Битва при мысе Эсперанс

редактировать
Битва на Тихоокеанском театре Второй мировой войны
Битва на мысе Эсперанс
Часть Тихоокеанский театр из Второй мировой войны
AobaEsperance.jpg. Сильно поврежденный японский крейсер Aoba высаживает убитых и раненых членов экипажа возле Буина, Бугенвиль и Шортлендских островов через несколько часов после боя 12 октября 1942 г.
Дата11–12 октября 1942 г.
МестоположениеОколо мыса Эсперанс и острова Саво, Гуадалканал
РезультатЧастичная победа Америки
Воюющие стороны
США Япония
Командиры и лидеры
United States Норман Скотт Japan Аритомо Гото . Japan Такацугу Дзёдзима
Участвующие части
United States Оперативная группа 64Japan 6-я крейсерская дивизия
Сила
4 крейсера. 5 эсминцы 3 крейсера. 2 эсминца,. конвой с подкреплением (косвенное участие):. 6 эсминцев,. 2 тендеры на гидросамолеты
Жертвы и потери
1 эсминец. unk. 1 крейсер поврежден. 1 эсминец поврежден. 163 убит1 тяжелый крейсер потоплен. 1 эсминец потоплен. 1 крейсер поврежден. 341–454 убит. 111 взяты в плен

Битва у мыса Эсперанс, также известная как Вторая битва у острова Саво и, в японских источниках, Морская битва у острова Саво (サ ボ 島 沖 海 戦), произошедшая 11–12 октября 1942 г. в Тихоокеанской кампании Второй мировой войны между Императорским флотом Японии и ВМС США. морское сражение было вторым из четырех крупных наземных сражений во время кампании Гуадалканала и произошло у входа в пролив между островом Саво и Гуадалканалом. на Соломоновых островах. Мыс Эсперанс (9 ° 15'S 159 ° 42'E / 9,250 ° S 159,700 ° E / -9,250; 159,700 (мыс Эсперанс) ) - самая северная точка на Гуадалканале, и отсюда название битвы.

В ночь на 11 октября японские военно-морские силы в районе Соломоновых островов под командованием вице-адмирала Гуничи Микавы отправили крупный конвой с припасами и подкреплением. своим силам на Гуадалканале. Конвой состоял из двух гидросамолетов и шести эсминцев и командовал контр-адмирал Такацугу Дзёдзима. В то же время, но в рамках отдельной операции, три тяжелых крейсера и два эсминца под командованием контр-адмирала Аритомо Гото были обстреляны Союзный аэродром на Гуадалканале (союзники называли его Хендерсон-Филд ) с целью уничтожения самолетов союзников и объектов аэродрома.

Незадолго до полуночи 11 октября силы США в составе четырех крейсеров и пяти эсминцев под командованием контр-адмирала Нормана Скотта перехватили силы Гото, когда они приближались к острову Саво около Гуадалканала. Захватив японцев врасплох, военные корабли Скотта потопили один из крейсеров Гото и один из его эсминцев, сильно повредили другой крейсер, смертельно ранили Гото и вынудили остальные военные корабли Гото отказаться от бомбардировки и отступить. Во время перестрелки один из эсминцев Скотта был потоплен, а один крейсер и другой эсминец были сильно повреждены. Тем временем японский конвой снабжения успешно завершил разгрузку на Гуадалканале и начал обратный путь, не будучи обнаруженным силами Скотта. Позже утром 12 октября четыре японских эсминца из состава конвоя с припасами повернули назад, чтобы помочь отступающим, поврежденным кораблям Гото. Позже в тот же день после воздушных атак американских самолетов из Хендерсон-Филд были потоплены два из этих эсминцев.

Как и в случае предыдущих морских сражений вокруг Гуадалканала, стратегический результат был неубедительным, потому что ни японские, ни американские военно-морские силы не обеспечили оперативный контроль над водами вокруг Гуадалканала в результате этих действий. Однако битва у мыса Эсперанс значительно повысила боевой дух ВМС США после неудачи на острове Саво.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Битва
    • 2.1 Прелюдия
    • 2.2 Действие
    • 2.3 Отступление
  • 3 Последствия и значение
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
История вопроса

7 августа 1942 г., Союзные силы (в основном США) высадились на Гуадалканале, Тулаги и Флоридских островах на Соломоновых островах. Цель состояла в том, чтобы запретить японцам использовать острова в качестве баз для угрозы маршрутам снабжения между США и Австралией и обеспечить отправные точки для кампании по изоляции главной японской базы в Рабаул одновременно поддерживая кампанию союзников в Новой Гвинее. Кампания на Гуадалканале продлится шесть месяцев.

Захватив японцев врасплох, к ночи 8 августа союзные войска, в основном состоящие из морской пехоты, имели захватил Тулаги и близлежащие небольшие острова, а также строящийся аэродром на мысе Лунга на Гуадалканале (позже достроенный и названный Хендерсон-Филд ). Самолеты союзников, летевшие из Хендерсона, стали известны как «Cactus Air Force » (CAF) по кодовому имени союзников для Гуадалканала.

В ответ японцы Имперский генеральный штаб назначил 17-ю армию японской императорской армии - формирование размером корпус со штаб-квартирой в Рабауле под командованием генерал-лейтенанта Харукичи Хякутакэ - с задачей вернуть Гуадалканал. 19 августа на остров начали прибывать различные подразделения 17-й армии.

Из-за угрозы, исходящей от авиации союзников, японцы не могли использовать большие, медленные транспортные корабли для доставки своих войск и припасов на остров. остров, а вместо него использовались военные корабли. Эти корабли - в основном легкие крейсеры и эсминцы - обычно могли совершить круговой рейс вниз «слот » к Гуадалканалу и обратно за одну ночь, тем самым сведение к минимуму их подверженности воздушным атакам. Однако доставка войск таким образом помешала доставке большей части тяжелого оборудования и припасов, таких как тяжелая артиллерия, автомобили, а также много продовольствия и боеприпасов. Вдобавок они израсходовали эсминцы, которые отчаянно нужны были для защиты торговли. Эти высокоскоростные рейсы происходили на протяжении всей кампании и позже были названы «Токийским экспрессом » союзниками и «Крысиным транспортом» японцами.

Район Соломоновых островов в южной части Тихого океана. Японская база в Рабауле находится слева вверху. Гуадалканал (внизу справа) находится в юго-восточном конце «Слота », маршрута, используемого японскими миссиями «Токийского экспресса».

Из-за более высокой концентрации японских боевых надводных кораблей и их хорошо- разместив базу материально-технического снабжения в гавани Симпсон, Рабаул, и после победы в битве у острова Саво в начале августа японцы установили оперативный контроль над водами вокруг Гуадалканала ночью. Однако любое японское судно, остававшееся в пределах досягаемости - около 200 миль (170 миль; 320 км) - американских самолетов в Хендерсон-Филд в светлое время суток, подвергалось опасности нанесения разрушительных воздушных атак. Это сохранялось в течение августа и сентября 1942 года. Присутствие оперативной группы адмирала Скотта на мысе Эсперанс представляло собой первую крупную попытку ВМС США вырвать у японцев оперативный контроль над водами вокруг Гуадалканала в ночное время.

Первая попытка японской армии отбить Хендерсон-Филд была 21 августа в битве при Тенару, а следующая, битва у хребта Эдсона, с 12 по 14 сентября. ; оба потерпели неудачу.

Японцы предприняли следующую крупную попытку отбить Хендерсон-Филд на 20 октября и перебросили большую часть 2-й и 38-й пехотных дивизий общей численностью 17 500 человек. из голландской Ост-Индии в Рабаул в рамках подготовки к доставке их на Гуадалканал. С 14 сентября по 9 октября многочисленные рейсы Токийского экспресса доставили на Гуадалканал войска 2-й японской пехотной дивизии, а также Хякутаке. Помимо крейсеров и эсминцев, некоторые из этих партий включали авианосец Nisshin, который доставлял на остров тяжелую технику, в том числе автомобили и тяжелую артиллерию, которые другие военные корабли не могли перевозить из-за нехватки места. Японский флот пообещал поддержать запланированное наступление армии, доставив на остров необходимые войска, оборудование и припасы, а также усилив воздушные атаки на Хендерсон-Филд и отправив военные корабли для бомбардировки аэродрома.

