических патриархов, убивающих и убивающих других, в том числе своей собственной крови. Он ясно сообщает, что они чрезвычайно строги и суровы, поскольку больше не в роли любящего отца.

Валериус пишет о Луции Юнии Бруте, который убил своих сыновей за неудачи в их военной службе. обязанности, Он оставил роль отца, чтобы он мог играть роль консула. Другие примеры этой смены ролей можно найти в книге 6. В главе 1.5, где Валериус рассказывает историю Квинта Фабия Максима Эбурна, Эбурн с большим блеском занимал высшие государственные должности и завершил свою карьеру с много достоинства; однако он наказал сына за сомнительное целомудрие. В главе 1.6 Валерий пишет о Публие Атилиусе Филискусе, который подвергался жестокому обращению в детстве. Повзрослев, Филиск стал строгим отцом целомудрия. Узнав о сексе своей дочери до брака, он убил ее.

Роль женщин

Образ Тициана в изнасиловании Лукреции

Валериус пишет о римских женщинах, которые обычно находились в уединении. В 6-й книге «Целомудрие» он сообщает, что стереотипная женщина хорошо себя ведет и скорее встречает смерть, чем бесчестие. Одна история о Лукреции в главе 1.1 книги 6. Он пишет, что ее насильно заставили заняться сексом с Секстом Тарквинием, сыном царя Тарквина Гордого. Лукреция не выдержала позора и совершила самоубийство. Другой пример - о Гиппо, гречанке. Она покончила жизнь самоубийством, а не была изнасилована пьяными моряками. Валериус даже пишет в Книге 2, Главе 6.14, о Сатти, являющейся образцом практики, которым восхищались все женщины в его время.

Гомосексуализм

Валериус пишет о гомосексуализме: что было необычной категорией для писателей того времени. Этот аспект личной жизни держался в секрете. Единственные отношения в этом направлении, которые допускались законом, - это отношения между господином и рабом. Валериус, однако, сообщает о мужском гомосексуализме в римской армии и в высшем классе. Он не сообщает ни о женском гомосексуализме, ни о «геях », как это делали некоторые писатели в то время.

Римская армия

В рассказах о римской армии Валериус всегда записывает, что высокопоставленные военнослужащие воспользовались своим положением. В главе 1.10 книги 6 Валериус рассказывает историю Гая Корнилия. Он был четырежды награжден своим начальством, чтобы стать старшим центурионом своего легиона. Однако Гай Песценний, капиталист триумвира (управляющий тюрьмой) в 149 г. н.э., бросил Корнелия в тюрьму и заковал в кандалы за сексуальные отношения с мальчиком свободного происхождения. Корнелиус не отрицал обвинения и был готов предоставить спонсо (юридическая гарантия). Поступая таким образом, Корнелиус делал заявление и закладывал денежную сумму в качестве гарантии истины. Если гарантированное заявление оказалось ложным, мальчику должна была выплачиваться эта сумма. В его заявлении говорилось, что мальчик открыто и охотно продал свое тело за наличные. трибуны отказались разрешить это, поскольку считали, что солдаты Римской республики не должны заключать сделок, в которых они могли бы платить за домашние удовольствия, столкнувшись с опасностями за границей. Корнелиус провел остаток своей жизни в тюрьме.

В книге 6, глава 1.11, Валерий рассказывает историю Марка Летория Мергуса. Коминий и трибун плебеев вызвали к народу Мергуса, высокопоставленного военного человека, из-за сексуальных отношений с молодыми мужчинами и женщинами вне его брака. Его преследовали и отправили в тюрьму.

В Книге 6, Глава 1.12 Валериус рассказывает историю Чиомары. Чиомара была женой Ортиагона. Во время Галатской войны с Римом в 189 г. до н.э. Гней Манлий Вулсо победил в кампании против галатских галлов. Один из его центурионов был назначен руководить группой пленников, включая Чиомару. Центурион заигрывал с ней, и она отвергла его. Под насилием и силой он изнасиловал ее. Затем центурион предложил, чтобы успокоить свой позор, выкупить ее обратно ее родственникам. Когда он получил выкуп и считал золотые монеты, Чиомара тайно указала своим родственникам убить его и отрубить ему голову. Позже она подарила голову центуриона своему мужу.

Политические взгляды

Монета Луция Апулея Сатурнина

Политические взгляды обычных римлян в основном не были написаны большинством древних писателей. Валериус, однако, писал о простых обычаях Рима как демократического общества. Он указывает, что у более бедных римлян были цели относительно того, где они хотели бы в конечном итоге оказаться и в каком направлении они хотели бы двигаться.

Один из примеров того, как политические взгляды рассматривались в его дни, - это то, где он пишет рассказ он, который хранил в своей резиденции фотографию убитого радикала по имени Луций Апулей Сатурнин. Тит был популярен среди людей из-за предложенного им нового закона о земельной реформе; однако он был привлечен к ответственности и наказан только из-за фотографии и его политических взглядов. Он пишет, что римляне чувствовали личную преданность памяти этих реформаторов. Племенное собрание плебеев считало, что это воспоминание может быть сбито с пути, если существовала связь с радикалом.

Много раз самозванцы говорили, что они сыновья. таких популистских лидеров, как Тиберий, Гай Марий, Гракх и Публий Клодий Пульхер. Народ Рима любил их. Фактически, он записывает, что один из них утверждал, что является внуком Гая Мариуса, и собрал толпу, как того, что Цезарь получил бы сам.

Валериус описывает отношение аристократия и презрение, которому низший класс подвергался со стороны римской элиты. Он демонстрирует это рассказом о Сципионе Эмилиане Африканском. Однажды Сципион проповедовал группе плебей, что в основном они не что иное, как рабы на уровень выше. Он говорит им, что они даже не заслуживают того, чтобы называть Италию своим домом. Валерий демонстрирует аналогичную концепцию с Публием Корнелием Сципионом Насикой Серапио. История гласит, что Насика относился к бедному человеку с насмешкой и презрением, потому что его руки были такими грубыми из-за физического труда. Валериус приводит еще один пример, когда аристократка Клавдия надеялась, что в Первой Пунической войне.

Монета Евмена II

Щедрость

Валериус приводит примеры щедрости в главе 8 Книги 5. Валериус пишет, что щедрость дается тем, кто беден. Латинское слово «щедрость» - liberalitas. Бог вина - Либер. Бог Либер и слово liberalitas происходят от слова liber, означающего «свободный». Здесь он рассказывает историю о том, как после того, как римляне захватили Азию у царя Антиоха III Великого в 190 г. до н.э., они отдали большую часть ее своему союзнику царю Евмену II из Пергам бесплатно в качестве постоянного подарка.

Другой пример великодушия, о котором пишет Валерий, произошел после того, как римляне победили Филиппа V Македонского. В 196 г. до н. Э. У греков были Истмийские игры. Здесь Тит Квинктий Фламинин провозгласил независимость греческих государств от македонского правления. Во время игр стадион был полон людей, и Тит приказал герольду сделать следующее воззвание: «Римский народ и Сенат, а также Тит Квинкций Фламинин, их полководец, победив македонцев и их царя Филиппа, прикажут, чтобы Греция была свободна от иностранных гарнизонов, не подлежит дани и будет жить согласно своим обычаям и законам ".

Доброта и сострадание

Темы главы 1 Книги 5 - доброта и сострадание ; Валериус приводит несколько примеров, основанных на этих концепциях. Он считал эти добродетели меньшими, чем щедрость, хотя и сопутствующими ей. Валериус пишет, что доброта проявляется к тем, кто попал в беду, а сострадание - к тем, чья удача обернулась против них. Он считал, что щедрость - это то, что получило свое название от бога, и должно получить наибольшее одобрение этих трех.

В одной римской истории Валериус дает пример щедрости, доброты и сострадания. Здесь он объясняет, что однажды римскому сенату был предложен большой выкуп за освобождение 2743 карфагенских солдат, и он отказался от этого. Сенат отпустил солдат представителям, которые пришли за ними, и простил преступления. Представители были удивлены и даже признали, что сами не были бы такими добрыми и щедрыми.

Еще одна римская история, в которой Валерий пишет о доброте, - это то, где царь Сифакс из западной Нумидии умер в тюрьме. в Тибуре (современные дни Тиволи, Италия ) в 201 г. до н.э. Сенат устроил ему государственные похороны с надлежащим погребением.

Другая похожая римская история, в которой Валериус пишет о сострадании, - это когда Сенат послал квестора к Альбе (в Latium ) в 167 г. до н. Э. Там царь Персей из Македонии был изгнан и только что умер там. Они хотели оказать ему честь и устроили государственные похороны короля.

Римский форум

Благодарность

Валериус приводит примеры благодарности в Книге 5, Глава 2, в качестве темы. Один из примеров - когда Валерий пишет о том, как Капую осаждал Квинт Фульвий Флакк в первой битве при Капуе ; Были две кампанские женщины, которые испытывали добрые чувства к Риму. Они посвятили ей много времени и имущества. Одной из них была Вестия Оппия, замужняя женщина с семьей, которая каждый день работала на римскую армию. Другой была Клувия Факула, проститутка, которая кормила римских военнопленных. Когда Капуя потерпела поражение, римский сенат вернул им свободу и собственность и наградил их. Этих двух женщин даже похвалили на важном заседании Сената в 210 г. до н. Э.

Валерий приводит еще один пример благодарности, когда пишет о Квинте Фабиусе Максимусе Веррукосе (ок. 280 г. до н.э. - 203 г. до н.э.), называется Cunctator (Delayer). Фабий умер в 203 г. до н. Э., Будучи консулом в течение пяти сроков. Многие жители Рима щедро пожертвовали деньги на его похороны в благодарность за его руководство. Когда он был еще жив, чтобы выразить благодарность за выдающиеся заслуги перед римским народом, референдум плебса дал равные полномочия его magister equitum Марк Минуций Руф в качестве содиктатора в 217 г. до н.э.

Карфаген местоположение

Неблагодарность

Валериус в качестве темы «неблагодарности» в главе 4 книги 4 пишет, что Валериус пишет, что Сципион Эмилиан, внук знаменитого генерала Сципиона Африканского, разрушил два крупных города, Нуманцию ​​ и Карфаген, которые представляли серьезную угрозу для Рима.. Однако позже в Риме он встретил свою смерть при загадочных обстоятельствах в 129 г. до н. Э. На Римском форуме никогда не было никого, кто бы отомстил за его смерть.

Валерий приводит еще один пример неблагодарности, сложившейся вокруг Публия Корнелиуса Сципиона Насика Серапио. Насика возглавил группу консервативных сенаторов римского сената, чтобы убить народнического трибуна плебса Тиберия Гракха в 133 г. до н. Э. Вскоре ему пришлось уйти из общественной жизни, потому что римляне несправедливо оценили его достоинства. Насика, Большой Понтифик, поехала в Пергам якобы в качестве дипломата и больше не вернулась. Он умер там, но никогда не скучал по своей стране, потому что римский народ был настолько неблагодарным за то, что он считал великим делом, которое он сделал для них.

ростра на римском форуме

позорные преступления

По другой теме Валериус пишет о нескольких примерах печально известных преступлений в Книге 8, Глава 1, и о том, как они связаны с ревностью.

Один из примеров оправдательных записей Валериуса (absoluti) - это когда Марк Гораций признан виновным королем Туллом Гостилием убийства своей сестры. Гораций был оправдан в совершении преступления, когда обратился к общественности. Жестокий характер убийства побудил короля Тулла осудить его; однако мотив, по которому это сделал Гораций, повлиял на людей. В битве при защите Рима Гораций победил братьев Куриати и убил их. Его сестра была влюблена в одного из этих братьев и планировала выйти за него замуж. Она плакала над ним, узнав о его смерти. Гораций убил ее тогда из-за ее преждевременной любовной связи с врагом. Жители Рима считали это суровым наказанием, а не настоящим преступлением Римской республики. Гораций прославился не только за убийство врага братьев Куриатиев, но и за убийство своей сестры. В этом случае римляне действовали как строгие хранители целомудрия.

