Синий понедельник (опера)

редактировать
Синий понедельник
Альбом Джорджа Гершвина, голубой понедельник, 1976. jpg Обложка записи певца Грегга Смита
МузыкаДжордж Гершвин
ТекстыБадди ДеСильва
КнигаБадди ДеСильва
Продакшн1922 Бродвей

Голубой понедельник (Opera à la Afro-American) было первоначальным названием одноактной "джазовой оперы " Джорджа Гершвина, переименованной в 135-я улица во время более поздней постановки. Английское либретто было написано Бадди ДеСильва. Несмотря на то, что это короткое произведение, продолжительность которого составляет от двадцати до тридцати минут, «Голубой понедельник» часто считается образцом для многих более поздних произведений Гершвина и часто считается «первым произведением симфонического джаз "в том смысле, что это была первая значительная попытка соединить такие формы классической музыки, как опера, с американской популярной музыкой, причем в опере в значительной степени оказал влияние джаз и афроамериканская культура в Гарлеме.

Содержание
  • 1 Персонажи
  • 2 История выступлений, прием и наследие
  • 3 Статус сохранения
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Персонажи

Как и в более поздней опере Гершвина Порги и Бесс, все Поющие роли - афроамериканские персонажи. Однако, в отличие от Порги и Бесс, оригинальную постановку «Голубого понедельника» исполняли белые певцы в blackface.

. Обстановка: подвал кафе недалеко от пересечения 135-й улицы и Ленокс-авеню в Гарлеме, Нью-Йорке.
Время: вечер эпохи джаза, начало около 21:30

После краткого увертюра, игрок Джо появляется перед занавесом как Пролог, отсылка к открывающей арии персонажа Тонио в Паглиаччи. Подобно тому числу, которое объясняет серьезный характер оперы Леонкавалло, как если бы это было реальное событие, Джо говорит своим слушателям, что, как и «опера белого человека», эта «окрашенная [Гарлемская] трагедия разыгрывается в оперном театре. стиль "фокусируется на примитивных человеческих эмоциях, таких как любовь, ненависть, страсть и ревность, и что мораль этой истории заключается в том, что трагические результаты возникают, когда женская интуиция не работает (Джо: «Дамы и господа!»).

Когда занавес поднимается над кафе с баром, игорной комнатой и танцполом, владелец кафе Майк ругает своего работника Сэма за его лень и приказывает ему работать. Подметая пол, Сэм рассказывает, что возмущается «синим понедельником », потому что он всегда проигрывает в играх в кости и в этот день умирают люди, и приходит к выводу, что работать по понедельникам бесполезно (Сэм: «Блюз голубого понедельника»). Пианист Свитпи приходит и играет некоторое время, пока не входит высокомерный певец Том и не сбивает ее с пути, утверждая, что единственная причина, по которой кафе все еще работает, - это его пение. Входит возлюбленная Джо Ви, спрашивая, видел ли кто-нибудь ее «любящего мужчину» Джо, с которым она должна встретиться на свидании (Ви: «Кто-нибудь видел моего Джо?»).

Когда Майк идет в заднюю комнату, чтобы спросить, видел ли кто-нибудь Джо, Том пытается соблазнить и добиться Ви. Когда Том говорит ей, что любит ее, и спрашивает, что она видит в игроке Джо, Ви сердито возражает, что даже если он играет, Джо - мужчина и уникальный. Том продолжает пытаться убедить Ви оставить Джо ради него, и он пытается поцеловать ее, когда Ви угрожает ему револьвером, который ей дал Джо. Майк возвращается с новостью, что никто не видел Джо, и Ви уходит. Майк снова звонит Сэму и ругает его за лень, и когда Сэм снова подметает пол, он поет репризу песни «Blue Monday Blues» (Сэм: «Понедельник - день, когда дрожат все землетрясения»). На этот раз Сэм более прямо предвещает грядущее событие, поскольку он заявляет, что «понедельник - день, полный печальных, печальных новостей /... Вот когда девушка нажмет на курок, / девушка нажмет на курок».

Джо входит в кафе, а Том прячется за пианино, чтобы подслушать свой разговор с Майком. После того, как Майк говорит Джо, что Ви его разыскивает и что он слышал, что Джо выиграл крупную сумму денег в игре в кости, Джо говорит ему, что собирается использовать деньги, чтобы поехать в Юг на следующее утро, чтобы навестить свою мать, которую он не видел много лет и которой он недавно послал телеграмму (Джо: «Я скажу миру, что сделал"). Джо говорит, что он не может сказать Ви, что он уезжает, и когда Майка спрашивает, почему, он отвечает, что она ревнует и злится по иррациональным причинам. Затем он рассказывает, как он жаждет увидеть свою мать и вернуться домой (Джо: «Я увижу свою маму»).

Джо поднимается наверх, чтобы встретить Ви, и медленно прибывают ночные гости и клиенты. После танца Ви говорит ему, что любит только его, и хотя она ревнивая женщина, если он останется верен ей, то она будет его (Ви: Я люблю тебя, мой Джо, мой Джо "). Когда Джо уходит чтобы дождаться телеграммы от матери, Том говорит Ви, что он слышал разговор Джо и что телеграмма пришла от другой женщины. Ви сначала отказывается ему верить, но когда Свитпиа приходит с телеграммой Джо, Ви обвиняет Джо в неверности и требует показать телеграмму. Джо упрекает ее, отталкивая ее, и когда он открывает конверт, Ви стреляет в него из револьвера из своей сумочки.

Ви читает письмо, в котором говорится, что Джо не нужно приходить, потому что его мать была мертва три года назад. Когда она понимает, что натворила, она падает на пол и просит у Джо прощения, которое она получает. Когда Джо умирает, он поет, что наконец-то собирается увидеть свою мать на небесах. (Джо: «Я увижу свою маму»).

История выступлений, прием и наследие

Автор 1922 г., импровизационный и мелодический талант Джорджа Гершвина, бывшего исполнителя песен в музыкальной издательской фирме на Tin Pan Alley, позволил ему написать песни для трех бродвейских шоу, а затем написать полные партитуры для четырех (хотя, поскольку каждое из его предыдущих шоу было ревю, у Гершвина практически не было драматического опыта). Двумя наиболее успешными работами Гершвина в то время были партитуры к постановкам 1920 и 1921 годов популярного ежегодного ревю Скандалы Джорджа Уайта. Пол Уайтмен, музыкальный руководитель и дирижер скандалов 1922 года (со своим оркестром в яме), которым снова был Гершвин нанятый, ранее работал с ним, когда оркестр Пола Уайтмана записал его песню "South Sea Island" в 1921 году.

Лирик Гершвина Бадди ДеСильва первоначально задумал написать "джазовый" Опера », действие которой происходит в Гарлеме и основано на итальянском языке verismo Opera Паглиаччи с Гершвином в начале 1920-х годов и Уайтменом, который во многом построил свою репутацию на такое экспериментальное слияние различных музыкальных и драматических жанров убедило продюсера Джорджа Уайта включить его в скандалы 1922 года. Первоначально Уайт с энтузиазмом относился к идее черной «оперы», потому что «недавним успехом на Бродвее было Shuffle Along, шоу с полностью черным актерским составом - его слова и музыка созданы черной творческой командой Noble Sissle и Eubie Blake... Уайт, кажется, вообразил, что чернокожий сегмент в новом издании его ревю будет извлекать выгоду из привлекательности Shuffle Along ». Однако, обдумав свое решение, Уайт понял, что тридцатиминутная оперная трагедия, или «одноактная водевильная опера», как ее называл Гершвин, нарушит ход его рецензии, и сразу же пересмотрел свое мнение еще до того, как Гершвин и ДеСильва начали писать. Последние двое, однако, по-прежнему были композиторами и авторами текстов остальной части ревю, так как в него вошла более известная позже песня «Я построю лестницу в рай».

За три недели до открытия спектакля Уайт обнаружил, что ему нужна более длинная программа, и вернулся к разрешению (ненаписанной) оперы быть включенной в шоу. Гершвин и ДеСильва написали произведение за пять дней и пять ночей, и вскоре после завершения его оркестровал Уилл Водери, очень талантливый, но относительно неизвестный афроамериканский композитор, который подружился с Гершвином.

Премьера «Голубого понедельника» состоялась на четырех отборочных площадках «Скандал» в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, и была принята там очень тепло и восторженно. Позже Гершвин писал, что то, что он называл своим «желудком композитора», недомогания, которые он будет испытывать на всю оставшуюся жизнь, возникло из-за его нервозности в ночь открытия «Голубого понедельника». Спустя несколько дней она открылась (и закрылась) на Бродвее в Театре Глобус 28 августа 1922 года. Сама опера не получила большого признания из-за ее трагического финала., и был удален из Скандалов только после одного выступления.

Некоторые критики считали эту работу хуже, чем просто неприемлемой для скандалов, поскольку обзор Чарльза Дарнтона в New York World назвал ее «самым мрачным, глупым и невероятным черным лицом. скетч, который, вероятно, когда-либо имел место. В нем темное сопрано, наконец, убило ее азартного игрока. Ей следовало застрелить всех своих товарищей, как только они появились, а затем направить пистолет на себя ». По словам Reed College профессора музыки Дэвида Шиффа: «С появлением черных мюзиклов, таких как Shuffle Along, и появлением черных звезд, таких как Paul Robeson и Этель Уотерс, менестрель конвенция blackface, сохранившаяся в чрезвычайно популярных выступлениях Эла Джолсона и Эдди Кантора <114.>, стало смущением - по крайней мере, для некоторых критиков ».

Однако« Другой критик... сказал, что это был подлинный человеческий заговор американской жизни и предвещал то, что придет от Гершвина », а другой написал что «Этой опере будут копировать через сто лет». Что еще важнее, третий критик почувствовал облегчение: «Вот, наконец, подлинно человеческий сюжет американской жизни, положенный на музыку в американском стиле, с использованием джаза только в нужные моменты, блюз и выше. все, новое и свободное рэгтайм тайм речитатив. В нем мы видим первый проблеск нового американского музыкального искусства ». Многие биографы и музыковеды сочли бы такую ​​оценку пророческим предсказанием достижения, которое Гершвин совершит тринадцать лет спустя с Порги и Бесс.

Голубой понедельник был одной из преждевременных работ Гершвина, и ему не хватало музыкальной и драматической изысканности его более поздние мюзиклы и Порги и Бесс, но джаз дирижер Пол Уайтмен, который дирижировал оригинальным исполнением пьесы в 1922 году, был настолько впечатлен этим, что попросил Гершвина сочинить симфонический джаз. пьеса, которую Уайтмен должен дирижировать на концерте, который Уайтмен планировал. Получившееся в результате произведение «синяя рапсодия » стало самым известным сочинением Гершвина.

Консультант по искусству Джеффри Джеймс утверждает, что Голубой понедельник - это «зарождение рапсодии» и «недостающее звено в эволюции Гершвина к« синей рапсодии », а также источник его прелюдий, Фортепианный концерт и Порги и Бесс.

После катастрофического провала на Бродвее Blue Monday, как сообщается, переименовали в 135th Street, когда Ferde Grofé re - оркестровал его в 1925 году, дав концерт в Карнеги-холл 29 декабря под руководством Пола Уайтмана. Однако оригинальная партитура Грофе хранится в архивах библиотеки Оскара и Хаммерштейна в Линкольн-центре, части Нью-Йоркской публичной библиотеки, и называется Голубой понедельник (135-я улица) . Это было необычайно смелым ходом для телевидения 1950-х годов, когда он был представлен в этой среде в 1953 году как часть знаменитой антологии Omnibus под названием 135th Street. В этой постановке участвовали чернокожие певцы, а не белые певцы в стиле blackface. Синий понедельник иногда, хотя и редко, возрождается как внутри, так и за пределами Соединенных Штатов, включая возрождение Нью-Йорка 1970 года и недавние постановки в Аделаиде, Австралия, Ливорно, Италия, Арлингтон, Вирджиния и Линц, Австрия. Вокальная партитура с новой оркестровкой Джорджа Бассмана была опубликована в 1993 году. Эта версия была записана и выпущена на CD в том же году.

Сокращенная версия Синего понедельника, исполненная черным лицом, была включена в фильм-биографию Гершвина 1945 года Рапсодия в синем. Последовательность была вымышленным, но в основном верным воссозданием вступительного выступления произведения. Лидер группы Пол Уайтмен появился как он сам.

Статус сохранения

22 сентября 2013 года было объявлено, что в конечном итоге будет выпущено музыковедение полной оркестровой партитуры (с оригинальной оркестровкой Уиллом Водери ).. Семья Гершвинов, работая совместно с Библиотекой Конгресса и Мичиганским университетом, работают над тем, чтобы сделать оценки общедоступными, отражающие истинные намерения Гершвина.

Весь проект Gershwin может занять от 30 до 40 лет, и неясно, когда будет выпущено издание Blue Monday.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 11:22:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте