Бронепоезд

редактировать

Бронепоезд «Гурбан» расположен в Зволене, Словакия. Это не оригинал, а точная копия, использованная в фильме. Существуют только два сохранившихся оригинальных вагона от другого поезда; они выставлены в Музее Словацкого национального восстания в Банска-Бистрица.

. Бронепоезд - это железнодорожный поезд, защищенный броней. В состав бронепоездов обычно входят железнодорожные вагоны, вооруженные артиллерией, пулеметами и автопушками, у некоторых также есть щели, используемые для стрельбы стрелковым оружием, например пистолеты и винтовки изнутри поезда, эта особенность была особенно распространена в более ранних версиях бронепоездов. По большей части они использовались в конце 19-го и начале 20-го веков, когда они предложили инновационный способ быстрого перемещения большого количества огневой мощи. Большинство стран прекратили их использование - дорожные транспортные средства стали намного более мощными и гибкими, а железнодорожные пути оказались слишком уязвимыми для саботажа и атак с воздуха. Однако Российская Федерация использовала импровизированные бронепоезда во время Второй чеченской войны 1999–2009 годов.

Содержание
  • 1 Дизайн и оборудование
  • 2 История
    • 2.1 Истоки
    • 2.2 Гражданская война в США
    • 2.3 Добровольцы
    • 2.4 Вторая англо-бурская война
    • 2.5 Первая мировая война
    • 2.6 Межвоенные годы
    • 2.7 Вторая мировая война
    • 2.8 Позже используется
  • 3 Бронированный трамвай
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Дизайн и техника
Польский бронепоезд Данута, 1939 год. Слева: артиллерийский вагон, штурмовой вагон пехоты, броневоз, артиллерийский вагон A ТКС танкетка использовался как бронированный разведчик дризин, попытка преодолеть одно из недостатков бронепоезда - ограниченность колеей

. Вагоны на бронепоезде были разработаны для решения многих задач.. Типичные роли включали:

  • Артиллерия - вооружение смесью орудий, пулеметов и ракетных установок. См. Также Железнодорожные пушки.
  • Пехота - предназначена для перевозки пехотных подразделений, может также устанавливать пулеметы.
  • Пулемет - предназначена для пулеметов.
  • Зенитная артиллерия - оснащены зенитными орудиями.
  • Command - аналогичны пехотным вагонам, но предназначены для использования в качестве командного пункта поезда.
  • Противотанковые - оснащены противотанковыми орудиями, обычно в танк орудийная башня
  • Платформа - небронированная, используется для любых целей, от транспортировки боеприпасов или транспортных средств до ремонта путей или защиты от схода с рельсов до железнодорожных плугов для разрушения гусениц.
  • Шпалы
  • Немецкий Вермахт иногда ставил Fremdgerät, например захваченный французский Somua S-35 или чешский PzKpfw 38 (t) легкий танк, или Panzer II легкий танк на платформе, который можно было быстро разгружать с помощью аппарели и использовать вдали от основной железнодорожной линии для преследования партизан противника.
  • Ракетный транспортный - СССР имел железную дорогу К концу 80-х годов прошлого века МБР на базе y РТ-23 Молодец (для уменьшения шансов первого удара с уничтожением пусковых установок для ответного удара). В свое время США предлагали создать железнодорожную систему для программы MX Missile, но это так и не прошло стадии планирования

. Для защиты от атак танков использовались разные типы брони. Помимо различных металлических пластин, в некоторых случаях для импровизированных бронепоездов использовались бетонные мешки и мешки с песком.

Бронепоезда иногда сопровождали своего рода железнодорожные цистерны, называемые дрезин. Одним из таких примеров была бронированная тележка «Литторина», у которой спереди и сзади была кабина, каждая из которых имела набор управления, так что ее можно было перемещать по гусеницам в любом направлении. Литторина установила две сдвоенные 7,92-мм MG13 пулеметные башни от легких танков Panzer I.

История

Происхождение

Photo of an 1861 "Railroad battery" used to protect workers during the American Civil War «Железнодорожная батарея» 1861 года, использовавшаяся для защиты рабочих во время Гражданской войны в США Фотография бронированного локомотива CGR 3-го класса 4-4-0 1889, сошедшего с рельсов 12 октября 1899 года во время первого боя Вторая англо-бурская война у Краайпана Бронированный CGR 3-го класса 4-4- 0 1889 локомотив сошёл с рельсов 12 октября 1899 года во время первого боя Второй англо-бурской войны в Краайпане

Бронированные и вооруженные поезда использовались в 19 веке в Америке. Гражданская война (1861–1865), франко-прусская война (1870–1871), Первая и Вторая англо-бурские войны (1880–1881) и 1899–1902 гг.). Во время Второй англо-бурской войны Уинстон Черчилль, в то время военный корреспондент, 15 ноября 1899 года путешествовал на бронепоезде, когда бурский коммандос во главе с генералом Луисом Бота устроил засаду на поезд. Буры захватили Черчилля и большую часть контингента поезда, но многие другие бежали, в том числе раненые солдаты, которых несли на двигателе поезда.

В начале 20 века Россия использовала бронепоезда во время Руссо. -Японская война. Бронепоезда нашли применение во время мексиканской революции (1910–1920) и Первой мировой войны (1914–1918). Наиболее интенсивно бронепоезда использовались во время Гражданской войны в России (1918–1920). Гражданская война в Испании мало использовала бронепоезда, хотя Вторая мировая война (1939–1945) использовала больше. Французы использовали их во время Первой Индокитайской войны (1946–1954), а в ряде стран во время холодной войны имелись бронепоезда. Последнее боевое применение, по-видимому, было во время югославских войн 1990-х годов.

Гражданская война в США

Самым успешным вооруженным поездом был единственный бронированный вагон, построенный для защиты железной дороги Филадельфии, Уилмингтона и Балтимора. Железная дорога была атакована южными войсками, чтобы помешать транспортировке солдат Союза на фронт, и снайперы отговаривали людей, пытавшихся устранить повреждения. Baldwin Locomotive Works модернизировал багажный вагон в конце апреля 1861 года. 24-фунтовая гаубица была помещена на поворотную опору на противоположном конце вагона от толкающий локомотив. Борта вагона были обшиты дубовыми досками 2,5 дюйма (6,4 см), покрытыми котельной плитой 0,5 дюйма (1,3 см). Конец фургона вокруг гаубицы был снабжен откидными 2-футовыми (61 см) панелями, которые можно было временно поднимать для прицеливания и стрельбы из гаубицы, а затем опускать для защиты экипажа из шести человек, заряжающих гаубицу канистровым выстрелом. или картечь. В остальной части фургона находилось пятьдесят портов для стрелков. Фургон был эффективен по своему первоначальному назначению, но уязвимость для артиллерии делала такие фургоны сравнительно малопригодными на более поздних этапах войны. В августе 1864 года группа конфедератов, совершивших набеги, вывела из строя локомотив Baltimore and Ohio Railroad, толкавший бронированный вагон, а затем навалила шины вокруг бронированного фургона и подожгла их.

Добровольцы

В 1884 году Шарль Жервез Боксолл (1852–1914), брайтонский юрист и офицер 1-го Сассекского артиллерийского добровольца, опубликовал «Бронепоезд для береговой обороны Великобритании», наметил новый способ применения тяжелой артиллерии. В 1894 году, когда он стал командиром 1-го Сассекского АВ, железнодорожники из числа добровольцев 6-й гарнизонной роты укомплектовали бронепоезд, построенный в мастерских Лондонской, Брайтонской и Южнобережной железных дорог (г. директором которого был почетный полковник подразделения, сэр Джулиан Голдсмид ).

Вторая англо-бурская война

Британская армия использовала бронепоезда во время Вторая англо-бурская война, наиболее известная из которых - поезд, импровизированный в железнодорожных мастерских Ледисмит незадолго до осады вокруг города. 15 ноября 1899 г. он покинул город на разведку под командованием роты Royal Dublin Fusiliers под командованием капитана Эйлмера Холдейна, роты добровольцев Durban Light. Пехота, и 7-фунтовая горная пушка, укомплектованная матросами HMS Tartar. Уинстон Черчилль сопровождал миссию в качестве военного корреспондента. Поезд попал в засаду и частично сошел с рельсов, Холдейн, Черчилль и около 70 солдат были захвачены в перестрелке, хотя локомотив ушел с ранеными. Вспоминая свой опыт в Моя ранняя жизнь, Черчилль писал: «Ничто не выглядит более грозным и впечатляющим, чем бронепоезд; но на самом деле нет ничего более уязвимого и беспомощного. Необходимо было только взорвать мост водопропускной трубы, чтобы оставьте чудовище на мели, вдали от дома, и помогите ему на милость врага ».

Первая мировая война

Французская мобильная артиллерийская батарея (1914) Австро-венгерский бронепоезд с 1915 года Венгерский бронепоезд MÁVAG в 1914 году

Во время Первой мировой войны Россия использовала смесь легких и тяжелых бронепоездов. В тяжелых поездах были установлены орудия 4,2 или 6 дюймов; легкие поезда были оснащены 7,62-мм пушками.

Австро-Венгрия также выставляла бронепоезда против итальянцев в Первой мировой войне

A бронепоезд Королевского флота из Великобритании, вооруженный четырьмя 6-дюймовыми морскими орудиями QF и одним 4-дюймовым морским орудием QF, использовался для поддержки на начальном этапе Первой битвы при Ипре в октябре 1914 года.

построенный Крю бронепоезд для береговой обороны в Великобритании во время Первой мировой войны

Два бронепоезда были построены на Crewe Works в 1915 году для британской береговой обороны; один базировался в Норфолке и один в Эдинбурге для патрулирования железнодорожных маршрутов на участках побережья, которые считались уязвимыми для десантного нападения. Эшелоны состояли из двух грузовиков с артиллерийскими установками, по одной на каждом конце, оснащенных 12-фунтовой пушкой и пулеметом; в бронированной рубке позади артиллерийского орудия находился магазин . Внутри каждого артиллерийского грузовика находился грузовик для пехотных кварталов. Он также был бронирован, имел смотровые окна и петли для ружейного огня. Бронированный локомотив с защищенной кабиной и движением был выстроен в центр поезда. Машинист занял место на том конце поезда, который шел впереди, а регулятор управлялся механической связью. Намерение состояло в том, что пехота при артиллерийской поддержке орудий поезда должна была сдерживать вражеский десант, пока не будут развернуты подкрепления.

Межвоенные годы

Большевик Войска в Гражданской войне в России использовали широкий спектр бронепоездов. Многие из них были изготовлены местными жителями, другие построены морскими инженерами на Путиловском и Ижорском заводах. В результате состав поездов варьировался от платформ, заполненных мешками с песком, до хорошо вооруженных и бронированных поездов, произведенных военно-морскими инженерами. Попытка стандартизировать дизайн с октября 1919 г. имела ограниченный успех. К концу войны у большевистских сил было 103 бронепоезда всех типов.

Эстонский импровизированный бронепоезд в 1919 году во время Войны за независимость Эстонии.

Чехословацкий легион использовала хорошо вооруженные и бронепоезда для контроля протяженности Транссибирской магистрали (и самой России) во время Гражданской войны в России в конце Первой мировой войны

Эстония построила Всего во время войны за независимость Эстонии было 13 бронепоездов: шесть на ширококолейных и семь на узкоколейных железных дорогах. Первые три бронепоезда с полностью добровольными экипажами составляли основу фронта на критических ранних этапах конфликта. Вагоны были бывшими товарными вагонами, и сначала броня была ограничена деревом и песком, но позже были добавлены стальные покрытия, пулеметы и пушки.

Литва имела три бронепоезда, названных в честь великих князей Литва : Гедиминас, Кястутис и Альгирдас. Бронепоезда использовались с 1920 по 1935 год. Первый из них, Гедиминас, использовался в польско-литовской войне.

литовский бронепоезд Гедиминас 3 с литовскими солдатами

после Первой мировой войны сократилось использование бронепоездов. Они использовались в Китае в 20-х и начале 30-х годов во время гражданской войны в Китае, в первую очередь военачальником Чжан Цзунчан, который нанял русских-беженцев, чтобы укомплектовать их.

Вторая мировая война

Типичный польский артиллерийский вагон 1939 года. Такие вагоны использовались в поездах miały и Piłsudczyk Оригинальная цистерна бронепоезда Штефаник. выставлены в Банска-Бистрица

Польша широко использовала бронепоезда во время вторжения в Польшу. Один наблюдатель отметил, что «у Польши было всего несколько бронепоездов, но их офицеры и солдаты хорошо сражались. Снова и снова они выходили из укрытия в густых лесах, нарушая немецкие позиции». Одним из недооцененных аспектов использования стольких польских бронепоездов во время Польской оборонительной войны в 1939 году является то, что когда немецкие самолеты атаковали железные дороги, обычно это были сами пути. Еще 17 сентября три свежие дивизии с востока были переброшены на запад поездами. 18 сентября последовали еще три дивизии.

Это, в свою очередь, побудило нацистскую Германию вновь ввести бронепоезда в свои армии. Затем Германия использовала их в небольшой степени во время Второй мировой войны. Они представили важные конструкции универсального и хорошо оборудованного характера, в том числе железнодорожные вагоны, в которых размещались зенитные орудийные башни, или предназначенные для загрузки и разгрузки танков и железнодорожные вагоны, которые имели полную броневую защиту с большой скрытой пушкой / гаубицей. В Германии также были полностью бронированные локомотивы, которые использовались в таких поездах.

Во время Словацкого национального восстания словацкое сопротивление использовало три бронепоезда. Их звали Гурбан, Штефаник и Масарик. Они были построены на железнодорожном заводе Зволен в очень короткие сроки - Штефаник был построен всего за 14 дней, Гурбан - за 11 дней. В качестве брони использовались плиты котла. В случае с цистернами использовались целые цистерны - танки LT-35 размещались у платформы-платформы, а вокруг корпуса сооружалась бронеконструкция. Поезда принимали участие в боях у Старой Кремнички, Чремошне, в районе Брезно. Позже они были заброшены возле Харманека. Некоторые вагоны позже использовались немцами для тренировок и патрулирования. Сохранились два оригинальных вагона поезда Штефаник - вагон-цистерна (с оригинальным LT-35 внутри) и пулеметный вагон, которые выставлены в Музее Словацкого национального восстания в Банска-Бистрица. В Зволене выставлен еще один поезд - это точная копия бронепоезда «Гурбан», построенного по фильму «Deň, ktorý neumrie». Отличие этой реплики от оригинальных поездов - увеличенные башни от танка Т-34/85, вместо башен от ЛТ-35.

Российский бронепоезд времен Второй мировой войны с зенитками.

Красная Армия имела большое количество бронепоездов в начале Второй мировой войны, но многие из них были потеряны в 1941 году. Поезда, построенные позже во время войны, как правило, были оснащены Т-34 или КВ серии танковые башни. Остальные были приспособлены как специальные зенитные батареи. Некоторые из них были приспособлены как тяжелые артиллерийские батареи, часто с использованием орудий, взятых с кораблей.

Канада использовала бронепоезд для патрулирования Канадской национальной железной дороги вдоль реки Скина из Принц Руперт, Британская Колумбия на побережье Тихого океана, против возможного японского морского налета. Поезд был оснащен 75-мм пушкой, двумя 40-мм орудиями Bofors и мог вместить полную пехотную роту. Бронепоезд № 1 вступил в строй в июне 1942 года и был переведен в резерв в сентябре 1943 года, который будет демонтирован в следующем году.

Двенадцать бронепоездов были сформированы в Великобритании в 1940 году в рамках подготовки к встрече немецкое вторжение ; Первоначально они были вооружены 6-фунтовыми 6-фунтовыми пушками Hotchkiss QF и шестью пушками Брен. Они управлялись командами королевских инженеров и укомплектованы войсками Королевского бронетанкового корпуса. В конце 1940 года началась подготовка к передаче эшелонов Войска Польского на Западе, , которая эксплуатировала их до 1942 года. Они продолжали использоваться в Шотландии и находились в ведении Ополчения до тех пор, пока последний не был отозван в ноябре 1944 года. 6-фунтовый фургон от одного из этих поездов хранится в Танковом музее. Миниатюрный бронепоезд ехал по 15-дюймовой железной дороге Ромни Хайт и Димчерч.

. Императорская японская армия также использовала бронепоезда. Сначала в 1920-х годах для охраны железнодорожных путей в Маньчжурии, а затем, когда они вступили в бой с китайскими NRA и войсками КПК во Второй китайско-японской войне.

. Немецкий бронепоезд времен Второй мировой войны БП-42 из железнодорожного музея в Братиславе

Позже используется

A РТ-23 Молодец в Санкт-Петербургском железнодорожном музее

В Во время Первой Индокитайской войны Французский Союз использовал бронированный и вооруженный поезд Ла-Рафаль как грузовой транспорт и мобильное подразделение наблюдения. В феврале 1951 года первый Rafale находился в эксплуатации на линии Сайгон - Нячанг, Вьетнам, а с 1947 года по май 1952 года второй, который сопровождал на борту Камбоджийские войска BSPP (Brigade de Surveillance de Phnom Penh) использовались на линии Пномпень - Баттамбанг, Камбоджа. В 1953 году оба поезда были атакованы вьетнамскими партизанами, которые разрушали или заминировали каменные мосты, проезжая мимо.

Армия Фульхенсио Батиста управляла бронепоездом во время кубинская революция, хотя она была сорвана и разрушена во время битвы при Санта-Кларе.

. Столкнувшись с угрозой китайских трансграничных набегов во время китайско-советского раскола, СССР разработал бронепоезда в начале 1970-х годов для защиты Транссибирской магистрали. По разным данным, было построено четыре или пять поездов. В состав каждого эшелона входили десять основных боевых танков, два легких плавающих танка, несколько зенитных орудий, а также несколько бронетранспортеров , машины снабжения и оборудование для ремонта железных дорог.. Все они были установлены на открытых платформах или в специальных железнодорожных вагонах. Различные части поезда были защищены броней толщиной 5–20 мм. Эти поезда использовались Советской Армией для устрашения националистических военизированных формирований в 1990 году на ранних этапах войны в Нагорном Карабахе.

К концу холодной войны обе сверхдержавы начали разработку МБР железнодорожного базирования, установленных на бронепоезда; Советы развернули ракету SS-24 в 1987 году, но бюджетные расходы и изменение международной ситуации привели к отмене программы, и все оставшиеся ракеты железнодорожного базирования были окончательно деактивированы в 2005.

Импровизированный бронепоезд под названием «Краина экспресс » (Krajina ekspres) использовался во время войны за независимость Хорватии в начале 1990-х годов армией Республика Сербская Краина. Состоящий из трех боевых машин и трех грузовых вагонов, прикрепленных к передней части для защиты от взрывов мин, поезд перевозил M18 Hellcat с 76-мм пушкой, 40-мм пушку Bofors, 20-мм пушку, спаренные 57 реактивные гранатометы и 120-мм миномет, а также несколько пулеметов калибра от 12,7 до 7,62 мм. Во время осады Бихача в 1994 г. он несколько раз подвергался атакам с применением противотанковых реактивных гранат и 76-мм орудий и поражен ракетой 9К11 Малютка, но повреждения были незначительными., поскольку большая часть поезда была покрыта толстыми листами резины, из-за чего боеголовка ракеты взорвалась слишком рано, чтобы нанести какой-либо реальный ущерб. Поезд был в конечном итоге уничтожен собственной командой, чтобы не попасть в руки врага во время операции «Буря», успешной попытки Хорватии вернуть территории, оккупированные сербами. Армия Республики Сербской управляла аналогичным поездом, который в октябре 1992 года попал в засаду и был уничтожен у въезда в город Градачац силами боснийских мусульман, в состав которых входил Т-55. танк. Позже обломки были превращены в музей. Хорватская армия развернула двухвагонный бронепоезд, построенный в Сплите, с щитом, состоящим из двух пластин, толщиной 8 мм и 6 мм, с зазором 30–50 мм. залит песком между ними. Машина была вооружена 12,7-мм пулеметами.

Один бронепоезд, который до сих пор используется регулярно, - это бронепоезд Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, который первый получил в подарок от Советского Союза, а второй много использовал для государственных визитов в Китай и Россию, так как боялся летать.

Пророссийские боевики в Донбассе регионе Украины были изображены управляющими самодельным бронепоездом в конце 2015 года.

Бронированный трамвай

Бронированные трамваи также существовали, хотя, по всей видимости, не были специально построены, как некоторые из бронепоездов. Только что сформированная Красная Армия использовала по крайней мере один бронированный трамвай во время боев за Москву во время Октябрьской революции в 1917 году. Словацкое национальное восстание, более известное своими бронепоездами, описанными выше, также использовался по крайней мере один импровизированный пример.

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Zaloga, Steven J; Брайан, Тони (2008). Бронепоезда. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-242-4.
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с бронепоезда.
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:12:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте