Консьерто де Аранхуэс - это гитара концерт испанского композитора Хоакина Родриго. Написанное в 1939 году, это, безусловно, самое известное произведение Родриго, и его успех создал ему репутацию одного из самых значительных испанских композиторов 20-го века.
Concierto de Аранхуэс был вдохновлен садами в Palacio Real de Aranjuez, весеннем курортном дворце и садах, построенных Филиппом II во второй половине XVI века и перестроенным в середине XVIII века. столетия от Фердинанда VI. Произведение пытается перенести слушателя в другое место и время посредством пробуждения звуков природы.
По словам композитора, первая часть «одушевлена ритмичным духом и энергией, но ни одна из двух тем... не прерывает ее неумолимый темп»; вторая часть "представляет собой диалог между гитарой и сольными инструментами (английский рожок, фагот, гобой, валторна и т. д.) »; и последняя часть «напоминает изысканный танец, в котором комбинация двойного и тройного времени поддерживает напряженный темп вплоть до заключительной полосы». Он описал сам концерт как захватывающий «аромат магнолий, пение птиц и фонтаны» в садах Аранхуэса.
Родриго и его жена Виктория много лет хранили молчание об источнике вдохновения для второй части, и, таким образом, широко распространено мнение, что она была вдохновлена бомбардировкой Герники в 1937 году. Автобиография, Виктория в конце концов заявила, что это было одновременно воспоминанием о счастливых днях их медового месяца и ответом на опустошение Родриго из-за выкидыша их первой беременности. Он был написан в 1939 году в Париже.
Родриго посвятил Concierto de Aranjuez Регино Сайнсу де ла Маза.
Родриго, почти слепой с трехлетнего возраста, был пианистом. Он не играл на гитаре, но ему все же удалось запечатлеть и спроецировать роль гитары в испанской музыке.
В 1939 году Гражданская война в Испании только что закончилось, начав (или продолжив, в зависимости от части Испании) Испанское государство генерала Франсиско Франко. Работа, премьера которой состоялась в Испании в этой чрезвычайно напряженной обстановке, должна была прославлять, или делать вид, что празднует, или допускать интерпретацию, которая отмечает нынешнюю политическую ситуацию. Празднование дворца и садов короля Габсбургов шестнадцатого века не представляло идеологической угрозы для франкистского государства и соответствовало его формирующейся политике прославления испанской истории в консервативной интерпретации.
Написанная в начале 1939 года в Париже, на фоне напряженности надвигающейся войны, это была первая работа, которую Родриго написал для гитары с оркестром. Инструменты необычны: гитара редко сталкивается с силами полноценного оркестра. Таким образом, гитара никогда не перегружается.
Премьера Concierto de Aranjuez состоялась 9 ноября 1940 года в Palau de la Música Catalana в Барселоне. Его исполнил гитарист Регино Сайнс де ла Маза под управлением Orquesta Filarmónica de Barcelona под управлением.
11 декабря 1940 года концерт впервые прозвучал в Мадриде в Мадридском театре под управлением Хесуса Арамбарри с тем же солистом. Премьера в США была дана Рей де ла Торре 19 ноября 1959 года с Кливлендским оркестром под управлением Роберта Шоу.
Это Концерт состоит из трех частей: Allegro con spirito, Adagio и Allegro gentile. Первая и последняя части находятся в ре мажоре, а знаменитая средняя часть - в си минор. Наряду с соло-гитарой он озвучен для оркестра, состоящего из двух флейт (одна двойная на пикколо ), двух гобоев (одна двойная на английский рожок ), два кларнета в B ♭, два фагота, два рожка в F, две трубы в C, и струнные.
40-тактное вступление первой части начинается с того, что соло-гитара играет на тему трех тактов в 6/8. Тема состоит из тонических, супертонических и доминантных аккордов и имеет ритм фламенко, подобный гемиола.. Поскольку он повторяется несколько раз, самая верхняя нота тонического аккорда становится выше, начиная с третьей, затем с использованием пятой, тонической и снова пятой.
Вторая часть си минор, самая известная из трех, отличается медленным темпом и спокойная мелодия, представленная английским рожком, с мягким аккомпанементом гитары и струнных. Чувство тихого сожаления пронизывает произведение. Вначале к мелодии постепенно добавляется орнамент. Нетоническая трель в гитаре создает первые семена напряжения в пьесе; они растут и закрепляются, но периодически возвращаются к мелодии. В конце концов, начинается кульминационное нарастание. Это возвращается к основной мелодии, molto appassionato, озвученной струнными в сопровождении деревянных духовых инструментов. Пьеса, наконец, превращается в спокойное арпеджио из гитары, хотя струны на заднем плане, а не последняя нота гитары решают пьесу.
Третья часть находится в смешанном метре, чередующемся между 2/4 и 3/4. В начале движения четырехмерные фразы, содержащие в общей сложности 9 долей, образуются из одного такта 3/4, за которым следуют три такта 2/4. По мере того, как движение прогрессирует, счетчик становится более неравномерным. Он начинается с того, что гитара излагает тему в «неправильной» тональности си мажор, но оркестр повторяет ее в домашней тональности ре мажор.
Концерт был впервые записан в 1947 или 1948 году гитаристом Регино Сайнсом де la Maza с Orquesta Nacional de España под управлением Ataúlfo Argenta, на 78 оборотах в минуту. Эта запись была занесена в Зал славы Латинской Грэмми. Нарсисо Йепес затем сделал две ранние записи Аранхуэса, обе также с Аргентой - одну в моно с Мадридским камерным оркестром (выпущен между 1953 и 1955), а второй в стерео с Orquesta Nacional de España (записанный в 1957 году и выпущенный в 1959 году). Хотя Ида Прести устроил французскую премьеру Консьерто де Аранхуэса в 1948 году, первой гитаристкой, записавшей концерт, была Рената Тарраго (1958 или 1959), которая играла кончиками пальцев, а не ногти - в сопровождении Orquesta de Conciertos de Madrid, проводимого Одоном Алонсо. Уильям Йоман представляет интересный дискографический обзор записей концерта в журнале Gramophone. Из-за его чрезвычайно продолжительной карьеры звукозаписи, Джулиан Брим имел достаточно места для пятикратной записи "Concierto de Aranjuez" Хоакина Родриго. Четыре из этих записей были записаны на альбомах, а одна была записана на пленку для заключительного сегмента серии фильмов ¡Guitarra! Музыкальное путешествие по Испании. Каждый раз Джулиан Брим использовал различную комбинацию оркестра и дирижера. Чаро исполнил Концерт на концертах и в альбоме.
Испанский гитарист фламенко Пако де Лусия, пока его не попросили исполнить и интерпретировать Консьерто де Аранхуэса в 1991 году, не умел читать нотную запись и Хосе Мария Гальярдо Дель Рей консультировала его и руководила музыкой. Де Люсия утверждал в своей работе «Paco de Lucía-Light and Shade: A Portrait», что он уделял большее внимание ритмической точности в интерпретации Concierto за счет идеального тона, который предпочитают классические гитаристы. Композитор Хоакин Родриго позже заявил, что никто никогда не играл его произведение столь блестяще.
По просьбе Никанора Забалеты, Родриго переписал Консьерто для арфы и оркестра в 1974 году.
С тех пор ряд музыкантов переосмыслили произведение, обычно это вторая часть, пожалуй, самый известный джазовый музыкант Майлз Дэвис в компании аранжировщика Гила Эванса. На альбоме Sketches of Spain (1960) Дэвис говорит: «Эта мелодия настолько сильна, что чем мягче вы ее играете, тем сильнее она становится, и чем сильнее вы ее играете, тем слабее она становится».
30 декабря 1991 года Родриго был возведен в испанское дворянство королем Хуаном Карлосом I с титул Marqués de los Jardines de Aranjuez (английский: Marquess of th e Сады Аранхуэса ).
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Консьерто де Аранхуэс. |