Упадок древнеегипетской религии

редактировать

Упадок местных религиозных обычаев в Древнем Египте в значительной степени объясняется распространению христианства в Египте и его строгой монотеистической природе, не допускающей синкретизма, наблюдаемого между древнеегипетской религией и другими политеистическими религиями, например, у римлян. Хотя религиозные обряды в Египте оставались относительно постоянными, несмотря на контакты с большим миром, например, с ассирийцами, персами, греками и римлянами христианство напрямую соревновалось с родной религией. Еще до Миланского эдикта в 313 году нашей эры, узаконившего христианство в Римской империи, Египет стал ранним центром христианства, особенно в Александрии. где многие влиятельные христианские писатели древности, такие как Ориген и Климент Александрийский, прожили большую часть своей жизни, а коренная египетская религия, возможно, оказала небольшое сопротивление проникновению христианства в провинцию.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 История
    • 2.1 Поздний период
    • 2.2 Синкретизм с греко-римской религией
    • 2.3 Христианство входит в Египет
      • 2.3.1 Диоклетианские гонения
    • 2.4 Упадок язычества в Египте
  • 3 Наследие
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Дополнительная литература
Предпосылки

Египетская религия в эпоху фараонов имела свои корни в предыстории. В течение почти трех тысячелетий Египет в значительной степени ассимилировал любых завоевателей или захватчиков из-за пределов страны, которые вошли. Правители, пришедшие извне, такие как гиксосы, не оказали значительного влияния ни в генетическом, ни в культурном плане, а государственная поддержка египетской религии делала ее практически стабильной на протяжении всей древней истории страны. Определенные города и районы Египта обычно уделяли разное внимание разным богам, и большинство храмов были посвящены определенному богу. Такое поведение привело к тому, что египетская религия стала считаться скорее культовой системой, чем полностью однородной религией, но, несмотря на это, религия играла решающую роль в жизни каждого египтянина.

История

Поздний период

Нектанеб I, основатель 30-й династии

Основание 26-й (Саитской) династии в 664 г. До н.э. традиционно считается началом позднего египетского периода. Эта эпоха, продолжавшаяся с 664 г. до н. Э. По 332 г. до н. Э. (Свержение последнего местного фараона, Нектанебо II ), по-видимому, представляла собой некое обновление египетской культуры, национализма и религии. Хотя Египет пережил два отдельных вторжения со стороны империи Ахеменидов, персидские правители, такие как Камбиз II и Дарий I, уважали египетскую культуру и религию и не пытались подавить их.. Хотя Геродот описывает персидское правление Египта как тираническое и деспотическое, и это частично подтверждается призывом египтян в персидскую армию и некоторым рабством персидских высших классов, религиозные обычаи конкретно не пострадали. Египетский адмирал Ведджахор-Ресне, служивший под началом Камбиза, записал в своей автобиографии, что Камбис уважал традиции и религиозные обычаи в Египте. Когда Камбиз разместил гарнизон войск возле Храма Нейт в Саисе, Ведджахор-Ресне убедил царя переместить их, поскольку их присутствие могло рассматриваться богами как кощунственное.

30-я династия, последняя коренная правящая династия Древнего Египта и, действительно, последние коренные правители страны на протяжении более 2000 лет, способствовали процветанию египетской культуры, религии и искусства. Нектанебо I, основатель этой династии, стал опытным строителем. Он работал над храмами по всей стране и отвечал за начало строительства на месте Филы. Его внук, Нектанебо II (сменивший его после военного переворота против назначенного преемника Теоса ), улучшил это наследие и еще больше утвердил династию как время процветания египетской культуры. Последний Нектанебо был глубоко вовлечен в религию и с большим энтузиазмом относился к культам богов, а искусство под его правлением оставило отличительный след в искусстве Птолемеевского царства. Нектанебо, хотя, возможно, был одним из наиболее компетентных египетских царей позднего периода, в конечном итоге был неспособен отменить многовековой упадок цивилизации. Египет будет снова завоеван персами при Артаксерксе III около 343 или 342 г. до н.э., затем Александром Великим девятью годами позже. Хотя свержение Нектанеба II представляет собой конец египетской автономии до египетской революции 1952, более двух тысячелетий спустя конец местной гегемонии над Египтом никоим образом нельзя считать концом древнеегипетской культуры в страна.

Синкретизм с греко-римской религией

Характерно римская статуя Исиды, держащая sistrum и situla, хотя они были добавлены при реконструкции 17-го века.

Египетская религия первоначально соприкоснулась с греко-римским политеизмом, что привело к большей степени синкретизма, чем противодействия. Культ Исиды распространился сначала в эллинистическом мире в период Птолемея после завоеваний Александра Македонского, а затем в Италию и Рим. Хотя Август, после победы над Клеопатрой и Марка Антония и аннексии Египта, запретил статуи Исиде и Серапису (другому выдающемуся богу птолемеевского Египта.) в пределах померия, египетские божества, тем не менее, постепенно стали нормой в римской религии и считались императорами из династии Флавиев покровителями своего правления. Во втором и третьем веках нашей эры Исиде и Серапису поклонялись в большинстве городов даже в западной половине империи, хотя они, вероятно, не распространялись в сельской местности. Храмы им существуют от Пальмиры в Сирии до Лондиниума (современный Лондон ) в Британии. Таким образом, египетская религия распространилась среди римлян и получила широкое распространение по всему Средиземноморью. Несмотря на это, это межкультурное распространение почти наверняка связано с изменением (эллинизацией ) коренных египетских богов, чтобы они были более приемлемы для новообращенных. Форма, которую Исида приняла у греков и римлян, объединила ее египетские черты с греко-римскими идеями.

Христианство входит в Египет

Самая большая и старейшая христианская церковь в Египте, Коптская православная церковь из Александрии, приписывает свое основание Евангелисту Марку, c.42 г. н.э. Значительное число евреев проживало в Египте, и в частности в Александрии, с их проживанием в стране до первых христиан, возможно, на столько же 600 лет. Ученые считают, что нисходящая социальная мобильность евреев в римском Египте сделала их более восприимчивыми к христианству. В любом случае александрийское христианство начало стремительно развиваться с самого своего основания. Под Папой Деметрием I, епископом с 189 по 231 год нашей эры, христианство распространилось по Египту вверх по Нилу и усилило свое влияние в большей Церкви. Вплоть до Халкидонского собора в 451 году нашей эры Александрия была наравне с Римом и Константинополем как влиятельный христианский город.

Преследование Диоклетиана

Император Диоклетиан рассматривал христианство как подрыв традиционной римской религии (и, таким образом, большую угрозу солидарности империи), поэтому он инициировал жестокое преследование христианства, чтобы попытаться обуздать его рост в империи. Хотя это был не первый указ императора против христианства, повлиявший на Египет (это был Септимий Северус в 202 году нашей эры, когда он распустил Катехетическую школу Александрии и запретил обращение в христианство), гонения Диоклетиана будут наиболее острыми. В 303 г. Диоклетиан приказал разрушить все церкви, сжечь священные книги и поработить всех христиан, которые не были официальными лицами. Этот указ действовал в течение трех лет, что привело к системе датировки Эры мучеников, позже созданной Александрийской церковью, но многие египетские христиане пережили преследования, потому что их вместо этого отправили в работают в карьерах и шахтах, в качестве исправительных работ. В целом, однако, преследования христианства не смогли остановить его рост нигде в Империи. Традиционная религия уже начала страдать, особенно в Египте, где Александрия была устоявшимся и шумным центром религии.

Упадок язычества в Египте

Родная египетская религия явно оказала, по крайней мере, несколько существенное влияние на греко-римский политеизм; в самом Египте, однако, местная религия, вероятно, не ощущала иного влияния новых языческих правителей до прихода христианства. Хотя Август построил новые храмы и отремонтировал существующие в Египте, религиозная вовлеченность римлян в провинцию, похоже, достигла своего пика. Более поздние императоры, возможно, делали то же самое в гораздо меньших масштабах, но это очевидно из полного отсутствия участия после династии Нерва-Антонинов, что египетская религия начала фрагментироваться и локализоваться после утраты централизация, как в Египте фараонов и птолемеев.

Если языческая религия греко-римского мира приняла влияние и интеграцию коренных египетских божеств и практик в свою собственную традицию, христианство Было не так хорошо. Строгий монотеизм последнего находился в полной противоположности свободному синкретизму язычества. Местные христиане участвовали в кампаниях прозелитизма и иконоборчества, что еще больше способствовало разрушению традиционной религии. В 333 году нашей эры число египетских епископов оценивается чуть меньше 100; христианизация самой Римской империи и указы христианских императоров в третьем и четвертом веках нашей эры усугубили упадок, и последняя известная надпись иероглифами ( рассматривается некоторыми как символ упадка самой религии из-за их тесных связей) датируется 394 годом нашей эры и известен как Граффито Эсмет-Ахом. Он расположен в храме Исиды на острове Филы в Верхнем Египте, который считается одним из последних сохранившихся мест поклонения исконной египетской религии. К этому времени египетская религия была в основном ограничена югом страны и далеким, изолированным оазисом Сива на западе. В этом веке также произошло значительное распространение институционализированного христианства в Египте, но приверженность старой религии в меньшем, более локальном масштабе все еще преобладала. Филе также является местом последней демотической надписи, датируемой 452 годом нашей эры. Храм был закрыт в 553 году нашей эры византийским императором Юстинианом I, который правил с 527–565. По мере того как официальные храмы приходили в упадок, а религиозные сооружения по всему Египту приходили в упадок, религия постепенно угасала.

Хотя императорские указы создавали негативную атмосферу по отношению к язычникам, они в конечном итоге не оказали большого влияния на исчезновение родной религии сами по себе. Губернаторы провинций часто находили, что введение в действие «анти языческих» указов, таких как указы Феодосия I, было резким, особенно в нестабильных регионах, особенно в Египте. Хотя эти указы, несомненно, эффективны для сдерживания гражданской власти культов, местные сельские и городские обычаи, по-видимому, в основном не пострадали от этих указов. Скорее, разрушение местной религии и, в конечном итоге, разрушение в целом можно приписать священникам, епископам и монахам, которые неистовствовали в сельской местности, намереваясь «искоренить демонов». Постановление 423 г. н.э. предписывало наказания христианам, которые нарушали жилище (в том числе святыни) язычников, которые «жили спокойно» и не нарушали закон.

Скорее, более уместно проследить упадок коренных жителей религия к состоянию ее инфраструктуры. Если Август и другие императоры первого и начала второго веков нашей эры строили в Египте, и их доброжелательность подтверждается в храмах по всей стране, кризис третьего века демонстрирует гораздо меньшую имперскую активность в регионе и религия. Храмы в эту эпоху пришли в «состояние прогрессирующего разрушения», приходя в упадок.

Конец любого жизненного существования большинства деревенских храмов лишил грамотных и уважаемых руководителей, которые давно обеспечивали священники, и, несомненно, устранил в значительной степени ритуальные события, которые давали деревне ощущение себя как сообщества. 218>Роджер С. Багналл, Франкфуртер, 1998 г., стр. 28

Это вырождение языческих храмов в последний раз (в отличие от того, что было раньше, когда религиозная инфраструктура все еще ремонтировалась или заменялась фараонами, птолемеями или раннеримскими правителями) представляет собой главную причину фрагментации исконной египетской религии. в более поздних формах. Давно лишившись центральной власти, данной фараоном или даже императором, как это было у Августа и других императоров первого века, которые сохраняли религиозную инфраструктуру в стране, египетская религия становилась все более и более локализованной. Религиозные лидеры постепенно утратили свой авторитет, что было вероятным фактором обращения в христианство одновременно и позже.

Наследие

Возможно, один из последних бастионов египетской религии, коптский язык пережил христианизацию, а затем исламизацию страны и оставался фундаментально похожим на язык фараонов Египта (хотя более похож на поздний египетский, чем на любой другой этап, особенно грамматически), просуществовав более тысячелетия, прежде чем его низвести в литургический язык к XVI веку. Коптский язык даст позднее египтологи решающее понимание фонологии египетского языка, отчасти потому, что это не абджад и, таким образом, записывает гласные, в отличие от иероглифов и иератического.

Возможно, самым влиятельным и узнаваемым наследием египетской религии являются памятники, воздвигнутые в ее честь на протяжении всей истории Египта. Храмы, статуи, всемирно известные пирамиды, Великий Сфинкс Гизы и другие творения находились под сильным влиянием религии. В свою очередь, особый стиль древнеегипетской архитектуры дошел до наших дней благодаря таким стилям, как архитектура египетского возрождения, а также интеграции и адаптации религиозных мотивов из Египта в западное искусство после Кампания Наполеона в Египте.

Однако в конце античности влияние египетской религии очевидно на другие религии. И греки, и римляне считали Египет экзотикой и мистикой, и это увлечение страной и ее религией в некоторой степени привело к его распространению по Средиземноморью. Такие божества, как Исида и Бес пробились через Средиземное море и Ближний Восток, и исследовательский взгляд на Египет породил некоторые греческие и римские эзотерические системы верований, герметизм это известная традиция, которая возникла из скрытой магической мудрости Тота.

Интерес к египетской религии привел к попыткам ее обновления. Современное возрождение древнеегипетской религии известно как кеметизм. Оно возникло вместе с другими неоязычными религиозными движениями в 1970-х.

См. Также
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
  • Bagnall, Roger S. (1993). Египет в поздней античности. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-06986-9.
  • Хан, Йоханнес; Эммель, Стивен ; Готтер, Ульрих, ред. (2008). От храма к церкви: разрушение и обновление местной культовой топографии в поздней античности. Брилл. ISBN 978-90-04-13141-5.
  • Лаван, Люк; Малриан, Майкл, ред. (2011). Археология позднеантичного «язычества». Брилл. ISBN 978-0-7546-3603-8.
  • Мысливец, Кароль (2000). Сумерки Древнего Египта: 1 тысячелетие до н. Э. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801486302.
Последняя правка сделана 2021-05-17 10:54:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте