Экономический национализм, также называемый экономический патриотизм и экономический популизм, - это идеология, которая отдает предпочтение государственному интервенционизму другим рыночным механизмам, с такими политиками, как внутренний контроль экономики, труда и накопление капитала, даже если для этого требуется введение тарифов и другие ограничения на движение рабочей силы, товаров и капитала.
Экономические националисты выступают против глобализации или, по крайней мере, сомневаются в преимуществах неограниченной свободной торговли, отдавая предпочтение протекционизм. Для экономических националистов рынки подчинены государству и должны служить интересам государства (таким как обеспечение национальной безопасности и накопление военной мощи). Доктрина меркантилизма - видный вариант экономического национализма. Экономические националисты склонны рассматривать международную торговлю как с нулевой суммой, где цель состоит в получении относительной выгоды (в отличие от взаимной выгоды).
Экономический национализм обычно делает упор на индустриализацию (и часто помогает отраслям при государственной поддержке) из-за убеждений в том, что промышленность оказывает положительное побочное воздействие на остальную экономику, повышает самодостаточность и политическую автономию страны и является решающим фактором. аспект в создании военной мощи.
Хотя термин «экономический патриотизм» был придуман французским парламентарием Бернаром Карайоном, есть свидетельства того, что эта фраза использовалась и раньше. В одном из первых случаев его использования, Уильям Сафайр в 1985 году, при защите предложения президента Рейгана о системе Стратегической оборонной инициативы противоракетной обороны., писал: «Наш общий знаменатель - это национализм - как военный, так и экономический патриотизм, - который склоняет нас на сторону всеобъемлющей национальной обороны».
Как политика представляет собой продуманную систему принципов для принятия решений и достижения рациональных результатов, следующий список мог бы быть примерами экономической националистической политики, если бы существовала последовательная и рациональная доктрина, связанная с каждой отдельной протекционистской мерой:
Причины политики экономического протекционизма в приведенных выше случаях варьировались от заявки к заявке. В случае предложения Mittal о приобретении Arcelor главной проблемой была безопасность рабочих мест для сотрудников Arcelor, базирующихся во Франции и Люксембурге. Примеры французского Суэца и испанской Endesa связаны с желанием соответствующих европейских правительств создать «национального чемпиона», способного конкурировать как на европейском, так и на глобальном уровне. И правительство Франции, и США использовали национальную безопасность в качестве причины противодействия поглощению Danone, Unocal и заявке DP World на 6 портов США. Ни в одном из приведенных выше примеров первоначальное предложение не было сочтено противоречащим интересам конкуренции. Во многих случаях акционеры поддержали иностранную заявку. Например, во Франции после того, как заявка Enel на Суэц была противодействовала французской государственной энергетической и газовой компании Gaz De France, акционеры Suez пожаловались, а профсоюзы Gaz De France подняли шум из-за приватизации их рабочих мест.
В последнее время экономическая политика, отстаиваемая Стивом Бэнноном после президентских выборов в США в 2016 году, рассматривалась некоторыми учеными и политическими комментаторами как ( частичное) возврат к экономическому национализму эпохи Теодора Рузвельта.
Потребительское предпочтение местных товаров дает местным производителям монопольную власть, давая им возможность поднимать цены для извлечения большей прибыли. Фирмы, производящие товары местного производства, могут взимать надбавку за этот товар. Потребители, предпочитающие продукцию местных производителей, могут в конечном итоге оказаться в эксплуатации со стороны местных производителей, стремящихся максимизировать прибыль. Например; протекционистская политика в Америке установила тарифы на иномарки, что дало местным производителям (рынкам Ford и GM) рыночную власть, которая позволила им поднять цены на автомобили, что негативно сказалось на американских потребителях, которые столкнулись с меньшим выбором и более высокими ценами. Товары местного производства могут иметь более высокую стоимость, если потребители проявляют предпочтение по отношению к ним, поэтому у фирм есть стимул выдавать иностранные товары за местные, если стоимость производства иностранных товаров ниже, чем у местных товаров.