Греческий : Φιλαί; арабский : فيلة; Коптский : ⲡⲓⲗⲁⲕ | |
Храм Исиды из Филе в его нынешнем местоположении на острове Агилкия в озере Насер | |
Показан в Египте | |
Местоположение | Асуан, мухафаза Асуан, Египет |
---|---|
регион | Нубия |
Координаты | 24 ° 1′15 ″ северной широты 32 ° 53 ′ 22 ″ в.д. / 24,02083 ° с.ш., 32,88944 ° в.д. / 24,02083; 32,88944 Координаты : 24 ° 1′15 ″ N 32 ° 53′22 ″ E / 24,02083 ° N 32,88944 ° E / 24,02083; 32.88944 |
Тип | Святилище |
История | |
Строитель | Тахарка или Псамтик II |
Основан | 7 или 6 век до н.э. |
Заброшенный | 6 век нашей эры |
Периоды | Третий промежуточный период или Поздний период до Византийская империя |
объект всемирного наследия ЮНЕСКО | |
Официально имя | Нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе |
Тип | Культурные |
Критерии | i, iii, vi |
Обозначены | 1979 (3-я сессия ) |
Справочный номер | 88 |
Регион | Арабские государства |
Филы (; Греческий : Φιλαί или Φιλή и Πιλάχ, арабский : فيلة египетский арабский:, египетский : p3-jw -rķ 'или' pA-jw-rq; коптский : ⲡⲓⲗⲁⲕ, ⲡⲓⲗⲁⲕ ϩ) - это остров в водохранилище Асуанской плотины, ниже по течению Асуанская плотина и озеро Насер, Египет. Филе изначально располагались недалеко от обширного Первого порога Нила в Верхнем Египте t и был местом египетского храмового комплекса. Эти пороги и прилегающая к ним территория подвергались различным наводнениям с момента первоначального строительства Асуанской плотины в 1902 году. Храмовый комплекс был разобран и перенесен на близлежащий остров Агилкия как часть ЮНЕСКО Нубийская кампания по защите этого и других комплексов до завершения строительства Асуанской плотины в 1970 году. Иероглифические рельефы храмового комплекса изучаются и публикуются Проектом текста храма Филы Австрийской академии наук, Вена (Институт OREA).
| ||||||||
pꜣ jꜣ rk (ḳ). в иероглифах |
---|
Филы упоминаются многими древними писателями, включая Страбон, Диодор Сицилийский, Птолемей, Сенека, Плиний Старейшина. Это было, как указывает имя во множественном числе, двумя небольшими островами, расположенными на 24 ° северной широты, чуть выше Первого порога около Асуана (египетский Swenet "Торговля;" Древнегреческий : Συήνη). Гроскурд вычисляет расстояние между этими островами и Асуаном примерно в 100 км (62 мили).
Несмотря на то, что остров был меньшего размера, собственно Филе, судя по многочисленным живописным руинам, находившимся здесь ранее, был более интересным из них. До наводнения он был не более 380 метров (1250 футов) в длину и около 120 метров (390 футов) в ширину. Он сложен сиенитом : его стороны крутые, а на их вершинах построена высокая стена, окружающая остров.
Поскольку Филе считалось одним из мест захоронения Осириса, его очень почитали как египтяне на севере, так и нубийцы ( часто называемые «эфиопами» по-гречески) на юг. Для кого-либо, кроме священников, здесь считалось непристойным, и, соответственно, он был изолирован и назван «Неприступным» (Древнегреческий : ἄβατος). Сообщалось также, что ни птицы, ни рыба не приближались к его берегам. Это действительно были традиции далекого периода; поскольку во времена Птолемеевского царства, к Филам так часто прибегали, частично паломники к гробнице Осириса, частично люди со светскими поручениями, что священники обратились с просьбой к Птолемею VIII Фискону (170-117 до н.э.) запретить государственным чиновникам хотя бы приходить туда и жить за их счет.
В девятнадцатом веке Уильям Джон Бэнкс взял обелиск Филы, на котором была выгравирована эта петиция Англии. Когда его египетские иероглифы сравнивали с иероглифами Розеттского камня, он проливал большой свет на египетский согласный алфавит.
Острова Филы, однако, не были просто жителями; они были центрами торговли также между Мероэ и Мемфисом. Потому что пороги катаракты в большинстве сезонов были невозможны, и товары, которыми обменивались Египет и Нубия, взаимно выгружались и повторно отправлялись в Сиену и Филе.
Соседние гранитные карьеры также привлекали большое количество горняков и каменотесов; и для удобства движения в скалах вдоль восточного берега Нила была построена галерея или дорога, части которой сохранились до сих пор.
Филы также были примечательны необычными эффектами света и тени, возникающими из-за его расположения около Тропика Рака. Когда солнце приближалось к своей северной границе, тени от выступающих карнизов и карнизов храмов опускались все ниже и ниже по ровным поверхностям стен, пока, когда солнце не достигло максимальной высоты, вертикальные стены не покрылись темными тенями, образуя разительный контраст с ярким светом, который освещает все окружающие предметы.
Самой заметной особенностью обоих островов было их архитектурное богатство. Памятники разных эпох, от фараонов до цезарей, занимают почти всю их территорию. Однако основные постройки находились на южной оконечности меньшего острова.
Самым древним был храм Исиды, построенный во время правления Нектанеба I в 380-362 гг. До н.э., к которому подходили со стороны реки через двойную колоннада. Нехтнебеф был его древнеегипетским царским титулом, и он стал фараоном-основателем Тридцатой и последней местной династией, когда он сверг и убил Неферитов II.
По большей части, другие руины относятся к царству Птолемея, особенно во времена правления Птолемея II Филадельфа, Птолемея V Епифана и Птолемея VI Филометора (282-145 до н.э.), с множеством следов римской работы в Филах, посвященной Аммону - Осирису.
Перед пропилой были два колоссальных льва в граните, за которым стояла пара обелисков, каждый по 13 метров (43 фута) в высоту. Пропилы имели пирамидальную форму и колоссальные размеры. Один стоял между дромосом и пронаосом, другой между пронаосом и портиком, а меньший вёл в секос или адитон. В каждом углу адитума стояли монолитные святыни - клетки священного ястреба. Одна из этих святынь сейчас находится в Лувре, другая в музее Флоренции.
За входом в главный двор находятся небольшие храмы, один из которых посвящен Исиде, Хатхор, и широкий круг божеств, связанных с акушерством, покрыт скульптурами, изображающими рождение Птолемея Филометора под фигурой бога Гора. История Осириса повсюду представлена на стенах этого храма, и две его внутренние комнаты особенно богаты символическими образами. На двух великих пропиле греческие надписи пересечены и частично разрушены египетскими фигурами, пересекающими их.
Монументы на обоих островах действительно свидетельствовали, в отличие от любых других в долине Нила, выживание чистого египетского искусства спустя столетия после того, как последний из фараонов перестал править. Были приложены большие усилия, чтобы искалечить скульптуры этого храма. Работы по сносу домов объясняются, в первую очередь, рвением первых христиан, а затем политикой иконоборцев, которые снискали себе расположение Византийский суд уничтожением языческих образов, а также христианских. Примечательно, что изображения / иконы Гора часто менее изуродованы, чем другие резные фигурки. В некоторых настенных сценах все фигуры и иероглифические тексты, кроме Гора и его изображения в виде крылатого солнечного диска, были тщательно выцарапаны ранними христианами. Вероятно, это связано с тем, что первые христиане в некоторой степени уважали Гора или легенду о Горе - возможно, потому, что они видели параллели между историями об Иисусе и Горе (см. Иисус в сравнительной мифологии # Древний Египет ).
Почва Филы была тщательно подготовлена для приема ее построек - выровнена там, где она была неровной, и поддержана каменной кладкой там, где она осыпалась или была ненадежной. Например, западная стена Великого Храма и соответствующая стена Дромоса поддерживались очень прочным фундаментом, построенным ниже уровня воды до затопления, и опирались на гранит, который в этой области образует ложе Нил. Кое-где в стене были вырублены ступени, чтобы облегчить сообщение между храмом и рекой.
На южной оконечности дромоса Великого Храма находился храм меньшего размера, очевидно, посвященный Хатхор ; по крайней мере, несколько оставшихся колонн увенчаны головой этой богини. Его портик состоял из двенадцати колонн, четырех передних и трех глубоких. Их заглавные буквы представляли различные формы и комбинации пальмовой ветви, пальмовой ветви и цветка лотоса. Они, а также скульптуры на колоннах, потолке и стенах были окрашены в самые яркие цвета, которые из-за сухости климата мало потеряли свой первоначальный блеск.
Древнеегипетское название меньшего острова означало «граница». В качестве своей южной границы фараоны Египта держали там сильный гарнизон, а также это были казармы для греческих и римских солдат, в свою очередь.
Первым религиозным зданием на Филах, вероятно, был храм, построенный фараоном Тахаркой из 25-й династии, который, вероятно, был посвящен Амону. Однако эта структура известна только по нескольким блокам, повторно использовавшимся в более поздних зданиях, которые, как подозревает Герхард Хени, могли быть перенесены для повторного использования из других построек.
Самый старый храм, который, несомненно, стоял на острове, а также Первым свидетельством поклонения Исиде был небольшой киоск, построенный Псамтиком II из 26-й династии. За этим последовали материалы от Амасиса II (26-я династия) и Нектанебо I (30-я династия ). Из этих ранних построек сохранились только два элемента, построенные Нектанебо I - киоск, который изначально был вестибюлем старого храма Исиды, и ворота, которые позже были включены в первый пилон нынешнего храма.
Более двух третей сохранившихся построек Филе были построены в эпоху Птолемеев, когда остров стал популярным местом паломничества не только для египтян и нубийцев, но и для паломников из Анатолии, Крит и материковая часть Греции. Некоторые из этих паломников отметили свое присутствие надписями на стенах храма, включая вотивные надписи, известные как прокинема, а также другие типы. Среди них надписи, оставленные четырьмя римлянами в 116 г. до н.э., которые представляют собой самые старые известные латинские надписи в Египте.
Наряду с различными вкладами птолемеевских правителей, Филе также получили дополнения от нубийских царь Аркамани, внесший вклад в храм Аренснуфиса и маммиси, и его преемник Адикхаламани, имя которого было найдено на стеле на острове. Некоторые эксперты интерпретировали эти дополнения как признаки сотрудничества между правительствами Нубии и Птолемея, но другие считают, что они представляют период нубийской оккупации региона, вероятно, вызванный восстанием Хугронафора в Верхнем Египте. картуши Аркамани были позже стерты Птолемеем V, в то время как стела Адихаламани была в конечном итоге повторно использована в качестве заполнения под полом пронаоса.
В римскую эпоху паломничество в Филы, особенно из средиземноморских регионов, в целом сократилось, о чем свидетельствует сокращение количества надписей. Тем не менее, он оставался важным священным местом, особенно для нубийцев, которые продолжали посещать Мероэ как отдельные паломники, так и в составе официальных делегаций своего правительства.
Несколько римских императоров внесли художественный и архитектурный вклад в Филы. Хотя большинство архитектурных дополнений относится к династии Юлиев-Клавдиев, остров продолжал получать вклады в свои храмы вплоть до Каракаллы, а также тройную арку, построенную Диоклетиан. В 298 году нашей эры Диоклетиан уступил римские территории к югу от Первого порога в рамках соглашения, заключенного с соседним Нобадесом, отводя границу примерно до самой области Филе. Кушитский царь Есебокхеамани совершил паломничество в Филе в этот период и, возможно, взял на себя римскую гегемонию.
В римскую эпоху Филеи были местом последней известной надписи в египетские иероглифы, написанные в 394 году нашей эры, и последняя известная демотическая надпись, написанная в 452 году.
Похоже, христианство присутствовало в Филах к четвертому веку, после чего оно сосуществовало с традиционной египетской религией. Согласно коптской агиографии Жизнь Аарона, первым епископом Фил был Македоний (засвидетельствованный в начале четвертого века), который, как говорят, убил священного сокола, хранившегося на острове, хотя современные эксперты сомневаются в этом. историчность этого счета. К середине пятого века петиция епископа Аппиона Сиенского к соправителям Феодосию II и Валентиниану III указывает на наличие на острове нескольких церквей, функционирующих рядом с языческими храмами. 272>
Традиционное поклонение в Филах, по-видимому, дожило по крайней мере до пятого века, несмотря на гонения на язычество того времени. Фактически, историк V века Приск упоминает договор между римским полководцем Максимином и Блеммиесом и Нобадесом в 452 году, который, среди прочего, обеспечил доступ к культовому образу Исиды. 272>
Согласно историку шестого века Прокопию, храм был официально закрыт в 537 году нашей эры местным полководцем Нарсесом Персармянином в соответствии с приказом византийского императора Юстиниан I. Традиционно считается, что это событие знаменует конец древнеегипетской религии. Однако его важность недавно была поставлена под сомнение после крупного исследования Джитсе Дейкстры, который утверждает, что организованное язычество в Филах закончилось в пятом веке, основываясь на том факте, что последнее письменное свидетельство активного языческого жречества там относится к 450-м годам. Тем не менее, некоторая приверженность традиционной религии, похоже, сохранилась до шестого века, если судить по петиции Диоскора Афродито губернатору Фиваиды, датированной 567 годом. неназванный человек (в тексте его называют «поедателем сырого мяса»), который, помимо грабежа домов и кражи налоговых поступлений, якобы восстановил язычество в «святилищах», возможно, имея в виду храмы в Филах.
Фила сохраняла значение христианского центра даже после того, как закрылась как языческое место. Пять его храмов были преобразованы в церкви (включая Храм Исиды, посвященный святому Стефану ), а две специально построенные церкви были построены на северной стороне острова.
Остров Филе привлекал большое внимание в 19 веке. В 1820-е годы остров посетил Джозеф Бономи Младший, британский египтолог и музейный хранитель. Так поступала Амелия Эдвардс, британская писательница в 1873–1874 годах.
Подход по воде самый красивый. С уровня небольшой лодки остров с пальмами, колоннадами и пилонами кажется вздымающимся из реки миражом. С обеих сторон его обрамляют груды камней, а вдалеке - пурпурные горы. По мере того как лодка скользит все ближе между сверкающими валунами, скульптурные башни поднимаются все выше и выше на фоне неба. На них нет никаких признаков разрушения или возраста. Все выглядит солидно, статно, идеально. На мгновение забываешь, что что-то изменилось. Если бы звук старинного пения разносился по тихому воздуху - если процессия священников в белых одеждах, несущих наверху покрытый завесой ковчег Бога, пронеслась между пальмами и пилонами - нам не показалось бы это странным.
— Амелия Б. Эдвардс, Тысяча миль вверх по Нилу / Амелии Б. Эдвардс, 1831-1892, с. 207.Эти визиты - лишь небольшая часть большого интереса, который викторианская эпоха Британия испытывала к Египту. Вскоре туризм в Филы стал обычным явлением.
В 1902 году Асуанская плотина была завершена на реке Нил британцами. Это угрожало затопить многие древние достопримечательности, в том числе храмовый комплекс Филе. Высота плотины увеличивалась дважды, с 1907 по 1912 год и с 1929 по 1934 год, и остров Филе почти всегда был затоплен. Фактически, единственный раз, когда комплекс не находился под водой, был плотина, шлюзы были открыты с июля по октябрь.
Было предложено, чтобы храмы были перемещены по частям на близлежащие острова, такие как Бигех или Элефантин. Однако вместо этого были укреплены фундаменты храмов и другие архитектурные несущие конструкции. Хотя здания были физически безопасными, привлекательная растительность и цвета храмовых барельефов были смыты. Кроме того, кирпичи храмов в Филах вскоре покрылись илом и другим мусором, принесенным Нилом.
Храмы практически не пострадали с древних времен, но с каждым наводнением ситуация ухудшалась, и в 1960-х годах остров был затоплен до трети построек круглый год..
В 1960 ЮНЕСКО начал проект, чтобы попытаться спасти здания на острове от разрушительного воздействия постоянно увеличивающихся вод Нила. Сначала было рассмотрено строительство трех плотин и создание отдельного озера с более низким уровнем воды.
Прежде всего, была построена большая перемычка, построенная из двух рядов стальных плит, между которыми Вынесено 1 миллион кубических метров (35 миллионов кубических футов ) песка. Вся просочившаяся вода откачивалась.
Внешние изображения | |
---|---|
большое изображение с водяными знаками ) | |
Другой вид остатков |
Затем памятники были очищены и измерены с помощью фотограмметрии, метода, который позволяет точно реконструировать первоначальный размер строительных блоков, которые использовались древними. Затем каждое здание было разобрано примерно на 40 000 единиц от 2 до 25 тонн, а затем перевезено на близлежащий остров Агилкия, расположенный на возвышенности примерно в 500 метрах (1600 футов). Сама передача происходила между 1977 и 1980 годами.
До наводнения немного западнее Филе находился более крупный остров, который раньше назывался Снем или Сенмут, а теперь Биге. Он очень крутой, и с его самой высокой вершины открывается прекрасный вид на Нил, от его гладкой поверхности к югу от островов до обрыва скал, образующих Первый порог. Филы, Биге и другой меньший остров делили реку на четыре основных потока, и к северу от них она быстро повернула на запад, а затем на север, где начинается водопад.
Биге, как и Филе, был священным островом; на его руинах и скалах начертаны имена и титулы Аменхотепа III, Рамсеса II, Псамтика II, Априя и Амасис II вместе с памятниками более поздних македонских и римских правителей Египта. Его основные руины состояли из пропилона и двух колонн храма, который, по-видимому, был небольших размеров, но элегантных пропорций. Рядом с ними были фрагменты двух колоссальных гранитных статуй, а также превосходный кусок каменной кладки гораздо более позднего времени, имеющий вид арки, принадлежащей церкви или мечети.
Карта Филы с планом этажа Храма Исиды
острова Агилкия, куда храмовый комплекс был перенесен в 20 веке.
Храмовые иероглифы на камне в Филах
Храм Исиды с запада
Киоск Траяна в Филах
Коллекция фонарных слайдов: виды, объекты: Египет - Филе. Храм Исиды. Столицы восточной колоннады., Н.д., Джозеф Хоукс. Архив Бруклинского музея
Маммиси (дом, где родился). Архивы Бруклинского музея, Архивная коллекция Goodyear
Восточная колоннада во внешней или внешней части двора
Общий вид Храма Филе во время наводнения, 1908 г., Архивы Бруклинского музея
Святилище Исиды, наводнение (2 января 1969 г.)
Павильон Траяна, 1960
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественное достояние : Smith, William, ed. (1854–1857). «Филы ». Словарь греческой и римской географии. Лондон: Джон Мюррей.
На Викискладе есть материалы, связанные с Филами. |
Викискладе есть материалы, связанные с Храмом Исиды в Филах. |
Wikisource содержит текст 1905 New International Encyclopedia статьи Philæ. |