Консьерто де Аранхуэс

редактировать
Памятник Консьерто Хоакина Родриго в городе Аранхуэс
Адажио из Консьерто де Аранхуэс Выступление в 2012 году Луиса Мануэля Молина и Камерного оркестра "Вечная музыка" под управлением Гвидо Лопеса Гавилана (6:04)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Консьерто де Аранхуэс - это гитара концерт испанского композитора Хоакина Родриго. Написанное в 1939 году, это, безусловно, самое известное произведение Родриго, и его успех создал ему репутацию одного из самых значительных испанских композиторов 20-го века.

Содержание
  • 1 Вдохновение
    • 1.1 Политический контекст
    • 1.2 Состав
    • 1.3 Премьера
  • 2 Структура
    • 2.1 Первая часть
    • 2.2 Вторая часть
    • 2.3 Третья часть
  • 3 Интерпретации
  • 4 Дворянский титул Родриго
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Другие источники
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Аудио
Вдохновение
Королевский дворец в Аранхуэсе

Concierto de Аранхуэс был вдохновлен садами в Palacio Real de Aranjuez, весеннем курортном дворце и садах, построенных Филиппом II во второй половине XVI века и перестроенным в середине XVIII века. столетия от Фердинанда VI. Произведение пытается перенести слушателя в другое место и время посредством пробуждения звуков природы.

По словам композитора, первая часть «одушевлена ​​ритмичным духом и энергией, но ни одна из двух тем... не прерывает ее неумолимый темп»; вторая часть "представляет собой диалог между гитарой и сольными инструментами (английский рожок, фагот, гобой, валторна и т. д.) »; и последняя часть «напоминает изысканный танец, в котором комбинация двойного и тройного времени поддерживает напряженный темп вплоть до заключительной полосы». Он описал сам концерт как захватывающий «аромат магнолий, пение птиц и фонтаны» в садах Аранхуэса.

Родриго и его жена Виктория много лет хранили молчание об источнике вдохновения для второй части, и, таким образом, широко распространено мнение, что она была вдохновлена ​​бомбардировкой Герники в 1937 году. Автобиография, Виктория в конце концов заявила, что это было одновременно воспоминанием о счастливых днях их медового месяца и ответом на опустошение Родриго из-за выкидыша их первой беременности. Он был написан в 1939 году в Париже.

Родриго посвятил Concierto de Aranjuez Регино Сайнсу де ла Маза.

Родриго, почти слепой с трехлетнего возраста, был пианистом. Он не играл на гитаре, но ему все же удалось запечатлеть и спроецировать роль гитары в испанской музыке.

Политический контекст

В 1939 году Гражданская война в Испании только что закончилось, начав (или продолжив, в зависимости от части Испании) Испанское государство генерала Франсиско Франко. Работа, премьера которой состоялась в Испании в этой чрезвычайно напряженной обстановке, должна была прославлять, или делать вид, что празднует, или допускать интерпретацию, которая отмечает нынешнюю политическую ситуацию. Празднование дворца и садов короля Габсбургов шестнадцатого века не представляло идеологической угрозы для франкистского государства и соответствовало его формирующейся политике прославления испанской истории в консервативной интерпретации.

Композиция

Написанная в начале 1939 года в Париже, на фоне напряженности надвигающейся войны, это была первая работа, которую Родриго написал для гитары с оркестром. Инструменты необычны: гитара редко сталкивается с силами полноценного оркестра. Таким образом, гитара никогда не перегружается.

Премьера

Премьера Concierto de Aranjuez состоялась 9 ноября 1940 года в Palau de la Música Catalana в Барселоне. Его исполнил гитарист Регино Сайнс де ла Маза под управлением Orquesta Filarmónica de Barcelona под управлением.

11 декабря 1940 года концерт впервые прозвучал в Мадриде в Мадридском театре под управлением Хесуса Арамбарри с тем же солистом. Премьера в США была дана Рей де ла Торре 19 ноября 1959 года с Кливлендским оркестром под управлением Роберта Шоу.

Структура

Это Концерт состоит из трех частей: Allegro con spirito, Adagio и Allegro gentile. Первая и последняя части находятся в ре мажоре, а знаменитая средняя часть - в си минор. Наряду с соло-гитарой он озвучен для оркестра, состоящего из двух флейт (одна двойная на пикколо ), двух гобоев (одна двойная на английский рожок ), два кларнета в B ♭, два фагота, два рожка в F, две трубы в C, и струнные.

Первая часть

40-тактное вступление первой части начинается с того, что соло-гитара играет на тему трех тактов в 6/8. Тема состоит из тонических, супертонических и доминантных аккордов и имеет ритм фламенко, подобный гемиола.. Поскольку он повторяется несколько раз, самая верхняя нота тонического аккорда становится выше, начиная с третьей, затем с использованием пятой, тонической и снова пятой.

Введение (гитара)
Музыкальные партитуры временно отключены.
1-я тема (1-й гобой и 1-я скрипка)
Музыкальные партитуры временно отключены.
2-я тема (гитара, ре мажор до E ♭ мажор)
Музыкальные партитуры временно отключены.

Вторая часть

Вторая часть си минор, самая известная из трех, отличается медленным темпом и спокойная мелодия, представленная английским рожком, с мягким аккомпанементом гитары и струнных. Чувство тихого сожаления пронизывает произведение. Вначале к мелодии постепенно добавляется орнамент. Нетоническая трель в гитаре создает первые семена напряжения в пьесе; они растут и закрепляются, но периодически возвращаются к мелодии. В конце концов, начинается кульминационное нарастание. Это возвращается к основной мелодии, molto appassionato, озвученной струнными в сопровождении деревянных духовых инструментов. Пьеса, наконец, превращается в спокойное арпеджио из гитары, хотя струны на заднем плане, а не последняя нота гитары решают пьесу.

Введение (гитара, си минор)
Музыкальные партитуры временно отключены.
Тема (английский рожок)
Музыкальные партитуры временно отключены.

Третья часть

Третья часть находится в смешанном метре, чередующемся между 2/4 и 3/4. В начале движения четырехмерные фразы, содержащие в общей сложности 9 долей, образуются из одного такта 3/4, за которым следуют три такта 2/4. По мере того, как движение прогрессирует, счетчик становится более неравномерным. Он начинается с того, что гитара излагает тему в «неправильной» тональности си мажор, но оркестр повторяет ее в домашней тональности ре мажор.

Тема (гитара, си мажор)
Музыкальные партитуры временно отключены.
Интерпретации

Концерт был впервые записан в 1947 или 1948 году гитаристом Регино Сайнсом де la Maza с Orquesta Nacional de España под управлением Ataúlfo Argenta, на 78 оборотах в минуту. Эта запись была занесена в Зал славы Латинской Грэмми. Нарсисо Йепес затем сделал две ранние записи Аранхуэса, обе также с Аргентой - одну в моно с Мадридским камерным оркестром (выпущен между 1953 и 1955), а второй в стерео с Orquesta Nacional de España (записанный в 1957 году и выпущенный в 1959 году). Хотя Ида Прести устроил французскую премьеру Консьерто де Аранхуэса в 1948 году, первой гитаристкой, записавшей концерт, была Рената Тарраго (1958 или 1959), которая играла кончиками пальцев, а не ногти - в сопровождении Orquesta de Conciertos de Madrid, проводимого Одоном Алонсо. Уильям Йоман представляет интересный дискографический обзор записей концерта в журнале Gramophone. Из-за его чрезвычайно продолжительной карьеры звукозаписи, Джулиан Брим имел достаточно места для пятикратной записи "Concierto de Aranjuez" Хоакина Родриго. Четыре из этих записей были записаны на альбомах, а одна была записана на пленку для заключительного сегмента серии фильмов ¡Guitarra! Музыкальное путешествие по Испании. Каждый раз Джулиан Брим использовал различную комбинацию оркестра и дирижера. Чаро исполнил Концерт на концертах и ​​в альбоме.

Испанский гитарист фламенко Пако де Лусия, пока его не попросили исполнить и интерпретировать Консьерто де Аранхуэса в 1991 году, не умел читать нотную запись и Хосе Мария Гальярдо Дель Рей консультировала его и руководила музыкой. Де Люсия утверждал в своей работе «Paco de Lucía-Light and Shade: A Portrait», что он уделял большее внимание ритмической точности в интерпретации Concierto за счет идеального тона, который предпочитают классические гитаристы. Композитор Хоакин Родриго позже заявил, что никто никогда не играл его произведение столь блестяще.

По просьбе Никанора Забалеты, Родриго переписал Консьерто для арфы и оркестра в 1974 году.

С тех пор ряд музыкантов переосмыслили произведение, обычно это вторая часть, пожалуй, самый известный джазовый музыкант Майлз Дэвис в компании аранжировщика Гила Эванса. На альбоме Sketches of Spain (1960) Дэвис говорит: «Эта мелодия настолько сильна, что чем мягче вы ее играете, тем сильнее она становится, и чем сильнее вы ее играете, тем слабее она становится».

  • Deep Purple исполнили "The Orange Juice Song" (Дэвид Ковердейл и Джон Лорд) на сессиях альбома Come Taste the Band 1975 года, который основан на знаменитой второй части. Он фигурирует в сборнике Days May Come и Days May Go.
  • Выдающийся классический гитарист Джон Уильямс много раз записывал Concierto, в том числе на его компакт-диске и видео "The Seville Concert" ( 1993; расширен в 2003 г.).
  • Скрипач Икуко Каваи, "Аранхуэс", является оптимистичным, более быстрым обновлением произведения.
  • Кларнетист Жан - Транскрипция "Aranjuez" Кристиана Мишеля разошлась тиражом около 1 500 000 копий.
  • Гитарист Бакетхед сделал кавер на "Sketches of Spain" на своем альбоме Electric Tears как дань уважения Майлзу Дэвису.
  • гитаристу версия "Air De Aranjuez" Ули Джона Рота можно найти в его альбоме Transcendental Sky Guitar.
  • Басист Бастер Уильямс исполняет сольную басовую транскрипцию второй части Консьерто де Аранхуэса на своем альбоме Griot Liberté (2006).
  • Джазовый пианист Чик Кориа использовал начало второй части как введение в его сочинение »S боль ". Эл Джарро использовал то же вступление в своей аранжировке "Spain" в качестве вокала.
  • Версия Concierto, на которую повлияло исполнение Дэвиса, была исполнена Джимом Холлом на его альбоме 1975 года Консьерто. Холл и его команда исполняют адажио с вкраплениями сольных импровизаций (трек длится 19 минут).
  • Джазовый саксофонист Том Скотт исполнил вторую часть своего альбома 1985 года One night - One Day. Это вторая часть целиком.
  • Аранжировка Adagio Кевина Болтона для духового оркестра во главе с флюгельгорном была записана Grimethorpe Colliery Band как часть саундтрека к фильму 1996 года Brassed Off. Аранжировку иногда в шутку называют Concierto d'Orange Juice из-за произношения, использованного в фильме актером Питом Постлетуэйтом.
  • Modern Jazz Quartet имеет несколько записей Консьерто, одну с Лауриндо Алмейдой, другую на компакт-диске Last Concert и компакт-диске In Memoriam.
  • Джим Робертс из Орландо, Флорида, имеет две записи, одну с его трио и еще один с его Saxtet, обе очень удобные аранжировки.
  • Версия под названием «Концерт для гитары Родриго де Аранхуэс (тема из 2-й части)» была выпущена the Shadows в 1979 году.
  • Версия Adagio была выпущена как сингл под названием «Rodrigo's Guitar Concerto» Джеффом Лавом (под названием Manuel the Music of the Mountains) в 1976 году. Он достиг третьей строчки. в британской таблице синглов.
  • Ливанская певица Файруз также использовала музыку второй части в одной из своих песен «Le Bairut» (В Бейрут). Греческий певец египетского происхождения Демис Руссос популяризировал песню «Follow Me », в которой используется та же мелодия; песня также использовалась в заключительных титрах фильма Призрак в доспехах 2: Невинность. В 1967 году французский певец Ричард Энтони выпустил сингл под названием "Aranjuez mon amour" на слова Гая Бонтемпелли.
  • Израильская певица Рита также спела песню на своем втором альбоме, в которой была мелодия второй части. Песня была названа «Concierto de Aranjuez» или «The Rainbow Song» (Шир Хакешет) и появилась в ее альбоме 1988 года Ямей Ха-Том.
  • клавишник / басист Led Zeppelin Джон Пол Джонс включили части музыки во время импровизационной части их песни "No Quarter " в их туре 1977 года.
  • Песня Spinal Tap "Break Like the Wind" из альбома "Break Like the Wind "содержит часть музыки в виде гитарного соло
  • Электронный музыкант и композитор Исао Томита исполнил версию своего альбома 1978 года Kosmos (Space Fantasy).
  • Андре Рье исполнил пьесу под церковные колокола Маастрихта в исполнении, доступном на DVD Songs From My Heart.
  • Египетско-итальянская певица Далида была песня под названием «Aranjuez La Tua Voce», в которой использовались части мелодии из второй части. Ее постоянный соавтор Нана Мускури записала вокальную версию на немецком языке "Aranjuez, ein Tag verglüht" с инструменталистами Гарри Белафонте.
  • Аранжировку этой пьесы сыграл Таканори Арисава Несколько раз в популярном детском японском мультсериале Digimon Adventure.
  • Певица Саммер Уотсон включала версию под названием «Aranjuez, ma pensée» в свой одноименный дебютный альбом 2002 года Лето.
  • барабанщик японского джаз-фьюжн Акира Джимбо (более известный как бывший барабанщик таких групп, как Casiopea и Jimsaku ) записал аранжировку этой мелодии. на альбоме Jimbo de Cover, который, как подразумевается, представляет собой альбом, содержащий только его каверы на песни других людей.
  • The Limited Edition Drum and Bugle Corps (1988–1992) использовала вступительную часть движения Adagio "Испания" в качестве разогрева.
  • Всемирно известный гитарист фламенко Пако де Лусия исполнил и записал Concerto de Aranjuez в 199 году. 2. Родриго высоко оценил выступление.
  • Кимико Ито создал вокально-блюзовую аранжировку под названием «Follow Me » (реприза песни, первоначально интерпретированной Демисом Руссосом в 1982 г.) для Ghost in the Shell 2: Innocence.
  • Альбом Херба Альперта 1979 года Rise содержит трек "Aranjuez (mon amour)" (6:42) на стороне 2.
  • Кубинский классический гитарист Лео Брауэр исполнил интерпретацию Консьерто в джазовом стиле с группой Irakere.
  • Джазовая арфистка Дороти Эшби включила композицию в свой альбом 1984 года Консьерто де Аранхуэс.
  • Хорватский гитарист Петар Чулич.
  • Карлос Сантана аранжировал En Aranjuez Con Tu Amor.
  • Сара Брайтман : En Aranjuez Con Tu Amor
дворянский титул Родриго

30 декабря 1991 года Родриго был возведен в испанское дворянство королем Хуаном Карлосом I с титул Marqués de los Jardines de Aranjuez (английский: Marquess of th e Сады Аранхуэса ).

Ссылки

Другие источники

  • Предисловие к изданию работы, EE6785
  • Дуарте, Джон У., (1997). Примечания к вкладышу. Родриго Консьерто де Аранхуэс и др. CD. EMI Classics 7243 5 56175 2 1.
  • Холдеман, Филип. "Родриго: Консьерто де Аранхуэс; Fantasia para un Gentilhombre". Американский справочник звукозаписи. Март – апрель 1998: стр. 182–183.
  • Уэйд, Грэм (1985). Хоакин Родриго и Консьерто де Аранхуэс. Нью-Йорк: Мэйфлауэр. ISBN 0-946896-15-1
  • Грэм Уэйд: Правда о «Консьерто де Аранхуэс» Родриго. Классическая гитара, 15.07.2015
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Консьерто де Аранхуэс.

Аудио

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:54:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте