Еврооблигации или облигации стабильности были предложены государственные облигации в качестве выпущены в евро совместно 19 государствами еврозоны Европейского Союза. Идея была впервые высказана Баррозо Европейской комиссией в 2011–2012 годах во время кризиса суверенного долга Европы. Еврооблигации будут долговыми инвестициями, при которых инвестор ссужает определенную сумму денег на определенный период времени под определенную процентную ставку в целом блоку еврозоны, который затем пересылает деньги отдельным правительствам. Предложение было снова обнародовано в 2020 году как потенциальный ответ на последствия пандемии COVID-19 в Европе, в результате чего такой выпуск долга получил название «коронных облигаций ».
Еврооблигации были предложены как способ преодоления европейского долгового кризиса 2009–2012 годов, поскольку государства-должники могли бы заимствовать новые средства на более выгодных условиях, поскольку они поддерживаются рейтингом некризисных государств. Поскольку еврооблигации позволят государствам с крупной задолженностью получить доступ к более дешевым кредитам благодаря мощи других стран еврозоны, они вызывают споры и могут пострадать от проблемы безбилетника. Это предложение было в целом поддержано правительствами-должниками, такими как Португалия, Греция и Ирландия, но встретило сильное сопротивление, особенно со стороны Германии, самой сильной экономики еврозоны. План в конечном итоге так и не был реализован перед лицом немецкой и голландской оппозиции; В конечном итоге кризис был разрешен после заявления ЕЦБ в 2012 году о том, что он сделает «все возможное» для стабилизации валюты, что сделало предложение по еврооблигациям спорным.
В мае 2010 года два экономиста Якоб фон Вайцзекер и опубликовал статью, в которой предлагал сочетание традиционных национальных облигаций (красные облигации) и совместно выпущенных еврооблигаций (синие облигации) для предотвращения долговых кризисов в более слабых странах и в то же время для обеспечения устойчивости бюджета. Согласно предложению страны-члены ЕС должны объединить до 60 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) своего национального долга в рамках солидарной ответственности в качестве приоритетного суверенного долга (синий транш), тем самым снизив стоимость заимствования для та часть долга. Любой государственный долг, выходящий за рамки распределения синих облигаций страны (красный транш), должен быть выпущен как национальный и младший долг с надежными процедурами упорядоченного дефолта, что увеличивает предельную стоимость государственного заимствования и способствует повышению финансовая дисциплина. Страны-участницы должны также создать Независимый совет стабильности, по которому парламенты государств-членов проголосовали за предложение ежегодно выделять средства на голубые облигации и гарантировать финансовую ответственность.
Авторы утверждают, что, хотя их концепция не является быстрым решением, их Предложение Blue Bond намечает стимулируемый и прочный выход из долговой дилеммы, «помогая подготовить почву для подъема евро как важной резервной валюты, которая может снизить затраты по займам для всех участников». Небольшие страны с относительно неликвидными суверенными облигациями (например, Австрия и Люксембург) могут больше всего выиграть от дополнительной ликвидности синей облигации, хотя ожидается, что затраты Германии по займам в рамках схемы голубых облигаций упадут ниже текущих уровней. Страны с высоким соотношением долга к ВВП (такие как Италия, Греция и Португалия ) будут иметь сильный стимул для бюджетной корректировки.
21 ноября 2011 года Европейская комиссия предложила европейские облигации, выпущенные совместно 17 странами еврозоны, в качестве эффективного способа преодоления финансового кризиса. 23 ноября 2011 года Комиссия представила Зеленую книгу, в которой оценивается возможность совместного выпуска суверенных облигаций странами-членами ЕС еврозоны. Выпуск суверенных облигаций в еврозоне в настоящее время осуществляется каждым государством-членом ЕС индивидуально. Введение общепринятых еврооблигаций будет означать объединение государственных выпусков между государствами-членами и разделение связанных потоков доходов и расходов на обслуживание долга.
29 ноября 2012 года президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу предложил вводить еврооблигации поэтапно, сначала применительно к краткосрочным облигациям, затем к двухлетним облигациям, а затем к еврооблигациям, на основе глубоко интегрированной системы экономического и финансового управления.
В зеленой книге перечислены три широких подхода к общему выпуску еврооблигаций, основанные на степени замещения национальной эмиссии (полной или частичной) и характера базовой гарантии (совместной и раздельной или
Согласно предложению Европейской комиссии Введение еврооблигаций создаст новые средства, с помощью которых правительства финансируют свой долг, предлагая безопасные и ликвидные инвестиционные возможности. Это «потенциально могло бы быстро облегчить текущий кризис суверенного долга, поскольку государства-члены с высокой доходностью могут извлечь выгоду из более высокой кредитоспособности государств-членов с низкой доходностью». Эффект будет незамедлительным, даже если введение еврооблигаций займет некоторое время, поскольку изменившиеся ожидания рынка адаптируются мгновенно, что приведет к более низким средним и предельным затратам на финансирование, особенно для тех стран-членов ЕС, которые больше всего пострадали от финансового кризиса. Комиссия также считает, что еврооблигации могут сделать финансовую систему еврозоны более устойчивой к будущим неблагоприятным потрясениям и укрепить финансовую стабильность. Кроме того, они могут снизить уязвимость банков еврозоны перед ухудшением кредитных рейтингов отдельных государств-членов, предоставив им источник более надежного обеспечения. Создание интегрированного рынка облигаций в масштабах всей зоны евро предоставит вкладчикам и финансовым учреждениям безопасные и ликвидные инвестиционные возможности, которые соответствуют своим долларовым аналогам по размеру и ликвидности, что также укрепит позиции евро как международной резервная валюта и способствовать более сбалансированной глобальной финансовой системе.
С другой стороны, правительства тех государств, в которых большинство людей хотели бы взять на себя эти долговые риски, не думают, что это хорошая идея и увидеть другие эффекты. Они не понимают, почему он должен помогать группе государств, которые чрезмерно заимствовали и обходили контракты ЕС в течение многих лет, теперь должны получить помощь, сделав для них еще проще заимствовать еще больше через еврооблигации. Германия является одним из таких скептически настроенных государств вместе с Австрией, Финляндией и Нидерландами.
Ханс-Вернер Зинн из Мюнхенского Института экономических исследований Ifo считает, что налогоплательщики Германии обходятся дорого. будет от 33 до 47 миллиардов евро в год. Другие экономисты, такие как Хенрик Эндерлейн из Школы управления Херти и Густав Хорн из Института макроэкономической политики (IMK), утверждают эти цифры. Оба предполагают, что процентные ставки в Германии вырастут лишь незначительно, поскольку еврооблигации выиграют от существенно более высокой ликвидности и спроса во всем мире. Снова другие считают, что процентные ставки в Германии могут даже снизиться. Эксперты министерства финансов Германии ожидают, что стоимость займов вырастет на 0,8%, что приведет к дополнительным затратам по займам в размере 2,5 млрд евро в первый год внедрения и 5 млрд во второй год, достигнув 20–25 млрд евро через 10 лет соответственно. В конце концов, сторонники еврооблигаций утверждают, что их введение «обойдется гораздо дешевле, чем постоянное повышение до аварийного зонтика или даже крах евро».
Представление идеи «облигаций стабильности», Хосе Мануэль Баррозу настаивал на том, что любой такой план должен сопровождаться строгим финансовым надзором и координацией экономической политики в качестве важного дополнения, чтобы избежать морального риска и обеспечить устойчивые государственные финансы. Согласно предложениям, правительства еврозоны должны будут представить свои проекты национальных бюджетов на следующий год Европейской комиссии до 15 октября. После этого комиссия сможет обратиться к правительству с просьбой пересмотреть бюджет, если оно сочтет, что он недостаточно надежен для достижения целей по уровню долга и дефицита, изложенных в критериях конвергенции евро.
9 декабря 2011 г. на заседании Совета Европы все 17 членов еврозоны и шесть государств, которые стремятся присоединиться к ней, согласовали новый межправительственный договор о строгом ограничении государственных расходов и займов, предусматривающий санкции для тех стран, которые нарушают пределы. Все другие страны, не входящие в еврозону, за исключением Великобритании, также готовы присоединиться при условии голосования в парламенте.
Италия и Греция часто высказывались в пользу еврооблигаций, тогдашних итальянских Министр экономики Джулио Тремонти назвал его «главным решением» долгового кризиса еврозоны. Все больше инвесторов и экономистов разделяют эту веру, заявляя, что еврооблигации были бы лучшим способом решения долгового кризиса.
Однако Германия по-прежнему выступает против долговых обязательств, которые будут совместно выпущены и подписаны всеми 17 членами валютный блок, заявив, что это может существенно повысить обязательства страны в условиях долгового кризиса. Баррозу утверждал, что Германия не возражает против совместной эмиссии в принципе, но сомневался в ее сроках. Австрия, Болгария, Финляндия и Нидерланды также выразили возражения по поводу выпуска еврооблигаций. Министр финансов Болгарии Симеон Дьянков раскритиковал евробонды в австрийском Der Standard : «Дешевый кредит втянул нас в текущий кризис еврозоны, наивно думать, что это поможет нам выбраться из него».
28 ноября 2011 года немецкая газета Die Welt сообщила, что Германия, Франция и четыре других государства-члена ЕС могут выпустить общие «элитные облигации» (или «тройные облигации А») в попытке привлечь больше денег по низким процентным ставкам для себя и, при строгих условиях, помочь членам региона евро, имеющим задолженность. Австрия, Финляндия, Люксембург и Нидерланды, как утверждается, являются частью плана, направленного на стабилизацию и успокоение финансовых рынков. Ожидается, что общие облигации шести стран будут иметь процентную ставку от 2 до 2,5 процентов.
В соответствии с предложением 2011 года, сделанным «пятью мудрыми экономистами» из Немецкого совета экономических экспертов, Гай Верхофштадт, лидер либеральной группы ALDE в Европарламенте, предложил создать домен. Это позволит взаимно уменьшить долг еврозоны выше 60%, сочетая его со смелой схемой сокращения долга для стран, не получающих жизнеобеспечение от EFSF.
В январе 2012 года рабочая группа в рамках Европейской лиги экономического сотрудничества представила план создания фонда казначейских векселей в евро. Предложение, которое развивает концепцию, впервые представленную главным экономистом Rabo Bank Вимом Бунстраом, предусматривает создание временного фонда сроком всего на четыре года и облигаций со сроком погашения не более двух лет.
В марте 2012 г. Boston Consulting Group также продолжила предложение Германского совета, согласившись с тем, что «масштаб проблемы слишком велик для решения с помощью Европейского механизма стабильности или среднесрочной инъекции Европейский центральный банк "и отдавая предпочтение еврооблигациям ограниченного объема.
В июне 2012 года канцлер Германии Ангела Меркель решительно отвергла любую поддержку Германии еврооблигаций
Планируемое введение еврооблигаций подверглось критике со стороны экономистов по таким причинам, как проблема безбилетника и моральный риск. Помимо экономических причин, в основном упоминаются юридические и политические причины, которые могут запретить введение еврооблигаций: в статье 125 Лиссабонского договора прямо говорится, что Европейский Союз и его государства-члены не несут ответственности по обязательствам других членов.. Поскольку еврооблигации могут противоречить статье 125, ее, возможно, придется изменить до введения в действие.
Руководители Испании и Италии призвали к совместному выпуску «коронных облигаций», чтобы помочь своим странам, сильно пострадавшим от вспышки коронавирусной болезни 2019, оправиться от эпидемии. Облигации Corona обсуждались 26 марта 2020 года на заседании Европейского совета, но Германия и Нидерланды исключили выпуск таких облигаций. Европейский центральный банк глава Кристин Лагард, который планирует (отдельно) купить облигации на сумму более 1 триллиона евро в ответ на коронавирус, призвал ЕС рассмотреть вопрос о выпуске коронавируса. После встречи испанские лидеры продолжали выступать за совместно выпущенные долговые обязательства.
Несмотря на то, что Европейская комиссия и Европейский центральный банк выделили миллиарды в специальные фонды, ослабили лимиты бюджетного дефицита и государственного долга стран ЕС, некоторые члены (такие как Франция, Италия, Испания, Бельгия, Ирландия, Португалия, Греция, Словения и Люксембург) потребовали дополнительных усилий в отношении пандемии COVID-19. Однако наиболее сильным противником евробондов Германию поддержали Австрия, Нидерланды, Финляндия и Эстония. Тем временем премьер-министр Италии Джузеппе Конте спросил: «Что мы хотим делать в Европе? Разве каждое государство-член хочет идти своим путем?», Он также добавил: «Если мы будем союзом, сейчас самое время доказать это », в немецком еженедельнике Die Zeit. Конте также охарактеризовал Европейский механизм стабильности (ESM) как «совершенно неадекватный», чтобы противостоять кризису.
Позже глава Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен упомянула, что «Сегодня Европа мобилизуется вместе с Италией. К сожалению, так было не всегда», - добавила она позже, - что ЕС «выделит до 100 миллиардов евро (110 миллиардов долларов) наиболее пострадавшим странам, начиная с Италии, чтобы компенсировать ущерб. снижение заработной платы тех, кто работает в неполную рабочую неделю ».
Основное сопротивление этому плану со стороны Комиссии исходило от так называемой Экономной четверки.