Другой случай, описанный Валерием, - это когда римский народ действовал как несправедливый, слабый судья. В этом случае Сервия Сульпиция Гальба жестко осудил на ростре Луций Скрибоний Либон, плебейский трибун в 149 г. до н.э. Катон Старший. поддержал обвинения трибуна в своей великой речи на римском собрании, как записано в его «Происхождении». Гальба совершил ужасное военное преступление против лузитанцев. Он заключил мирное соглашение с лузитанами, но затем убил 8000 из них, будучи губернатором Испании в 150 г. до н. Э. Гальба, будучи сам по себе великим оратором, не имел реальной защиты за свои преступления. Путем подкупа и вывода своих детей и сироты родственника перед публикой в ​​речи о милосердии он добился своего оправдания.

Другой случай, в котором Валерий записывает преступления древней истории, касается Гая Коскония, претор в 89 г. до н.э. и правитель Иллирии с 78 по 76 г. до н. э. Он был обвинен в неправильном управлении в 101 г. до н. Э. Не было никаких сомнений в том, что он виновен; однако он прочитал стихотворение о своем обвинителе Валериусе Валентине и получил оправдательный приговор. Поэма была о том, как Валерий соблазнил юношу в полосатой тоге и молодую свободнорожденную женщину. Затем Валериус был осужден оправданием Коскония.

Возмутительное поведение

Валериус сообщает в Книге 9, Глава 5, в разделе «Иностранные истории», что Александр Великий проявлял высокомерие в трех стадиях. Во-первых, он смотрел свысока на своего отца Филиппа II Македонского и утверждал, что Юпитер Хаммон был его настоящим отцом. Во-вторых, он принял обычаи персидского народа, одеваясь и ведя себя по-своему. Еще одна причина заключалась в том, что Александр считал себя богом, а не человеком.

Валерий пишет здесь другую зарубежную историю о Ксерксе I из Персии. Чтобы показать свое возмутительное поведение и высокомерие, он рассказывает, как Ксеркс созвал всех лидеров Азии вместе. Он говорит им, что когда он собирался объявить войну Греции, я не хотел, чтобы люди думали, что я действую по собственной инициативе, поэтому я собрал вас здесь. Но помните, что ваш долг - подчиняться мне, а не убеждать меня. Валериус сообщает, что во время вторжения Ксеркс потерпел такое поражение, что можно было бы задаться вопросом, были ли его слова просто высокомерием или глупостью.

Валериус пишет о еще одной зарубежной истории Ганнибала и о том, насколько он высокомерен был после его успеха в битве при Каннах. Он рассказывает, как Ганнибал имел манию величия и не принимал напрямую никого из своих сограждан. Он будет общаться только через посредника. Он даже оскорбил своего командира кавалерии Махарбала, который громко сказал перед своей палаткой, что он спланировал все так, чтобы Ганнибал через несколько дней обедал на Капитолии в Риме.

Другие темы

Некоторые другие темы, о которых писал Валериус, включали:

  • Храбрость
  • Жестокость
  • Мечты
  • Верность
  • Дружба
  • Врожденные характеристики
  • Умеренность
  • Скромность
  • Знаки
  • Родительская любовь
  • Физическое сходство
  • Престиж
  • Месть
  • Суеверные культы
  • Женщины-юристы
Примечания
Ссылки

Первоисточники

  • Валериус Максимус, Factorum ac dictorum memorabilium libri IX текст
  • Валериус Максимус, В Латинской библиотеке есть латинский текст всех книг

Вторичные источники

Внешние ссылки
Wikisource содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Factorum et dictorum memorabilium libri IX
Последняя правка сделана 2021-05-20 08:53:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте