Марк Порций Катон | |
---|---|
Патриций Торлония бюст, который когда-то считался портретом Катона Старшего | |
Родился | 234 г. до н.э.. Тускулум, Римская республика |
Умер | 149 г. до н.э. (возраст 85). Римская республика |
Известная работа | De Agri Cultura |
Офис | Консул Рима (195 г. до н.э.). Цензор Рима (184 г. до н.э.) |
Супруг (а) |
|
Дети | |
Военная служба | |
Верность | Римская республика |
Ранг | Генерал |
Сражения / войны | |
Марк Порций Катон (, 234 - 149 до н.э.), также известный как Катон Цензор (латинское : Cato Censorius), Старший (майор) и Мудрый (Sapiens), был римским солдатом, сенатором и историком, известным своим консерватизм и противодействие эллинизации. Он был первым, кто написал историю на латыни. Его эпитет «Старший» отличает его от не менее известного его правнука Катона Младшего, который выступал против Юлия Цезаря.
. Он произошел из древней плебейской семьи, которые были отмечены за их военную службу. Как и его предки, Катон был предан сельскому хозяйству, когда не служил в армии. Привлекая внимание Луция Валерия Флакка, он был доставлен в Рим и начал следовать cursus honorum : последовательно военным трибуном (214 г. до н.э.), квестор (204 г. до н.э.), эдил (199 г. до н.э.), претор (198 г. до н.э.), консул (195 г. до н.э.) вместе с Флакком и цензором (184 г. до н.э.). Как претор, он изгнал ростовщиков с Сардинии. Как цензор, он пытался сохранить древние обычаи Рима и бороться с «дегенеративными» эллинистическими влияниями.
Cato Старший родился в муниципальном городке Тускулум, как и некоторые поколения его предков. Его отец заработал репутацию храброго солдата, а его прадед получил награду от государства за то, что убил в бою лошадей. Однако Тускул Порций никогда не получал привилегий римской магистратуры. Катон Старший, их знаменитый потомок, в начале своей карьеры в Риме считался novus homo (новым человеком), и ощущение его неудовлетворительного положения продолжалось с верой в присущее ему превосходство усугубляла и подавляла его амбиции. В молодости он превзошел предыдущие дела своих предшественников, что его часто называют не только лидером, но и основателем Porcia gens.
Его предки в течение трех поколений его звали Маркус Порций, и Плутарх сказал, что сначала он известен по дополнительному когномену Приск, но был представлен назван Катоном - словом, обозначающим «общее чувство, что это результат естественной мудрости в сочетании с опытом». Приск, как и Майор, возможно, был просто эпитетом, который отличал его от более позднего Катона Утикского. Нет точной информации о том, когда он впервые получил титул Катона, который мог быть дан в детстве как символ отличия. Качества, подразумеваемые в слове Катон, были признаны более устаревшим Sapiens, что он был так хорошо известен в старости, что Цицерон говорит, что оно стало его виртуальным когноменом. Судя по количеству и красноречию его речей, он был одаренным оратором, но Катон Цензор (Cato Censorius) и Катон Старший теперь являются его наиболее распространенными, а также его наиболее характерными именами, поскольку он выполнял обязанности Цензора. с необычайным положением и был единственным Катоном, который когда-либо его держал.
Дата рождения Катона должна быть выведена из противоречивых данных о его возрасте на момент его смерти, которая, как известно, произошла в 149 году до нашей эры. Согласно хронологии Цицерона, Катон родился в 234 г. до н.э., за год до первого консульства Квинта Фабия Максима Веррукоса, и умер в возрасте 85 лет в консульстве Луция Марция Цензорина и Мания. Манилий. Плиний соглашается с Цицероном. Другие авторы преувеличивают возраст Катона. Согласно Валериусу Максиму он пережил свой 86-й год, по словам Ливия и Плутарха, ему было 90 лет, когда он умер. Однако этот преувеличенный возраст несовместим с утверждением самого Катона, записанным Плутархом.
Когда Катон был очень молод, после смерти отца, он унаследовал небольшую собственность на территории Сабин, вдали от своего родного города. Там он провел большую часть своего детства, наблюдая за сельским хозяйством, изучая бизнес искую экономику. Рядом с этой землей находилась небольшая хижина, принадлежавшая Маниусу Курию Дентату, чьи военные подвиги и строго простые характеры были известны и восхищались в округе. Катон был вдохновлен подражать этому славу, надеясь соответствовать Дентата.
Вскоре появилась возможность для военной кампании в 217 г. до н.э., во время Второй Пунической войны против Ганнибала Барки. Эксперты высказывают некоторые разногласия по поводу ранней военной жизни Катона. В 214 г. до н. Э. Он служил в Капуе, и историк Вильгельм Друманн воображает, что уже в возрасте 20 лет он был военным трибуном. Квинт Фабий Максимус Веррукос имел командование в этой области, Кампания, в год своего четвертого консульства. При осаде Тарента в 209 г. до н.э. Катон снова был на стороне Фабия. Два года спустя Катон был одним из тех, кто вместе с консулом Клавдием Нероном отправился в северный поход из Лукании, чтобы проверить продвижение Гасдрубала Барки. Записано, что услуги Катона способствовали решающей и помогающей победе Сены в битве при Метавре, где был убит Гасдрубал. Позже он произнес несколько горячих речей, которые часто заканчивались словами: «Carthago delenda est » или «Карфаген должен быть разрушен».
В паузах Между кампаниями Катон вернулся на свою сабинскую ферму, где он просто одевался, работал и вел себя как свои рабочие. Каким бы молодым он ни был, соседские фермеры любили его жесткий образ жизни, наслаждались его старомодными и краткими пословицами и высоко ценили его способности. Его собственная активная личность заставляла его желать и стремиться своим соседям. Он выбран, чтобы действовать, иногда в качестве арбитража в местных делах, которые, вероятно, рассматривались в качестве местных консультантов (судей, представляющих большой общественный интерес). Следовательно, он получил возможность укрепить практику своих ораторов, обрести уверенность в себе, вести себя за человеческими манерами, проанализировать разнообразие природы, применить нормы права и практически исследовать принципы справедливости.
В районе, окружающем сабинскую ферму Катона, находились земли Луция Валерия Флакка, молодые аристократа со значительным значением и знатного патриция. Флаккус не мог не отметить энергию Катона, его военный талант, его красноречие, его скромную и простую жизнь и его основанные принципы. Сам Флаккус был членом той пуристской патрицианской фракции, которая демонстрировала свою приверженность более строгим добродетелям римского характера. В римском обществе происходил переход от самнитской деревенской жизни к греческой цивилизации и восточной роскоши. Главные магистратуры государства стали почти наследственными для нескольких богатых семей и высших сословий. Они популярны благодаря щедрости и очаровательным манерам, они собирали материальное богатство от своих клиентов и последователей, а также интеллектуальную доблесть, обеспеченную их образование, вкусом в изящных искусствах и знанием литературы. Тем не менее, менее удачливые дворяне, завидующие эту исключительную олигархию и критикующие упадок иь, сформированные партию с более консервативной и аскетической идеологией. В их глазах простота и строгость были отличительными чертами характера сабинян, а также непоколебимой цельности и любви к порядку старых римлян. Марк Клавдий Марцелл, Сципион Африканский и его и Тит Квинкций Фламинин могут быть приняты как представители новой культуры; Друзья Катона, Фабий и Флакк, были лидерами фракции, защищавшей старую простоту.
Флакк был проницательным политиком, который искал молодых и новых людей, чтобы поддержать его. Он заметил боевой дух Катона и услышал его красноречивый язык. Он знал, насколько в Риме ценили смелость и убедительность. Он также знал, что отличия, достигнутые на поле боя, открывают путь к достижениям в высших должностях. Наконец, Флак 2007 тоже знал, что для такого незнакомца, как Катон, единственный путь к высшим почестям - это успех на Римском. По этой причине он использовал Катону перенести свои амбиции в область римской политики. Совету последовали. Приглашенный в особняк Флаккуса и одобренный его поддержка, Катон начал выделяться на форуме и стал кандидатом на должность в магистратуре.
В 205 г. до н.э. Катон был назначен Квестором, в следующем году (204 г. до н.э.) он вступил в обязанности своего места работы, вслед за Публием Корнелием Сципионом Африканским Большим на Сицилию. Когда Сципион после долгого сопротивления добился от сената на переброску вооруженных сил из Сицилии в Африке, Катон и Гай Лелий были назначены сопровождать багажные корабли. Однако оказалось, что не было объединенного сотрудничества между Катоном и Сципионом, которое было существовать между квестором и его проконсулом.
. Фабий воспротивился разрешению, данному Сципиону, провести атаку до дома врага, и Катон, назначение которого было направлено на наблюдение за поведением Сципиона, принял точку зрения своего друга. Плутарх сообщает, что он будет отчитываться о победах, сказав, что он будет отчитываться о победах, что он будет отчитываться о победах, а не о деньгах, что мягкая дисциплина войск под командованием Принципа и преувеличенные расходы, понесенные генералом, вызвали протесты Катона, вызвали протесты Катона. Катон покинул свое место службы после спора со стороны предполагаемой расточительности последнего и, вернувшись в Рим, осудил неэкономическую деятельность своего генерала в сенате. Плутарх сказал, что по совместной просьбе Катона и Фабия на Сицилию была послана комиссия трибунов для изучения деятельности Сципиона. Проведя обзор его обширных и тщательных мер по транспортировке войск, они определили, что он не виновен по обвинениям Катона. Версия Плутарха, которая, казалось бы, приписывает Катону проступок в том, что он покинул свой пост раньше времени, ужас ли согласуется с рассказом Ливия. Послание Ливий прав, был послана из-за жителей Локров, которые были жестоко притеснены Квинтом Племинием, легатом Сципиона. Ливи ничего не говорит о вмешательстве Катона в это дело, но регистрирует, с каким горечью Фабий обвинил Сципиона в развращении военной дисциплины и в незаконно преступить провинцию, чтобы захватить город Локри.
Автор сокращенной жизни Катона, обычно считающийся трудом Корнелия Непоса, утверждает, что Катон, после своего возвращения из Африки, остановился на Сардинии и привел поэта Квинта Энния в его собственный корабль с острова в Италию. Поскольку Сардиния не входит в план поездки в Рим, более вероятно, что первый контакт между Эннием и Катоном произошел, когда последний был претором на Сардинии
.В 199 г. до н.э. Катон был избранным эдилом, и вместе со своим коллегой Гельвием восстановил Плебейские игры и устроил по этому поводу банкет в честь Юпитер. В 198 г. до н.э. он стал претором и получил Сардинию в качестве своей провинции с 3000 пехотой и 200 кавалерией. Здесь он воспользовался первой возможностью, чтобы использовать свои основные убеждения. Он уменьшл официальные операционные расходы, совершил поездку с одним помощником и противопоставил свою бережливость провинциальных магистратов. Религиозные обряды совершались бережно, правосудие осуществлялось соой беспристрастностью, а ростовщичество строго каралось. По словам Аврелия Виктора, восстание на Сардинии было подавлено Катоном во время его претуры.
В 195 г. до н.э., когда ему было всего 39 лет. лет Катон был избранным младшим консулом своего старого друга и покровителя Флакка. Во время своего консульства он принял первые два из Законов Порциан, которые расширили защиту римских граждан от унижающих достоинств или капризных наказаний в соответствии с Законом Валериана.
В 215 г. до н.э., в разгар Второй Пунической войны и по просьбе плебейского трибуна Гая Оппия, Закон Оппа (Lex Oppia), призванный ограничить роскошь и расточительность женщин, чтобы сэкономить деньги для государственной казны, был принят. В законе указывалось, что ни одна женщина может владеть более чем половиной унции золота, носить одежду разного цвета или ездить в экипаже с лошадьми ближе, чем на милю от города, кроме участия в публичных празднованиях религиозных обрядов.
После того, как Ганнибал был побежден и Рим был блистат карфагенским богатством, трибуны Марк Фунданий и Луций Валерий предложил отменить закон Оппа, но против этого выступили трибуны Марк Юний Брут и Тит Юний Брут. Этот конфликт вызвал гораздо больший интерес, чем самые важные дела. Замужние римские женщины среднего возраста толпились на улицах, блокировали приход к форуму и перехватывали приближающихся мужей, требуя восстановления традиционных украшений римских матрон. Они просили даже преторов, консулов и других магистратов. Даже Флаккус колебался, но его коллега Катон был непреклонен и произнес характерно невежливую речь, позже пересказал Ливи. Наконец, несогласные трибуны сняли свою оппозицию, и закон Оппа был отменен голосованием всех племен. Женщины шли процессией по улицам и форуму, одетые в свои теперь законные наряды.
Сразу после того, как этот спор был улажен, Катон, который поддерживал жесткое и решительное сопротивление, похоже, не пострадал. очень реальный ущерб его положению. Вскоре он отправился в плавание на его назначенную провинцию, Hispania Citerior.
В своей кампании в Hispania, Катон вел себя в соответствии с его репутацией неутомимой тяжелой работы и настороженность. Он жил трезво, разделяя пищу и труд обычного солдата. Везде, где это было возможно, он лично руководил исполнением своих приказов. Его движения были смелыми и быстрыми, и он всегда стремился к победе. Его операции, по-видимому, были тщательно спланированы и согласованы с планами других генералов в других частях Испании. Его маневры считались оригинальными и удачными. Ему удалось получить выгоду, настроив племя против племени и взяв себе на жалованье местных наемников.
Испания в 197 г. до н.э.Детали кампании, рассказанные Ливием и проиллюстрированные случайными анекдотами Плутархом, полны ужаса, и они показывают, что Катон уменьшил Hispania Citerior покорению с большой скоростью и малой милосердием. Мы читаем о множестве людей, которые казнили себя из-за бесчестия после того, как они были лишены всего оружия, о массовых расправах над сдавшимися войсками и о частых жестоких грабежах. Фраза bellum se ipsum alet - война питает сама себя - была придумана Катоном в этот период. Его поведение в Испании не противоречило традиционным идеалам римского солдата или его твердому и чрезмерно напористому нраву. Он утверждал, что разрушил больше городов в Испании, чем провел в этой стране дней.
После того, как он использовал территорию между рекой Ибер и Пиренеями до возмущенного и, как оказалось, временного повиновения, Катон обратил свое внимание на административные реформы и увеличил доходы провинции за счет улучшения работы железных и серебряных рудников.
За его достижения в Испании сенат объявил благодарение Церемония трех дней. В течение 194 г. до н. Э. Он вернулся в Рим и был удостоен чести римского триумфа, на котором он продемонстрировал необычайное количество трофейных латуни, серебра и золото, как монеты, так и слитки. Катон раздал денежный приз своей армии, и был более щедрым, чем можно было ожидать от его энергичной скупости.
Возвращение Катона, похоже, усилило вражду Сципион Африканский, который был консулом в 194 г. до н.э. и, как говорят, желал командования провинцией, в которой Катон добивался славы. Есть некоторые разногласия между Непосом (или псевдо-Непотом) и Плутархом в их описании этой темы. Непос утверждает, что Сципион не смог получить провинцию и, оскорбленный отказом, остался после своего консульства в качестве частного лица в Риме. Плутарх утверждает, что Сципион, которому не нравилась строгость Катона, был назначен его преемником, но не смог убедить сенат осудить администрацию Катона и бездействовал. Плутарх, вероятно, ошибался, судя по утверждению Ливия, что в 194 г. до н.э. Секст Дигитий был назначен в провинцию Hispania Citerior. Представление о том, что Сципион был назначен преемником Катона в Испании, возможно, возникло из-за двойного смешения имени и места, поскольку Публий Корнелий Сципион Насика был выбран в 194 г. до н.э. в провинцию Hispania Ulterior <552 Каким бы правдивым ни был этот рассказ, Катон использовал свое красноречие и подготовил подробные финансовые отчеты, чтобы успешно защититься от критики своего консульства. Известные фрагменты выступлений (или одного выступления под разными именами), произнесенного после его возвращения, свидетельствуют о силе его аргументов.
Плутарх утверждает, что после своего консульства Катон сопровождал Тиберия Семпрония Лонга как легата в Фракию, но это кажется неверным, потому что, хотя Сципион Африкан считал, что один консул должен иметь Македонию, Семпроний вскоре оказался в Цизальпинской Галлии, а в 193 г. до н.э. Катон был в Риме и посвятил небольшой храм Виктории Деве.
Военная карьера Катона еще не закончилась. В 191 г. до н. Э. Он вместе со своим старым соратником Луцием ВалериемФлакком был назначен генерал-лейтенантом (легат ) при консуле Маниус Ацилий Глабрио, который был отправлен в Грецию, чтобы противостоять вторжению Антиоха III Великого, царя Империи Селевкидов. В решающей битве при Фермопилах (191 г. до н.э.), которая привела к падению Антиоха, Катон вел себя со своей доблестью и имелчу. Смелым и трудным наступлением он удивил и удалил тело этолийских вспомогательных войск врага, которые были размещены на Каллидромусе, высшей точке хребта горы Оэта.. Затем, придя на помощь войскам под командованием Флакка, он начал внезапный спуск с холмовым королевским лагерем, и паника, вызванная этим неожиданным движением, быстро повернула день в пользу римлян и знаменовала конец Селевкидов. вторжение в Грецию. После боял консул очень тепло обнял Катона и приписал ему всю заслугу победы. То, что это факт, основывается на авторитете самого Катона, который, как и Цицерон, допускает оскорбительную для современного вкуса привычку хвастаться самому себе. После некоторого перерыва, проведенного в преследовании Антиоха и умиротворении Греции, был объявлен отправленный в Рим консулом Глабрионом Катон, чтобы объявить об успешном исходном исходе кампании, и он совершил свое путешествие с такой поспешностью, что начал свой доклад в сенате. перед возвращением Луция Корнелия Принцип, более позднего завоевателя Антиоха, которого за несколько дней до него выслали из Греции.
Во время кампании в Греции под Глабрионом, счет Плутарха (хотя и отвергнутый историком Вильгельмом Друманом) предполагает, что перед битвой при Фермопилах Катон был выбран для предотвращения Коринфа, Патры и Эгиум перешел на сторону Антиоха. В этот период Катон посетил Афины, где, пытаясь помешать афинянам выслушать предложения царя Селевкидов, Катон обратился к ним на латинской речи, для чего требовался переводчик. быть понятой публике. Однако остается неясным, что он мог уже хорошо знать греческий язык в то время, что было сделано на основе анекдотических свидетельств. Например, Плутарх сказал, что в Таренте в юности он подружился с Неархом, который сам был греческим философом. Точно так же Аврелий Виктор заявил, что получил наставления по-гречески от Энния, был претором на Сардинии. Тем не менее, поскольку считалось признаком римского достоинства.
, вполне вероятно, что он соблюдал римские нормы того времени в использовании латинского языка во время дипломатической практики, что считалось признаком римского достоинства.
Катон также был противником распространения эллинской культуры, которая по его угрозе разрушить суровую простоту обычного римского типа. Именно во время этой цензуры его решимость противодействовать эллинизму сильнее всего, и, следовательно, поведение, от которого и был получен титул (цензор), соответствующее его больше всего выделяют. Согласно требованиям, предъявляемым к предписанным средствам. Изгнание Л. Квинктий Фламинин за беспричинную жестокость был примером его жесткой справедливости.
Его правила против роскоши были очень строгими. Он обложил высокими налогами одежду и личные украшения, особенно женские, и молодых рабов, приобретенных в фаворитов. В 181 г. до н.э. он поддержал lex Orchia (по другим данным, он сначала выступает против его введения, а затем и его отмены), предписывает ограничение числа гостей на развлечениях в 169 г. до н.э. - lex Voconia, одно из положений. из которых было предназначено ограничить накопление того, что Катон считал чрезмерным богатством в руках женщин.
Среди прочего он отремонтировал акведуки, прочистил канализацию и запретил частным лицам забирать общественную воду для собственных нужд.. Аква Аппиа был первым акведуком Рима. Он был построен в 312 г. до н.э. Аппием Клавдием Цеком, тем же римским цензором, который также построил Виа Аппиа. Несанкционированный доступ к римским акведукам всегда был проблемой, о чем Фронтинус пишет гораздо позже. Катон также приказал сносить дома, вторгшиеся на общественные дороги, построил первую базилику в Форуме около Курии (Ливий, История, 39.44; Плутарх, Марк Катон, 19). Он увеличил сумму, уплаченную публиканами за право сбора налогов, и в то же время снизил контрактные цены на строительство общественных работ.
Со дня его цензуры (184 г. до н.э.) до своей смерти в 149 г. до н.э. Катон не занимал никаких государственных государственных должностей, но продолжал отличаться в Сенате как стойкий противник новые идеи. Он, как и многие другие римляне, ужаснулся разрешению вакханских мистерий, которые он приписал влиянию греческих нравов, и яростно настаивал на отказе от философов Карнеад, Диоген и Критолай, прибывшие в послов из Афин из-за того, что он считал опасным своих идей. Он также предупреждал о влиянии халдейских астрологов, пришедших в Италию вместе с греческой культурой.
Он ужасно боялся врачей, в основном греков. Он добился освобождения историка Полибия и его товарищей по заключению, презрительно спросив, не имеет ли Сенат ничего более важного, чем обсудить, должны ли несколько греков умереть в Риме или на своей земле. Лишь на восьмидесятилетнем возрасте он впервые познакомился с греческой литературой, хотя некоторые думают, его сочинения, что он мог знать греческие произведения большую часть своей жизни.
В последние годы своей жизни он известен тем, что настойчиво призывал своих соотечественников вести Третью Пуническую войну и разрушить Карфаген. В 157 г. до н.э. он был одним из депутатов, посланных в Карфаген для арбитража между карфагенянами и Массиниссой, царем Нумидии. Миссия не увенчалась успехом, и комиссары вернулись домой, но Катон был поражен растущим процветанием Карфагена, что безопасность Рима зависит от его уничтожения. С этого времени он начал заканчивать свои речи - на любую тему - криком: «Более того, я советую, Карфаген должен быть разрушен » (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam). В других случаях фраза «Карфаген должен быть разрушен» более компактно выражалась как Carthago delenda est или delenda est Carthago. Цицерон диалог Катон Старший о старости также показал антипатию Катона к Карфагену. Согласно Бену Кирнану, Катон, возможно, совершил первое зарегистрированное подстрекательство к геноциду.
Для Катона личная жизнь была постоянной дисциплиной, а общественная жизнь была дисциплиной для многих. Он рассматривал отдельного домохозяина как зародыш, семью как зародыш государства. Благодаря строгой экономии времени он проделал огромный объем работы; он потребовал, чтобы его иждивенцы практиковали такое же посвящение, и показали себя жестким мужем, строгим отцом и суровым и жестоким хозяином. По-видимому, не было большой разницы в том, как он уважал свою жену и своих рабов, хотя, возможно, его гордость заставляла его проявлять более теплый интерес к сыновьям, Маркусу Порцию Катону Лициниану и Марку. Порций Катон Салониан.
Самим римлянам такое поведение мало что достойным порицания, оно считалось скорее традиционным примером старых римских нравов. В замечательном отрывке, в котором Ливи есть характер Катона, нет ни слова вины за жесткуюлину его домашнего хозяйства.
Катон был и остается известным писателем. Он был историком, первым латинским прозаиком какого-либо значения и первым автором истории Италии на латыни. Некоторые утверждали, что, если бы не влияли письма Катона, латынь могла бы быть вытеснена греческим как литературным языком Рима. Он также был одним из очень немногих ранних латинских авторов, которые могли называть латынь своим родным языком.
В свое время, мой сын Маркус, я объясню, что Я узнал об этих греках в Афинах и продемонстрировал, какое преимущество может быть в том, чтобы изучить их писания (не принимая их слишком серьезно). Это бесполезное и непокорное племя. Примите это как пророчество: когда эти люди дадут нам свои писания, они все испортят. Тем более, если сюда пришлют своих врачей. Они поклялись убить всех варваров лекарствами - и они берут за это плату, чтобы им доверяли и им было легче работать. Нас, конечно, тоже называют варварами, и Опичи, более грязное имя, чем все остальные. Я запретил вам иметь дело с врачами.
— Цитируется Плиния Старшего, Naturalis Historia 29.13–14.Два сохранившихся сборника пословиц, известных как Дистих Катона и вероятно, относятся к 4 веку нашей эры и не являются произведениями Катона Старшего.
Система морщин система Дорса Като на Луне названа в честь Катона.
коммуна в Монте Порцио Катоне, одна из Кастелли Романи и недалеко от руин Тускулума, названа в честь Семья Порция Катона.
Катон изображается Витторио Гассманом в Scipione detto anche l'Africano, итальянском фильме 1971 года с Марчелло Мастроянни в роли Сципиона Африканского.
Генеалогическое древо Катона Старшего |
---|
.
|
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Катоном Старшим |
На Викискладе есть материалы, связанные с Катон Майор. |
Политические офисы | ||
---|---|---|
Предшественник. Л. Фуриус Пурпурео. М. Клавдий Марцелл | консул Рима. 195 г. до н.э.. С: Л. Валерий Флакк | Преемник. Сципион Африканский. Ти. Семпроний Лонг |