Военачальник

редактировать

A Военачальник - лидер, способный осуществлять военный, экономический и политический контроль над субнациональной территорией в пределах суверенного государства благодаря своим способность мобилизовать лояльные вооруженные силы. Эти вооруженные силы, обычно называемые ополченцами, лояльны военачальнику, а не правительству в целом. Военачальники существовали на протяжении большей части истории, хотя и обладали множеством различных качеств в рамках политической, экономической и социальной структуры государств или неуправляемых территорий.

Содержание

  • 1 Историческое происхождение и этимология
  • 2 Концепции военачальников
    • 2.1 Совместная политика военачальников против неуправляемого военачальника
    • 2.2 Военачальники как доминирующий политический порядок в догосударственных обществах
    • 2.3 Экономика военачальников
    • 2.4 Понимание военачальников в контексте европейского феодализма
  • 3 Военачальников в современном мире
    • 3.1 Совместная политика военачальников
      • 3.1.1 Филиппины
      • 3.1.2 Афганистан
      • 3.1. 3 Постсоветские республики
    • 3.2 Неконтролируемые полевые командиры, или полевые командиры как «постоянные бандиты»
  • 4 Современные примеры полевых командиров
    • 4.1 Афганистан
    • 4.2 Гражданская война в России и чеченские конфликты
    • 4.3 Либерия
  • 5 Исторические примеры полевых командиров
    • 5.1 Китай
    • 5.2 Монголия
    • 5.3 Вьетнам
    • 5.4 Европа
    • 5.5 Другие примеры
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Историческое происхождение и этимология

Первое появление слова «военачальник» относится к 1856 году, когда оно использовалось американским философом и поэтом R Альф Уолдо Эмерсон в весьма критическом эссе об аристократии в Англии: «Пиратство и война уступили место торговле, политике и литературе; военачальник лорду закона; привилегия была сохранена, а способы ее получения были изменены ".

Во время Первой мировой войны термин появился в Китае как Junfa (軍閥 ), заимствовано из японского гунбацу, которое, в свою очередь, было заимствовано у немецкого. Оно не использовалось широко до 1920-х годов, когда оно использовалось для описания последствий революции 1911 года, когда провинциальные военачальники начали период которая стала известна в Китае как эра военачальников. В Китае слово «цзюньфа» применяется задним числом для описания лидеров региональных армий, которые угрожали насилием или применяли насилие для расширения своего правления, включая тех, кто возглавил и объединить королевства.

Концепции военачальников

Хотя военачальники исторически присутствовали либо в досовременных государствах, либо в обществах «слабых государств», а также в странах, обозначенных «хрупкие государства "или" несостоявшиеся государства "в наше время существует огромная степень различий в политических, экономических и социальных органах Формирование, структура и институты государств, в которых существует военачальник. В области политической науки также существуют расхождения во мнениях относительно того, что конкретно составляет военачальники, особенно в контексте исторической обстановки.

Совместная политика военачальников против неуправляемого военачальника

Есть два основных функциональных различия при рассмотрении полевых командиров и их взаимоотношений с государством. Первый - это тот, в котором военачальник функционирует в рамках политических рамок посредством определенной степени переговоров с государственным режимом, так что военачальник, иногда индивидуально, а иногда в коалиции с другими полевыми командирами, действует с явного согласия или, по крайней мере, согласно с режимом. Это можно рассматривать как «кооперативную политику военачальников». Во втором случае полевой командир действует независимо от государства и рассматривается как мятежник, повстанец или стратегический политический конкурент режима. Это обычно рассматривается как «неуправляемый военачальник». Военачальники также могут попадать в гибридную категорию, временно присоединяясь к коалиции военачальников в сговоре с режимом или дезертируя по политической целесообразности - переходя от одной парадигмы к другой на основе стратегических интересов.

Военачальники как доминирующий политический порядок в стране. догосударственные общества

Другое важное соображение при классификации полевых командиров проходит через призму истории. Военачальники были широко распространенной доминирующей политической структурой, которая руководила многими обществами мира до тех пор, пока современное государство не стало повсеместным во всем мире. Часто управление военачальниками в досовременной истории государства строилось по линии племен или родства и соответствовало ранним представлениям о «нации ». В колониальных империях полевые командиры выступали как в совместном политическом качестве, так и в качестве лидеров восстаний. В современных государствах присутствие полевых командиров часто рассматривается как индикатор слабости или несостоятельности государства. Американский историк Дэвид Г. Херрманн отмечал: «Военачальники - это стандартное состояние человечества».

Экономика военачальников

Экономист Стергиос Скапердас рассматривает военачальники как стандартную, хотя и неэффективную, возникающую конкурентную экономическую модель. в штатах, где государственная дееспособность невысока, но это изначально превращается в институт, управляющий политическим порядком, который использует насилие или его угрозу, чтобы обеспечить себе доступ к "ренте "- добыча ресурсов. Фактически это может иметь стабилизирующий эффект на регион. В обоих случаях модели присуща неэффективность, поскольку «ресурсы тратятся на непродуктивное вооружение и боевые действия». Однако эта функциональность часто является устойчивой, потому что она не оставляет гражданам другого выбора, кроме как принимать арендную плату в обмен на защиту. Чарльз Тилли, американский политолог и социолог, предположил, что организованная преступность может действовать как средство ведения войны и государственного строительства. Он утверждает, что монополия государства на преступление - в данном случае военачальников - предназначена для того, чтобы получить защиту как от внешних, так и от внутренних политических соперников.

Политолог Джесси Дрисколл использует термин «политика перераспределения», чтобы классифицировать процесс переговоров между полевыми командирами и режимом в штатах, где преобладает кооперативная политика полевых командиров и когда этот торг приводит к соглашениям или неформальным договоренностям относительно извлечения ренты - что может относиться к природным ресурсам, территории, рабочей силе, доходу или привилегиям. В своем исследовании полевых командиров в Грузии и Таджикистане Дрисколл цитирует «земельную реформу, владение и передачу собственности, приватизацию в непрозрачных условиях закрытых торгов, сложные кредитные свопы, закрепленные через браки, отмывание денег, схемы фиксирования цен и взяточничество ", как основные источники обмена в политике перераспределения.

Понимание военачальников в контексте европейского феодализма

Известный теоретик Макс Вебер предположил, что классический феодализм в Европе до современного состояния был примером военачальника, поскольку государственный режим был не в состоянии «осуществлять монополию на применение силы на своей территории» и монарх полагался на приверженность лояльных рыцарей и другой знати, чтобы мобилизовать свои частные армии в поддержку короны для конкретных военных кампаний. Как отмечал французский философ Алексис де Токвиль и политологи, такие как Э. Дж. Хобсбаум и Теда Скочпол наблюдали в своем анализе Ancien Régime, Французской революции и демократизации в Европе, это обязательство зависело от переговорного процесса, в котором король или королева должны были гарантировать дополнительную территорию, доход, статус или другие привилегии, а это означало, что эти ранние европейские государства были слабыми, а отношения между короной и феодалами составляли форму взаимозависимого военачальника. известная как кооперативная политика военачальников.

При феодальной системе Европы знать - будь то феодалы, рыцари, принцы или бароны - были военачальниками в том смысле, что они служили региональными лидерами, которые осуществляли военный, экономический и политический контроль над субнациональными территориями и содержали частные армии для поддерживать этот статус. В то время как их политическая власть по осуществлению общественного порядка, благосостояния и региональной защиты на своей территории была получена из наследственных прав или указов монарха, их военная мощь давала им независимость и силу для ведения переговоров о привилегиях. Если феодал или другой дворянин откажется от поддержки короля, либо в восстании, либо в союзе с конкурирующим королевством, этот феодал или дворянин теперь приписывают политическому порядку неуправляемый военачальник.

Военачальники в современном мире

В рамках политологии растет количество исследований и анализов военачальников, появившихся в слабых государствах, получивших независимость в результате краха империи. Государства-полководцы непропорционально сконцентрированы в двух регионах - бывших европейских колониях в Африке и бывших советских республиках Евразии.

Совместная политика полевых командиров

В то время как полевые командиры обычно рассматриваются как региональные лидеры, которые угрожают суверенитету государства, есть ряд штатов, где центральное правительство действует в сговоре с полевыми командирами для достижения своей цели осуществления своего суверенитета над регионами, которые иначе вышли бы из-под его контроля. В таких децентрализованных государствах, особенно в тех, где вооруженные группы бросают вызов национальному суверенитету, полевые командиры могут служить полезными союзниками центрального правительства, которое не может установить монополию на применение силы внутри своих национальная территория.

Филиппины

Как задокументировал политолог д-р Ариэль Эрнандес, одним из примеров являются Филиппины, где сменяли друг друга президентские администрации - по крайней мере, с Фердинанда Маркоса обеспечили власть в 1965 году - «предоставили право на насилие региональным военачальникам», чтобы противостоять набегам коммунистических повстанцев, исламских повстанцев и организованных преступных группировок. Это привело к формированию по крайней мере 93 «партизанских вооруженных групп», вооруженных ополченцев, лояльных региональным военачальникам, которые в обмен на их лояльность и готовность использовать свои частные армии для подавления угроз со стороны этих оппозиционных группировок получают определенную степень автономия в определенных регионах, исключительное право на применение насилия и право «извлекать выгоду из« экономики насилия », которую они устанавливают в своих регионах».

Афганистан

Военачальники в Афганистане - еще одном государстве, где центральное правительство не в состоянии расширить политический, военный или бюрократический контроль над большими участками территорий за пределами столицы - временами действует совместно в рамках государства. Полевые командиры с их установленными ополченцами могут поддерживать монополию на насилие на определенных территориях. Они образуют коалиции с конкурирующими полевыми командирами и местными лидерами племен, чтобы бросить вызов центральному правительству, и часто государство будет торговаться, чтобы получить доступ к ресурсам или «ренту », лояльность полководца и мир в регионе.

В обмен на мирное сосуществование коалициям военачальников предоставляется особый статус и привилегии, включая право поддерживать де-факто политическое правление на согласованной территории, применять силу для сохранения своих монополия на насилие и извлечение ренты и ресурсов. «Ограничивая доступ к этим привилегиям, члены доминирующей коалиции военачальников создают убедительные стимулы для сотрудничества, а не воевать между собой».

В случае с Афганистаном переговоры между государством и военачальником иногда выходят за рамки этих неформальных договоренностей и возвышается до статуса политического клиентелизма, при котором полевые командиры назначаются на официальные правительственные должности, такие как региональные губернаторы; титул, который обеспечивает им политическую легитимность. Было показано, что на этапе переговоров между государством и военачальником у полевых командиров в Афганистане есть высокая мотивация для продолжения войны, чтобы создать политическую нестабильность, разоблачить слабость центрального государства, вызвать региональную критику в адрес правительства и продолжить экономическое извлечение.

Постсоветские республики

В своем исследовании полевых командиров в Грузии и Таджикистане политолог Джесси Дрисколл подчеркивает, как распад Советского Союза ускорили регистрацию воинственных, стремящихся к независимости националистических движений в республиках, особенно в регионах Центральной Азии и Кавказа, что привело к вооруженным конфликтам и гражданским война. Многие влиятельные полевые командиры ранее служили в советских вооруженных силах, полицейских подразделениях или разведывательных службах и имели опыт работы в высокоорганизованной бюрократии. Эти полевые командиры сформировали хорошо структурированные ополчения, которые не только установили политический и экономический контроль над территориями, но и институционализировали бюрократию, чтобы установить и поддерживать свою монополию на насилие и ренту и «стимулировать поведение граждан в определенном географическом пространстве». Дрисколл назвал это военачальником «Политика коалиции ополченцев». Перемирие было достигнуто без разоружения ополченцев; вместо этого коалиции военачальников достигли ненасильственного «порядка, производящего равновесие», и в конечном итоге договорились о том, что дружественное к военачальникам гражданское лицо возьмет на себя обязанности главы государства, чтобы продемонстрировать легитимность как суверена состояние остальному миру. Это сделало Грузию и Таджикистан государствами, имеющими право на получение международной помощи, которая впоследствии стала основным источником «ренты » для полевых командиров, предоставляя им ресурсы для увеличения своей власти и влияния. над этими обществами. Как заметил Дрисколл, «полевые командиры сговорились создать государство».

Неуправляемый военачальник, или полевые командиры как «постоянные бандиты»

Одна политическая теория, впервые разработанная американским экономистом Манкуром Олсоном, утверждает, что полевые командиры могут действовать как постоянные бандиты. В некоторых африканских государствах политика военачальников может быть результатом богатых на пожертвования извлекаемых ресурсов. В некоторых странах, в том числе в Либерии и Сьерра-Леоне, есть постоянные бандиты, которые используют добычу таких ресурсов, как алмазы, кобальт и древесина («ресурсы конфликта »), чтобы усилить свою политическую власть. Они часто отстаивают свое право на эти ресурсы, утверждая, что защищают людей. Эти полевые командиры или постоянные бандиты часто вступают в партнерские отношения с послушными иностранными фирмами и создают симбиотические отношения, чтобы обеспечить большую власть полевым командирам и источник богатства для внешних фирм. Результатом является политическая система, в которой доминирующая коалиция полевых командиров лишает и распределяет ценные активы в обмен на бюрократические услуги и безопасность иностранных фирм.

Стационарные бандиты могут накапливать власть благодаря своим экономическим связям с иностранными фирмами. Часто полевые командиры применяют насилие в конкретном регионе, чтобы получить контроль. Получив контроль, эти полевые командиры могут экспроприировать собственность или ресурсы у людей и земли и перераспределить богатства в обмен на денежное выражение. Когда люди живут в определенном регионе, где доминирует полевой командир, они могут выбрать бежать или жить в рамках политической структуры, созданной полевыми командирами. Если полевые командиры обеспечат защиту от внешних угроз насилия, люди, скорее всего, останутся и продолжат жить и работать в этом регионе, даже если их вымогают. Компромисс становится защитой для добычи, и эта политическая структура является общей для периферийных регионов стран, в которых нет сильного центрального правительства.

Современные примеры полевых командиров

Афганистан

Современный Афганистан - многонациональная, многоязычная страна, населенная отдельными и часто конкурирующими племенными сообществами, а его национальные границы были определены только после Равалпинди 1919 года, подписанный между Соединенным Королевством и Эмиратом Афганистан. В течение короткого времени Афганистан был демократическим государством до переворота 1973 года, который привел к апрельской революции 1978 года.

Исторически власть в Афганистане была децентрализована, а управление делегировалось местным властям. этническое племенное руководство. Вожди племен часто выступают в качестве местных военачальников, представляя либо племенную конфедерацию, либо группу племенного родства, либо меньшую племенную группу, и от них ожидается обеспечение безопасности, справедливости и социальных services их соответствующим "округам". В Афганистане четыре доминирующих этнических племени (пуштуны, таджики, хазарейцы и узбеки ), а также ряд пропорционально меньшие племена. Пуштуны - самое крупное и доминирующее этническое племя в стране, название которого переводится как «Страна пуштунов».

Линия Дюранда, которая образует границу между современными Пакистан и Афганистан оказались источником раздора в Афганистане и источником проблем для племенных властей Афганистана. Линия, которая была согласована между британским дипломатом и государственным служащим Мортимером Дюраном и афганским эмиром Абдур Хан, была политической границей, проведенной в 1893 году, которая четко обозначила и разграничила граница между Афганистаном и британской властью. Афганистан в одностороннем порядке оспаривает законность границы. Пуштуны - видная этническая группа в Восточном Афганистане и Западном Пакистане, и линия Дюрана служила для разделения их традиционной родины между двумя национальными государствами. Раздел их племенных земель рассматривается лидерами пуштунов как угроза их господству в Афганистане, обнадеживающая соперничающие этнические племена и спровоцировавшая трансграничную напряженность между Афганистаном и Пакистаном. Имея значительное политическое, экономическое и социальное влияние на Афганистан, интервенция Советского Союза (1979–89), Гражданская война в Афганистане (1989–96), Талибан Режим (1996–2001) и вторжение Соединенных Штатов и оккупация (2001 – настоящее время) не повлияли заметно на примат авторитета этнических племен и, следовательно, на власть и влияние полевых командиров в управлении афганским обществом. Хотя Соединенные Штаты и их союзники по коалиции затратили значительное количество времени, усилий и ресурсов, пытаясь спровоцировать централизацию правительства и консолидацию власти в государстве с центром власти в Кабуле, племенные полевые командиры продолжают сохранять политическое влияние и власть по всей стране за пределами Кабула.

Хотя большинство полевых командиров наделено властью через традиционные племенные обычаи, некоторые занимают официальные должности в региональном правительстве, но в обоих случаях сотрудничество с центральным правительством остается добровольным и зависит от стимулов. Начиная с 2008 года, когда становилось все более очевидным, что центральное правительство в Кабуле неспособно распространить свою власть и контроль на большую часть страны, военный и дипломатический корпус США начал изучать возможность вовлечения в переговоры этнических племенных полевых командиров, стратегии, которая

Гражданская война в России и чеченские конфликты

Военачальники были широко распространены в России эпохи гражданской войны (1918–22). Многие территории не находились под контролем ни Красного правительства в Петрограде (позже в Москве), ни Белого правительства в Омске и Ростов. Эти территории контролировались полевыми командирами разного политического цвета. казак атаман Семенов владел территориями в Забайкалье, а Кровавый барон Унгерн фон Штернберг недолго был диктатором Монголии. Обратите внимание, что белые генералы, такие как Колчак или Деникин, не считаются полевыми командирами, потому что они создали законное, хотя и беспокойное правительство и военное командование.

Термин «полевой командир» часто использовался, когда российский и чеченский конфликты возобновились в 1990-х годах.

Либерия

Бывший президент Либерии Чарльз Тейлор был обвинен в военачальнике, подделывающем алмаз, который помогал африканским повстанцам кто совершил чудовищные злодеяния против миллионов африканцев. Захватив власть у президента Сэмюэля Доу в результате восстания, Тейлор выиграл выборы в 1997 году. Его критики говорят, что он запугивал и купил себе путь к власти, и как только он получил эту власть, он зарекомендовал себя как один из самых жестоких и кровожадных военачальников в Африке.

Во время своего пребывания в должности Тейлор был обвинен в военных преступлениях и преступлениях против человечности в результате его участия в гражданской войне в Сьерра-Леоне (1991–2002 гг.). Среди его близких друзей были покойный полковник Муаммар Каддафи из Ливии; консервативный бывший правитель Кот-д'Ивуара Феликс Уфуэ-Буаньи ; президент Буркина-Фасо Блез Компаоре ; и множество бизнесменов - местных и иностранных - которые стремились зарабатывать деньги в Либерии и не обращали внимания на неодобрение ООН. Тейлор был задержан поддерживаемым ООН Специальным судом по Сьерра-Леоне в 2006 году после периода принудительной ссылки в Нигерии. В апреле 2012 года он был признан виновным по всем 11 обвинениям, предъявленным Специальным судом, включая террор, убийство и изнасилование. В мае 2012 года он был приговорен к 50 годам тюремного заключения.

Исторические примеры полевых командиров

Китай

Майор Китайские полевые командиры по состоянию на 1925 год

Современные эра полевых командиров в Китае началась с восстания 1911 Учана и Синьхайской революции, когда последняя императорская династия Китая, Цин, распалась и была заменена на Китайская Республика (КР), возглавляемая Юань Шикаем до его смерти в 1916 году. Продолжался период провинциального и местного правления под властью военных, известный как эпоха полководцев. пока Гоминьдан (Гоминьдан; Китайская националистическая партия) не укрепил свою власть над большей частью страны под руководством генералиссимуса Чан Кайши в 1928 году.

Среди видных лидеров называли полевыми командирами были Ян Сишань в провинции Шаньси, Фэн Юйсян и У Пэйфу, имевшие репутацию реформаторов; Чжан Цзуолинь, правивший Маньчжурией до японского вторжения в 1931 г.; и ряд местных военачальников с дурной репутацией, таких как Чжан Цзунчан. Хотя Чан Кай-ши легитимно возвысился до своей роли лидера Гоминьдана, сменив Сунь Ят-сена, и был признан иностранными государствами, некоторые обвиняли Чанга в том, что он военачальник из-за его восхождения военными кампания. Двухлетняя кампания Северной экспедиции (1926–28) не только разбила армию Бэйян, но и свергла правительство Бэйяна. Чан дополнительно завоевал и мобилизовал силы соперничающих военачальников в Войне на Центральных равнинах 1930 года. Эта война по существу положила конец периоду военачальников, несмотря на продолжающуюся автономию нескольких провинций.

Вторжение в Китай японской императорской армии (1936–45) и конфликт между силами, лояльными Гоминьдану, и Народно-освободительной армией (НОАК) привели Мао Цзэдун (1928–49) разделил правление Китая до победы НОАК и основания Китайской Народной Республики в 1949 году.

Монголия

После падения Монгольской империи Монголия была разделена между восточными и западными монголами. Во время распада многие полевые командиры пытались занять трон или управлять ханством совместно ; Однако и раньше во всех частях Монгольской империи были влиятельные лидеры де-факто. Империя и государства, вышедшие из нее, родились и сформировались частично под сильным влиянием бродячих бандитов. Эти военачальники, такие как Чингисхан и его непосредственные преемники, завоевали почти всю Азию и европейскую часть России и послали армии до Центральной Европы и Юго-Восточной Азии. Бродячие бандиты, вопреки концепции стационарных бандитов, предложенной Манкуром Олсоном, перемещаются из региона в регион и остаются мобильными. Военачальники в Монголии могли быть охарактеризованы этим титулом из-за отсутствия у Монгольской империи определенных границ и последовательного расширения и завоеваний в течение 13 и 14 веков.

Вьетнам

Война Двенадцати полководцев была периодом 966–1968 годов, характеризовавшимся хаосом и гражданской войной. Причина, по которой этот период получил название «Война Двенадцати Полководцев», или Анархия 12 Полководцев, заключается в борьбе за власть после незаконного престолонаследия Дун Там Кха после смерти Нго Куён. Следующие два года ознаменовались восстанием местных полевых командиров, чтобы захватить власть в своих местных органах власти и бросить вызов суду Dương. В результате страна разделилась на 12 регионов, каждый из которых возглавлял полевой командир. Это привело к конфликтам и войнам между региональными военачальниками, которые все стремились расширить свою территорию и усилить свою власть.

Европа

Военачальники в Европе обычно связаны с различными наемниками компании и их руководители, которые часто де-факто были у власти в регионах, где они проживали. Такие свободные компании возникли бы в ситуации, когда признанная центральная власть рухнула, например, в Великое Междуцарствие в Германии (1254–78) или во Франции во время Столетней войны после битвы при Пуатье ; и в Королевстве Шотландия во время Войн за независимость Шотландии.

Свободная компания капитаны наемников, такие как сэр Джон Хоквуд, Роджер де Флор из Catalan Company или Хью Калвели, могли считаться полевыми командирами. Несколько кондотьеров в Италии также могут быть классифицированы как полевые командиры. Иго Галес Галама был известным фризским военачальником, как и его двоюродный брат Пьер Герлофс Дония, который был лидером Arumer Zwarte Hoop.

Имперские главнокомандующие во время правления императора Священной Римской империи Максимилиан I действительно носили титул, прямой перевод был «военачальником», но они не были военачальниками в смысл слова сегодня. Других полевых командиров можно было найти на Британских островах в период Средневековья и вплоть до Раннего Нового времени ; К таким примерам относятся Брайан Бору из Ирландии и Гутрам из Данеллоу, который был командующим Великой языческой армией и почти завоевал все Англии, Альфред из англосаксонской Англии, первый человек, объединивший англосаксонские королевства Европы, хотя это не будет завершено до Правление Эдуарда Старшего, в котором он завоевал последние остатки Данелая.

Другие примеры

Другие страны и территории с полевыми командирами включают Ирак, Бирму (Штат Ва ), Россия (Чечня ), Демократическая Республика Конго, Ливия, Судан, Сомали, Филиппины, Пакистан (пуштуны территории племен ), Сирия и Таджикистан (Горный Бадахшан). Другие области включают восточную часть Украины, Ливан, Южный Судан, Мексику и Колумбию. Среди известных полевых командиров Ашока, Аттила, Халид ибн аль-Валид, Махмуд Газни, Саладин, Чингисхан, Тимур (Тамерлан) и Аурангзеб.

См. Также

Примечания

Литература

Дополнительная литература

  • Лежнев, Саша. Создание мира: стратегии борьбы с полевыми командирами в рушащихся государствах. Плимут 2005, ISBN 978-0-7391-1765-1.
Последняя правка сделана 2021-06-20 08:29:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте