Банковский союз

редактировать

Банковский союз Европейского Союза - это передача ответственности за банковскую политику от национального уровня до уровня ЕС в нескольких странах Европейского Союза, инициированного в 2012 году в ответ на кризис еврозоны. Мотивом для банковского союза была хрупкость многих банков в еврозоне и выявление порочного круга между условиями кредитования этих банков и их соответствующих стран («порочный круг между банками и суверенами»). В некоторых странах частные долги, возникшие в результате пузыря на рынке недвижимости , были переведены в суверенный долг в результате спасения банковской системы и реакции правительства на замедление экономического роста после пузыря. И наоборот, слабость суверенного кредита привела к ухудшению балансовой позиции банковского сектора, не в последнюю очередь из-за высоких внутренних суверенных рисков банков.

По состоянию на середину 2020 года Банковский союз в основном состоит из двух основных инициатив: Единый надзорный механизм и Единый механизм урегулирования споров, которые основаны на " единый свод правил »или единая система финансового регулирования. SSM приступил к своим полномочиям 4 ноября 2014 года, а SRM вступил в полную силу 1 января 2015 года. Большинство отчетов банковских союзов считают его неполным из-за отсутствия европейского страхования вкладов. Европейская комиссия внесла законодательное предложение о Европейской схеме страхования вкладов в ноябре 2015 года, но оно не было принято законодателями ЕС.

До октября 2020 года географический охват Банковского союза был идентичен охвату зоны евро. Другие государства-члены ЕС, не являющиеся членами евро, могут присоединиться к Банковскому союзу в соответствии с процедурой, известной как тесное сотрудничество. Болгария и Хорватия инициировали запросы о тесном сотрудничестве, соответственно, в июле 2018 года и мае 2019 года. После официального утверждения этих запросов в июне 2020 года Европейский центральный банк начал надзор за крупными болгарскими и хорватскими банками 1 октября 2020 года.

Содержание
  • 1 Название
  • 2 Предпосылки и формирование
  • 3 Единый свод правил
  • 4 Единый надзорный механизм
  • 5 Единый механизм разрешения проблем
  • 6 Европейское страхование депозитов и регулирование суверенных рисков
  • 7 Географический охват и тесное сотрудничество
    • 7,1 Болгария
    • 7,2 Хорватия
    • 7,3 Дания
    • 7,4 Швеция
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Имя

Самое раннее зарегистрированное публичное использование выражения «банковский союз» в контексте кризиса еврозоны было в статье ученого Николас Верон опубликовано почти одновременно Брейгелем, Институтом международной экономики Петерсона и VoxEU.org (веб-сайт C EPR ) в декабре 2011 года. Это соответствовало более ранней пропаганде финансового союза различными наблюдателями и политиками в том же контексте, особенно в Германии во второй половине 2011 года. По словам Верона, это выражение было был предложен ему официальным лицом Еврокомиссии Маартеном Вервей. С апреля 2012 года это выражение было позже популяризировано финансовой прессой, первоначально со ссылкой на его использование учеными Брейгеля. С июня 2012 года он все чаще использовался в дебатах о государственной политике, в том числе в Европейской комиссии.

Предпосылки и формирование

Интеграция банковского регулирования уже давно запрашивается политиками ЕС в качестве дополнения к внутреннему рынку капитала, а с 1990-х годов - к единой валюте. Однако мощные политические препятствия, включая готовность государств-членов сохранить инструменты финансовых репрессий и экономического национализма, привели к провалу предыдущих попыток создать европейскую основу для банковского надзора, в том числе во время переговоры по Маастрихтскому договору в 1991 году и по Ниццкому договору в 2000 году. В 2000-х годах возникновение панъевропейских банковских групп в результате трансграничных слияний и приобретения (например, покупка Abbey National компанией Santander Group, HypoVereinsbank и Banca Nazionale del Lavoro BNP Paribas ) привело к возобновлению призывов к интеграции банковской политики, не в последнюю очередь со стороны Международного валютного фонда, но с ограниченными политическими действиями, помимо создания Комитета европейских органов банковского надзора в 2004 году.

Ухудшение условий кредитования во время кризиса еврозоны, и, в частности, распространение финансовых Социальная нестабильность по отношению к более крупным государствам-членам зоны евро с середины 2011 года привела к возобновлению размышлений о взаимозависимости между банковской политикой, финансовой интеграцией и финансовой стабильностью. 17 апреля 2012 года управляющий директор МВФ Кристин Лагард повторила предыдущие призывы учреждения к интеграции банковской политики, особо отметив необходимость того, чтобы валютный союз евро «... поддерживался более сильной финансовой интеграцией, что, по нашему анализу, предлагает быть в форме единого надзора, единого органа по санации банков с общей поддержкой и единого фонда страхования вкладов ». На следующей неделе, 25 апреля 2012 года, Европейский центральный банк Президент Марио Драги повторил этот призыв, отметив в своей речи перед Европейским парламентом, что «Обеспечение хорошего- функционирование EMU предполагает усиление банковского надзора и урегулирования на европейском уровне ». Предложения по более комплексному европейскому банковскому надзору были дополнительно обсуждены на неформальном заседании Европейского совета 23 мая 2012 года, и, похоже, в то время их поддержал президент Франции Франсуа Олланд, премьер-министр Италии Марио Монти и Европейская Комиссия Президент Хосе Мануэль Баррозу. Канцлер Германии Ангела Меркель обозначила степень сближения в этой повестке дня, заявив 4 июня 2012 года, что европейские лидеры «также будут говорить о том, в какой степени мы должны поставить системно (важные) банки под конкретный европейский надзор.

Еще одной важной вехой стал доклад, представленный 26 июня 2012 г. Президентом Европейского Совета Херманом Ван Ромпей, в котором содержался призыв к более глубокой интеграции в Еврозоне. и предложил серьезные изменения в четырех областях. Во-первых, он призывал к банковскому союзу, включающему прямую рекапитализацию банков с помощью Европейского механизма стабильности, общего финансового надзора, общей схемы санации банков и фонда гарантирования вкладов. Во-вторых, предложения по финансовому союзу включали строгий надзор за бюджетами стран еврозоны и призывали к еврооблигациям в среднесрочной перспективе. В-третьих, он призвал к большей интеграции экономической политики и, в-четвертых, к укреплению демократической легитимности и подотчетности. Последний, как правило, рассматривается как наделение Европейского парламента надзорных полномочий в финансовых вопросах и в укреплении политического союза. Для вступления в силу предложенных изменений потребуется новый договор.

Ключевым моментом принятия решения стал саммит глав государств и правительств еврозоны 28–29 июня 2012 г. Краткое содержание саммита Заявление, опубликованное в начале 29 июня, началось с декларации о намерениях: «Мы подтверждаем, что необходимо разорвать порочный круг между банками и суверенами», что впоследствии повторялось в многочисленных последовательных сообщениях Совета Европы. За этим последовало объявление двух основных политических инициатив: во-первых, создание Единого механизма надзора под управлением Европейского центрального банка с использованием статьи 127 (6) Договор о функционировании Европейского Союза ; и во-вторых, «когда будет создан эффективный единый механизм надзора», возможность прямой рекапитализации банка с помощью Европейского механизма стабильности, возможно, с обратной силой в случае Испании и Ирландии.

В следующие недели правительство Германии быстро отказалось от обязательства о прямой рекапитализации банков со стороны ESM. В сентябре 2012 года к этой позиции присоединились правительства Финляндии и Нидерландов. В итоге были поставлены такие условия для инструмента прямой рекапитализации ESM, что по состоянию на сентябрь 2014 года он ни разу не был задействован. Однако создание Единого механизма контроля шло быстрыми темпами. Кроме того, в декабре 2012 года Европейский Совет объявил о создании Механизма единого решения. Европейский банковский союз был определен многими аналитиками и политиками как важная структурная политическая инициатива, сыгравшая значительную роль в преодолении кризиса еврозоны.

Единый свод правил

Единый свод правил - это название для Законы ЕС, которые коллективно регулируют финансовый сектор во всем Европейском Союзе. Положения единого свода правил изложены в трех основных законодательных актах:

  • Регламент и Директива о требованиях к капиталу (также известный как CRD IV; Регламент (ЕС) № 575/2013 от 26 июня 2013 года; Директива 2013/36 / ЕС от 26 июня 2013 г.), который реализует Базель III требования к капиталу для банков.
  • Директива о схеме гарантирования вкладов (DGSD; Директива 2014/49 / EU от 16 апреля 2014 г.), который регулирует страхование вкладов на случай неспособности банка выплатить свои долги.
  • Директива о взыскании и урегулировании несостоятельности банков (BRRD; Директива 2014/59 / EU от 15 мая 2014 г.), который устанавливает основу для восстановления и урегулирования рисков кредитных организаций и инвестиционных фирм, находящихся на грани банкротства.
Единый механизм надзора
Евробашня, дом Европейского центрального банка надзорный персонал

Первой опорой банковского союза является Единый надзорный механизм (SSM), который наделяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) ведущим органом надзора. оле над банками в зоне евро. Участие является автоматическим для всех государств-членов зоны евро и необязательно для других государств-членов ЕС в рамках процесса, известного как «тесное сотрудничество», установленного Постановлением SSM от октября 2013 года.

В то время как все банки в государствах-участниках будут находиться под надзор со стороны ЕЦБ осуществляется в сотрудничестве с национальными надзорными органами. Банковские группы, обозначенные SSM как «важные учреждения», включая все группы с активами, превышающими 30 миллиардов евро или 20% ВВП государства-члена, в котором они базируются, находятся под непосредственным контролем ЕЦБ. Более мелкие банки, известные в банковском союзе как «менее значимые учреждения», по-прежнему находятся под прямым контролем национальных надзорных органов государства-члена, в котором они созданы, даже несмотря на то, что ЕЦБ имеет косвенный надзорный надзор, а также имеет право осуществлять прямой надзор. любого банка. Режим мониторинга ЕЦБ включает проведение стресс-тестов финансовых учреждений. В случае обнаружения проблем ЕЦБ будет иметь возможность провести раннее вмешательство в банк, чтобы исправить ситуацию, например, установив лимиты капитала или риска или потребовав изменений в руководстве.

SSM был введен в действие Постановлением Совета (ЕС) № 1024/2013 от 15 октября 2013 года, возложившим на Европейский центральный банк определенные задачи в отношении политики, относящейся к пруденциальному надзору за кредитными учреждениями, известного как Регламент SSM. Примечательно, что, поскольку этот Регламент ЕС основан на статье 127 (6) TFEU, он был принят единогласно Советом, имея только консультативную роль для Европейского парламента. Однако для получения согласия Соединенного Королевства было крайне важно одновременно принять реформу Регламента EBA 2010 г. (Регламент (ЕС) № 1022/2013 Европейского парламента и Совета 22 Октябрь 2013 г., вносящие поправки в Регламент (ЕС) № 1093/2010 о создании Европейского надзорного органа (Европейское банковское управление ) в отношении возложения конкретных задач на Европейский центральный банк в соответствии с Регламентом Совета (ЕС) № 1024/2013), что на практике давало Европейскому парламенту право вето и, следовательно, значительную роль в законодательном процессе. Любые будущие изменения Регламента SSM могут также потребовать единогласия Совета.

Европейская комиссия опубликовала свое предложение по SSM в сентябре 2012 года. Европейский парламент и Совет согласовали особенности SSM 19 марта 2013 года. Парламент проголосовал за SSM и Регламента ЕВА 12 сентября 2013 г., а Совет Европейского Союза утвердил 15 октября 2013 г.

Согласно Регламенту SSM, ЕЦБ принял на себя свои надзорные полномочия 4 Ноябрь 2014 г.

Механизм единого урегулирования несостоятельности
Стороны, подписавшие Соглашение о переводе и взаимном распределении взносов в Фонд единого урегулирования несостоятельности

Механизм единого урегулирования несостоятельности (SRM) был создан для централизованной реализации восстановления банковского и Директива по урегулированию несостоятельности в странах банковского союза, включая Фонд единого урегулирования несостоятельности (SRF) для финансирования операций по урегулированию несостоятельности. SRF оценивается в 1% покрытых депозитов всех кредитных организаций, уполномоченных в странах-участницах (оценивается примерно в 55 миллиардов евро), которые должны быть заполнены взносами участвующих банков в течение восьмилетнего этапа учреждения, заканчивающегося 31 декабря 2023 года. Ключевой мотивацией является смягчение воздействия банкротств банков на суверенный долг отдельных государств и, таким образом, смягчение порочного круга между банками и суверенными государствами. Все страны-члены ЕС, участвующие в SSM, любые страны, не входящие в Евросоюз и имеющие соглашение о «тесном сотрудничестве», также являются участниками SRM.

Совет по единому разрешению конфликтов, новое агентство учрежденный как институциональный центр SRM, несет прямую ответственность за решение проблем значительных институтов, находящихся под надзором ЕЦБ.

SRM был введен в действие законодательным актом, известным как Регламент SRM ("Регламент Европейского парламента и Совета, устанавливающего единые правила и единую процедуру для урегулирования несостоятельности кредитных организаций и определенных инвестиционных компаний в рамках Единого механизма урегулирования несостоятельности и Единого фонда урегулирования несостоятельности банков, а также внесение поправок в Регламент (ЕС) № 1093/2010 Европейского парламента и совет"). Кроме того, было заключено межправительственное соглашение (IGA), регулирующее особенности финансирования SRF («Соглашение о передаче и взаимном распределении взносов в Фонд единого решения проблем»). Регламент SRM был предложен Европейской комиссией в июле 2013 года. Парламент и Совет Европейского Союза достигли соглашения по Регламенту 20 марта 2014 года. Европейский парламент утвердил Постановление от 15 апреля, а Совет последовал его примеру 14 июля 2014 года, что привело к его вступлению в силу 19 августа 2014 года. Межправительственное соглашение (МПС) было подписано 26 странами-членами ЕС 21 мая 2014 года. остаются открытыми для присоединения остальных членов ЕС Швеции и Соединенного Королевства. Его вступление в силу было обусловлено ратификацией Соглашения государствами, представляющими 90% взвешенных голосов государств-участников SSM и SRM. Это было достигнуто 30 ноября 2015 года, когда ратифицировали все государства-участники, кроме Греции и Люксембурга. Греция ратифицировала 7 декабря. Соглашение вступило в силу 1 января 2016 года для государств-участников SSM и SRM. Впоследствии Люксембург ратифицировал ее 11 января 2016 года.

Европейское страхование вкладов и регулирование суверенных рисков

С самого начала в начале 2012 года сторонники банковского союза настаивали на необходимости создания европейского страхование вкладов, чтобы разорвать порочный круг банк-суверен. Этот компонент банковского союза изначально был более спорным, чем SSM или SRM, однако из-за сильного сигнала, который он влечет за собой трансграничного разделения рисков. В ноябре 2015 года Европейская комиссия опубликовала законодательное предложение по Европейской схеме страхования вкладов (EDIS), но это не получило поддержки в последующем законодательном процессе, даже после того, как Комиссия в октябре 2017 года ослабила свой проект, предложив частичную реализацию. В июне 2019 года Европейская комиссия признала, что может потребоваться совершенно новое предложение для претворения в жизнь концепции европейского страхования вкладов.

Одна из причин провала предложения EDIS заключается в том, что оно включает несбалансированный подход к разорвать порочный круг между банком и сувереном, поскольку он позволил устранить только один ключевой компонент этого порочного круга - тот факт, что страхование депозитов предоставляется только на национальном уровне, - оставив нетронутым еще один, а именно продолжающееся существование концентрированных внутренних суверенных рисков в большинство банков зоны евро, или, другими словами, тот факт, что банки зоны евро, похоже, отдают предпочтение своей стране при распределении кредита правительствам, несмотря на отсутствие риска обменного курса внутри валютного союза. Финансовая и политическая значимость этой проблемы, широко известной как «регулирующий режим суверенных требований» (RTSE), не сразу была признана в первых дебатах о банковском союзе. В 2015-2016 годах рабочая группа высокого уровня EFC под председательством [dk ] изучала варианты решения проблемы концентрированного воздействия, но консенсуса достигнуто не было, и окончательный отчет не был обнародован..

Связь между двумя темами - европейским страхованием вкладов и RTSE - была признана официальными лицами ЕС и встроена в рамки переговоров Совета. Однако по состоянию на середину 2020 года не было достигнуто ощутимого прогресса в достижении политического консенсуса.

Географический охват и тесное сотрудничество

Соглашение о тесном сотрудничестве может быть расторгнуто ЕЦБ или участвующим государством-членом, не входящим в еврозону. Участвующие государства, не входящие в зону евро, также получат место в Наблюдательном совете ЕЦБ.

19 стран-членов еврозоны автоматически участвуют в Едином надзорном механизме (SSM) и Механизм единого разрешения (SRM). Поскольку договоры ЕС наделяют ЕЦБ юрисдикцией только над странами еврозоны, юридически он не может применять меры в государствах, не входящих в еврозону. Это помешало бы ЕЦБ эффективно выполнять свою надзорную роль в этих государствах. Согласно европейским договорам, страны, не входящие в еврозону, не имеют права голоса в Управляющем совете ЕЦБ и, в свою очередь, не связаны решениями ЕЦБ. Страны, не входящие в еврозону, не могут стать полноправными членами SSM и SRM в смысле наличия тех же прав и обязанностей, что и члены еврозоны. Однако страны-члены ЕС, не входящие в еврозону, могут заключить «соглашение о тесном сотрудничестве» по SSM с ЕЦБ. Банки в этой стране затем контролируются ЕЦБ, и страна получает место в Наблюдательном совете ЕЦБ. Это позволит банкам в этой стране находиться под надзором ЕЦБ при условии, что у них есть механизмы, позволяющие сделать меры ЕЦБ обязательными для национальных властей. Соглашение о «тесном сотрудничестве» может быть расторгнуто ЕЦБ или участвующим государством-членом, не входящим в еврозону. Участвующие страны, не входящие в зону евро, также получат место в Наблюдательном совете ЕЦБ. Текст SRM предусматривает, что все государства, участвующие в SSM, включая государства, не входящие в еврозону с соглашением о «тесном сотрудничестве», автоматически станут участниками SRM.

Болгария

первый запрос на «тесное сотрудничество» был сделан Болгарией 18 июля 2018 года.

Министр финансов Болгарии Владислав Горанов заявил в июле 2017 года, что его страна не будет участвовать до введения евро. Однако после давления со стороны ЕЦБ с целью начать участие в Банковском союзе до присоединения к Европейскому валютному механизму (ERM II), Горанов заявил в июне 2018 года, что Болгария присоединится к Банковскому союзу в течение года. В июле 2018 года Болгария направила в Еврогруппу письмо о своем желании участвовать в ERM II и обязательстве заключить соглашение о «тесном сотрудничестве» с Банковским союзом. 24 июня 2020 года управляющий совет ЕЦБ решил установить тесное сотрудничество с центральным банком Болгарии. Тесное сотрудничество вступило в силу 1 октября 2020 года. Таким образом, Болгарский национальный банк получает представителя с правом голоса в Наблюдательном совете Европейского центрального банка, и 1 октября 2020 года Европейский центральный банк начал контролировать более крупный болгарский банк. банки после завершения процесса оценки значимости.

Хорватия

Хорватия также подала запрос о более тесном сотрудничестве в мае 2019 года в рамках своих усилий по присоединению к ERM II. Хорватия Предполагалось, что присоединится к Банковскому союзу и ERM II к июлю 2020 года. 24 июня 2020 года управляющий совет ЕЦБ принял решение установить тесное сотрудничество с хорватским центральным банком. Тесное сотрудничество вступило в силу 1 октября 2020 года. Таким образом, Хорватский национальный банк принимает представителя с правом голоса в Наблюдательном совете Европейского центрального банка, а 1 октября 2020 года Европейский центральный банк начал контролировать более крупный хорватский банк. банки после завершения процесса оценки значимости.

Дания

Правительство Дании объявило в апреле 2015 года о своем намерении присоединиться к Банковскому союзу. Хотя Министерство юстиции установило, что этот шаг не повлек за собой передачи суверенитета и, следовательно, не потребует автоматического референдума, Датская народная партия, Красный зеленый альянс и Либеральный альянс выступают против присоединения к Банковскому союзу, и все трое вместе получили достаточно мест на последующих выборах в июне 2015 года, чтобы не допустить Фолькетинг (датский парламент) присоединение без одобрения через референдум. По состоянию на июль 2017 года Дания изучает возможность присоединения, решение ожидается осенью 2019 года.

10 июля 2017 года Центральный банк Дании (Danmark Nationalbank) опубликовал на своем официальном сайте заявление на английском языке, в котором в разделе «Мнение Национального банка Дании об участии Дании» говорится:

Национальный банк Дании считает, что Дания должна присоединиться к банковскому союзу. Короче говоря, по оценке Национального банка Дании, участие принесет пользу датским домохозяйствам и компаниям.

В целом банковский союз внесет положительный вклад в финансовую стабильность. Это касается всех нас. Как мы увидели после 2008 года, финансовый кризис может оказать серьезное влияние на экономическую инфраструктуру, на которую полагается большинство из нас: инвестиции, ипотечные ссуды, возможности роста бизнеса, занятость, а также государственные доходы и расходы. Банковский союз можно рассматривать как оплот против будущих финансовых кризисов. Это также гарантирует, что воздействие будет менее серьезным, если банки, тем не менее, окажутся в бедственном положении.

Кроме того, существует ряд особых факторов, которые делают участие Дании в банковском союзе особенно интересным.

Некоторые датские банки и ипотечные банки очень велики по сравнению с размером экономики. По оценке Danmarks Nationalbank, надзор за крупнейшими датскими банками и ипотечными банками в банковском союзе будет усилен. Danmarks Nationalbank также считает, что участие в банковском союзе было бы преимуществом, если бы крупный датский банк или ипотечный банк когда-либо столкнулся с проблемой. Тогда единый мощный орган по урегулированию несостоятельности был бы лучше оборудован для сведения к минимуму неблагоприятных последствий для экономики и финансовой системы без использования государственных средств.

Равные международные правила игры также увеличат конкуренцию на датском банковском рынке, что будет только на пользу датским домохозяйствам и фирмам.

Кроме того, как член банковского союза Дания будет иметь право голоса при установлении европейских правил, стандартов и практик. В частности, это означает, что модель ипотечного кредитования будет более прочно позиционироваться внутри банковского союза, чем за его пределами.

В пресс-релизе от 19 декабря 2019 года министерство промышленности, бизнеса и финансов Дании процитировало министра промышленности Дании: Деловые и финансовые вопросы, Саймон Коллеруп, сказал:

... Правительство считает, что необходимо внести большую ясность в ряд важных вопросов, прежде чем мы сможем определить нашу позицию по датскому языку. участие: позиция Швеции неясна; работа над дополнительными элементами Банковского союза все еще продолжается, и будущие отношения Соединенного Королевства с ЕС еще не определены. Кроме того, все еще существует неопределенность в отношении того, как новые Базельские рекомендации будут реализованы в ЕС, что может оказать значительное влияние на базовые условия для датского финансового сектора, независимо от того, участвуем ли мы в Банковском союзе или нет. Правительство вернется к этому вопросу, когда станет больше ясности по этим вопросам и когда у нас будет хорошее общественное обсуждение возможного участия Дании. Позиция правительства заключается в том, что, если мы в конечном итоге порекомендуем Дании принять участие в Банковском союзе, следует провести референдум по этому вопросу.

Швеция

Поскольку рост сборов фонда санации для шведских банков защитить от банковских банкротств в 2017 году, в результате чего штаб-квартира крупнейшего банка Швеции и всего Северного региона, Nordea была перенесена из Стокгольма в Столица Финляндии Хельсинки, которая находится в еврозоне и, следовательно, также в Банковском союзе, обсуждалась возможность присоединения Швеции к Европейскому центральному банку Банковский союз России. Председатель правления Nordea Бьорн Валроос заявил, что банк хотел «поставить себя на один уровень со своими европейскими аналогами», оправдывая переезд из Стокгольма в Хельсинки.

Основная цель вступления в Банковский союз - это чтобы защитить шведские банки от того, чтобы они «были слишком большими, чтобы обанкротиться». Министр финансовых рынков Швеции Пер Болунд сказал, что страна проводит исследование по присоединению, которое планируется завершить к 2019 году. Критики утверждают, что присоединение Швеции к банковскому сектору окажется в невыгодном положении. профсоюз, потому что он не имеет права голоса, так как он не является членом еврозоны. Министр финансов Швеции Мадгалена Андерссон заявила: «Нельзя игнорировать тот факт, что принятие решений может быть немного проблематичным для стран, не входящих в еврозону.”

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-11 10:07:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте