РТ-23 | |
---|---|
Трехвагонный автономный пусковой модуль БЖРК | |
Тип | МБР |
Место происхождения | СССР |
История эксплуатации | |
В эксплуатации | 1987–2005 |
История производства | |
Производитель | КБ Южное |
Технические характеристики | |
Масса | 104 500 кг (230 400 фунтов) |
Длина | 23,40 м (76,8 фута) |
Диаметр | 2,41 м (7 футов 11 дюймов) |
Боевая часть | 10 × 550 kt МИРВ |
Двигатель | Первая ступень: 15D305,. Вторая ступень: 15D339. 15D305: 3,040 kN,. 15D339: 1470 кН |
Топливо | Твердое топливо |
Рабочий диапазон. | 10 000–11 000 км (6 200–6 800 миль) |
Система наведения. | Инерционный, автономный |
Точность | 150-500 м |
Стартовая. платформа | Вагон TEL или силос |
РТ-23 Молодец (русский : РТ-23 УТТХ «Мо́лодец», букв. «Храбрый человек» или «молодец»; отчетное название НАТО : SS -24 Скальпель ) была межконтинентальной баллистической ракетой холодного старта, трехступенчатой , твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой, разработанной и произведенной до 1991 года компанией Конструкторское бюро Южное в Днепр, Украина (тогда входило в Советский Союз ). Он выпускался в вариантах шахтного и рельсового и имел на вооружении 10 боеголовок РМВ (индекс ГРАУ : 15Ф444) из 550 единиц. тыс. Тонн доходность. Все ракеты были списаны к 2005 году в соответствии с START II.
Ракетно-рельсовый ракетный комплекс - или БЖРК (рус. : БЖРК, Боевой Железнодорожный Ракетный комплекс, лит. «Боевой рельсовый ракетный комплекс») - разработали братья Владимир и Алексей Уткин на должности главного инженера в КБ «Южное» и Конструкторское бюро специального машиностроения соответственно. Это стало кульминацией крупных советских усилий по разработке твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты с несколькими режимами базирования, которая была начата в 1969 году. В дополнение к шахтной и рельсовой версиям, дорожная мобильная версия была рассмотрена, но в конечном итоге отклонена. Новая ракета должна была заменить старые жидкотопливные УР-100Н, которые были полностью шахтными. Его американским аналогом был Миротворец Железнодорожный Гарнизон, который так и не был развернут.
Ракета испытывалась в 1980-х годах и была развернута в 1987 году. Типичный БЖРК состоял из из трех модифицированных M62- класса локомотивов (обозначенных DM62; внешне не отличался) и семнадцати железнодорожных вагонов: замаскированный бак с дизельным топливом и смазочные материалы резерв, три трехвагонных автономных пусковых модуля (машина систем поддержки пуска, машина с монтируемой пусковой установкой СС-24 и машина пусковой установки командного пункта ), машина полка командно-штабная машина, машина систем связи, основная машина дизель-генератор, вагон-склад с холодильниками и цистернами для воды, вагон-ресторан и два отдельных жилых купе для офицеров и рядовых. Все вагоны были замаскированы либо под фургоны-рефрижераторы, либо под легковые вагоны. Головным локомотивом управляли три офицера Железнодорожных войск, хорошо знавших маршрут патрулирования, а двумя другими управляли рядовой. Поезд мог двигаться со скоростью 80–120 км / ч (50–75 миль в час) и запускать ракеты в любой точке маршрута на любой советской железнодорожной линии, что стало возможным благодаря внедрению специальный механизм замыкания и отклонения ВЛ (русский : ЗОКС). Вскоре после выброса пороховым аккумулятором на высоте 20–30 м ракета наклоняется так, чтобы выхлоп первой ступени не повредил или не опрокинул пусковую установку вагона, а затем воспламенит ракету. первая ступень двигатель. Ракета рельсового базирования включала надувной носовой обтекатель в качестве средства уменьшения длины для размещения в вагоне-рефрижераторе, в то время как вариант шахтного базирования был оснащен более прочным складывающимся носовым обтекателем, поскольку ожидалось, что он сможет работать в гораздо более жестких условиях превентивного ядерного удара. Чтобы предотвратить повреждение железнодорожных путей из-за большого веса стартовой тележки с ракетой (>200 тонн), для пусковых модулей была разработана специальная трехвагонная система сцепки с учетом равномерного веса. распределение между соседними машинами. Ракетный поезд мог работать автономно до 28 дней.
Для оценки последствий ближайшего ядерного взрыва на ракетный комплекс 27 февраля 1991, в Плесецке, был проведен эксперимент «Сдвиг» (рус. : Сдвиг, букв. «Смена »), в результате которого была проведена стопка 100 000 ТМ-57 противотанковая мина была подорвана мощностью 1000 тонн тротила на расстоянии 850 и 450 метров от двух отдельных групп пуска и пуска вагонов. командные модули. Эксперимент показал, что, несмотря на умеренные повреждения вагонов, комплексы все еще могли проводить имитационные пуски ракет (компьютерная система одного из них требовала перезагрузки). Однако уровень акустического давления в командных модулях «превысил 150 дБ » и «привел бы к 20-минутной потере слуха » для персонал. До этого, в 1988 г., на Семипалатинском полигоне рельсовый комплекс принимал участие в соревнованиях «Сияние» и «Гроза». "(рус. : Гроза, букв." Гроза ") эксперименты, предназначенные для оценки его ЭМИ и эффективности защиты от молнии.
Согласно Министерство обороны США, по состоянию на сентябрь 1991 года производство РТ-23 закончилось, и было развернуто около 90 ракет. Ее производственные мощности находились на Украине, а после распада Советского Союза в 1991 году производство ракеты было остановлено. 46 ракет шахтного базирования, размещенных на Украине, были дезактивированы к середине 1996 года и помещены на хранение в ожидании решения о возможном методе утилизации, а их боеголовки были отправлены в Россию для утилизации. В 1998–2001 годах все украинские ракеты РТ-23 были демонтированы и 45 из 46 шахт РТ-23 взорвались, одна из них оставлена нетронутой для выставочных целей. К апрелю 1997 года на вооружении Ракетных войск стратегического назначения оставалось 46 ракет (10 шахтных и 36 железнодорожных). Остальные 10 ракет шахтного базирования в России были дезактивированы и отправлены на демонтаж в 2001 году, а их шахты были модифицированы под комплексы Тополь-М. После 2000 г. постепенно снимались с вооружения и ракеты рельсового базирования, а оставшиеся 15 сняты с вооружения в августе 2005 г. В том же году Николай Соловцов, тогдашний командующий Ракетными войсками стратегического назначения, официально объявил о выходе на пенсию. рельсовый комплекс РТ-23. Последняя МБР РТ-23 в России была ликвидирована в апреле 2008 года.
Ее преемник, БЖРК Баргузин, по сообщениям, находился в разработке для РВСН, но в 2017 году он было объявлено, что проект был заморожен из-за недостаточного финансирования.
DIA | ||||
PL-04 (индекс НИОКР) | Mod 0 | Mod 2 | Mod 1 | |
NATO | ||||
Двусторонний | RS-22B | RS-22A | РС-22В | |
Сервис | ||||
ГРАУ | 15Ж44 | 15Ж52 | 15Ж60 | 15Ж61 |
КБ | ||||
Утвержден | 23 июля 1976 г. | 1 июня 1979 г. | 9 августа 1983 г. | 9 августа 1983 г. |
Годы НИОКР | январь 1969 г. - март 1977 г. | ноябрь 1982 - 1987 гг. | 1983–1989 | 1983–1989 |
Первые летные испытания | 26 октября 1982 г. Неудача, успех 12/1982 | апрель 1984 г. | 31 июля 1986 г. | 27 февраля 1985 г. |
IOC | Отменено | 19 августа 1988 г. | 12 / 1988 | 12/1987 |
Дата развертывания | Отменено | ноябрь 1987 | 28 ноября 1989 г. | 28 ноября 1989 г. |
Тип Боевая часть | ||||
Боеголовки | ||||
Полезная нагрузка (т) | ||||
Общая длина (м) | 23,3 | 23,4–23,8 | 18,8–23,4 | 23,3 |
Общая длина без боеголовки (м) | 18,8, 19 | 19 | 19 | 19 |
Диаметр ракеты (м) | ||||
Стартовая масса (т) | ||||
Рабочий диапазон (км) | 10,000 | 10,000–11,000 | 10,100-11,000 | 10,100–10,450 |
CEP (м) | ||||
Базовый режим | Силос | Силос | Железная дорога |
РТ-23 БЖРК на Варшавском вокзале. Перемещен в Музей РЖД.
Система распределения веса.
Единственная сохранившаяся шахта РТ-23 в Первомайске.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с РТ-23 Молодец. |