Тем временем, генерал-майор Миллард Ф. Хармон - командующий армией США войсками в южной части Тихого океана - убедил вице-адмирала Роберта Л. Гормли - общий командующий союзными войсками в южной части Тихого океана - что морские пехотинцы на Гуадалканале нуждались в немедленном усилении, если союзники должны были успешно защитить остров от следующего ожидаемого японского наступления. Так, 8 октября 2837 человек из 164-го пехотного полка из численной дивизии армии США поднялись на борт кораблей в Новой Каледонии для поездки на Гуадалканал с предполагаемая дата прибытия 13 октября.

США Контр-адмирал Норман Скотт

Чтобы защитить транспорты, доставляющие 164-й на Гуадалканал, Гормли приказал оперативную группу 64 (TF 64), состоящую из четырех крейсеров (Сан-Франциско, Бойсе, Солт-Лейк-Сити и Хелена ) и пять эсминцев (Фаренхольт, Дункан, Бьюкенен, МакКалла и Лаффи ) под командованием контр-адмирала США Нормана Скотта, для перехвата и борьбы с любыми японскими кораблями, приближающимися к Гуадалканалу и угрожающими конвою. Скотт провел одну ночную боевую практику со своими кораблями 8 октября, а затем 9 октября занял стоянку к югу от Гуадалканала около острова Реннелл, чтобы дождаться сообщения о движении японских военно-морских сил к южным Соломоновым островам.

Продолжая подготовку к октябрьскому наступлению, штаб Восьмого флота японского вице-адмирала Гуничи Микавы со штаб-квартирой в Рабауле запланировал крупный и важный рейс снабжения Токийского экспресса на ночь 11 октября. К Ниссину присоединится авианосец Титосэ, который доставит 728 солдат, четыре больших гаубицы, два полевых орудия, одно зенитное орудие и большой ассортимент боеприпасов и другого оборудования с японских военно-морских баз на Шортлендских островах и в Буине, Бугенвиль, на Гуадалканал. Шесть эсминцев, пять из них с войсками, будут сопровождать Ниссин и Титосэ. Конвой снабжения, называемый японцами «группой подкрепления», находился под командованием контр-адмирала Такацугу Дзёдзима. В то же время, но в рамках отдельной операции, три тяжелых крейсера 6-й крейсерской дивизии (CruDiv6) - Aoba, Kinugasa и Furutaka под командованием из контр-адмирал Аритомо Гото - обстреляли Хендерсон-Филд специальными фугасными снарядами с целью уничтожить CAF и объекты аэродрома. Два эсминца - Фубуки и Хацуюки - сопровождали CruDiv6. Поскольку военные корабли ВМС США еще не пытались воспрепятствовать выполнению миссий Токийского экспресса на Гуадалканал, японцы не ожидали сопротивления со стороны надводных сил США в ту ночь.

Битва

Прелюдия

Японцы Контр-адмирал Аритомо Гото

В 8:00 11 октября группа подкреплений Джоджимы покинула якорную стоянку на Шортлендских островах, чтобы начать свой 250-мильный (220 морских миль; 400 км) спуск по Слоту к Гуадалканалу. Шесть эсминцев, сопровождавших Ниссина и Титосэ, были Асагумо, Нацугумо, Ямагумо, Шираюки, Муракумо и Акизуки. Гото покинул Шортлендские острова и направился к Гуадалканалу в 14:00 того же дня.

Для защиты подхода группы подкрепления к Гуадалканалу от CAF, 11-й воздушный флот Японии, базирующийся в Рабауле, Кавиенг и Буин запланировали на 11 октября два авиаудара по Хендерсон-Филд. Атака истребителей 17 Mitsubishi A6M3 Zero пронеслась над Хендерсон-Филд сразу после полудня, но не смогла поразить ни один американский самолет. Сорок пять минут спустя вторая волна - 45 бомбардировщиков Mitsubishi G4M 2 "Betty " и 30 нолей - прибыла над Хендерсон-Филд. В последующем воздушном бою с CAF были сбиты один G4M и два американских истребителя. Хотя японские атаки не нанесли значительного ущерба, они не позволили бомбардировщикам CAF найти и атаковать группу подкрепления. Когда группа подкрепления прошла через Слот, эскорт 11-го Воздушного Флота Зеро из Буина обеспечил сопровождение. Подчеркивая важность этого конвоя для японских планов, последнему рейсу дня было приказано оставаться на стоянке над конвоем до темноты, затем бросить их самолеты и дождаться подхвата эсминцами группы подкрепления. Все шесть Зеро бросили бой; был найден только один пилот.

Союзный разведывательный самолет обнаружил конвой снабжения Джоджимы в 210 милях (180 морских миль; 340 км) от Гуадалканала между Коломбангарой и Чуазеул в слоте в 14:45 того же дня и сообщил, что это два «крейсера» и шесть эсминцев. Силы Гото, следовавшие за колонной, не были замечены. В ответ на появление силы Джоджимы в 16:07 Скотт повернулся к Гуадалканалу для перехвата.

Скотт разработал простой боевой план для ожидаемого сражения. Его корабли шли колонной с его эсминцами в передней и задней части его крейсерской колонны, ища по дуге 300 градусов с помощью наземного радара SG, чтобы получить позиционное преимущество над приближающимися силами противника. Эсминцы должны были освещать любые цели прожекторами и выпускать торпеды, а крейсеры должны были открывать огонь по любым доступным целям, не дожидаясь приказа. Заблаговременно спущенные на воду поплавковые самолеты крейсера должны были обнаружить и осветить японские военные корабли сигнальными ракетами. Хотя Хелена и Бойсе несли новый, значительно улучшенный радар SG , Скотт выбрал Сан-Франциско в качестве своего флагмана.

. В 22:00, когда корабли Скотта приблизились к мысу Хантер на северо-западе Гуадалканала, три крейсера Скотта запустили гидросамолеты. Один разбился при взлете, но два других патрулировали остров Саво, Гуадалканал и пролив Айронботтом. Когда были запущены гидросамолеты, силы Джоджимы только что обогнули гористое северо-западное плечо Гуадалканала, и ни одна из них не заметила друг друга. В 22:20 Джоджима связался с Гото по рации и сообщил ему, что поблизости нет американских кораблей. Хотя силы Джоджимы позже слышали над головой гидросамолеты Скотта во время разгрузки вдоль северного берега Гуадалканала, они не смогли сообщить об этом Гото.

В 22:33, сразу после прохождения мыса Эсперанс, корабли Скотта приняли боевой порядок. Колонну возглавляли Фаренхольт, Дункан и Лаффи, за ними следовали Сан-Франциско, Бойсе, Солт-Лейк-Сити и Хелена. Бьюкенен и МакКалла замыкали позицию. Расстояние между каждым кораблем составляло от 500 до 700 ярдов (от 460 до 640 м). Видимость была плохой, потому что луна уже зашла, не оставляя окружающего света и видимого морского горизонта.

Карта, показывающая передвижение войск Гото и Джоджимы во время битвы. Светло-серая линия, огибающая остров Саво, изображает запланированный Гото маршрут подхода и выхода для бомбардировки. Хацуюки ошибочно принимают за Муракумо.

Войска Гото прошли через несколько дождевых шквалов, когда они приблизились к Гуадалканалу на скорости 30 узлов (35 миль / ч; 56 км / ч). Флагманский корабль Гото Аоба вёл колонну японских крейсеров, за ним следовали Фурутака и Кинугаса. Фубуки находился по правому борту от Аобы и Хацуюки до порта. В 23:30 корабли Гото вышли из последнего шквала дождя и начали появляться в прицелах радаров Хелены и Солт-Лейк-Сити. Однако японцы, чьи военные корабли не были оснащены радаром, не знали о присутствии Скотта.

Действие

В 23:00 самолет Сан-Франциско заметил силы Джоджимы у Гуадалканала и доложил об этом Скотт. Скотт, полагая, что, вероятно, еще в пути, еще несколько японских кораблей, продолжил свой курс в направлении западной стороны острова Саво. В 23:33 Скотт приказал своей колонне повернуть на юго-запад на курс 230 °. Все корабли Скотта воспринимали приказ как движение колонны, за исключением собственного корабля Скотта, Сан-Франциско. Когда три ведущих американских эсминца совершили движение колонны, Сан-Франциско развернулся одновременно. Бойсе, следовавший сразу за ним, последовал за Сан-Франциско, тем самым выбив три эсминца с фургоном из строя.

В 23:32 радар Хелены показал, что японские военные корабли находятся на расстоянии около 27 700 ярдов (25 300 м). В 23:35 радары Бойсе и Дункана также обнаружили корабли Гото. Между 23:42 и 23:44 Хелена и Бойсе сообщили о своих контактах Скотту в Сан-Франциско, который ошибочно полагал, что два крейсера на самом деле отслеживали три американских эсминца, которые были выброшены из строя во время поворота колонны. Скотт связался с Фаренхолтом, чтобы узнать, пытается ли эсминец возобновить работу в передней части колонны. Фаренхольт ответил: «Утвердительно, приближаясь к вам по правому борту», ​​что еще раз подтвердило уверенность Скотта в том, что радиолокационные контакты были его собственными эсминцами.

В 23:45 Фаренхольт и Лаффи, которые все еще не подозревали о приближающихся военных кораблях Гото, увеличились. быстро возобновить свои позиции в передней части американской колонны. Однако команда Дункана, думая, что Фаренхольт и Лаффи начали атаку на японские военные корабли, увеличила скорость, чтобы нанести одиночную торпедную атаку на силы Гото, не сказав Скотту, что они делают. Радар Сан-Франциско зарегистрировал японские корабли, но Скотт не был проинформирован об этом. К 23:45 корабли Гото были всего в 5 000 ярдах (4600 м) от строения Скотта и были видны наблюдателям Хелены и Солт-Лейк-Сити. Соединение США в этот момент было в состоянии пересечь Т японского соединения, что давало кораблям Скотта значительное тактическое преимущество. В 23:46, все еще предполагая, что Скотт знал о быстро приближающихся японских военных кораблях, Хелена попросила разрешения открыть огонь, используя общий запрос процедуры «Допросный Роджер» (что означает, в основном, «Готовы ли мы действовать?»). Скотт ответил: «Роджер», имея в виду только то, что сообщение было получено, а не то, что он подтверждал просьбу действовать. Получив «Роджер» Скотта, Хелена - думая, что теперь у них есть разрешение - открыла огонь, за ней быстро последовал Бойсе, Солт-Лейк-Сити, и, к дальнейшему удивлению Скотта, Сан-Франциско.

США Маршрутная карта военно-морского флота в битве точно отображает движения американских кораблей (нижние пути), но не японских кораблей (верхняя, темная линия).

Войска Гото были почти полностью застигнуты врасплох. В 23:43 дозорные Аобы заметили силы Скотта, но Гото предположил, что это были корабли Джоджимы. Две минуты спустя дозорные идентифицировали корабли как американские, но Гото остался скептически настроен и приказал своим кораблям подавать опознавательные сигналы. Когда экипаж Аобы выполнял приказ Гото, первый американский залп врезался в надстройку Аобы. В Аобу быстро попало до 40 снарядов из Хелены, Солт-Лейк-Сити, Сан-Франциско, Фаренхолта и Лаффи. Снаряд сильно повредил системы связи Аобы и разрушил две из ее главных орудийных башен, а также ее наводку. Несколько крупнокалиберных снарядов прошли через флагманский мост Аобы, не взорвавшись, но сила их прохода убила много людей и смертельно ранила Гото.

Скотт - все еще не понимающий, по кому стреляют его корабли, и опасаясь, что они могут стрелять на собственных эсминцах - приказал прекратить огонь в 23:47, хотя не все корабли его выполнили. Скотт приказал Фаренхолту подать ей опознавательные сигналы, и, заметив, что Фаренхольт приближается к его строю, приказал возобновить огонь в 23:51.

Аоба, продолжая получать разрушительные удары, повернулся на правый борт, чтобы уйти от Скотта и начал создавать дымовую завесу, которая заставила большинство американцев поверить в то, что она тонет. Корабли Скотта переместили огонь на Фурутаку, которая следовала за Аобой. В 23:49 Фурутака попала в ее торпедо стволы, что привело к сильному огню, вызвавшему еще больше обстрелов с американских кораблей. В 23:58 торпеда из Бьюкенена поразила Фурутаку в ее переднем машинном отделении, причинив серьезные повреждения. В это время Сан-Франциско и Бойсе заметили Фубуки на расстоянии около 1400 ярдов (1300 м) и обстреляли ее, вскоре к ним присоединилась большая часть остальной части Скотта. Сильно поврежденный, Фубуки начал тонуть. Кинугаса и Хацуюки предпочли повернуть налево, а не на правый борт, и ускользнули от немедленного внимания американцев.

Во время перестрелки Фаренхольт получил несколько разрушительных ударов как с японских, так и с американских кораблей, убив несколько человек. Она сбежала из-под перекрестного огня, перейдя вперед Сан-Франциско и пройдя к оторванной стороне колонны Скотта. Дункан, все еще участвовавшая в одиночной торпедной атаке японского соединения, также была обстреляна с обеих сторон, подожжена и ускользнула, пытаясь уйти от перекрестного огня.

Американский крейсер Бойсе в Эспириту. Санто, Новые Гебриды в августе 1942 года

Когда корабли Гото пытались убежать, корабли Скотта усилили строй и затем повернулись, чтобы преследовать отступающие японские военные корабли. В 00:06 две торпеды с Кинугасы едва не попали в Бойсе. Бойсе и Солт-Лейк-Сити включили свои прожекторы, чтобы помочь нацелить японские корабли, давая наводчикам Кинугасы четкие цели. В 00:10 два снаряда из Кинугасы разорвались в главном магазине боеприпасов Бойсе между первой и второй башнями. В результате взрыва погибло почти 100 человек, и корабль угрожал взорвать. Морская вода хлынула через дыры в ее корпусе, открытые взрывом, и помогла погасить огонь, прежде чем он смог взорвать пороховые погреба корабля. Бойсе немедленно выскользнул из колонны и отступил от боя. Кинугаса и Солт-Лейк-Сити перестреляли друг друга, каждый из них несколько раз попал друг в друга, нанеся незначительный ущерб Кинугасе и повредив один из котлов Солт-Лейк-Сити, снизив ее скорость.

В 00:16 Скотт приказал своему корабли повернуть на курс 330 ° в попытке преследовать убегающие японские корабли. Однако корабли Скотта быстро потеряли из виду корабли Гото, и вся стрельба прекратилась к 00:20. Американское соединение начало рассеиваться, поэтому Скотт приказал развернуться на 205 °, чтобы выйти из боя.

Отступление

Во время битвы между кораблями Скотта и Гото группа подкрепления Джоджимы завершила разгрузку на Гуадалканале и начала обратный путь, невидимый для военных кораблей Скотта, по маршруту, проходившему к югу от островов Рассела и Новой Джорджии. Несмотря на обширные повреждения, Аоба смог присоединиться к Кинугасе в отставке на север через Слот. Повреждение Фурутаки привело к тому, что она потеряла мощность около 00:50, и она затонула в 02:28, в 22 милях (19 морских миль; 35 км) к северо-западу от острова Саво. Хацуюки подобрала выживших Фурутаки и присоединилась к отступлению на север.

Бойсе потушила свои пожары к 02:40 и в 03:05 присоединилась к строю Скотта. Дункан в огне был оставлен своей командой в 02:00. Не зная о судьбе Дункана, Скотт отправил Маккаллу на ее поиски и удалился с остальными своими кораблями в направлении Нумеи, прибыв во второй половине дня 13 октября. Маккалла обнаружила горящую, брошенную Дункан около 03:00, и несколько членов команды Маккаллы попытались удержать ее от гибели. К 12:00, однако, им пришлось прекратить попытки, поскольку переборки внутри Дункана обрушились, в результате чего корабль окончательно затонул в 6 милях (5,2 миль; 9,7 км) к северу от острова Саво. Американские военнослужащие на лодках с Гуадалканала, а также Маккалла подобрали разбросанных выживших Дункана с моря вокруг Саво. Всего выжило 195 моряков Дункана; 48 - нет. Спасая команду Дункана, американцы натолкнулись на более 100 выживших Фубуки, плавающих в одной и той же местности. Поначалу японцы отказались от всех попыток спасения, но через день позволили забрать себя и взять в плен.

Японский эсминец Murakumo

Jojima - узнав о кризисе бомбардировочных сил - отделили эсминцы Shirayuki и Murakumo, чтобы помочь Фурутаке или ее выжившим. и Асагумо и Нацугумо на рандеву с Кинугасой, которая остановилась в своем отступлении на север, чтобы прикрыть отход кораблей Джоджимы. В 07:00 пять пикирующих бомбардировщиков CAF Douglas SBD-3 Dauntless атаковали Кинугасу, но не нанесли повреждений. В 08:20 еще 11 SBD обнаружили и атаковали Шираюки и Муракумо. Хотя они не получили прямых попаданий, из-за близкого промаха Муракумо начал вытекать масло, оставляя след для других самолетов CAF. Спустя некоторое время еще семь SBD CAF плюс шесть Grumman TBF-1 Avenger торпедоносцев в сопровождении 14 Grumman F4F-4 Wildcats нашли двух японцев. эсминцы в 170 милях (150 морских миль; 270 км) от Гуадалканала. В ходе последовавшей атаки Муракумо была поражена торпедой в ее инженерных помещениях, оставив ее без энергии. Тем временем Аоба и Хацуюки достигли святилища японской базы на Шортлендских островах в 10:00.

Поспешившие на помощь Муракумо, Асагумо и Нацугумо были атакованы другой группой из 11 SBD и TBF CAF в сопровождении 12 бойцов в 15:45. SBD поместила свою бомбу почти прямо в середине корабля на Нацугумо, в то время как еще два промаха привели к ее серьезным повреждениям. После того, как Асагумо сняла выживших, Нацугумо затонула в 16:27. Самолет CAF также нанес еще несколько ударов по неподвижной Муракумо, поджег ее. После того, как ее команда покинула корабль, Сираюки затопила его торпедой, подобрала выживших и присоединилась к остальным японским военным кораблям на оставшуюся часть их обратного пути к Шортлендским островам.

Последствия и значение

Капитан Кикунори Кидзима - начальник штаба Гото и командующий бомбардировочной группой во время обратного путешествия на Шортлендские острова после гибели Гото в бою - утверждал, что его силы потопили два американских крейсера и один эсминец. Капитан Фурутаки, переживший гибель своего корабля, обвинил в потере своего крейсера плохую воздушную разведку и плохое руководство 8-го штаба флота под командованием адмирала Микавы. Хотя бомбардировка Гото провалилась, конвой с подкреплением Джоджимы успешно доставил на Гуадалканал важнейших людей и оборудование. Аоба отправился в Куре, Япония для ремонта, который был завершен 15 февраля 1943 года. Кинугаса был потоплен месяцем позже во время морской битвы за Гуадалканал.

США Моряк указывает на табло на USS Boise после возвращения корабля в США для ремонта повреждений в бою в ноябре 1942 года. Табло показывает, что Boise помог потопить три крейсера и три эсминца, что значительно преувеличивает реальные потери японцев в битве.

Скотт утверждал, что его силы потопили три японских крейсера и четыре эсминца. Новости о победе широко освещались в американских СМИ. Бойсе, который был достаточно поврежден, чтобы потребовать выезда на военно-морскую верфь Филадельфии для ремонта, пресса прозвала «флотом из одного корабля» за ее подвиги в битве, хотя это произошло главным образом из-за названий другие задействованные корабли были задержаны по соображениям безопасности. Бойсе находился в ремонте до 20 марта 1943 года.

Несмотря на тактическую победу США, мыс Эсперанс не оказал немедленного стратегического воздействия на ситуацию на Гуадалканале. Всего через два дня, в ночь на 13 октября, японские линкоры Kongō и Haruna обстреляли и почти уничтожили Хендерсон-Филд. Через день после этого большой японский конвой успешно доставил на остров 4500 солдат и оборудование. Эти войска и техника помогли завершить подготовку японцев к крупному наземному наступлению, которое должно было начаться 23 октября. Конвой войск США прибыл на Гуадалканал 13 октября, как и планировалось, и был ключевыми участниками для союзной стороны в решающем сухопутном сражении за Хендерсон-Филд, которое происходило с 23 по 26 октября.

Победа на мысе Эсперанс помогла США не дать точной оценки японских навыков и тактики ведения морских боев в ночное время. США все еще не знали о дальности и мощности японских торпед, эффективности японской ночной оптики и умелых боевых способностях большинства японских командиров эсминцев и крейсеров. Неправильно применяя уроки, извлеченные из этого сражения, американское командование в будущих морских ночных сражениях на Соломоновых островах постоянно пыталось доказать, что огонь американских военно-морских сил более эффективен, чем японские торпедные атаки. Это убеждение было подвергнуто серьезному испытанию всего два месяца спустя во время битвы при Тассафаронге. Младший офицер на Хелене позже написал: «Мыс Эсперанс представлял собой трехстороннюю битву, в которой главным победителем был шанс».

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бём, Рой (8 марта 1999 г.). «Кровь в воде». Newsweek. Проверено 14 июня 2009 г.
  • Hone, Thomas C. (1981). «Сходство прошлых и настоящих угроз противостояния». Труды Военно-морского института США (Том 107, № 9, сентябрь 1981 г.). Аннаполис, Мэриленд. С. 113–116. ISSN 0041-798X.
  • Хорнфишер, Джеймс Д. (2011). Ад Нептуна: ВМС США на Гуадалканале. Случайный дом. ISBN 978-0-553-80670-0.
  • Килпатрик, К. У. (1987). Морские ночные бои на Соломоновых островах. Экспозиция Пресса. ISBN 0-682-40333-4.
  • Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны. Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3.
  • Ланджело, Винсент А. (2000). Изо всех сил: История Второй мировой войны USS Boise (Cl-47). Eakin Pr. ISBN 1-57168-370-4.
  • Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая группа и кампания на Гуадалканале: Бои морских истребителей с августа по ноябрь 1942 г. (Новая редакция). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8.
  • Миллер, Томас Г. (1969). Кактус ВВС. Фонд адмирала Нимица. ISBN 0-934841-17-9.
  • Паркин, Роберт Синклер (1995). Кровь на море: американские эсминцы, потерянные во Второй мировой войне. Da Capo Press. ISBN 0-306-81069-7.
  • Плохо, Генри Варнум ; Генри А. Мустин и Колин Дж. Джеймсон (1994). Сражения при мысе Эсперанс, 11 октября 1942 г. и на островах Санта-Крус, 26 октября 1942 г. (Combat Narratives. Кампания на Соломоновых островах, 4–5). Военно-морской исторический центр. ISBN 0-945274-21-1.
  • Моррис, Фрэнк Дэниел (1943). «Выбери самых больших»: Майк Моран и бойцы Бойсе. Houghton Mifflin Co.
External links
Wikimedia Commons has media related to Battle of Cape Esperance.

Coordinates : 9°9′S 159°38′E / 9.150°S 159.633°E / -9.150; 159.633

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:20:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте