Горгона

редактировать
Женский монстр в греческой мифологии Голова Горгоны на внешней стороне каждой из трех ручек Викскратера, из могила кельтской леди Викс, 510 г. до н.э.

В греческой мифологии, Горгона (; множественное число: Горгоны, Древнегреческие : Γοργών / Γοργώ Gorgon / Gorgo) - мифическое существо, изображенное в древней литературе. Хотя описания Горгон различаются и встречаются в самых ранних примерах греческой литературы, этот термин обычно относится к любой из трех сестер, у которых были волосы, сделанные из живых ядовитых змей, а также ужасающее лицо, обращали тех, кто видел ее, в камень.

Традиционно, двое из Горгон, Стено и Эвриала, были бессмертными, но их сестра Медуза не была и была убит полубогом и героем Персей.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Изображения
  • 3 Истоки
  • 4 Классическая традиция
  • 5 Персей и Медуза
  • 6 Защитные и исцеляющие силы
  • 7 Культурные изображения Горгон
  • 8 Генеалогия
  • 9 См. Также
  • 10 Сноски
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Этимология

Название происходит от древнегреческое слово γοργός gorgós, что означает «мрачный, ужасный», и, по всей видимости, происходит от того же корня, что и санскрит : गर्जन, гарджана, который определяется как гортанный звук, похожий на рычание зверь, чт возможно возникло как звукоподражание.

. Изображения

Горгоны были популярным изображением в греческой мифологии, появившись в самых ранних письменных источниках древнегреческих религиозных верований, таких как Гомер, которое может датироваться 1194–1184 гг. До н.э. Из-за их легендарного и могущественного взгляда, который мог превратить человека в камень, изображения Горгон наносились на объекты и здания для защиты. Изображение Горгоны находится в основном на фронтоне храма на Корфу, который является самым старым каменным фронтоном в Греции и датируется ок. 600 г. до н. Э.

Мраморная статуя Горгоны высотой 1,35 м, датируемая VI веком до н.э., была найдена практически неповрежденной в 1993 году в старинном общественном здании в городе Парикия, столица острова Парос, Греция (Археологический музей Пароса № 1285). см. рисунки ниже). Считается, что изначально он принадлежал храму.

Представление о Горгоне в классической греческой мифологии так же старо, как Персей и Зевс. Название греческое, происходит от слова «горгос» и переводится как ужасный или ужасный. Горгонея (фигуры, изображающие голову Горгоны, см. Ниже) впервые появляются в греческом искусстве на рубеже VIII века до нашей эры. Одно из самых ранних изображений находится на электруме статере, обнаруженном при раскопках в Парий. Другие образцы начала восьмого века были найдены в Тиринфе. Еще дальше в историю можно найти похожее изображение из Кносского дворца, датируемого 15 веком до нашей эры. Мария Гимбутас даже утверждает, что «Горгона восходит как минимум к 6000 году до нашей эры, как керамическая маска из культуры Сескло...». Она также находит прототип Горгонейона в неолитических художественных мотивах, особенно в антропоморфных вазах и терракотовых масках, инкрустированных золотом.

Павсаний ( 5.10.4, 8.47.5, многие другие места), географ 2-го века нашей эры, подробно описывает, где и как горгоны были представлены в греческом искусстве и архитектуре.

Большие глаза Горгоны, а также «мигающие» глаза Афины - это символы, которые Гимбутас назвал «божественными глазами» (который не является источником восприятия); они также появляются в священной птице Афины, сове. Они могут быть представлены спиралями, колесами, концентрическими кругами, свастиками, огненными колесами и другими изображениями. Неуклюжая поза горгоны, с руками и ногами под углом, также тесно связана с этими символами.

Некоторые Горгоны показаны с широкими круглыми головами, змеевидными прядями волос, большими пристальными глазами, широкими ртами, высунутыми языками, клыками свиней, большими выступающими зубами, расширенными ноздрями, а иногда и короткой жесткой бородой. (В некоторых более грубых представлениях стилизованные волосы или кровь, текущие под отрезанной головой Горгоны, были ошибочно приняты за бороду или крылья.)

Некоторые атрибуты рептилий, такие как пояс из змей и змеи, исходящие из головы или вплетенные в волосы, как в храме Артемиды на Корфу, являются символами, вероятно, полученными от хранителей, тесно связанных с ранними греческими религиозными концепциями в таких центрах, как Дельфы, где дракон Дельфин жила, и жрица Пифия доставляла оракулы. Кожа дракона была сделана из непроницаемой чешуи.

Истоки

Ряд ученых-классиков интерпретировали миф о Медузе как квазиисторическое, или «сублимированное» воспоминание о реальное вторжение.

Легенда о Персее Обезглавливание Медузы означает, в частности, что «эллины захватили главные святилища богини» и «сняли с ее жриц их маски Горгоны», причем последние носили апотропные лица, чтобы отпугнуть профанов... То есть, произошли в начале XIII века до н. э. реальный исторический разрыв, своего рода социологическая травма, которая была зарегистрирована в этом мифе, так же, как то, что Фрейд называет латентным содержанием невроза, регистрируется в явном содержании сновидения: зарегистрировано, но скрыто, зарегистрировано в бессознательном, но неизвестно или неверно истолкованы сознанием.. - Дж. Кэмпбелл (1968)

В поисках истоков другие предлагали изучить некоторые сходства с вавилонским существом, Хумбабой, в эпосе Гильгамеш.

Классическая традиция

Переходы в религиозных традициях за такие длительные периоды времени могут привести к некоторым странным поворотам. Горгоны часто изображаются имеющими крылья, медные когти, бивни кабана и чешуйчатую кожу. Считалось, что древнейшие оракулы защищались змеями, и изображение Горгоны часто ассоциировалось с этими храмами. Львицы или сфинксы также часто ассоциируются с Горгоной. Мощный образ Горгоны был принят для классических образов и мифов об Афине и Зевсе, возможно, в продолжение более древних религиозных образов. В поздних мифах Горгоны были дочерями двух морских божеств: Кето, морского чудовища, и Форциса, ее брата-мужа.

Гомер, автор старейшего известного произведения европейской литературы, говорит только об одной Горгоне, чья голова изображена в Илиаде и зафиксирована в центре эгиды из Афина :

На плечах она накинула украшенную кисточкой эгиду, полную ужаса... и в ней голова ужасного монстра, Горгоны, ужасной и ужасной...

Ее земной двойник это устройство на щите Агамемнона :

... и в нем была установлена ​​в виде короны Горгона, мрачная с виду, ужасно сверкающая, а вокруг нее были Ужас и Бегство.

В Одиссея, Горгона - это чудовище подземного мира, в которое были брошены древнейшие греческие божества:

... и бледный страх охватил меня, чтобы август Персефона не напала на меня извне из дома Аида головы Горгоны, этого ужасного монстра...

Около 700 г. до н.э., Гесиод, представляет Горгон как морских демонов и увеличивает их число до трех - Сфено (могущественный), Эвриала (дальний источник или широкое море) и Медуза (королева), и делает их дочерьми морских божеств Кето и Phorcys. Их дом находится на самом дальнем берегу западного океана; согласно более поздним властям, в Ливии. Древняя Ливия идентифицирована как возможный источник божества Нейт, которое также было божеством-творением в Древнем Египте, и, когда греки оккупировали Египет, они сказали, что Нейт в Греции называли Афиной .

Из трех Горгон в классической греческой мифологии только Медуза смертна.

Традиция Аттика, воспроизведенная в Еврипид (Ион ), считала Горгону чудовищем, созданным Гайей чтобы помочь своим детям, Титанам, против новых олимпийских божеств. Классические интерпретации предполагают, что Горгона была убита Афиной, которая после этого носила ее кожу.

Библиотека дает хорошее изложение мифа о Горгоне. Гораздо более поздние рассказы утверждают, что у каждой из трех сестер Горгоны, Сфено, Эвриале и Медузы, были змеи вместо волос, и что они обладали силой превращать любого, кто смотрел на них, в камень. Согласно Овидию, римскому поэту, писавшему в 8 н.э., который был известен своей точностью в отношении греческих мифов, только у Медузы были змеи в волосах, а он объяснил, что это произошло из-за того, что Афина (Роман Минерва ) проклинала ее. Медуза совокуплялась с Посейдоном (римский Нептун ) в храме Афины после того, как его разбудил золотой цвет волос Медузы. Поэтому Афина превратила соблазнительные золотые замки в змей.

Вергилий упоминает, что Горгоны жили у входа в Подземный мир. Диодор и Палафат упоминают, что Горгоны жили на Горгадах, островах в Эфиопии. Море. Главный остров назывался Черна. Генри Т. Райли предполагает, что эти острова могут соответствовать Кабо-Верде.

Согласно Псевдо-Гигину, «Gorgo Aix» (Γοργώ Aιξ), дочь Гелиоса, была убит Зевсом во время Титаномахии. Из ее кожи, похожей на козлиную шкуру, обрамленную змеями, он сделал свою знаменитую эгиду и поместил на нее ее устрашающее лицо. Он передал его Афине. Затем Экс стал козлом Капра (греч. Экс), на левом плече созвездия Возничего. Иногда говорят, что первобытная Горгона была отцом Медузы и ее сестры Горгоны морской Богини Чето. Эта фигура могла быть такой же, как Горго Экс, поскольку изначальная Горгона имела неопределенный пол.

Персей и Медуза
Персей убивает Медузу

В поздних мифах Медуза была единственной из трех Горгон, которая не была бессмертной. Король Полидект послал Персея убить Медузу в надежде убрать его с дороги, в то время как он преследовал мать Персея, Данаю. Некоторые из этих мифов говорят о том, что Персей был вооружен коса от Гермеса и зеркало (или щит) от Афины. Персей мог безопасно отрезать голову Медузы, не превращаясь в камень, глядя только на ее отражение в щите. Из крови, хлынувшей из ее шеи и упавшей в море, возникли Пегас и Хрисаор, ее сыновья от Посейдона. Другие источники говорят, что каждая капля крови превратилась в змею. Некоторые говорят, что Персей подарил Афине голову, сохранявшую способность превращать в камень всех, кто смотрел на нее. Затем она поместила его на зеркальный щит под названием Эгида и отдала его Зевсу. Другой источник сообщает, что Персей закопал голову на рынке Аргоса.

Согласно другим источникам, либо он, либо Афина использовали голову, чтобы превратить Атлас в камень, превратив его в Атласские горы, которые держали небо и землю. Он также использовал Горгону против Кита (при спасении Андромеды) и конкурирующего поклонника, Финеаса, кузена Андромеды. В конце концов, он использовал ее против короля Полидекта. Когда Персей вернулся ко двору царя, Полидект спросил, есть ли у него голова Медузы. Персей ответил «вот оно» и поднял его, обратив весь двор в камень.

Защитные и лечебные силы
Архаическая (этрусская) клыкастая Горгона в окружении стоящих крылатых львиц или сфинксов на гидрии из Вульчи, 540–530 до н.э.

В Древней Греции часто встречается Горгонейон (каменная голова, гравюра или рисунок лица Горгоны, часто с дико торчащими змеями и высунутым языком между клыками). использовался как апотропный символ и помещался на дверях, стенах, полах, монетах, щитах, нагрудниках и надгробиях в надежде отразить зло. В этом отношении Горгонеи похожи на иногда гротескные лица на щитах китайских солдат, которые также обычно используются как амулет, защита от сглаза. Точно так же в индуистской мифологии Кали часто изображается с высунутым языком и змеями вокруг головы.

В некоторых греческих мифах кровь, взятая с правой стороны Горгоны, могла вернуть мертвых к жизни, но кровь, взятая с левой стороны, была мгновенно смертельным ядом. Афина дала флакон с лечебной кровью для Асклепия, что в конечном итоге привело к его кончине.

Геракл, как говорят, получил прядь волос Медузы (которая обладала такими же способностями, как голова) от Афины и передал ее Стеропе, дочери Цефея., для защиты города Тегея от нападения. Согласно более позднему представлению о Медузе как о красивой девушке, волосы которой Афина превратила в змеи, на произведениях искусства изображалась голова с удивительно красивым лицом, окутанным спокойным покоем смерти.

Культурные изображения горгон

Горгоны, особенно Медуза, стали обычным изображением и символом в западной культуре с момента их зарождения в греческой мифологии, появляясь в искусстве, литературе и других местах на протяжении всей истории. В «Повести о двух городах», например, Чарльз Диккенс сравнивает эксплуататорскую французскую аристократию с «Горгоной» - этой расширенной метафоре он посвящает целую главу.

Генеалогия
Гайя
Понт Таласса
Нерей Таумас Форцис Кето Эврибия Телчинцы ГалияАфродита
Ехидна ГоргоныГреи Ладон Геспериды Тооса
Стено Дейно
Эвриале Эню
Медуза Пемфредо
См. Также
Footnotes
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Горгонами.
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: FT Народные предания Элворти "Решение мифа о Горгоне". Том 14 (1903)
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:29:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте