Железнодорожная пушка

редактировать
Французская 370-мм железнодорожная гаубица времен Первой мировой войны

A железнодорожная пушка, также называемая железнодорожной пушкой, это большое артиллерийское орудие, часто излишки морской артиллерии, устанавливаемое, перевозимое и стреляющее из специально сконструированного железнодорожного вагона. Многие страны построили железнодорожные орудия, но наиболее известными из них являются большие построенные Krupp части, которые использовались Германией в Первой мировой войне и Мировой войне. II. Меньшие орудия часто входили в состав бронепоезда . Их можно было перемещать только там, где были хорошие пути, которые можно было разрушить артиллерийской бомбардировкой или авиаударом, железнодорожные орудия были прекращены после Второй мировой войны.

Содержание

  • 1 Соображения по конструкции
    • 1.1 Способы наведения
    • 1.2 Противоточные системы
    • 1.3 Анкоридж
  • 2 История
    • 2.1 XIX век
      • 2.1.1 Гражданская война в США
      • 2.1.2 Франция
      • 2.1.3 Соединенное Королевство
    • 2.2 Первая мировая война
    • 2.3 Вторая мировая война
  • 3 Уцелевшие железнодорожные пушки
  • 4 Изображения
  • 5 См. Также
  • 6 Цитаты
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Соображения по поводу конструкции

Конструкция железнодорожной пушки имеет три проблемы, связанные с стрельбой помимо обычных артиллерийских орудий. А именно, как орудие будет перемещаться - т.е. перемещаться из стороны в сторону для прицеливания; как горизонтальная составляющая силы отдачи будет поглощена лафетом орудия и как вертикальная сила отдачи будет поглощена землей.

Способы наведения

Непересекающиеся (вверху); автомобильное траверсное крепление (среднее); верхнее крепление для перемещения лафета (внизу)
Британские 12-дюймовые гаубицы на суппортах с поворотом на 90 °, Каттерик, декабрь 1940 г.

Первый способ наведения полностью полагаться на движение по криволинейному участку пути или по поворотной платформе без возможности перемещения орудия на его креплении. Второй - перемещаться по кузову железнодорожного вагона на грузовиках, так называемое крепление для передвижения по вагону. Обычно это ограничивается несколькими градусами поперечного смещения в обе стороны, если только не построен сложный фундамент с центральным шарниром и перемещающимися роликами. Конструкция фундамента является единственным ограничением допустимой в последнем случае величины траверсы. Третий вариант - позволить отдельной артиллерийской установке поворачиваться относительно кузова рельсового вагона, известной как установка для перемещения верхней каретки. Обычно для этого требуется установка пистолета на центральном шарнире, который, в свою очередь, устанавливается на кузове автомобиля. За некоторыми исключениями, для этих типов креплений требуется некоторое количество выносных опор, стабилизаторов или заземляющих анкеров, чтобы удерживать их на месте против сил отдачи, и, как правило, они больше подходят для небольших орудий. В американской оценке железнодорожной артиллерии после Первой мировой войны считалось, что полезность даже небольшого поворота для точной регулировки была достаточно высокой, поэтому любой из двух последних методов наведения предпочтительнее фиксированной установки.

Системы отдачи

Люлька отдачи (вверху); отдача верхней лафеты (вторая); скользящая отдача (третья); Катящаяся отдача (внизу)

Существует четыре основных метода поглощения силы отдачи для железнодорожных орудий: отдача люльки, отдача верхней лафеты, скользящая отдача и перекатывающаяся отдача.

Отдача люльки означает, что ружье откатывается назад в люльке, замедляется и останавливается гидравлическими буферами. Он возвращается в батарею или в боевое положение либо винтовой пружиной, либо воздухом в цилиндре пневматического рекуператора, который сжимается за счет силы отдачи. Это наиболее распространенный метод, используемый для более легких железнодорожных орудий и практически для всей полевой артиллерии, разработанной после того, как французы представили свою Canon de 75 modèle 1897.

Отдача с верхним лафетом - это ситуация, в которой установлено орудие. в верхней тележке, которая перемещается на колесах по неподвижным рельсам, установленным на нижнем. Отдача пушки и верхней лафеты сдерживается обычными гидравлическими буферами. Возврат к батарее осуществляется либо под действием силы тяжести, либо за счет использования наклонных рельсов, на которые ружье и лафет подняли, пружин или даже резиновых лент на некоторых импровизированных креплениях. Он не подходит для стрельбы на большой высоте, потому что не может поглотить большую часть вертикальной составляющей силы отдачи.

Это французское 320-мм железнодорожное орудие использует скользящую отдачу. Поднятые домкратом шпалы видны в полный размер.

Скользящая отдача заставляет кузов автомобиля сидеть на деревянных поперечинах или «шпалах», помещенных под ним, которые были прикреплены домкратом к специальному набору балок. встроены в гусеницу так, что примерно половина веса крепления была перенесена на них с грузовиков . Пушка, кузов автомобиля и грузовики отскакивают вместе с трением, создаваемым поперечными балками, скользящими по балкам, поглощая силу отдачи после перемещения только на 1-2 метра (3,3-6,6 футов) назад. Шпалы необходимо снова поднять домкратом, чтобы орудие переместилось вперед на боевую позицию. Это часто делалось с помощью маховиков, приводящих в движение зубчатые передачи, прикрепленные к колесам, или даже с помощью электродвигателей на более современных опорах. Почти все установки этого типа были непересекающимися и должны были стрелять из криволинейного участка гусеницы или поворотной платформы. Американская оценка железнодорожной артиллерии после Первой мировой войны хвалила ее надежность, простоту изготовления и удобство в эксплуатации, но признала ее непригодность для небольших орудий из-за чрезмерного времени работы и отсутствия поворота, а также что она не подходила для самые большие гаубицы, стреляющие под большими углами из-за огромных усилий на цапфах.

При катящейся отдаче вся пушка, установка и лафет откатываются назад, обычно на расстояние от 30 до 50 футов (от 9,1 до 15,2 м).), сдерживаемый только тормозами. С помощью тросов, закрепленных на гусенице, установка возвращалась в боевое положение. Эта система обычно сочеталась с люлькой отдачи, потому что пружины грузовиков не могут выдержать только вертикальную составляющую силы отдачи. Этот тип крепления обычно оснащался автомобильной траверсой. Он не подходил для орудий меньшего размера из-за отсутствия поворота. Большим преимуществом этого метода является то, что он требует минимальной подготовки и может вести огонь с любого подходящего участка криволинейной гусеницы.

В этой французской 274-мм гаубице использовалась комбинация верхней люльки и скользящей отдачи.

Эти методы использовались часто. в сочетании друг с другом. Примеры включают французскую железнодорожную гаубицу 520 мм (20 дюймов), в которой использовалась скользящая отдача. Американское железнодорожное орудие 14 дюймов / 50 калибра Mark II использовало откат с подвижной опорой, как и железнодорожные пушки 14 и 12 дюймов из Великобритании. В самом старом оружии использовалась комбинация верхней люльки и скользящей отдачи. Одним из примеров является ранняя установка для разработанной британцами 9,2-дюймовой железнодорожной пушки BL.

Анкоридж

Крепление не требуется (вверху); крепление платформы грузовика (посередине); крепление на наземной платформе (внизу)
French St Chamond 240 мм Canon de Mle 1893/96, Первая мировая война, с использованием крепления на наземной платформе

Комбинация методов качения и люльки-отдачи поглотила как горизонтальные и вертикальные компоненты силы отдачи и не требуют специальной подготовки, но для всех других типов требуется какой-либо метод для передачи вертикальной силы на землю. Один из способов - построить платформу либо на шпалах, либо на земле с помощью балок, балок, опор. или поплавки. Горизонтальная составляющая может быть уменьшена за счет либо скользящей отдачи, либо рельсовых зажимов, оттяжек или распорок для закрепите крепление на месте. Французские установки Schneider 194 мм (7,6 дюйма) и 240 мм (9,4 дюйма) и британские 9,2-дюймовые пушки и 12-дюймовые гаубицы использовали рельсовые зажимы или оттяжки.. Американская 8-дюймовая (200-мм) пушка и французская 240-мм пушка Canon de Mle 1893/96 M использовали подкосы.

Другой метод - создание огневой позиции и ямы для отдачи (épi de tir по-французски) под гусеницы, используя либо тяжелые бревна, такие как французские гаубицы 340 мм (13 дюймов) и 400 мм (16 дюймов), либо сложную бетонную или стальную основу. Последние в основном использовались немцами для железнодорожных орудий диаметром 21 см (8,3 дюйма) и более, а также французами для их Batignollesmount. Как правило, для этих огневых точек рельсы просто служили для направления орудия в нужное положение, а орудие часто устанавливалось на центральном шарнире, чтобы обеспечить угол поворота до 360 °. Основным недостатком этих позиций было долгое время на их построение.

История

XIX век

Идея железнодорожных пушек была впервые предложена в России в 1847 году Густавом Кори (предложение), а затем Е. Репина (проект 1855 г.), Петра Лебедева (изложившего теоретические основы железнодорожной артиллерии в книге «Применение железных дорог к защите материала», 1857 г.) и П. Фомина (разработавшего проект крупнокалиберной пушки, 1860 г.)

Гражданская война в США

32-фунтовая морская винтовка Брука, использовавшаяся в Гражданской войне в США «Диктатор», Петербург (Мэтью Брэди )

Первым железнодорожным орудием, использованным в бою, было 32-фунтовая пушка военно-морского флота Брук, установленная на плоской машине и защищенная наклонным казематом. 29 июня 1862 г. Роберт Э. Ли толкнул ружье локомотивом линия Ричмонд и Йорк-Ривер (позже часть Южной железной дороги ) и использовалась в битве при станции Сэвидж, чтобы помешать планам генерала Джорджа Макклеллана в отношении осадные операции против Ричмонда во время продвижения Союза на полуостров.

Имеются фотографические свидетельства по крайней мере одного 13-дюймового осадного миномета Союза mounte г в вагоне во время блокады Петербурга. Его прозвали Диктатором или Петербургским экспрессом. При первом выстреле отдача разрушила платформу , на которой она была установлена. Платформа, усиленная дополнительными балками, покрытыми железной пластиной, была способна противостоять отдаче при полном заряде. Затем «Диктатор» был обстрелян с участка железной дороги «Петербург и Сити-Пойнт», где, двигая усиленную платформу по изгибу рельсового пути, наводили орудие на различные цели вдоль линий Конфедерации. Диктатор заставил замолчать орудия Конфедерации на Честерфилд-Хайтс, чтобы не допустить их попадания на правый конец линии Союза. Существует еще одна фотография орудия, установленного на бронетранспортере, с надписью «Железнодорожная батарея, использованная при осаде Петербурга», хотя никаких текстовых свидетельств в поддержку подписи, которая утверждает, что это фотография орудия Конфедерации, не сохранилось. 1862 год сомнительный.

Франция

Франция также использовала импровизированные железнодорожные орудия во время осады Парижа (1870–1871). Во Франции подполковнику Пенье часто приписывают разработку первого железнодорожного орудия в 1883 году. Считается, что коменданту Мужену приписывают установку орудий на железнодорожные вагоны в 1870 году. Французский производитель оружия Шнайдер предложил несколько моделей в в конце 1880-х и произвел 120-мм (4,7 дюйма) орудие, предназначенное для береговой обороны, которое было продано датскому правительству в 1890-х годах. Они также разработали 200-миллиметровую (7,9 дюйма) модель Obusier de 200 "Pérou" для грузовых автомобилей TAZ Schneider для Перу в 1910 году, но они так и не были доставлены

.

Соединенное Королевство

Соединенное Королевство установило несколько 4,7-дюймовых (120-мм) орудий на железнодорожные вагоны, которые участвовали в боях во время осады и освобождения Ледисмита во время Вторая англо-бурская война. 9,2-дюймовое орудие было взято с береговой обороны Кейптауна и установлено на железнодорожном вагоне для поддержки британского нападения на оборону буров в Белфасте, северо-восток. Йоханнесбурга, но битва закончилась до того, как она вступила в бой.

Первая мировая война

Начало Первой мировой войны застало Французы с нехваткой тяжелой полевой артиллерии. В качестве компенсации большое количество крупных статических орудий береговой обороны и морских орудий было перемещено на фронт, но они, как правило, не подходили для использования в полевых условиях и требовали какой-либо установки. Железнодорожная пушка дала очевидное решение. К 1916 году обе стороны использовали многочисленные типы железнодорожных орудий.

Франция

Во время Первой мировой войны Франция произвела больше железнодорожных орудий большего калибра и с другим креплением, чем все остальные вместе взятые. Самое большое французское ружье, произведенное Шнайдером во Франции, Obusier de 520 modèle 1916, 20-дюймовая (520-миллиметровая) железная дорога «Fort Buster», чтобы сделать то, что немецкие 16,53-дюймовые Big Bertha Сделали это в начале Первой мировой войны и сократили немецкие форты в последней линии немецкой обороны. Один был уничтожен в ходе испытаний, а другой не завершил огневые испытания до подписания перемирия. Пушка осталась на хранении и была захвачена немцами во время Второй мировой войны. Позднее он вошел в состав немецкой артиллерии во время блокады Ленинграда. Пушка была выведена из строя из-за преждевременного взрыва, а затем брошена.

США
эпоха Первой мировой войны 14-дюймовая железнодорожная пушка ВМС США в Сэнди-Хук, штат Нью-Джерси

Baldwin Locomotive Works доставила пять 14-дюймовых пушек. Железнодорожные орудия калибра / 50 в поездах для ВМС США в течение апреля и мая 1918 года. Каждое орудие 14 дюймов / 50, установленное на 72-футовой (22 м), 535 000-фунтовой (243 т.) рельсовый вагон с четырьмя 6-колесными тележками находился под командованием лейтенанта ВМС США со стандартным для армии США 2-8-0 локомотивом, 10-тонным крановым вагоном, две броневики с боеприпасами по 25 снарядов, две машины с материалами для фундамента противооткатной ямы, две машины для горючего и мастерские, три причальных вагона, кухонный вагон, комиссионный вагон и один медицинский вагон амбулатории. Шестой локомотив тащил вагон штаба для контр-адмирала Чарльза Пешалла Планкетта с вагоном механического цеха, автозапчасти, причальный вагон, кухонный вагончик, связь иссары машины, и машины медпункта. После доставки кораблем эти поезда были собраны в Сен-Назере в августе и произвели в общей сложности 782 снаряда в течение 25 дней на Западном фронте на дальностях от 27 до 36 километров (30 000 и 39 000 ярдов). Каждый 14-дюймовый (36 см) снаряд весил 1400 фунтов (640 кг) и стрелял со скоростью 2800 футов (850 м) в секунду. Железнодорожные вагоны могли поднимать орудия до 43 градусов, но для подъема более 15 градусов требовалось вырыть котлован с пространством для отдачи орудия и укрепить фундамент из конструкционной стали, чтобы предотвратить обрушение бортов ямы от сил отдачи, поглощаемых окружающей почвой. Поезда двигались осторожно, потому что нагрузка на ось под стволами орудия составляла 50 330 фунтов (22,83 т), в то время как французские железные дороги были рассчитаны максимум на 39 000 фунтов (18 т). Эти цапфы оси перегревались на скорости более 10 километров (6,2 мили) в час. После достижения намеченного места стрельбы и сооружения ямы отдачи каждое орудие могло стрелять примерно двумя снарядами в час. Одно из этих орудий было оставлено после войны в качестве орудия для испытания боеприпасов в Оружейной лаборатории Дальгрена, пока вскоре после Второй мировой войны все линкоры США с 14-дюймовыми орудиями не были списаны. выставка за пределами Музея ВМС США на Военно-морской верфи Вашингтона.

Болдуин построил шесть аналогичных лафетов и два улучшенных типа Mk II, предназначенных для стрельбы из пушки на всех углах возвышения без передачи веса Эти восемь орудий были построены слишком поздно, чтобы их можно было увидеть в бою, и они были обозначены как 14-дюймовые железнодорожные пушки M1920. Некоторые из них позже были размещены во время Второй мировой войны на специальных берегах защитные сооружения в Сан-Педро, Калифорния, (около Лос-Анджелес ) и в зоне Панамского канала, где они могут быть перемещены из одного океана в другой менее более суток. Были спроектированы усовершенствованные лафеты, позволяющие транспортировать их к нескольким стационарным огневым точкам. включая бетонный фундамент, куда были отведены железнодорожные тележки, чтобы орудие можно было быстро перемещать (горизонтально поворачивать) для поражения движущихся корабельных целей.

После вступления Америки в Первую мировую войну 6 апреля 1917 г., США Армия признала необходимость принятия на вооружение железнодорожной артиллерии на Западном фронте. В то время железнодорожных пушек США не существовало. Из-за невысоких приоритетов в производстве и доставке железнодорожные артиллерийские орудия на Западном фронте составляли четыре США. Полки береговой артиллерии вооружены французским оружием. Три дополнительных железнодорожных артиллерийских полка находились во Франции, но не завершили подготовку до перемирия и не участвовали в боевых действиях. Другие подразделения береговой артиллерии также использовали различные типы тяжелой артиллерии французского, британского и американского производства. Армия также переоборудовала часть многочисленного орудия береговой артиллерии в железнодорожные установки. Всего 96 8-дюймовых орудий (в том числе из запасных частей ВМС), 129 10-дюймовых орудий, 45 12-дюймовых орудий и 150 12-дюймовых минометов можно было избавить от стационарных батарей береговой обороны или запасных частей. Также были доступны двенадцать 7-дюймовых орудий бывшего ВМС и шесть 12-дюймовых орудий, которые строились для Чили. Короче говоря, ни одно из этих орудий не было отправлено во Францию, за исключением трех 8-дюймовых орудий, поскольку до перемирия было построено лишь несколько единиц любого типа. Было заказано 47 8-дюймовых железнодорожных орудий, 18 из которых были поставлены по перемирию, а в общей сложности 37 (или 47, ссылки различаются) были выполнены до того, как контракт был расторгнут. Восемь 10-дюймовых железнодорожных опор из 54 заказанных были построены по перемирию, а двенадцать 12-дюймовых железнодорожных опор были построены к 1 апреля 1919 года; контракт на 12 дюймов был расторгнут на этом этапе. По крайней мере, некоторые из 10-дюймовых стволов были отправлены во Францию ​​и установлены на лафетах французского производства, но источники не указывают на их использование в бою. Три железнодорожных крепления для чилийских 12-дюймовых орудий были готовы к отправке по перемирию, а остальные три ствола были оставлены в качестве запасных. Всего было установлено двадцать две 10-дюймовые пушки. Был заказан девяносто один 12-дюймовый железнодорожный миномет, 45 из которых были готовы к 7 апреля 1919 года, а остальные в конечном итоге были готовы.

7-дюймовые и 8-дюймовые орудия и 12-дюймовые минометы использовали обычный лафет с пониженный центр и две 4-колесные или 6-колесные тележки. Тележки были взаимозаменяемыми для колеи стандартной или (с 12-колесными тележками) колеи 60 см (23,6 дюйма). Аутригеры и вращающаяся установка позволяли вести огонь со всех сторон. Это позволяло применять оружие при защите побережья от движущихся целей. После войны 8-дюймовые орудия и 12-дюймовые минометы хранились на железнодорожных станциях, а почти все 7-дюймовые, 10-дюймовые и 12-дюймовые орудия были возвращены в прибрежные форты. Имея 47 имеющихся в наличии, плюс дополнительные 24 орудия Mark VI бывшего флота на железнодорожных установках к 1942 году, 8-дюймовые орудия были наиболее часто используемыми американскими железнодорожными орудиями во время Второй мировой войны. Около 12 из них были использованы для защиты Оаху, Гавайи. Другие были размещены для береговой обороны Манилы (в конце концов слезли с вагона в Коррегидор ), Бермудские острова, Ньюфаундленд, Пьюджет-Саунд, Чесапик-Бэй, Делавэр-Бэй и Форт-Хэнкок, Нью-Джерси (около Нью-Йорка ).

Хотя множество Были доступны 12-дюймовые железнодорожные минометы, их было мало. В 1930 году армия США испытала их в Форт-Хэнкок, Нью-Джерси и Форт-Майлз, Делавэр. Во время Второй мировой войны четыре железнодорожных миномета находились в составе временных оборонительных сооружений гавани Грейс-Харбор, штат Вашингтон, а также огневых точек еще четырех в Кейп-Джордж, Вашингтон, были построены, но никогда не были вооружены. Из более чем 250 железнодорожных орудий, построенных в Соединенных Штатах с 1916 по 1942 год, пять военно-морских орудий 14/50 дюймов, которые были отправлены во Францию ​​во время Первой мировой войны, и, возможно, два 8-дюймовых орудия в Филиппины были единственными, кто когда-либо использовался в летучая мышь. По сообщениям, восемь 8-дюймовых железнодорожных орудий на Филиппинах в 1941–42 годах были либо уничтожены воздушной атакой, либо не хватало обученных экипажей.

Вторая мировая война

Вторая мировая война окончательно использовала железнодорожное орудие с массивным 80-сантиметровым орудием Шверер Густав, крупнейшее артиллерийское орудие, которое может использоваться в бою, развернутое нацистской Германией. После падения Франции Германия добавила 58 трофейных французских орудий в свой инвентарь, в то время как Италии было передано 19 французских орудий, многие из которых были захвачены немцами после итальянской капитуляции.

Бош Бастер, вид из туннеля Bourne Park на линии Elham Valley, в Bishopsbourne в Кент, Англия, 21 марта 1941 г.

И нацистская Германия, и Великобритания развернули железнодорожные орудия, способные вести огонь через Ла-Манш в районах вокруг Дувра и Кале. Вермахт развернул три 40,6-см (16-дюймовых) орудия. Британская армия разместила три 13,5-дюймовых (34,3-см) железнодорожных пушки на Восточно-Кентском легкорельсовом транспорте, разместив их вокруг Лиддена и Шепердсвелла. Они носили кодовые названия «Гладиатор», «Сменщик сцен» и «Миротворец». 9,2-дюймовые пушки Mark 13 находились недалеко от Кента; и 12-дюймовые гаубицы Mk 3 и 5, расположенные в районе Гастона, к северу от Дувра, на южной железнодорожной линии, ведущей к Дилу и Рамсгейту.

18-дюймовая гаубица «Бош Бастер» была размещена на железной дороге Элхэм-Вэлли, между Бриджем, Кентом и Лаймингом, и предназначалась для береговой обороны от вторжение. Он не был способен вести огонь через канал, имея максимальную дальность всего около 20 км (12 миль).

Уцелевшие железнодорожные орудия

Второй 283-мм орудие Krupp K5 можно увидеть на Музей Тодтской батареи, недалеко от Одингена на севере Франции.
  • 305-мм советские орудия МК-3-12 хранятся в крепости Красная Горка. рядом с г. Ломоносов, Россия и Музеем железнодорожной техники, Санкт-Петербург.
  • Советские 180-мм орудия ТМ-1-180 можно увидеть у форта Красная Горка, на Музей Великой Отечественной войны, Москва, и на вокзале в Севастополе, Украина.
  • Последний выживший американский 7-дюймовый (178 мм)) Железнодорожное ружье теперь демонстрируется в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
  • Хотя это не оружие Chehalis-Centralia RR в Чехалисе, Вашингтон имеет кое-что очень интересное. Это железнодорожная вагонная установка образца 1918 года для 12-дюймового морского миномета. Эти машины были построены в начале 1920-х годов, чтобы сделать устаревшую прибрежную артиллерию более мобильной. Хотя все орудия были списаны в первые дни Второй мировой войны, этот автомобиль уцелел на базе военно-морского флота Бремертон.
  • На железнодорожном креплении M1918, без автомобиля, в Университете Тампы установлено 8-дюймовое орудие. Тампа, Флорида.

Изображения

См. Также

Цитаты

Библиография

  • Арнольд, полковник Б.Э. (1982). Конфликт через пролив: история командующего батареей обороны Кента 1939–45. Довер: Публикации Крэбвелла / Публикации Бакленда. ISBN 0-906124-06-9.
  • Берхоу, Марк А., изд. (2004). Защита американского побережья, Справочное руководство, второе издание. CDSG Press. ISBN 0-9748167-0-1.
  • Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры 1905–1970 гг. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday. ISBN 978-0-356-04191-9.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4.
  • Дойл, Дэвид (2011). K5 (E) Railgun - Деталь в действии. Кэроллтон, Техас, США: Публикации сигналов эскадрильи. ISBN 978-0-89747-635-5.
  • Энгельманн, Иоахим (1976). Броня в действии - немецкие железнодорожные орудия. Squadron / Signal Publications. ISBN 0-89747-048-6.
  • Холл, ре мажор. Военно-исторический журнал Южноафриканское военно-историческое общество. - Том 2, № 3, июнь 1972 г. Оружие в Южной Африке 1899–1902 гг., Части V и VI
  • Хогг, Ян В. (2005). Союзная артиллерия Первой мировой войны. Crowood Press. ISBN 1-86126-712-6.
  • Егер, Герберт (2001). Немецкая артиллерия Первой мировой войны. Crowood Press. ISBN 1-86126-403-8.
  • Льюис, Эмануэль Реймонд (1979). Укрепления на побережье США. Аннаполис, Мэриленд: Leeward Publications. ISBN 978-0-929521-11-4.
  • Мани, Сеймур Б. (апрель 1965 г.). «Он не жаловался». Труды военно-морского института США. Для цитирования журнала требуется | journal =()
  • Миллер, Х.В., подполковник Железнодорожная артиллерия: отчет о характеристиках, объеме of Utility, Etc., Железнодорожной артиллерии, тома I и II Вашингтон: Government Print Office, 1921
  • Phillips, Lance (1965). Вон там поезд. Крэнбери, Нью-Джерси: AS Barnes and Company. ISBN 0-498-06303-8.
  • Роббинс, Чарльз Б. и Льюис, ER (2000). «Чилийско-американское 12-дюймовое орудие». Военный корабль International. XXXVII (2): 184–190.
  • Вестинг, Фред (1966). Локомотивы, которые построил Болдуин. Bonanza Books.
  • Залога, Стивен Дж. И Деннис, Питер (2016). Железнодорожные орудия времен Второй мировой войны. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-1068-7.

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Железнодорожные орудия.
Последняя правка сделана 2021-06-03 06:48:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте