Приходи и смотри

редактировать
Антивоенный фильм 1985 года Элема Климова

Приходи и смотри
Приходите и смотрите (плакат).jpg Афиша российского театрального релиза
РежиссерЭлем Климов
Сценарий
СюжетАлесь Адамович
По мотивамЯ из огненной деревни.
В ролях
МузыкаОлег Янченко
КинематографияАлексей Родионов
ОтредактировалВалерия Белова
Продакшн. компания
РаспространяетсяСовэкспортфильм
Дата выхода‹См. TfM›
Продолжительность142 минуты
СтранаСоветский Союз
Язык
  • Белорусский
  • Русский
  • Немецкий
Кассовые сборы$ 168 817

Приходи и посмотри (Русский : Иди и смотри, Иди и смотреть; Белорусский : Ідзі і глядзі, Идзи и хлиадзи) советский антивоенный фильм 1985 года режиссера Элем Климов с участием Алексея Кравченко и Ольги Мироновой. Его сценарий, написанный Климовым и Алеся Адамовичем, основан на книге 1978 года «Я из огненной деревни» (оригинальное название: Я из огненной деревни, Я из огненной деревни, 1977), одним из авторов которой был Адамович. соавтор.

Сюжет фильма сосредоточен на оккупации Беларуси нацистскими немцами и событиях, свидетелем которых стал молодой белорусский партизан подросток по имени Флёра, который: вопреки воле своей матери - присоединяется к белорусскому движению сопротивления и после этого описывает зверства нацистов и человеческие страдания, причиненные населению восточноевропейских деревень. В фильме гиперреализм сочетается с лежащим в его основе сюрреализмом, а философский экзистенциализм - с поэтическими, психологическими, политическими и апокалиптическими темами.

Come and See получил в целом положительные отзывы критиков после выпуска и получил приз FIPRESCI на 14-м Московском международном кинофестивале. С тех пор он стал считаться одним из величайших фильмов, когда-либо снятых. «Come and See» пришлось бороться с восьмилетней цензурой со стороны советских властей, прежде чем фильм был окончательно разрешен к выпуску в полном объеме.

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Актеры
  • 3 Производство
    • 3.1 Музыка
    • 3.2 Значение названия
  • 4 Выпуск и прием
    • 4.1 Восстановление 2017 года
    • 4.2 Домашние СМИ
    • 4.3 Кассовые сборы
    • 4.4 Критический отклик
      • 4.4.1 Современные обзоры
      • 4.4.2 Ретроспективные оценки
    • 4.5 Похвалы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Сюжет

В 1943 году два Белорусские мальчики роют траншею с песком в поисках брошенных винтовок, чтобы присоединиться к советским партизанским силам. Их деревенский старейшина предупреждает их, чтобы они не раскапывали оружие, поскольку это вызовет подозрения немцев. Один из мальчиков, Флайора, находит винтовку SVT-40, хотя их обоих видит летящий над головой Fw 189.

A Focke-Wulf Fw 189. Единственный разведывательный самолет этой модели неоднократно появляется в сценах, пролетающих над головой Флёры на протяжении всего фильма «Иди и посмотри».

На следующий день партизаны прибывают в дом Флёры, чтобы призвать его. Флёра становится рядовым милиционером и получает приказ выполнять черную работу. Когда партизаны готовы двинуться дальше, старый партизан говорит, что хочет остаться, потому что его сапоги разваливаются. Командующий партизанами Косач приказывает старику поменяться сапогами с Флёрой, а Флёре остаться в лагере. Горько разочарованная, Флёра идет в лес в слезах и встречает Глашу, молодую девушку, работающую медсестрой в лагере, и на двоих, сближающихся перед лагерем, внезапно нападают немецкие десантники и пикировщики. Флёра частично оглушена от взрывов, прежде чем двое прячутся в лесу, чтобы избежать немецких солдат. Флёра и Глаша отправляются в его деревню, но обнаруживают, что его дом заброшен и покрыт мухами. Отрицая, что его семья мертва, Флёра полагает, что они прячутся на соседнем острове за болотом . Когда они бегут из деревни в сторону болота, Глаша оглядывается через плечо и видит груду тел казненных сельских жителей, сложенных за домом, но не предупреждает Флеруру. Эти двое впадают в истерику после того, как пробираются через болото, где Глаша затем кричит на Флёру, что его семья на самом деле мертва в деревне. Вскоре их встречает Рубеж, боец-партизан, который ведет их к большой группе жителей, бежавших от немцев. Флёра видит сильно обгоревшего немцами деревенского старейшины, который говорит ему, что был свидетелем казни его семьи и что ему не следовало раскапывать винтовки. Флёра признает, что его семья мертва, и винит себя в трагедии.

Рубеж берет Флёру и двух других мужчин, чтобы найти еду на ближайшем складе, но обнаруживает, что его охраняют немецкие войска. Во время отступления группа бессознательно бродит по минному полю, в результате чего два товарища погибают. В тот вечер Рубеж и Флёра подкрадываются к оккупированной деревне и умудряются украсть корову у сотрудничающего фермера. Однако, когда они убегают через открытое поле, Рубеж и корова были застрелены из немецкого пулемета . На следующее утро Флёра пытается украсть лошадь и телегу, но хозяин ловит его и вместо того, чтобы причинить ему вред, помогает скрыть личность Флёры, когда приближаются войска СС. Флёру везут в село Переходы, где ему поспешно обсуждают вымышленную личность, а отряд СС (на базе бригады Дирлевангера ) в сопровождении украинских коллаборационистов окружает и занимает территорию деревня. Флера пытается предупредить горожан, что их загоняют насмерть, но вынуждена присоединиться к ним в сарае. Флёре и молодой женщине, очень похожей на Глашу, удается бежать; девушку тащат за волосы по земле в грузовик, чтобы быть групповым изнасилованием, в то время как Флёра вынуждена наблюдать, как несколько коктейлей Молотова бросают в сарай и внутри него, прежде чем Затем его поджигают из огнемета, пока другие солдаты стреляют в здание. Немецкий офицер направляет пистолет на голову Флёры, чтобы сфотографироваться, прежде чем оставить его упасть на землю, когда солдаты уходят.

Позже Флёра выходит из выжженной деревни в сторону немцев, где обнаруживает, что они попали в засаду партизан. Вернув куртку и винтовку, Флайора встречает молодую женщину, которая также сбежала из церкви в состоянии фуги и вся в крови после группового изнасилования и жестокого обращения. Флёра возвращается в деревню и обнаруживает, что его товарищи-партизаны схватили одиннадцать немцев и их пособников, включая командира, штурмбаннфюрера СС. В то время как некоторые из захваченных мужчин, включая командира, умоляют спасти свою жизнь и не обращают внимания на обвинения, молодой фанатичный офицер не извиняется и клянется, что выполнит свою миссию. Затем Косач вынуждает большинство коллаборационистов облить немцев из канистры бензина, но возмущенная толпа стреляет в них всех, прежде чем их можно будет поджечь. Когда партизаны уходят, Флёра замечает в луже портрет Адольфа Гитлера в рамке и продолжает стрелять по нему несколько раз. Когда он это делает, монтаж клипов из жизни Гитлера играет в обратном порядке, но когда Гитлер показан младенцем на коленях его матери, Флайора перестает стрелять и плачет. Затем он спешит присоединиться к своим товарищам; они маршируют по лесу, как снег покрывает землю. Когда они исчезают в березовом лесу, название сообщает: «628 белорусских деревень были разрушены вместе со всеми их жителями» (альтернативный перевод: «628 белорусских деревень были сожжены дотла со всеми своими жителями»).

В ролях
  • Алексей Кравченко в роли Флеры
  • Ольга Миронова в роли Глаши / Глафиры
  • Любомирас Лаусявичюс в роли Косача
    • Валерий Кравченко в роли Косача
  • Владас Багдонас в роли Рубежа
  • Татьяна Шестакова в роли матери Флеры
  • Евгений Тиличеев в роли украинского коллаборациониста
  • Викторс Лоренц в роли немецкого командира (по мотивам Оскара Дирлевангера )
  • Юри Лумисте как фанатичный немецкий офицер
Производство

Климов написал сценарий в соавторстве с Алеся Адамовичем, воевавшим с белорусскими партизанами в подростковом возрасте. По воспоминаниям режиссера, работа над фильмом фильм начался в 1977 г.:

Приближалось 40-летие Великой Победы. Руководству нужно было что-то отдать. актуально. Я читал и перечитывал книгу «Я из огненной деревни», которая состояла из первых рук людей, чудом уцелевших после ужасов фашистского геноцида в Белоруссии. Многие из них были тогда еще живы, и белорусы успели записать часть своих воспоминаний на пленку. Я никогда не забуду лицо и глаза одного крестьянина и его тихие воспоминания о том, как всю его деревню загнали в церковь и как незадолго до того, как их собирались сжечь, офицер сделал им предложение: «Кто не имеет дети могут уйти ". И он не выдержал, ушел, оставив жену и маленьких детей... или о том, как сожгли другую деревню: всех взрослых загнали в сарай, а детей оставили. А потом пьяные мужчины окружили их овчарками и позволили собакам растерзать детей.

И тут я подумал: мир не знает про Хатынь ! Они знают о Катыни, о расправе там над польскими офицерами. Но они не знают о Белоруссии. Хотя там было сожжено более 600 деревень!

И я решил снять фильм об этой трагедии. Я прекрасно понимал, что фильм получится жестким. Я решил, что центральную роль деревенского парня Флёры сыграет не профессиональный актер, который при погружении в сложную роль мог бы психологически защитить себя накопленным актерским опытом, техникой и мастерством. Я хотел найти простого мальчика четырнадцати лет. Надо было подготовить его к самым сложным переживаниям, а затем запечатлеть их на пленку. И заодно надо было защитить его от стрессов, чтобы после окончания съемок его не оставили в психушке, а вернули матери живым и здоровым. К счастью, с Алексеем Кравченко, который сыграл Флёру и впоследствии стал хорошим актером, все прошло гладко.

Я понимал, что это будет очень брутальный фильм и вряд ли люди смогут его посмотреть. Я рассказал об этом своему соавтору сценария, писателю Алесью Адамовичу. Но он ответил: «Тогда пусть они этого не смотрят. Это то, что мы должны оставить после себя. Как свидетельство войны и как призыв к миру».

— AIF., У Элем Климов

Come and See снимали только на белорусской земле. События с людьми, с крестьянами действительно происходили так, как показано в фильме. [Там] нет профессиональных актеров. Даже язык, на котором говорят в фильме, - белорусский. Важно было то, что все события, изображенные в фильме, действительно происходили в Беларуси.

В течение восьми лет съемки не могли начаться, потому что Государственный комитет по кинематографии (Госкино) не принимал сценарий, считая это слишком реалистичным, называя пропагандой «эстетики грязности» и «натурализма». Наряду с этим смерть его жены Ларисы Шепитько, также кинорежиссера, в 1979 году заставила его сначала завершить начатую ею работу над следующим фильмом Прощание ; наконец, он будет выпущен в 1983 году. В конце концов, в 1984 году Климов смог приступить к съемкам, не пойдя на цензуру вообще. Единственным изменением стало название самого фильма, которое было изменено на «Приходи и смотри» по сравнению с оригинальным названием «Убить Гитлера» (Элем Климов также говорит об этом в выпуске DVD в Великобритании в 2006 году).

хронологический порядок в течение девяти месяцев. Алексей Кравченко рассказал, что испытал «сильнейшую усталость и голод. Я соблюдал жесточайшую диету, а после съемок вернулся в школу не только худым, но и седым». Однако, вопреки некоторым слухам, волосы Кравченко не стали постоянно седыми. Фактически, для окрашивания его волос использовалась специальная смазка Silber Interference Grease-Paint вместе с тонким слоем настоящего серебра. Это мешало вернуть его волосы в нормальное состояние, поэтому Кравченко пришлось жить с такими волосами какое-то время после съемок фильма. Чтобы подготовить 13-летнего Кравченко к роли, Климов вызвал гипнотизера. «[Игра Кравченко] могла иметь очень печальный конец. Он мог попасть в сумасшедший дом», - сказал г-н Климов. «Я понял, что должен был ввести в него содержание, которым он не обладал», «Это возраст, когда мальчик не знает, что такое настоящая ненависть, что такое настоящая любовь». В конце концов, господин Кравченко смог сконцентрироваться так интенсивно, что казалось, будто он загипнотизировал себя для роли «с помощью какой-то аутогенной тренировки.

, чтобы создать максимальное ощущение непосредственности, реализма, гиперреализм и сюрреализм действуют в равной мере. Климов и его оператор Родионов использовали натуралистические цвета, широкоэкранный и множество Стедикам кадры; фильм полон экстремальных крупных планов лиц, не вздрагивает от неприятных деталей обгоревшей плоти и окровавленных трупов, а в ружьях часто используются боевые патроны, а не к бланкам. Алексей Кравченко в интервью упоминал, что пули иногда проходили всего в 4 дюймах (10 сантиметрах) над его головой (например, в сцене с коровой). В то же время «mise-en- Сцена фрагментарна и несвязна: между кадрами есть разрывы, поскольку персонажи появляются крупным планом, а затем исчезают за кадром ».« Климов использует ряд технических приемов. что привлекает внимание к камере. Повторяющийся мотив актеров, смотрящих в камеру ».« В другом месте... момент откровения отмечен дезориентирующим увеличением / уменьшением изображения. ".

Музыка

Исходный саундтрек представляет собой ритмически аморфную музыку, сочиненную Олегом Янченко. В нескольких ключевых моментах фильма используется классическая музыка преимущественно немецких или австрийских композиторов, например Голубой Дунай Иоганна Штрауса-младшего, иногда вперемешку с музыкой Янченко. Советская походная песня «Священная война », немецкая народная песня Im Wald im grünen Walde и русская народная песня «Коробейники » (лит. «Разносчики») звучат в фильме один раз. Немецкий военный марш «Старые товарищи » Играется, когда немецкая армия начинает наступление на деревню Во время сцены, где танцует Глаша, фоновая музыка - это фрагменты песни Мэри Диксон из фильма Григория Александрова 1936 года Цирк. В конце во время фотографического монта ge, используется музыка Рихарда Вагнера, в первую очередь Ride из Die Walküre и Tannhäuser Overture.

В заключение В фильме партизаны идут по зимнему лесу под звуки Моцарта Лакримоза, после чего камера наклоняется к небу и появляются финальные титры. Кинокритик Роджер Эберт прокомментировал эту сцену следующим образом:

Здесь, в лесу, есть любопытная сцена, когда солнце падает сквозь листву, когда мрачный и печальный саундтрек внезапно обрывается. бесплатно в Моцарта. А что это значит? Я считаю, что это фантазия, а не фантазия Флори, которая, наверное, никогда не слышала такой музыки. Моцарт спускается в фильм deus ex machina, чтобы вывести нас из его отчаяния. Мы можем принять это, если захотим, но это ничего не меняет. Это похоже на ироническую насмешку.

Значение названия

Первоначальное белорусское название фильма происходит от 6-й главы Книги Откровений, где в первой, третьей, пятый и седьмой стих написан «ідзі і глядзі» (английский: «Приди и смотри», греч. : Ἐρχου καὶ ἴδε, Erchou kai ide) как приглашение взглянуть на разрушения, причиненные Четырьмя всадниками Апокалипсиса. Глава 6, стихи 7-8 были процитированы как имеющие особое отношение к фильму:

И когда он снял четвертую печать, я услышал, как голос четвертого зверя сказал: «Иди и посмотри!» И я взглянул, и вот конь бледный; и имя ему, которое сидело на нем, было Смерть, и Ад последовал за ним. И дана им власть над четвертой частью земли, чтобы убивать мечом и голодом, и смертью и зверями земными.

Освобождение и принятие

Фильм был вышел 17 октября 1985 года, собрав 28,9 миллиона зрителей и заняв шестое место по кассовым сборам 1986 года.

Реставрация в 2017 году

В 2017 году фильм прошел официальную реставрацию под контролем Карена Шахназарова.. Он получил премию Venice Classics за лучший восстановленный фильм, а также снова был показан в нескольких европейских независимых кинотеатрах.

Домашние СМИ

В 2001 году фильм был выпущен на DVD в США Кино Лорбер. Этот выпуск в настоящее время распродан. Фильм стал доступен на FilmStruck, потоковом сервисе для Criterion Collection с момента открытия 1 ноября 2016 года до закрытия 29 ноября 2018 года, а с ноября 2019 года на новом канале Criterion. оказание услуг. 18 декабря 2019 года Janus Films выпустили трейлер к 2k-реставрации, премьера которой состоялась на Film Forum в Нью-Йорке 21 февраля 2020 года с театральным тиражом, а затем на домашнем медиа. релиз через Criterion был выпущен 30 июня 2020 года.

кассовые сборы

Come and See собрали 71 909 долларов в США и Канаде и 96 908 долларов в других странах, что в целом по всему миру составляет 168 817 долларов..

Критический отклик

Современные обзоры

Первоначальный отклик был положительным. Уолтер Гудман написал для The New York Times, что «История ужасна, а презентация графична... Мощный материал, мощно переданный...», и отклонил окончание как « доза мгновенного вдохновения », но уступила« несомненному таланту »Климова. Рита Кемпли из Washington Post писала, что «режиссируя с гневным красноречием, [Климов] проникает в тот галлюцинаторный нижний мир крови, грязи и нарастающего безумия, который Фрэнсис Форд Коппола обнаружил в Апокалипсис сегодня. И хотя он черпает удивительно яркую игру из своей неопытной подростковой роли, мастерство Климова - его визуальная поэзия, мускулистая и анимистическая, как у соотечественника Андрея Кончаловского в его эпосе Сибирьада. " Марк Ле Фаню написал в Взгляд и звук, что «Иди и посмотри» - это «мощный военный фильм... Режиссер добился отличной игры от своего главного актера Кравченко».

По словам Климова, однако фильм настолько шокировал зрителей, что иногда вызывали скорую помощь, чтобы увезти особо впечатлительных зрителей, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Также, по словам Климова, во время одной из дискуссий после фильма, пожилой немец встал и сказал: «Я был солдатом Вермахта, более того, офицером Вермахта. Я объездил всю Польшу и Беларусь. наконец доезжая до Украины. Я засвидетельствую: все, что рассказано в этом фильме, правда. И самое страшное и постыдное для меня то, что этот фильм увидят мои дети и внуки ».

Ретроспективные оценки

С тех пор фильм получил широкую известность в 21 веке. В 2001 году Данит Стеффенс из Entertainment Weekly писал, что «Климов чередует ужасы войны с эпизодическими сказочными образами; вместе они придают фильму беспристрастно тревожное качество, которое сохраняется еще долго после титров» <. 97>

В 2001 году Дж. Хоберман из The Village Voice рассмотрел «Приходи и посмотри», написав следующее: «Приходи и смотри, снятый в стиле барокко, - прочный художественный фильм с устремлением к провидцу - не столько графическим, сколько неспешным буквальным. в своем представлении о массовых убийствах (фильм сравнивают как с Списком Шиндлера, так и с Спасти рядового Райана, и неудивительно узнать, что Стивен Спилберг показывал его перед тем, как снимать любой из них.) Центральное злодеяние фильма - это варварский цирк с ревущей музыкой и лаем собак, в котором эскадрилья пьяных немецких солдат собираются и маршируют крестьян к их огненной гибели... Кадры реальных съемок трупов лагеря смерти, которые использует Климов, вдвойне тревожат, поскольку ретроспективно уменьшают осторожность, с которой он организовывает разрушение города. По большей части он предпочитает показывать Горгону, как это отражено в Щит Персея. Есть несколько изображений более неизгладимых, чем си битва испуганного лица молодого Алексея Кравченко ». В той же публикации 2009 года Эллиотт Стейн описал Come and See как «поразительную смесь лирического поэтизма и экспрессионистского кошмара».

В 2002 году Скотт Тобиас из The A.V. Клуб писал, что «впечатления Климова незабываемы: кричащая какофония бомбардировки прерывается слабым звуком фуги Моцарта, темное засушливое поле внезапно освещается устрашающе красивыми оранжевыми ракетами, немецкие войска появляются, как призраки. густого утреннего тумана. Продукт эпохи гласности, Come and See далек от патриотического памятника с трудом одержанной победой России. Вместо этого это леденящее кровь напоминание об ужасных ценах этой победы ». Британский журнал The Word писал, что «Иди и смотри» широко считается лучшим военным фильмом, когда-либо созданным, хотя, возможно, не фанатами Большого побега ». Тим Лотт писал в 2009 году, что фильм «делает« Апокалипсис сегодня »легким». В 2006 году Джеффри Макнаб из Sight Sound высказал мнение: «В удивительном военном фильме Климова интенсивный лиризм сочетается с жестоким кровопусканием, которое заставило бы даже Сэма Пекинпа остановиться».

16 июня 2010 Роджер Эберт опубликовал обзор фильма «Приходи и смотри» как часть своего сериала «Великие фильмы», описав его как «один из самых разрушительных фильмов о чем-либо, и в нем выжившие должны завидовать мертвым... В фильме изображено жестокость и иногда очень реалистична, но есть наложение приглушенного кошмарного преувеличения... Я не должен описывать знаменитую сцену в конце. Она должна разворачиваться как сюрприз для вас. Она претендует на откат истории. Вы увидите, как. Это невыразимо удручает, потому что история никогда не может разрушиться сама собой и всегда с нами ».

Приходи и смотри, фигурирует во многих списках фильмов, признанных лучшими. В 2008 году «Приходи и смотри» занял 60-е место в рейтинге журнала Empire «500 величайших фильмов всех времен» в 2008 году. Он также вошел в список Channel 4 из . 50 фильмов, которые стоит посмотреть, прежде чем ты умрешь и занял 24-е место в рейтинге «100 лучших фильмов мирового кино» по версии журнала Empire в 2010 году. Фил де Семлин из Empire охарактеризовал свою работу как «Элим [sic ] Серьезно влиятельный, глубоко тревожный белорусский опус Климова. Ни один фильм - ни Апокалипсис сегодня, ни Цельнометаллический жакет - описывает бесчеловечное воздействие конфликта более ярко или свирепо... Шедевр импрессионизма и, возможно, худший дата фильма когда-либо ". В опросе 2012 Sight Sound, посвященном лучшим фильмам, когда-либо созданным, он занял 154 место среди критиков и 30 место среди режиссеров. Этот фильм обычно считается одним из величайших антивоенных фильмов, когда-либо созданных, и фильмом с наиболее исторически точным изображением преступлений на Восточном фронте.

На агрегаторе рецензий Тухлые помидоры, фильм имеет рейтинг одобрения 97% на основе 34 отзывов и средний рейтинг 8,53 / 10. Консенсус критиков веб-сайта гласит: «Какими бы антивоенными ни были фильмы,« Приходи и смотри »- это мучительная одиссея через все худшее, на что только способно человечество, снятая с бравурной энергией Элемом Климовым».

Климов сделал это. не снимать больше фильмов после «Приходи и смотри», что заставило некоторых критиков задуматься о том, почему. В 2001 году Климов сказал: «Я потерял интерес к созданию фильмов... Все, что было возможно, я чувствовал, я уже сделал».

Награды

Приходи и смотри была выбрана советской игрой за лучший фильм на иностранном языке на 58-й церемонии вручения премии Оскар, но не был принят в качестве номинанта.

ПремияДата церемонииКатегорияПолучатель (и)РезультатСсылка (и)
14-й Московский международный кинофестиваль 12 июля 1985 г.Золотой призЭлем КлимовВыиграл
приз ФИПРЕССИ Элем КлимовВыиграл
74-й Венецианский международный кинофестиваль 9 сентября 2017 годаПремия Venice Classics за лучший отреставрированный фильмIdi i smotri (Иди и смотри)Выигран
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 06:28:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте