Преследование Диоклетиана

редактировать
Преследование христиан в Римской империи Последняя молитва христианских мучеников, Жан-Леон Жером (1883)

Диоклетиановское или Великое гонение было последним и самым жестоким преследованием христиан в Римской империи. В 303, Emperors Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций выпустили серию указов, отменяющих законные права христиан и требующих соблюдения соблюдения религиозных обрядов. Более поздние указы были нацелены на духовенство и требовали всеобщих жертв, приказывая всем жителям приносить жертвы богам. Преследования различались по параметрам всей империи - самые слабые в Галлии и Британии, где применялся только первый указатель, и самые сильные в восточных провинциях. Законы преследования были отменены разными императорами (Галерий с Эдиктом Сердика в 311 г.) в разное время, но Константин и Лициний 'Миланский указ (313 г.) традиционно ознаменовал конец гонений.

Христиане периодически подвергались практике дискриминации в отношении секты, но императоры до Диоклетиана не издавать общие законы против секты. В 250-х годах, во время правления Деция и Валериана, римские подданные, включая христиан, были вынуждены принестивы римским богам или подвергнуться тюремному заключению и казни, но есть нет доказательств того, что эти указы предназначались специально для нападения на христианство. После воцарения Галлиена в 260 г. эти законы перестали действовать. Пришествие Диоклетиана к власти в 284 г. не означало немедленного обращения имперского невнимания к христианству, но знаменовало религиозный сдвиг в официальном отношении к религиозным меньшинствам. В первые пятнадцать лет своего правления Диоклетиан очистил армию от христиан, приговорил манихеев к смерти и окружил себя публичными противниками христианства. Отношение Диоклетиана к активистскому правительству вместе с его реставратором был римской славы предвещало самые массовые преследования в римской истории. Зимой 302 года Галерий убедил «Диоклетиана» начать всеобщее гонение. Диоклетиан был насторожен и попросил руководства Аполлона в Дидиме. Ответ оракула был принят как одобрение позиции Галерия, и 24 февраля 303 года было объявлено всеобщее преследование.

Политика различалась по атакам по всей империи. В то время как Галерий и Диоклетиан были заядлыми гонителями, Констанций был без энтузиазма. Более поздние указы о гонениях, включая призывы к всеобщей жертве, применялись не в его владениях. Его сын Константин, вступив в должность императора в 306 году, восстановил христианское полное юридическое равенство и вернул собственность, конфискованную во время гонений. В 306 г. в Италии усурпер Максентиус сверг преемника Максимиана Северуса, пообещав полную религиозную терпимость. Галерий прекратил преследование на Востоке в 311, но его преемник возобновил его в Египте, Палестине и Малой Азии, Максиминус. Константин и Лициний, преемники Севера, подписали Миланский эдикт в 313 году, в котором предлагалось более полное принятие христианства, чем указывалось в указе Галерия. Лициний изгнал Максимина в 313 г., положив конец гонкам на Востоке.

Гонениям не удалось остановить рост Церкви. К 324 году Константин стал единственным правителем империи, и христианство стало его излюбленной религией. Хотя преследование к смерти, пыткам, тюремному заключению или другим преступлениям. Те преследования привели к расколу многих церквей между теми, кто подчинился имперской власти (traditores ) и теми, кто остался «чистым». Определенные расколы, такие как расколы донатистов в Северной Африке и мелитийцев в Египте, сохранялись еще долгое время после гонений. Донатисты примирились с церковью только после 411 года. Некоторые историки считают, что в прошлом последовавшие за эпохой гонений христиане создали «культ мучеников» и преувеличивали варварство гонений. Такие христианские рассказы подверглись критике во время Просвещения и иметь, в первую очередь Эдвардом Гиббоном. Современные историки, такие как Г. E. M. de Ste. Круа, попытались определить, преувеличивали ли христианские источники масштабы преследований Диоклетиана.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Предшествующие преследования
    • 1.2 Гонения и тетрархическая идеология
    • 1.3 Общественная поддержка
  • 2 Ранние преследования
    • 2.1 Христиане в армии
    • 2.2 Манихейские преследования
    • 2.3 Диоклетиан и Галерий, 302–303
  • 3 Великое преследование
    • 3.1 Первый указ
    • 3.2 Второй, третий и четвертый указы
    • 3.3 Отречение, нестабильность и возобновление терпимости, 305–311
    • 3.4 Галерийский мир и Миланский эдикт, 311–313
  • 4 Региональные различия
    • 4.1 Британия и Галлия
    • 4.2 Африка
    • 4.3 Италия и Испания
    • 4.4 Никомедия
    • 4.5 Палестина и Сирия
      • 4.5. 1 До указа Галерия о терпимости
      • 4.5.2 После указа Галерия о терпимости
    • 4,6 Египет
  • 5 Наследие
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Цитаты
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Древние источники
    • 9.2 Современные источники
  • 10 Внешние ссылки
История вопроса

Предыдущие преследования

От первого появления до легализации под Константин, христианство было больно равная религия в римском государстве. В течение первых двух столетий своего существования христианство и его приверженцы были непопулярны среди людей. Христиане всегда были подозрительными, членами которого общались с частным кодом и избегали публичной сферы. Первые преследования были вызваны народной враждебностью - гневом толпы, а не официальными действиями. Около 112 г. губернатору Вифинии-Понта, Пли анонимные граждане прислали длинные доносов на христиан, которые император Траян посоветовал ему игнорировать. В Лионе 177 г. избиение внутренних органов власти.

Для последователей культов христиане были странными созданиями: не совсем римлянами, но и совсем варварами. Их действия серьезно угрожали традиционным нравам. Христиане отвергали публичные праздники, отказывались участвовать в имперском культе, избегали государственных должностей и публично критиковали древние традиции. Обращения разлучили семьи: Иустин Мученик рассказывает о муже-язычнике, который осудил свою жену-христианку, а Тертуллиан рассказывает о детях, лишенных наследства за то, что они стали христианами. Традиционная римская религия неразрывно связана с тканью римского общества и государства, но христиане отказываются от практики. По словам Тацита, христиане проявили «ненависть к человечеству» (odium generis humani). Среди наиболее доверчивых христианских считали, что они использовали черную магию для достижения революционных целей и практиков инцест и каннибализм.

Тем не менее, в течение первых двух столетий христианской эры ни один император издал общие законы против веры или ее церкви. Эти преследования осуществлялись под руководством местных властей. В Вифинии-Понте в 111 г. он был имперским правителем Плиний ; в Смирне в 156 г. и Сцилли около Карфагена в 180 г. это был проконсул ; в Лионе в 177 г. он был губернатором провинции. Когда император Нерон казнил христиан за их предполагаемое участие в пожаре 64, это было чисто местным делом; он не распространился за пределы Рима. Эти ранние преследования безусловно, были краткими и ограниченными по своим масштабам. Они предлагают ограниченную угрозу христианству в целом. Вырисовывалась в христианском воображении угроза государственного принуждения.

В III веке картина изменилась. Императоры стали более активными, правительственные чиновники начали активно преследовать христианство, а не просто реагировать на волю толпы. Изменилось и христианство. Его практикующие больше не были просто «низшими сословиями, разжигающими недовольство»; некоторые христиане были теперь богаты или принадлежали к высшим классам. Ориген, писавший около 248 года, занимающих много людей, приходящих вере, даже богатых и людей, занимающих почетное положение, женщин высокой утенности и происхождения ». Официальная реакция усилилась. В 202 г., согласно Historia Augusta, сомнительно достоверной истории 4-го века, Септимий Северус (годы правления 193–211) издал общий рескрипт, запрещающий обращение либо в иудаизм, либо в христианство. Максимин (годы правления 235–38) нацелился на христианских лидеров. Деций (годы правления 249–51), требуя демонстрации поддержки веры, провозглашенная, что все жители империи должны принести жертвы богам, есть жертвенное мясо и свидетельствовать об этих действиях. Христиане были упрямы в их несоблюдении. Церковные руководители, такие как Фабиан, епископ Рима и Вавила, епископ Антиохии, были арестованы, преданы суду и казнены, как и. некоторые члены христианских мирян, такие как Пионий Смирнский. Христианский богослов Ориген подвергся пыткам во время преследования и умер через год от полученных травм.

Преследование дециан нанесло серьезный удар по церкви. В Карфагене произошло массовое отступничество (отречение от веры). В Смирне епископ Евктемон приносил жертвы и другим поступать так же. Церковь была в основном городская, ее было легко идентифицировать, изолировать и разрушить церковную иерархию. Этого не произошло. В июне 251 года Деций в битве, оставив свое преследование незавершенным. Его преследования не продолжались еще шесть лет, что возобновить некоторые церковные функции. Валериан, друг Деция, принял имперскую мантию в 253 году. Хотя поначалу его считали «исключительно дружелюбным» по отношению к нему. христиане, его действия вскоре показали обратное. В июле 257 года он издал новый указ о преследовании. В качестве наказания за следование христианской вере христианам грозило изгнание или осуждение на рудниках. В августе 258 года он издал второй указ о смертной казни. Это преследование также прекратилось в июне 260 года, когда Валериан был схвачен в бою. Его сын, Галлиен (годы правления 260–68), положил конец преследованию и открыл почти 40 лет свободы от официальных санкций, которые Евсевий восхвалял как «маленький мир Церкви ». Мир не будет нарушен, за исключением случайных, единичных преследований, пока Диоклетиан не станет императором.

Гонения и тетрархическая идеология

Голова статуи Диоклетиана в Стамбульском археологическом музее

Диоклетиан, провозглашенный 20 ноября 284 г. императором был религиозным консерватором, верным традиционным римским культу. В отличие от Аврелиана (годы правления 270–75), Диоклетиан не создавал собственного нового культа. Он предпочитает старших богов, олимпийских богов. Тем не менее Диоклетиан действительно хотел вызвать всеобщее религиозное возрождение. Как панегирист Максимиану: «Вы завалили богов алтарями и статуями, храмами и подношениями, которые посвятили своим собственным и собственным изображением, чья святость увеличивает ваш пример, почитания богов. Несомненно, люди теперь поймут, какая сила пребывает в богах, если вы так пылко поклоняетесь им ». Диоклетиан ассоциировал себя с главой римского пантеона Юпитером; его соправитель Максимиан присоединился к Гераклу. Эта связь между богом и императором помогла узаконить притязания императоров на власть и привела имперское правительство ближе к традиционному культу.

Диоклетиан не настаивал на исключительном поклонении Юпитеру и Гераклу, что было бы кардинальным изменением в языческой традиции. Например, Элагабал <64 пытался>создать свой собственный бога, а не других, и потерпел неудачу. Диоклетиан построил храмы для Исиды и Сараписа в Риме и храм Сола в Италии. Однако он предпочитает богов, обеспечивающих безопасность всей империи, а не местных божеств провинций. В Африке возрождение Диоклетиана было сосредоточено на Юпитере, Геракле, Меркурии, Аполлоне и Имперском культе. Культ Сатурна, романизированный Баал-хамон, был оставлен без внимания. В имперской иконографии Юпитер и Геракл тоже были широко распространены. Тот же образец фаворитизма коснулся и Египта. Коренные египетские божества не пережили возрождения, и не использовалось священное иероглифическое письмо. Единство в поклонении было центральным в религиозной политике Диоклетиана.

Диоклетиан, как и Август и Траян до него, называл себя «реставратором». Онал общественность рассматривает его правление и его управление, Тетрарх (правление императоров), как обновление четырех римских ценностей и после анархического третьего века, как вернуться в «Золотой век Рима». Таким образом, он усилил давнее римское предпочтение древних обычаев и имперскую оппозицию независимым обществам. Активная позиция режима Диоклетиана и вера Диоклетиана в то, что центральное правительство способно серьезные изменения в морали и обществе сделали его необычным. Стандартные методы работы в ранних императорах. Диоклетиан, напротив, был готов реформировать все аспекты жизни для достижения своих целей. При его правлении чеканка, налогообложение, архитектура, право и история были радикально реконструированы, чтобы отразить его авторитарную и традиционалистскую идеологию. Реформирование «моральной ткани» империи - и устранение религиозных меньшинств - было лишь одним шагом в этом процессе.

Уникальное положение христианства и евреев империи становилось все более очевидным. Евреи заслужили имперскую терпимость из-за древности их веры. Они были освобождены от преследований Деяния и продолжали пользоваться свободой от преследований при Тетрархическом правительственном правительстве. Обычно не ассоциировалась с иудаизмом, у христиан не было такого оправдания. Более того, христиане дистанцировались от своего еврейского наследия на протяжении всей своей истории.

Гонения были не единственным выходом из морального рвения Тетрархии. В 295 г. Диоклетиан или его Цезарь (подчиненный император) Галерий издал указатель из Дамаска, запрещающий кровосмесительные браки и утверждающий верховенство римского права над местным законодательством. Его преамбула настаивает на том, что каждый император обязан сами священные предписания римского права, поскольку «бессмертные боги» римское имя и будут в мире с ним... », если мы позаботимся о том, чтобы все полностью подчинялись нашему правлению.

Общественная

Христианские сообщества быстро соответствует этим принципам, если они будут реализованы в полной мере, логически потребовали от римских императоров соблюдения соответствия. росли во многих частях империи (и особенно на Востоке) после 260 г., когда Галлиен принес мир Церкви. Данные для расчета этих цифр практически отсутствуют, но историк и социолог Кейт Хопкинс По оценкам Хопкинса, христианская община выросла с 1,1 миллиона человек из 250 до 6 миллионов человек из 300 человек, что составляет 10% от общей численности населения империи. Церкви в конце 3 века уже не были такими незаметными, как в некоторых городах. Церковь в Никомидии даже стояла на вид на императорский дворец. Эти новые церкви, вероятно, олицетворяли не только рост христианского сообщества. е были влиятельными, например, в Северной Африке и Египте, традиционные божества теряли доверие.

Неизвестно, достижимые достижения внутри аристократии. После мира с Галлиеном христиане достигли высоких постов в римском правительстве. Диоклетиан сам назначил на эти должности нескольких христиан, и его жена и дочь, возможно, сочувствовали церкви. Было много людей, желающих стать мучениками. Было известно, что даже Констанций не одобрял политику преследований. Низкие классы мало проявляют то энтузиазма, которые они проявляют в прежних преследованиях. Они больше не верили клеветническим обвинениям, которые были популярны в I и II веках. Возможно, как предположил историк Тимоти Барнс, давно установившаяся Церковь стала еще одной приемлемой частью их жизни.

Однако среди высших чинов имперской администрации были люди. которые были идеологически противниками терпимости к христианам, такие как философы Порфирий Тирский и Соссиан Гиерокл, правительство Вифинии. К Э. Доддса, работы этих людей использовали «союз языческих интеллектуалов с истеблишментом ». Иерокл считал христианские верования абсурдными. Он утверждал, что если бы христиане применяли свои принципы, они бы молились Аполлонию Тианскому, а не Иисусу. Иерокл считал, что чудеса Аполлония была намного более впечатляющими, а Аполлоний никогда не осмеливался называть себя «Богом». Он увидел, что Священные Писания полны «лжи и противоречий», и Петр и Павел разносили ложь. В начале 4-го века неизвестный философ опубликовал брошюру с атаками на христиан. Этот философ, который, возможно, был учеником неоплатоника Ямвлиха, неоднократно обедал при императорском дворе. Сам Диоклетиан был окружен антихристианской кликой.

Порфирий был несколько сдержан в своей критике христианства, по крайней мере, в своих ранних работах «О возвращении души и философии из оракулов». У него было мало на Иисуса, которого он хвалил как святого человека, «смиренного» человека. Однако последователей Христа он осудил как «высокомерных». Около 290 года Порфирий написал пятнадцатитомный труд под названием Против христиан. В произведении Порфирий выразил потрясение по поводу быстрого распространения христианства. Он также пересмотрел свое прежнее мнение об Иисусе, поставив под сомнение исключение Иисусом богатых из Царства Небесного и его вседозволенность в отношении демонов, обитающих в телах свиней. Подобно Иероклу, он вредно сравнивал Иисуса с Аполлонием Тианским. Порфирий считал, что христиане хулили, поклоняясь человеку, а не Верховному Богу, оставив примерный римский культ. «Какого рода наказания мы не можем справедливо подвергать людям, - спросил Порфирий, - которые бегут от традиций своих отцов?»

Языческие священники тоже были дополнены любой традиционной религии. Христианин Арнобий, писавший во время правления Диоклетиана, приписывает финансовые проблемы поставщиков услуг:

авгуры, толкователи снов, прорицатели, пророки и священники, всегда тщетно... боясь, чтобы их собственные искусства были сведены на нет, и чтобы они могли вымогать лишь скудные пожертвования у преданных, которые сейчас мало и нечасто, они громко восклицают: «Богами пренебрегают, а в храмах теперь очень мало посетителей. Прежние подвергнуть насмешкам, освященные веками обряды учреждений, когда-то были священными, утонули перед суевериями религий ».

Они считали, что их церемониям препятствуют христианам, считались, считали вид оракулы и препятствия признанию богами своих жертв.

Ранние гонения

Христиане в армии

Святой Георгий до Диоклетиана. Фреска XIV века из Убиси, Джорджия. Христианская традиция помещает мученическую кончину святого Георгия, бывшего офицера римской армии, в правление Диоклетиана.

По завершении персидских войн в 299 году соправители Диоклетиан и Галерий прибыли из Персии. сирийцу Антиохию (Антакья ). Христианский ритор Лактанций пишет, что в Антиохии в 299 году императоры совершали жертвоприношения и гадания, пытаясь предсказать будущее. гаруспики, предсказатели предзнаменований принесенных в жертву животных, были неспособны читать в жертву животных и не смогли этого сделать после многократных испытаний. Мастер гаруспекс в конце концов, что эта неудача была причиной прерывания процесса, вызванного нечестивыми людьми. Некоторые христиане в императорском доме были замечены, совершая крестное знамение во время церемоний и, как утверждается, нарушили гадание гаруспиков. Диоклетиан, разгневанный таким поворотом событий, заявил, что все члены двора сами принести жертву. Диоклетиан и Галерий также послали письма военному командованию, требуя, чтобы вся армия принесла жертвы или же была уволена. Христиане в императорском доме, должно быть, пережили это событие.

Евсевий из Кесарии, современный церковный историк, рассказывает аналогичную историю: военачальники были велено своим войскам выбор: жертва или потеря звания. Эти потерянные условия были жесткими - солдатяет карьеру в армии, государственную пенсию личных и сбережения, - но не смертельными. Согласно Евсевию, чистка была в целом успешной, но Евсевий смущен техническими деталями событий, и его характеристика общего масштаба отступления неоднозначна. Евсевий также приписывает инициативу чистки Галерию, а не Диоклетиану.

Современный ученый Питер Дэвис предполагает, что Евсевий имеет в виду то же событие, что и Лактанций, но что он слышал об этом событии через общественные слухи и ничего не знал. о государственной религиозной церемонии императора, к которой имеется доступ Лактанций. Так как именно армия Галерия подлежала чистке - Диоклетиан оставил свою в Египте, чтобы подавить продолжающиеся беспорядки, - Антиохен по понятным причинам Галерия ее зачинщиком. Историк Вудс вместо этого утверждает Дэвид, что Евсевий и Лактанций имеют совершенно разные события. Евсевий, согласно Вудсу, описание начало чистки армии в Палине, а Лактанций внутри события при дворе. Вудс утверждает, что соответствующий отрывок из Хроникона Евсевия был искажен при переводе на латынь и что текст Евсевия указывает на начало армейских преследований в форте в Бетторе (Эль-Леджун, Иордания)., и Константин утверждают, что. Диоклетиан, при всем своем религиозном консерватизме, все же религиозность религиозной терпимости. Галерий, напротив, был преданным и страстным язычником. Согласно христианским источникам, он неизменно является главным сторонником таких преследований. Он также стремился использовать это положение в своих политических целях. Как император низшего ранга, Галерий всегда значился последним в имперских документах. До конца персидской войны в 299 году у него не было даже большого дворца. Лактанций утверждает, что Галерий жаждал более высокого положения в имперской иерархии. Мать Галерия, Ромула, была категорически антихристианкой, поскольку она была языческой жрицей в Дакии и ненавидела христиан за то, что они избегали ее праздников. Недавно получивший престиж и влияние после своих побед в персидской войне, Галерий, возможно, хотел бы компенсировать предыдущее унижение в Антиохии, когда Диоклетианил его идти впереди императорского каравана, а не внутри него. Его негодование питало его недовольство официальной политикой терпимости; с 302 г. он, вероятно, побуждал Диоклетиана принять общий закон против христиан. Диоклетиан уже был окружен антихристианской кликой советников, эти предложения были большую силу.

Манихейские преследования

После первоначальных преследований дела утихли. Диоклетиан оставался в Антиохии следующие три года. Однажды он посетил Египет зимой 301–302 годов, где начал раздачу зерна в Александрии. В Египте некоторые манихеи, последователи пророка Мани, были осуждены в предположении проконсула Африки. 31 марта 302 г. в официальном указе De Maleficiis et Manichaeis (302), составленном в Collatio Legum Mosaicarum et Romanarum и адресованном проконсулу Африки, Диоклетиан написал

. Мы слышали, что манихены [...] создали новые и доселе неслыханные секты в противовес старым вероучениями, чтобы изгнать доктрины, которые мы пользовались в прошлом благодаря божественной милости, ради выгоды своей собственной порочной доктрины. Совсем недавно возникли как новые и неожиданные чудовища среди расы персов - нации, все еще враждебной нам, - и проникли в нашу империю, где совершают множество бесчинств, нарушая спокойствие нашего народа и даже причиняя вред. нанесение серьезного ущерба гражданским обществам. У нас есть основания опасаться, как это обычно бывает, заразить скромных и спокойных невинных людей проклятыми обычными и извращенными законами персов, как ядом злого (змея).... Приказываем сурово наказать авторов и руководителей этих сект и сжечь вместе с их гнусными писаниями. Мы приказываем их последователям, если они продолжат упорствовать, будут вынесены смертные приговоры, а их имущество будет конфисковано в имперскую казну. И если те, кто перешел к этому неслыханному, скандальному и совершенно позорному вероисповеданию, или к вероисповеданию персов, лица, занимающие государственные должности, имеют какой-либо ранг или более высокий социальный статус, вы проследите за этим. что их владения конфискованы, преступники отправлены в (карьер) в Фаэно или на рудники в Проконнесе. И для того, чтобы эта чума беззакония была полностью искоренена в этот наш самый счастливый век, пусть ваша преданность поспешит выполнить наши приказы и приказы.

Христиане империи были уязвимы для того же образа мышления.

Диоклетиан и Галерий, 302–303 гг.

Диоклетиан был в Антиохии осенью 302 г., когда произошло следующее преследование. диакон Роман посетил двор во время предварительных жертвоприношений и прервал церемонии, громко осудив это деяние. Он был арестован и приговорен к поджогу, но Диоклетиан отменил решение и решил, что Роману следует удалить язык. Роман будет казнен 18 ноября 303 года. Смелость этого христианина вызвала недовольство Диоклетиана, и он покинул город и направился в Никомедию, чтобы провести зиму в сопровождении Галерия.

На протяжении всех этих лет моральный и религиозный дидактизм императоров доходило до лихорадочного пика; теперь, по велению оракула, он должен был достичь своего пика. Согласно Лактантию, Диоклетиан и Галерий вступили в спор о том, какая должна быть политика империи по отношению к христианам, находясь в Никомидии в 302 году. Диоклетиан утверждал, что запрета христианства от бюрократии и вооруженных сил будет достаточно, чтобы умиротворить богов, в то время как Галерий настаивал на их истреблении. Двое мужчин стремились разрешить свой спор, отправив посланника для консультаций с оракулом из Аполлона в Дидима. Возможно, на этой встрече присутствовал Порфирий. По возвращении посланник сказал суду, что «праведники на земле» мешали Аполлону говорить. Эти «праведники», как сообщили Диоклетиану члены двора, могли относиться только к христианам империи. По указанию своего двора Диоклетианился с всеобщего преследования.

Великое преследование

Первый указ

23 февраля 303 года Диоклетиан приказал, чтобы недавно построенный Христианская церковь в Никомидии будет разрушена, сожжены священные писания, а сокровища изъяты. 23 февраля был праздником Терминалий для Терминуса, бога границ. Это день был, когда они покончили с христианством. На следующий день был опубликован первый «Эдикт против христиан» Диоклетиана. Основными целями этого законодательного акта были высокопоставленные христианские священнослужители и собственность христиан, как и во время преследования Валериана. Указ запрещал христианам собираться для богослужений и приказал уничтожить их Священные Писания, литургические книги и места поклонения по всей империи. Но христиане старались сохранить Священные Писания, насколько это было возможно, хотя, по словам де Сте Круа, «кажется, что отказ от них... не считался грехом» на Востоке; Количество из них должно быть успешно сохранено, как видно из репрезентативных находок «ранних библейских папирусов» в потоке передачи текста в этот период. Христиане могли отказаться от апокрифических или псевдоэпиграфических работ или даже отказаться от своих Священных Писания ценой собственной жизни, и были некоторые случаи, когда Священные Писания в конце концов не были уничтожены. Христиане были лишены права обращаться в суд, что сделало их потенциальными жертвами судебных пыток; Христиане не могли ответить на иски, возбужденные против них в суде; Лишены званий христианские сенаторы, наездники, декурионы, ветераны и солдаты; и христианские имперские вольноотпущенники были повторно порабощены.

Диоклетиан потребовал, чтобы указ был исполнен «без кровопролития», вопреки требованиям Галерия о сожжении заживо всех, кто отказывается приносить жертвы. Несмотря на просьбу Диоклетиана, местные судьи часто приводили в исполнение смертные приговоры во время преследований, поскольку смертная казнь входила в их дискреционные полномочия. Рекомендация Галерия - сжечь заживо - стала обычным методом казни христиан на Востоке. После того, как указ был размещен в Никомидии, человек по имени Евтий разорвал его и разорвал, крича: «Вот ваши готические и сарматские победы!» Он был арестован за государственную измену, подвергся пыткам и вскоре после этого сожжен заживо, став первым мучеником указа. Положения указа были известны и вступили в силу в Палестине к марту или апрелю (незадолго до Пасхи ), и он использовался местными властями в Северной Африке к маю или июню. Самый ранний мученик в Кесарии был казнен 7 июня, а указ вступил в силу в Цирта с 19 мая. Первый указ был единственным юридически обязательным указом на Западе; в Галлии и Британии Констанций не соблюдал этот указ, но на Востоке было разработано все более жесткое законодательство.

Второй, третий и четвертый указы

Летом 303 года, после серии восстаний в Мелитене (Малатья, Турция) и Сирии, был издан второй указ. опубликовал приказ об аресте и заключении всех епископов и священников. По мнению историка Роджера Риса, в этом втором указе не было никакой логической необходимости; тот факт, что Диоклетиан издал такой указ, указывает на то, что он либо не знал, что исполняется первый указ, либо чувствовал, что он не сработал так быстро, как ему было нужно. После публикации второго указа тюрьмы начали заполняться - слаборазвитая тюремная система того времени не могла справиться с навязанными ей дьяконами, лекторами, священниками, епископами и экзорцистами. Евсевий пишет, что указ собрал так много священников, что обычные преступники были вытеснены, и их пришлось отпустить.

В преддверии наступающей двадцатой годовщины своего правления 20 ноября 303 года Диоклетиан объявил всеобщую амнистию в третий указ. Теперь любой заключенный в тюрьму священнослужитель мог быть освобожден при условии, что он согласился принести жертву богам. Диоклетиан, возможно, искал хорошей огласки этого закона. Возможно, он также стремился расколоть христианскую общину, объявив о том, что ее духовенство отступило. Требование жертвовать было неприемлемо для многих заключенных, но надзирателям часто удавалось добиться хотя бы номинального согласия. Некоторые из духовенства добровольно приносили жертвы; другие сделали это под страхом пыток. Стражи стремились избавиться от духовенства среди них. Евсевий в своей книге Мученики Палестины описывает случай одного человека, которого, когда его привели к алтарю, схватили за руки и заставили совершить жертвоприношение. Священнику сказали, что его акт жертвоприношения признан, и он был немедленно отклонен. Другим сказали, что они приносили жертвы, даже когда ничего не делали.

В 304 году четвертый указ предписывал всем людям, мужчинам, женщинам и детям, собраться в общественном месте и принести коллективную жертву. Если они отказались, их должны были казнить. Точная дата указа неизвестна, но, вероятно, он был издан либо в январе, либо в феврале 304 года и применялся на Балканах в марте. Указ использовался в Фессалониках (Салоники, Греция) в апреле 304 г. и вскоре после этого в Палестине. Этот последний указ вообще не соблюдался во владениях Максимиана и Констанция. На Востоке он оставался применимым до издания Миланского эдикта Константином и Лицинием в 313.

Отречение, нестабильность, и возобновление терпимости, 305–311

Диоклетиан и Максимиан ушли в отставку 1 мая 305 года. Констанций и Галерий стали Августом (старшими императорами), а два новых императора, Северус и Максимин, стал Цезарь (младшие императоры). Согласно Лактантию, Галерий вынудил Диоклетиана принять участие в этом вопросе и добился назначения верных друзей в имперский кабинет. В этой «Второй Тетрархии», похоже, только восточные императоры, Галерий и Максимин, продолжали преследование. Покидая свой пост, Диоклетиан и Максимиан, вероятно, воображали, что христианство находится в последних муках. Церкви были разрушены, церковное руководство и иерархия были сломлены, армия и гражданская служба подверглись чистке. Евсевий заявляет, что отступников от веры было «бесчисленное множество» (μυρίοι). Поначалу новая Тетрархия казалась даже более сильной, чем первая. Максимин особенно хотел преследовать. В 306 и 309 годах он издал собственные указы, требуются всеобщей жертвы. Евсевий обвиняет Галерия в продолжении преследований.

На Западе, однако, свободные концы диоклетианского урегулирования были близки к тому, чтобы разрушить весь гобелен тетрархизма. Константин, сын Констанция, и Максентиус, сын Максимиана, не были замечены в преемственности Диоклетиана, оскорбив родителей и рассердив сыновей. Константин, вопреки воле Галерия, сменил своего отца 25 июля 306 года. Он немедленно прекратил все продолжающиеся гонения. Это заявление дало Константину возможность изобразить себя как возможного христианского угнетенного во всем мире. Тем временем Максентиус захватил власть в Риме 28 октября 306 г. и вскоре принес терпимость ко всем христианам в своем королевстве. Галерий сделал две попытки сместить Максенция, но оба раза потерпел неудачу. Во время первой кампании против Максенция Северус был схвачен, заключен в тюрьму и казнен.

Галерийский мир и Миланский эдикт, 311–313 гг.

На Востоке преследование было официально прекращено. 30 апреля 311 г., хотя мученичество в Газе продолжалось до 4 мая. В 311 г. был издан Эдикт Сердика, также называемый Эдиктом терпимости Галерия. в Сердике (сегодня София, Болгария ) римским императором Галерием, официально положив конец диоклетианским гонениям Христианство на Востоке. Галерий, теперь находящийся на смертном одре, издал эту прокламацию, положить конец боевым действиям и христианам право на свободное существование в соответствии с законом и на собрании. Преследованиям повсюду пришел конец. Лактанций сохраняется латинский текст этого заявления, называя его указом. Евсевий дает греческий перевод этого заявления. Его версия включает имперские титулы и обращение к провинциалам, предполагая, что прокламация на деле является императорским письмом. Документ, кажется, был обнародован только в провинциях Галерия.

Среди всех других мер, которые мы всегда предпринимаем для пользы и пользы государства, мы до сих пор стремились исправить все в соответствии с законами и общественной дисциплиной. римлян, и даже христиане, отказавшиеся от практики своих предков, вернулись к здравому смыслу. Они сами, по своей собственной воле, установили свои собственные предки, но по своей собственной воле и по своему усмотрению, они не использовали обычные древние, которые, возможно, установили свои собственные предки. они создали для себя законы, которые они соблюдали, и собрали различные народы в разных областях. Затем, когда был издан наш приказ о том, что они были подвергнуты практике древних, подвергнуться опасности. Многие другие придерживаются своего образа жизни, и мы увидели, что они не осуществляются поклонением и культа богам или богам христианам. Мы приняли решение, как проявить снисходительность и к этим людям, чтобы христиане снова основали свои собственные места встреч., пока они не беспорядочно. Мы собираемся отправить еще одно письмо нашим официальным лицам с подробным описанием, которые они должны соблюдать. Следовательно, в соответствии с нашей системой безопасности, они должны молиться за наше здоровье и безопасность государства, чтобы государство могло жить безопасно и надежно в своей стране. дома.

Слова Галерия усиливают теологическую основу преследований Тетрархии; эти акты сделали не что делать, как традиционные традиции и религиозные обычаи, если сами они были нетрадиционными. Галерий не делает ничего, чтобы нарушить дух преследования - христиан по-прежнему упрекают за их несоответствие и глупые поступки - Галерий никогда не признает, что сделал что-то плохое. Признание того, что христианский бог может существовать, делается неохотно. Некоторые историки начала 20 века заявили, что указана окончательно аннулировал старую «юридическую формулу» без лицензии esse Christianos, сделал христианство Religio licita, «наравне с иудаизмом», и закрепил за христианской собственностью. среди прочего.

Не все были в таком энтузиазме. Церковный историк 17 века Тиллемон назвал указ «незначительным»; Точно так же историк конца 20-го века Тимоти Барнс предупреждал, что «не следует переоценивать новизну или меры [Галериуса]». Барнс обращает внимание на то, что закон Галерии принес на Восток, права на христианство в Италии и Африке. Более того, в Галлии, Испании и Британии христиане уже имели больше, чем Галерий предлагал восточными христианам. Другие историки конца 20-го века, такие как Грэм Кларк и Дэвид С. Поттер утверждают, что, несмотря на его хеджирование, указа Галерием стало издание событием истории христианства и Римской империи.

Галериус Закон недолго действовал в районе Максимина. Через семь месяцев после провозглашения Галерия Максимин возобновил преследование. Преследования продолжались в районе Максимина до 313 года, незадолго до его смерти. На встрече Лициния и Константина в Милане в феврале 313 года оба императора разработали условия всеобщего мира. Условия этого мира были опубликованы победившим Лицинием в Никомидии 13 июня 313 года. Спустя века этот документ стали называть «Миланский эдикт ".

. Мы сочли нужным передать эти вещи наиболее полно вам. позаботьтесь о том, чтобы вы знали, что мы предоставили этим христианам бесплатную и преданную религиозного поклонения. Мы также заблаговременно предоставили возможность поклоняться другим религиям. это постановление сделано для того, чтобы нам не казалось, что мы умаляем какое-либо достоинство или любую религию.

Региональные различия
Мученики на Востоке (Сомнительно)
Малая АзияОриенсДунай
Провинции Диоклетиана (303–305)
26
31
Провинции Галерия (303 –305))
14
Провинции Галерия (без точной даты)
8
Провинции Галерия (305–311)
12
12
После Дэвиса, стр. 68–69.
Карта Римской империи при Тетрархии с указанием эпархий и зон влияния четырех тетрархов.

Выполнение указов о гонениях было непоследовательное. Правила тетрархи были более или менее суверенными в своих владениях, они в степени контролировали политику преследований. В царстве Констанция (Британия и Галлия) преследование было в лучшем случае лишь незначительным; в царстве Максимиана (Италия, Испания и Африка) это строго соблюдалось; а на Востоке, при Диоклетиане (Малая Азия, Сирия, Палестина и Египет) и Галерии (Греция и Балканы), его положения выполнялись с большим рвением, чем где-либо еще. Для восточных провинций Питер Дэвис подсчитал общее количество мучеников для статьи в Журнал богословских исследований. Дэвис утверждал, что цифры, хотя и основаны на неполных и частично достоверных собраниях актов, указывают на более тяжелые преследования при Диоклетиане, чем при Галерии. Историк Саймон Коркоран в отрывке о происхождении первых указов о преследованиях критиковал чрезмерную уверенность Дэвиса в этих «сомнительных мученических действиях» и отвергал его выводы.

Британия и Галлия.

Источники противоречивы относительно степени преследований во владениях Констанция, хотя все изображают их как весьма ограниченные. Лактанций утверждает, что разрушение церковных зданий было худшим из того, что произошло. Евсевий прямо отрицает, что какие-либо церкви были разрушены как в его Церковной истории, так и в «Житии Константина», но перечисляет Галлию как область, страдающую от последствий преследований в его мучениках Палестины. Группа епископов провозгласила, что «Галлия неуязвима» (иммунитет Галлии) от преследований Констанция. Смерть святого Албана, первого британского христианского мученика, когда-то относилась к этой эпохе, но большинство теперь приписывают ее правлению Септимия Северуса. Второй, третий и четвертый указы, похоже, на Западе вообще не исполнялись. Возможно, что относительно толерантная политика Констанция была результатом ревности тетрархов; гонения, в конце концов, были проект восточных императоров, а не западных. После того, как Константин наследовал свою собственность в 306 году, онал обеспечивает полную свободу для всех христиан в своих владениях.

Африка

В то время как гонения при Констанции были относительно легкие, нет никаких сомнений в силе преследования во владениях Максимиана. Его действие зарегистрировано в Риме, Сицилии, Испании и Африке - действительно, Максимиан вызывает особенно строгое соблюдение указа в Африке. Африканская политическая элита настаивала на прекращении преследований, и христиане Африки, особенно в Нумидии, также настаивали на сопротивлении им. Для нумидийцев передача Священных Писаний была актом ужасного отступничества. Африка долгое время была домом для Церкви мучеников - в Африке мученики религиозным авторитетом, чемпионом, - и приютили особенно непримиримую, фанатичную и законническую разновидность христианства. Именно Африка принесла Западу большинство своих мучеников.

Африкаелаеников даже в годы, непосредственно предшествующие Великому преследованию. В 298 г. Максимилиан, солдат в Тебессе, был осужден за отказ военную дисциплину; в Мавретании, снова в 298 г., солдат Марцелл отказался от армейской премии и публично снял форму. Когда начались преследования государственной власти стремились утвердить свою власть. Проконсул Африки Ануллинус расширил эдикт, решив, что, помимо уничтожения христианских писаний и церквей, правительство должно принуждать христиан приносить жертвы богам. Губернатор Валериус Флорус проводил ту же политику в Нумидии летом или осенью 303 года, когда он призван к «дням воскурения благовоний»; Христиане пожертвуют собой или погибнут. Помимо уже перечисленных, африканские мученики, в том числе Сатурнина и мучеников Авитины, еще одну группу, замученную 12 февраля 304 года в Карфагене, и мучеников Милевиса (Мила, Алжир ).

Преследования в Африке также способствовали донатизма, раскольнического движения, любого компромисса с римским правительством или предательскими епископами (теми, кто передавал Священные Писания свет властям).Полпа была послана Менсурием, епископом города, и Цецилианом, его дьякон, по причинам, которые остаются неясными., В 311, C Экилиан был избранным пископом Карфагена Его. оппоненты обвиняли его в том, что его традиция делает его недостойным этой должности. другие жители Африки, включая абитинцев, поддерживали Майорина против Цецилиана.>Донат название далекого диссидентскому движению. Донатисты не будут мириться с католической церковью до 411 года.

Италия и Испания

Максимиан, вероятно, довольно ле гко захватил христианскую собственность в Риме - римские кладбища были заметны., и места христианских встреч можно было легко найти. Старшие церковники были бы столь же видны. Епископ города, Марцеллин, похоже, никогда не был заключен в тюрьму, однако этот факт заставил некоторые поверить в то, что Максимиан не приводил в исполнение приказ об аресте духовенства в городе. Другие утверждают, что Марцеллин был предателем. Марцеллин появляется в depositio episcoporum церкви 4-го века, но не в его церкви или календаре праздников, где были все предшественники Марцеллина из Фабиана - «вопиющее» отсутствие в мнении историка Джона Каррана. В течение сорока лет донатисты начали распространять слухи о том, что Марцеллин был предателем и даже приносил жертвы языческим богам. Вскоре сказка была вписана в подделку V века, «Собор Синуессы » и биографию Марчелли из Liber Pontificalis. В последней работе говорится, что епископ действительно отступил, но через несколько дней после этого искупил себя мученической смертью.

Что последовало за актом traditio Марцеллина, если оно вообще произошло, неясно. Однако, похоже, произошел перерыв в преемственности епископов. Марцеллин, по-видимому, умер 25 октября 304 г. и (если он отступил), вероятно, был изгнан из Церкви в начале 303 г., но его преемник, Марцелл, не был посвящен в сан до ноября или декабря 306 г. Тем временем в Римской церкви разделились две фракции, разделившие пропавших, которые обеспечили безопасность, и сторонников ригоризма, тех, кто не пойдет на компромисс со светской властью. Эти две группы столкнулись в уличных драках и беспорядках, что в итоге произошло с убийствами. Говорят, что Марцелл, приверженец ригоризма, удалил все упоминания о Марцеллине из церковных записей и удалил его имя из официального списка епископов. Сам Марцелл был изгнан из города и умер в изгнании 16 января 309 года.

Максентиус тем временем воспользовался непопулярностью Галерия в Италии (Галерий впервые ввел налоги для города и сельской местности Рима) объявить себя императором. 28 октября 306 года Максентиус убедил преторианскую гвардию поддержать его, подняв мятеж, и наделить его пурпурными мантиями императора. Вскоре после своего одобрения Максентиус объявил о прекращении преследований и терпимости ко всем христианам в своем королевстве. Эта новость попала в Африке, где в последующие годы христианин из Кирты все еще мог вспомнить точную дату, когда наступил «мир». Однако Максентиус не разрешил реституцию конфискованного имущества.

18 апреля 308 г. Максентиус позволил христианам провести еще одни выборы городского епископа, на которых Евсевий победил. Однако Евсевий был умеренным в все еще разделенной церкви. Ираклий, глава фракции ригористов, выступил против реадмиссии пропавших без вести. Последовали беспорядки, и Максентиус изгнал воинственную пару из города, оставив Евсевия умирать на Сицилии 21 октября. Офис пуст был в течение почти трех лет, пока Максентиус не разрешил новые выборы. Мильтиад был избранным 2 июля 311 года, когда Максентиус готовился сразиться с Константином в битве. Максентиус, столкнувшись со всеми более сильным внутренним сопротивлением своему правлению, стал на реституцию христианской собственности. Мильтиад послал двух дьяконов с письмами от Максенция к префекту Рима, глава города, ответственная за публикацию императорских указов в городе, чтобы обеспечить их соблюдение. Африканские христиане все еще возвращали утраченное имущество вплоть до 312 года.

За пределами Рима существует меньше достоверных подробностей о прогрессе и последствиях преследований в Италии; в регионе не так много смертей, достоверно засвидетельствованных. В Acta Eulpi записано мученичество Эвпла в Катании, Сицилия, христианина, который осмелился носить с собой священные евангелия, отказываясь отдать их. Евпл был арестован 29 апреля 304 г., предан суду и замучен 12 августа 304 г. В Испании епископ Оссий Кордубский позже объявил себя духовником. После 305 года, когда Диоклетиан и Максимиан отреклись от престола и Констанций стал Августом, на Западе больше не было активных гонений. Евсевий заявляет, что преследование длилось «менее двух лет».

После короткого военного противостояния Константин противостоял и победителей Максенция в битве у Мильвийского моста под Римом 28 октября 312 г. ; Максентиус отступил к реке Тибр и утонул. Константин вошел в город на следующий день, но отказался принять участие в традиционном восхождении на Капитолийский холм к Храму Юпитера. Армия Константина наступала на Рим под христианским знамением. Она стала, по крайней мере официально, христианской армией. Очевидное обращение Константина было видно и в другом месте. Епископы обедали за столом Константина. 9 ноября 312 года старый штаб Императорской конной гвардии был снесен, чтобы уступить место Латеранской базилике. При Константине христианство стало главным официальным патронажа.

Никомедия

До конца февраля 303 года пожар уничтожил часть императорского дворца. Галерий убедил Диоклетиана, виновниками были христианские заговорщики, которые замышляли дворцовые евнухи. По данному факту было проведено расследование, но виновных не было. Последовали казни. Дворцовые евнухи Дорофей и Горгоний были ликвидированы. Одного человека, Петра, раздели, высоко подняли и били. Его раны заливают солью и уксусом, и его медленно кипятили на открытом огне. Казни продолжались как минимум до 24 апреля 303 г., когда шесть человек, в том числе епископ Антимус, были обезглавлены. Преследование усилилось. Теперь пресвитеры и другие священнослужители могли быть арестованы, даже не казенными обвиненными в преступлении, и приговорены к смертной казни. Второй пожар возник через шестнадцать дней после первого. Галерий покинул город, объявив его небезопасным. Диоклетиан вскоре последует за ним. Лактантий обвинил союзников Галерия в поджоге; Константин, в более поздних воспоминаниях, приписал огонь «молнии с неба».

Лактантий, все еще живший в Никомидии, видел начало апокалипсиса в преследованиях Диоклетиана. В трудах Лактанция во время гонений обнаруживается горечь и христианское торжество. Его эсхатология прямо противоречит утверждениям Тетрарха об обновлении. Диоклетиан утверждал, что он открыл новую эру безопасности и мира; Лактантий увидел начало космической революции.

Палестина и Сирия

До указа Галерия о терпимости

ДатаСмерти
303–305
13
306 –310
34
310–311
44
Палестинские мученики записаны. в «Мучениках Палестинских».. По Кларку, 657–58.

Палестина - единственный регион, для которого существует расширенная локальная перспектива преследований в виде мучеников Палестины Евсевия. Евсевий проживал в Кесарии, Римской Палестины, на время гонений, хотя он также путешествовал в Финикию и Египет, а также, возможно, в Аравию. Рассказ Евсевия приведен. Он фокусируется на мучениках, которые были его личными друзьями до начала преследований, и включает мученики, имевшие место за пределами Палестины. Его освещение неравномерное. Например, он дает лишь общие сведения о кровавом окончании преследований. Евсевий признает некоторые из своих недостатков. В начале своего рассказа об общем преследовании в церковной истории Евсевий сетует на неполноту своего репортажа: «Как можно сосчитать множество мучеников в каждой провинции, особенно в Африке и Мавретании, а также в Фиваиде и Египте? «

Верховный казнь не имеет законного права на судебный приказ, согласно которым они отправлены в Кесарию в ожидании наказания. Первый мученик, Прокопий, был отправлен в Кесарию из Скифополиса (Бейт-Шеан, Израиль ), где он читателем И экзорцист. 7 июня 303 г. его привели к правителю и попросили принести жертву богам и совершить возлияние для императоров. Прокопий в ответ процитировал Гомера : «власть не многиххорошо; да будет один правитель, один царь ». Губернатор немедленно обезглавил этого человека.

В последующие месяцы последовали новые мученики, которые увеличились следующей весной, когда новый губернатор издал указатель. Евсевий, вероятно, включает отчеты обо всех четвертым указом - он в себя включение других заключенных, например, с Феклой из Газы, хотя и не называет их имен

<216.>Большая часть рассказа Евсевия связана с Максимином. Максимин вступил в должность императора в Никомидии 1 мая 305 года и сразу же после этого покинул город в Кесарию, поспешно, как утверждает Лактанций, чтобы подавить и растоптать епархию Ориенса. Первоначально Максимин правил только Египтом и Левантом. Весной 306 года он издал свой собственный указ о преследовании, приказав принести всеобщие жертвы. Указ 304 г. Было трудно обеспечить соблюдение, поскольку у имперского правительства не было записей о проживающих в городах подданных, у которых не было сельскохозяйственных земель. Галерий году решил эту проблему в 306 году, проведя еще одну перепись. В этих переписях указаны только лица, уплачивающие налог на землю, такие как землевладельцы и арендаторы). Используя списки, составленные государственным службой, Максимин приказал своим герольдам призвать всех мужчин, женщин и детей в храмы. Там, после того, как трибуны созвали всех по имени, все принесли жертвы.

В какой-то момент после публикации первого указа Максимина, возможно, в 307 году, Максимин изменил наказание за проступки. Вместо смертной казни христиане теперь будут изувечены и приговорены к работе на государственных шахтах. Временные египетские рудники были перегружены, в основном из-за притока христианских заключенных, египетских кающихся все чаще отправляли на медные рудники в Фаэно в Палестине и Киликии в Малой Азии. В Диокесарии (Сепфорис, Израиль) весной 308 года Фирмилиан принял 97 христианских исповедников с порфировых рудников в Фиваиде. Фирмилиан перерезал им сухожилия на левой ноге, ослепил правые глаза и отправил в шахты Палестины. В другом случае еще 130 человек получили такое же наказание. Одни были отправлены в Фаэно, другие - в Киликию.

Евсевий содержится Урбана как человека, которому нравятся различные наказания. Однажды, вскоре после Пасхи 307 года, он приказал сбросить деву Феодосию из Тира (Ṣūr, Ливан ) в море за беседу с христианами, присутствующими на суде, и за отказ жертва; христиан в суд тем временем он отправил к Фаэно. В один день, 2 ноября 307 года, Урбан приговорить человека по имени Домнин к сожжению заживо, трех юношей - сражаться в качестве гладиаторов и священника - подвергнуть нападению зверя. В тот же день он приказал кастрировать некоторых молодых людей, отправил трех девственниц в публичные дома и заключил в тюрьму ряд других, в том числе Памфила Кесарийского, священника, ученого и защитника теолога Оригена. Вскоре после этого Урбан по неизвестным причинам был лишен звания, заключен в тюрьму, предан суду и казнен - ​​и все это за один день ускоренного расследования. Его замена, Фирмилиан, был ветераном-солдатом и одним из доверенных лиц Максимина.

Евсевий отмечает, что это событие положило начало временного отсрочке преследования. Хотя точная датировка этой передышки специально не указана Евсевием, в тексте «Мучеников» не говорится о палестинских мучениках 25 июля 308 и 13 ноября 309 года. Политический климат, вероятно, повлияла на политику преследований здесь: это был период конференции Карнунтума, которая собралась в ноябре 308 г. Максимин, вероятно, провел несколько месяцев в обсуждении с Галерием своей роли в имперском правительстве.

Осенью 309 г. Максимин возобновил преследование, направил письма губернаторам провинций и своему префекту-преторианцу, высшим авторитету в судебных процессах после императора, с требованием, чтобы христиане подчинялись языческим обычаям. Его новый закон призывал к еще одному всеобщему жертвоприношению вместе с всеобщим возлиянием. Оно было даже более систематическим, чем первое, без исключения для младенцев и слуг. Logistai (curatores), Strategoi, duumviri и tabularii, которые вели записи, следили за тем, чтобы не было уклонений. Максиминус сделал некоторые новшества в этом процессе, сделав его императором-преследователем, который сделал это. Этот указ теперь требовал, чтобы продукты, продаваемые на рынках, покрывались возлиянием. Максимин послал часовых охранять бани и городские ворота, чтобы все приносили жертвы. Он издал копии вымышленных Деяния Пилата, чтобы вызвать народную ненависть ко Христу. Под судебными пытками проститутки признались в разврате с христианами. Епископы были переведены на работу в конюшни Императорской конной гвардии или хранителями Императорских верблюдов. Максимин также работал над возрождением языческой религии. Он назначил первосвященников для каждой провинции, людей, которые должны были носить белые одежды и контролировать ежедневное поклонение богам. Максиминус потребовал, чтобы были энергичные реставрационные работы в разрушающихся храмах в его владениях.

Следующие несколько месяцев стали свидетелями самых жестоких преследований. 13 декабря 309 года Фирмилиан осудил некоторых египтян, арестованных в Аскалоне (Ашкелон, Израиль), направлявшихся к духовникам в Киликию. Трое были обезглавлены; остальные потеряли левую ногу и правый глаз. 10 января 310 г. были заживо сожжены Петр и епископ Асклепий из дуалистической христианской секты маркионизм, оба из Анаии, близких (Элевтерополис, Израиль). 16 февраля Памфил и шесть его товарищей были казнены. После этого еще четыре члена семьи Памфила были замучены за проявленное сочувствие к осужденным. 5 и 7 марта казнили последние мучеников перед эдиктом Галерия о веротерпимости. Затем казни прекратились. Евсевий не объясняет эту внезапную остановку, но она совпадает с заменой Фирмилиана Валентинианом, человеком, назначенным за некоторое время до смерти Галерия. Замена засвидетельствована только через эпиграфические остатки, подобные каменным надписям; Евсевий нигде в своих трудах не регистрирует Валентиниана.

После указа Галерия о терпимости

После смерти Галерия Максимин захватил Малую Азию. Даже после указа Галерия о терпимости в 311 году Максимин продолжал преследовать. Его имя отсутствует в списке императоров, издающих указерия о терпимости, возможно, из-за более позднего подавления. Евсевий утверждает, что Максимин неохотно выполнил его положения. Максимин приказал своему преторианскому префекту Сабину написать губернаторам провинций с просьбой, чтобы они и их подчиненные игнорировали «это письмо» (указ Галерия). Христиане должны быть свободны от приставаний, и их простое христианство позволяет им привлекать к уголовной ответственности. Однако, в отличие от указа Галерия, письмо Максимина не предлагает христианских собраний и не предлагает христианам строить больше церквей.

Осенью 311 г. Максимин издал приказ, запрещающий христианам собираться на кладбищах. После того, как он издал эти приказы к нему подошли посольства из городов, находящихся в его владениях, с требованием начать всеобщее преследование. Лактанций и Евсевий заявляют, что эти прошения не были добровольными, а сделаны по указанию Максимина. Максимин начал преследовать церковных руководителей до конца 311 года. Петр Александрийский был обезглавлен 26 ноября 311 года. Лукиан Антиохийский был казнен в Никомидии 7 января 312 года. Согласно Евсевию такая же участь постигла многих египетских епископов. Согласно Лактантию, Максимин приказал исповедникам «выколоть им глаза, отрубить руки, ампутировать ноги, отрубить носы или уши». Антиохия спросила Максимина, может ли он запретить христианам жить в городе. В ответ Максимин издал рескрипт, тема каждый город изгнать своих христианских. Этот рескрипт был опубликован в Сардах 6 апреля 312 г. и в Тире к маю или июню. Есть три сохранившихся копии рескрипта Максимина в Тире, Ариканда (Айкиричай, Турция) и Колбасе. Все они по сути идентичны. Чтобы ответить на жалобу Ликии и Памфилии на «отвратительные занятия атеистов [христиан]», Максимин пообещал провинциалам все, что они захотят, - возможно, освобождение от подушного налога.

Когда Максимин получил сообщение о том, что Константин преуспел в своей кампании против Максенция он издал новое письмо, возвращающееся христианам их прежние свободы. Однако текст этого письма, который сохранился в «Historia Ecclesiastica» Евсевия, предполагает, что инициатива принадлежит только Максимину, а не Константину или Лицинию. Это также единственный отрывок в древних источниках, в котором Максимин объясняет свои действия без враждебности Лактанция и Евсевия. Максимин заявляет, что он поддерживал раннее законодательство Диоклетиана и Галерия, но, став Цезарем, понял, что такая политика будет истощать его рабочую силу, и начал применять убеждение без принуждения. Далее он утверждает, что сопротивлялся прошениям никомидян о запрете христианам в их городе (событие, которое Евсевий не упоминает иначе), и что, когда он принимал требования депутаций из других городов, он только следовал имперскому обычаю. Максимин завершает свое письмо ссылкой на письмо, которое он написал после указа Галерия, в котором просит своих подчиненных проявить снисходительность. Он не ссылается на свои ранние письма, которые поощряли жестокие преследования.

Ранней весной 313 г., когда Лициний выступил против Максимина, последний прибегал к жестокости в своих отношениях со своими гражданами и христианами в специфический. В мае 313 года Максимин издал еще один эдикт терпимости, надеясь убедить Лициния прекратить продвижение и заручиться большей общественной поддержкой. Впервые Максимин издал закон, который предлагал всеобъемлющую терпимость и средства для ее эффективного обеспечения. Как и в предыдущем письме, Максимин извиняется, но односторонне. Максимин освобождает себя от всех недостатков своей политики, вместо этого находя ошибку местным судьям и правоохранительным органам. Он рассматривает новую универсальную терпимость как средство устранения всякой двусмысленности и вымогательства. Затем Максимин провозглашает полную свободу вероисповедания, призывает христиан восстанавливать свои церкви и обещает восстановить христианскую собственность, утраченную в результате преследований. Указ мало изменился: Лициний победил Максимина в битве при Адрианополе 30 апреля 313 г.; бессильный Максимин покончил жизнь самоубийством в Тарсе летом 313 года. 13 июня Лициний издал Миланский эдикт в Никомидии.

Египет

В «Палестинских мучениках Евсевия» Египет покрыл только попутно. Однако, когда Евсевий говорит об этом регионе, он пишет о десятках, двадцати и даже сотнях христиан, казненных за один день, что, по-видимому, делает Египет регионом, который больше всего пострадал во время гонений. Согласно одному отчету, который Барнс называет «правдоподобным, если не поддающимся проверке», 660 христиан были убиты только в Александрии между 303 и 311 годами. В Египте Петр Александрийский бежал из своего одноименного города в начале преследования, оставив Церковь без лидера. Мелетий, епископ Ликополиса (Асьют ), занял его место. Мелетий совершал рукоположения без разрешения Петра, что заставило некоторых епископов пожаловаться Петру. Вскоре Мелетий отказался относиться к Петру как к какой-либо власти и расширил свои операции на Александрию. Согласно Епифанию Саламинскому, Церковь разделилась на две части: «Католическая церковь» при Петре и, после казни Петра, Александра ; и «Церковь мучеников» при Мелетии. Когда две группы оказались вместе в тюрьме в Александрии во время преследования, Петр Александрийский задернул занавеску в середине их кельи. Затем он сказал: «Есть некоторые, кто придерживается моей точки зрения, пусть они перейдут на мою сторону, а те, кто придерживается точки зрения Мелиция, останутся с Мелитием». Разделившись таким образом, две секты продолжали свои дела, намеренно игнорируя существование друг друга. Раскол продолжал нарастать во время преследований, даже когда его лидеры сидели в тюрьме, и сохранялся еще долго после смерти Петра и Мелетия. В 325 году для Египта засвидетельствовано 51 епископство; пятнадцать из них известны только как места раскольнической церкви.

Наследие

Преследования Диоклетиана окончательно не увенчались успехом. Как сказал один современный историк, этого было просто «слишком мало и слишком поздно». Христиане никогда не подвергались систематической чистке ни в одной части империи, и христианское уклонение постоянно подрывало исполнение указов. Некоторые подкупили свой путь к свободе. Христианские копры сбежали по формальности: чтобы избежать жертвоприношения в суде, он дал своему брату силу адвоката, и заставил его сделать это вместо этого. Многие просто сбежали. Евсевий в своей Вите Константини писал, что «снова поля и леса приняли поклонников Бога». Для современного богословов в таком поведении не было греха. Лактантий считал, что сам Христос наплел это, и епископ Александрийский Петр процитировал Матфея 10:23 («когда гонят вас в этом городе, бегите в другой») в поддержку своей тактики.

Языческая толпа более сочувствовала христианам, чем раньше. Лактанций, Евсевий и Константин пишут об отвращении к крайним преследователям - Константин палачей «устал и испытывает отвращение к жестокости», которые они совершили. Стойкость мучеников перед лицом смерти принесла вере респектабельность в прошлом, хотя, возможно, она принесла мало новообращенных. Однако мысль о мученичестве поддерживает христианство в испытаниях и укрепляя их веру. Обещание вечной жизни мученичество оказалось привлекательным для растущего сегмента языческого населения, по словам Доддса, «влюблено в смерть». Используя известную фразу Тертуллиана, мучеников была семенем Церкви.

К 324 году Константин, обращенный в христианство, правил всей империей в одиночку. Христианство стало самым большим получателем щедрости императора. Преследователи были разгромлены. Как писал историк Я. Либешуец: «Окончательный результат Великого Гонения стал свидетельством истинности христианства, которого оно не могло бы победить никаким другим способом». После Константина христианизация Римской империи продолжилась быстрыми темпами. При Феодосии I (годы правления 378–95) стало государственным религией. К 5 веку христианство было преобладающей верой империи и играло ту же роль, это игра в конце 3 века. Однако из-за преследований ряда христианских общин раскололся между теми, кто подчинился имперским властям (традиционным), и теми, кто отказался. В Африке донатисты, протестующие против предполагаемого предателя Цецилиана епископством Карфагена, продолжали сопротивляться власти центральной церкви вплоть до 411 г. Мелитяне в Египте Египетскую церковь разделенной таким же образом.

В будущих поколениях и христиане, и язычники будут оглядываться на Диоклетиана как на, по словам теолога Генри Чедвика, «воплощение иррациональной жестокости». Для средневековых христианских Диоклетиан был самым отвратительным из всех римских императоров. Начиная с 4-го века христиане будут описывать «Великое» преследование правления Диоклетиана как кровопролитие. Liber Pontificalis, собрание биографий пап, утверждает, что в течение одного тридцатидневного периода убито 17 000 мучеников. В IV веке христиане создали «культ мучеников» в знак уважения к павшим. Историк-марксист Г.Е.М. де Сте Круа утверждает, что агиографы изображали гонение гораздо более масштабное, чем было на самом деле, и христиане, ответственные за этот культ, не знали фактов. Их «героический век» мучеников, или «эра мучеников », начался с вступления Диоклетиана на престол в 284 г., а не в 303 г., когда фактически начались гонения; Барнс утверждает, что они сфабриковали большие рассказов мучеников (на самом деле, большинство рассказов выживших мучеников - подделки), преувеличили факты в других и приукрасили правдивые рассказы чудесными деталями. По словам Куррана, из оставшихся в живых мучеников только действия Агнес, Себастьяна, Феликса и Адаукта и Марцеллина и Петра даже отдаленно исторические. Эти традиционные рассказы были впервые подвергнуты сомнению в эпоху Просвещения, когда Генри Додвелл, Вольтер и, что известно, наиболее, Эдвард Гиббон ​​ поставили под сомнение традиционных рассказов о христианских мучениках. 53>

В последней главе первого тома Истории упадка и падения Римской империи (1776 г.) Гиббон ​​утверждает, что христиане сильно преувеличили масштабы преследований, они подверглись:

После того, как церковь победила всех своих проблем, интерес, а также тщеславие пленников побудили их преувеличивать заслуги своих страданий. Удобное расстояние во времени или месте давало широкие возможности развития художественной литературы; и частые случаи, можно было назвать святыми мучениками, чьи раны были мгновенно исцелены, чья сила была обновлена, и чьи утраченные были чудесным образом восстановлены, были очень удобны для устранения всех трудностей и подавления всех возражений. Самые экстравагантные легенды, поскольку они способствовали легковерной массой. ранняя церковь подорвала от римских добродетели и тем самым подорвала здоровье гражданского общества. Когда Гиббон ​​стремился уменьшить число мучеников в своей Истории, он был воспринят как намеренный умалить Церковь и отрицать священную историю. На него напали за подозрение в нерелигиозности в печати. Современный ученый-классик Ричард Порсон издевался над Гиббоном, написав, что его человечество никогда не спало, «если только женщины не насилуют или не преследуют христиан».

Однако более поздние историки переняли акценты Гиббона даже в дальнейшем. Как сказал Круа в 1954 году, «так называемое Великое преследование было преувеличено в христианской традиции до такой степени, что даже Гиббон ​​не полностью осознавал это». В 1972 году церковный протестантский историк Герман Дёррис стеснялся признаться своим коллегам, что он симпатизирует христианам, а не их гонителям. W.H.C. Френд оценивает, что от 3000 до 3500 христиан были убиты во время преследования. Хотя количество достоверных историй мучеников уменьшилось, а оценки общего количества жертв были уменьшены, некоторые современные писатели менее скептически, чем Гиббон, относятся к жестокости преследований. Как писал в 1985 году автор Стивен Уильямс, «то, что остается, остается достаточно ужасным, даже если учесть, что у нас есть запасы.. Ситуация может быть и была настолько плохой, насколько мы могли представить ».

См. Также
Примечания
Цитаты
Ссылки

Древние источники

Современные источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 07:02:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте