Олдфрит из Нортумбрии

редактировать

Король Нортумбрии
Олдфрит
Король Нортумбрии
Олдфрит Sceat Beast 1.png Символ льва, использованный на монетах Олдфрита
Царствование685–704 / 705
ПредшественникЭкгфрит
ПреемникСпор между Осредом и Эдвульфом
Умер14 декабря 704/705. Дриффилд, Восточный райдинг Йоркшира
КонсортКатбур
ВыпускОсред. Осрик ?. Оффа. Осана ?
ОтецОсвиу
МатьФин

Олдфрит (Ранний современный ирландский : Фланн Фина mac Ossu ; Latin : Aldfrid, Aldfridus; умер 14 декабря 704 или 705) был королем Нортумбрии с 685 до своей смерти. Ранние писатели, такие как Беде, Алкуин и Стивен Рипонский, описывают его как человека большой образованности. Некоторые из его работ и письма к нему сохранились. Его правление было относительно мирным, омраченным только спорами с епископом Уилфридом, важной фигурой в ранней нортумбрийской церкви.

Олдфрит родился в неизвестную дату от Освиу из Нортумбрии и ирландской принцессы по имени Фин. Освиу позже стал королем Нортумбрии; он умер в 670 году, и ему наследовал его сын Экгфрит. Олдфрит получил образование в церкви и стал ученым. Однако в 685 году, когда Экгфрит был убит в битве при Нехтансмире, Олдфрит был отозван в Нортумбрию, якобы с Гебридского острова Иона, и стал королем.

В своем отчете о правлении Олдфрита в начале 8-го века Бед заявляет, что он «умело восстановил разбитые состояния королевства, хотя и в меньших границах». В его правление были созданы произведения гиберно-саксонского искусства, такие как Евангелие Линдисфарна и Кодекс Амиатинус, и часто считается началом Золотой век Нортумбрии.

Содержание
  • 1 Предпосылки и вступление в должность
  • 2 Нортумбрия Олдфрита
  • 3 Отношения с церковью
  • 4 Золотой век Нортумбрии
  • 5 Наследники, смерть и наследование
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Предыстория и присоединение

К 600 году большая часть территории современной Англии была завоевана захватчиками с континента, включая Углы, саксы и юты. Берниция и Дейра, два англосаксонских королевства на севере Англии, впервые были объединены под одним правителем примерно в 605 году, когда Этельфрит царь Берникии распространил свое правление на Дейру. В течение 7-го века двумя королевствами иногда управлял один король, а иногда и раздельно. Объединенное королевство стало известно как королевство Нортумбрия : оно простиралось от реки Хамбер на юге до реки Форт на севере.

Ирландия. во времена Олдфрита

В 616 году Этельфриту наследовал Эдвин Нортумбрийский, дейран. Эдвин изгнал сыновей Этельфрита, в том числе Освальда и Освиу из Нортумбрии. Оба провели изгнание в Даль Риата, королевстве, охватывающем части северо-восточной Ирландии и западной Шотландии. Освиу был ребенком, когда он приехал к Дал Риате, и вырос в ирландской среде. Он свободно говорил на древнеирландском языке и, возможно, женился на принцессе из династии Уи Нейл, вероятно Фин, дочери (или, возможно, внучке) Колмана Римида. Олдфрит был ребенком от этого брака, но дата его рождения не указана. Таким образом, он, вероятно, был двоюродным братом или племянником известного ученого Ценна Фаелада мак Айллилы и, возможно, племянником епископа Финанса Линдисфарнского. Ирландское законодательство возложило ответственность за его воспитание на родственника Фина, Сенела неугайна из северной Уи Нейл. Отношения между отцом и матерью Олдфрита не считались законным браком нортумбрийскими церковниками того времени, и он описывается как сын наложницы в ранних источниках.

Освальд и Освиу вернулись. в Нортумбрию после смерти Эдвина в 633 году, и между ними они правили большую часть середины 7 века. Монах и летописец 8-го века Беде перечисляет Освальда и Освиу как обладавших империумом, или господством, над другими англосаксонскими королевствами; в случае Освиу его господство распространилось не только на англосаксов, но и на пиктов, гэлов из Даль Риата, а также на многие темные и безымянные коренные британские королевства в том, что теперь Северо-Западная Англия и южная Шотландия. Господство Освиу закончилось в 658 г. возвышением Вульфхира из Мерсии, но его правление продолжалось до его смерти в 670 г., когда Экгфрит, один из его сыновей от второй жены, Эанфлед, ему на смену. Экгфрит не смог восстановить положение Освиу в Мерсии и южных королевствах, и был побежден братом Вульфхира Этельредом в битве на реке Трент в 679 году.

Экгфрит. в 684 г. послал армию под командованием своего генерала Берхта в Ирландию, где он опустошил равнину Брега, разрушая церкви и взяв заложников. Рейд мог быть направлен на то, чтобы лишить поддержки любые притязания Олдфрита на трон, хотя возможны и другие мотивы.

Сошествие Олдфрита. Короли, выделенные курсивом, правили Нортумбрией, Берницией или Дейрой. Диапазоны дат указаны для правлений.

Два брака Экгфрита - первый со святой девой Этельтрит (Сент-Одри), второй - с Эрменбургом - не принесли детей. У него было два полных брата: Альфрит, который не упоминается после 664 года, и Эльфвин, погибший в битве на Тренте в 679 году. Следовательно, наследование в Нортумбрии было неясным для за несколько лет до смерти Экгфрита. Беда «Жизнь Катберта» рассказывает о разговоре между Катбертом и аббатисой Эльфлед из Уитби, дочерью Освиу, в котором Катберт предвидел смерть Экгфрита. Когда lfflæd спросил о его преемнике, ей сказали, что она будет любить его как брата:

«Но, - сказала она, - я умоляю вас сказать мне, где он может быть найден». Он ответил: «Вы видите это большое и просторное море, которое изобилует островами. Из некоторых из них Богу легко дать человека, чтобы он правил Англией». Поэтому она поняла, что он имел в виду [Олдфрита], который, как говорили, был сыном ее отца, а затем из-за своей любви к литературе был сослан на шотландские острова.

Катберт, который позже считается святой, был троюродным братом Олдфрита (согласно ирландским генеалогиям), что могло быть причиной его предложения стать монархом.

Экгфрит был убит во время кампании против своего двоюродного брата, короля пикты Бридей карта Бели, в битве, известной нортумбрийцам как Нехтансмир, на территории пиктов к северу от залива Ферт-оф-Форт. Беда рассказывает, что в тот день королева Эрменбург и Катберт навещали Карлайла и что Катберт предчувствовал поражение. Смерть Экгфрита угрожала вырваться из-под контроля потомков Этельфрита в Нортумбрии, но ученый Олдфрит стал королем, и троны Бернисии и Дейры остались едиными.

Хотя конкурирующие претенденты на королевское происхождение, должно быть, существовали, не было зарегистрировано сопротивление воцарению Олдфрита. Также высказывалось предположение, что восхождение Олдфрита было облегчено благодаря поддержке Даля Риаты, Уи Нейл и пиктов, все из которых, возможно, предпочли бы зрелое, известное количество Олдфрита, а не неизвестный и более воинственный монарх, такой как Экгфрит или Освиу. Историк Герман Мойсл, например, писал, что «Олдфрит был на Ионе в год, предшествующий битве [при Нехтансмире]; сразу после этого он был королем Нортумбрии. Совершенно очевидно, что он, должно быть, был назначен пиктиш-Далем. Риатанский альянс ». Впоследствии битва между нортумбрийцами и пиктами, в которой был убит Берт, записана Бедом и ирландскими анналами в 697 или 698 годах. В целом, Олдфрит, похоже, отказался от попыток своих предшественников доминировать над соседями Нортумбрии.

Нортумбрия Олдфрита
Британские острова в конце седьмого века

Беда, перефразируя Вергилий, писал, что после смерти Экгфрита «надежды и силы английского королевства начали« колебаться и отступать ». нижний '". Нортумбрийцы так и не вернули себе господство в центральной Британии, утраченной в 679 году, или в северной Британии, утраченной в 685 году. Тем не менее, Нортумбрия оставалась одним из самых могущественных штатов Британии и Ирландии вплоть до эпохи викингов.

Олдфрит управлял Берницией и Дейра на протяжении всего его правления, но эти две части оставались отдельными и снова были разделены викингами в конце 9 века. Центр Берниции находился в районе более поздней англо-шотландской границы, с Линдисфарном, Хексхэмом, Бамбургом и Йаверинг - важные религиозные и королевские центры. Даже после смерти Экгфрита Бернисия включала большую часть современной юго-восточной Шотландии с предполагаемым королевским центром в Данбар и религиозными центрами в Колдингеме и Мелроуз. Детали раннего средневековья на северо-западе Англии и юго-западе Шотландии более неясны, но епископ Уитхорна известен вскоре после правления Олдфрита. Йорк, Каттерик, Рипон и Уитби, по-видимому, были важными местами в Дейре.

южная граница Нортумбрии с Мерсией протекала через Англию, от Хамбер на востоке, после реки Уз и реки Дон, до Мерси в Запад. Некоторые археологические находки, дамба Римский Риг, недалеко от современного Шеффилда, по-видимому, показывают, что это была защищенная граница с большими земляными валами, отступившими от границы. Нико Дитч, к югу от современного Манчестера, упоминался в этом контексте, хотя также утверждалось, что это был просто пограничный знак без укреплений. На крайнем севере свидетельства менее ясны, и похоже, что власть принадлежала подчиненным королям, возможно, включая коренных британских правителей. Семья генерала Экгфрита Берт, возможно, была одной из таких династий подчиненных королей.

Отношения с церковью
Епископства (подчеркнуты), монастыри (выделены курсивом) и другие места на севере центральной части Британских островов в время Олдфрита

Наряду с королем, королевской семьей и главными дворянами, церковь была главной силой в Нортумбрии. Церковники были не только деятелями духовной власти, они были крупными землевладельцами, которые также контролировали торговлю, сосредоточенную в крупных церквях и монастырях в стране без городов и поселков. Епископство Линдисфарна принадлежало Катберту при вступлении Олдфрита; На смену Катберту пришел ирландский образованный Эдберт, который позже станет аббатом Ионы и положит конец пасхальному спору, а затем Эдфрит, создатель Линдисфарнских Евангелий. Епископы Линдисфарна иногда занимали престол Хексхэма, но во время правления Олдфрита его занимал Джон Беверли, ученик и протеже Теодора, архиепископа Кентербери. Епископство Йорка принадлежало Бозе в 685 году. Уилфрид получил престол в 687 году, но был удален в 691 году, когда Боза вернулся в Йорк. Недолговечный престол в Аберкорне, созданный в 681 году для епископа Трумвина, рухнул в период после смерти Экгфрита, и первый известный епископ Уитхорн был назначен в правление короля Кеолвульфа. Важные монастыри существовали в Уитби, где известные аббатисы, как правило, были членами королевской семьи Дейран, в Монквермаус-Ярроу, где Бед был монахом, и в Рипоне.

Олдфрит, похоже, пользовался поддержкой ведущих духовных лиц, в первую очередь его сводной сестры Эльфлед и весьма уважаемого епископа Катберта. Известно, что он получил подтверждение от Альдхельма, позже епископа Шерборна в юго-западном англосаксонском Королевстве Уэссекс.. Альдхельм тоже получил ирландское образование, но в Великобритании, в Малмсбери. Переписка между ними сохранилась, и Альдхельм послал Альдфриту свой трактат по нумерологии числа семь, Epistola ad Acircium. Олдфрит также владел рукописью по космографии, которую (согласно Беде) он купил у аббата Кеолфрита из Монквермаута-Ярроу в обмен на поместье, оцененное в восемь шкур. Олдфрит был близким другом Адомнана, аббата Ионы из 679 г. и, возможно, учился у него. В 680-х годах Олдфрит дважды встречался с Адомнаном, который приходил просить освободить ирландских пленников, взятых в экспедицию Берхта 684 года. Они были освобождены, и Адомнан подарил Альдфриту копию своего трактата De Locis Sanctis (" По святым местам »), описание мест паломничества на Святой Земле, а также в Александрии и Константинополе. Бед сообщает, что Олдфрит распространял труд Адомнана для прочтения.

Беде описал Альдфрита как ученого, и его интерес к обучению отличает его от более ранних англосаксонских королей-воинов, таких как Пенда. Ирландские источники описывают его как sapiens, термин из латинского для мудрого, который относится к ученому, обычно не связанному с определенной церковью. Это подразумевает степень образованности и мудрости, которые побудили историка Питера Хантера Блэра сравнить Олдфрита с платоническим идеалом короля-философа. Беде также дает понять, что церковь во времена Олдфрита была менее подвержена светскому контролю над монастырями, практику, которую он датировал со времени смерти Олдфрита.

Отношения Олдфрита с церковью, однако, не всегда были гладкими. Он унаследовал от Экгфрита сложные отношения с Уилфридом, крупным духовным деятелем того времени. Уилфрид, епископ Йорка, был сослан Экгфритом за его роль в убеждении жены Экгфрита, Этельтрита, оставаться святым безбрачием. В 686 году по настоянию архиепископа Теодора Олдфрит позволил Уилфриду вернуться. Отношения Олдфрита с Уилфридом были бурными; Враждебность между ними была отчасти вызвана верностью Олдфрита кельтской церкви, что было следствием его воспитания в изгнании. Более серьезной причиной раздора было противодействие Уилфрида разделению Теодором в 677 году его огромной нортумбрийской епархии. Когда Уилфрид вернулся из изгнания, примирение с Олдфритом не включало поддержку Олдфритом попыток Уилфрида восстановить свою епископскую власть над всем севером. К 691 или 692 годам их различия уже не подлежали ремонту. Агиограф Уилфрида пишет:

Некоторое время между мудрым королем Олдфритом и нашим святым епископом царит мир, и более счастливое положение дел трудно себе представить. Тогда злоба снова вскипит, и ситуация обратная. И так они продолжались годами, в дружбе друг с другом, пока, наконец, их ссоры не достигли апогея, и король изгнал Уилфрида из Нортумбрии.

Уилфрид провел свое изгнание в Мерсии, где он пользовался стойкой поддержкой короля Этельред. В 702 или 703 годах Олдфрит созвал собор в Остерфилде, на южной границе Нортумбрии, на котором присутствовали Берхтвальд, архиепископ Кентерберийский, и многие епископы.. Вопрос о возвращении Уилфрида в Нортумбрию горячо обсуждался, а затем был отклонен епископами. По словам Стивена из Рипона, король Олдфрит предложил использовать свою армию, чтобы заставить Уилфрида принять это решение, но епископы напомнили ему, что он обещал Уилфриду охранную грамоту. После возвращения в Мерсию Уилфрид был отлучен от своих врагов среди епископов. В ответ он отправился в Рим, где лично обратился к Папе Иоанну VI. Папа послал ему письма к Олдфриту, в которых он приказал вернуть Уилфрида в его офисы. Олдфрит отказался получать письма, а Уилфрид остался в опале.

Золотой век Нортумбрии
Эзра в Кодексе Амиатинус, иллюминированный манускрипт библия создано в Уэрмаус-Джарроу в период правления Олдфрита.

Правление Олдфрита считается началом Золотого века Нортумбрии, который длился до конца 8-го века. Этот период был отмечен расцветом островного искусства в Нортумбрии и появлением Евангелий Линдисфарна, возможно, начатых во времена Олдфрита, стипендии Беды и начала англосаксонской миссии на континент.

Евангелия из Линдисфарна считаются работой Эдфрита Линдисфарнского, епископа Линдисфарна из 698. Они не являются только сохранившиеся нортумбрийские иллюминированные рукописи времен Олдфрита. Также в Линдисфарне в конце 7-го века был писец, известный как «каллиграф Дарема-Эхтернаха», который составил Даремские Евангелия и Эхтернахские Евангелия. Кодекс Амиатинус был произведен компанией Monkwearmouth-Jarrow, изготовленной по приказу аббата Кеолфрида, вероятно, через десять лет после смерти Олдфрита.

Два важных ювелирных изделия. из Нортумбрии в этот период сохранились. Драгоценный камень Рипона, обнаруженный в окрестностях Собора Рипона в 1977 году, трудно датировать, но его величие и местонахождение находки наводят на мысль о связи с епископом Уилфридом, чья богатая мебель церкви в Рипоне зарегистрированы. Наперсный крест епископа Катберта был похоронен вместе с ним во время правления Олдфрита, либо после его смерти в 687 году, либо после его перезахоронения в 698 году, и сейчас он находится в Даремском соборе. Есть несколько сохранившихся архитектурных или монументальных памятников того периода. Бьюкасл-Кросс, Рутвелл-Кросс и, вероятно, датируются одним или двумя поколениями после времен Олдфрита. Эскомбская церковь - наиболее хорошо сохранившаяся нортумбрийская церковь период, относящийся к концу 7 века. Разрушенная часовня в Хейшем, с видом на залив Моркамб, может быть датирована несколько позже.

Серебряная монета Олдфрита из Нортумбрии (686–705). ОБВЕРСИЯ: + AldFRIdUS, гранула в кольце; НАЗАД: Лев с раздвоенным хвостом стоит слева.

Считается, что чеканка монет Нортумбрии началась во время правления Олдфрита. Появились ранние серебряные монеты, известные как sceattas, которые заменили непрактичную золотую thrymsa в качестве средства обмена. В исключительных случаях для этого периода монеты Олдфрита носят его имя, а не имя торговца, ирландским унциальным шрифтом. На большинстве изображен лев с поднятым хвостом.

Наследники, смерть и преемственность

Олдфрит был женат на Катбурге, сестре короля Ине Уэссекской ; Таким образом, брак соединил Олдфрита с одним из самых могущественных королей англосаксонской Англии. Англосаксонские хроники записывают, что Олдфрит и Катбур отделились, и Катбур основал аббатство в Уимборн-Минстер, где она была аббатисой. По крайней мере, два сына родились у Олдфрита, но неизвестно, был ли Катбур их матерью. Осред, родившийся около 696 или 697 годов, унаследовал трон после гражданской войны, последовавшей за смертью Олдфрита. Мало что известно об Оффе, который, как предполагается, был убит после того, как его забрали из Линдисфарна в 750 году по приказу короля Эдберта Нортумбрийского. Осрик, который позже был королем, мог быть был сыном Олдфрита или, альтернативно, сыном сводного брата Олдфрита Альфрита. Открытие в 13 веке гробницы, предположительно принадлежавшей святому Осане, привело к предположению, что Осана была дочерью Олдфрита, хотя эта точка зрения не получила широкого распространения среди современных историков.

Сообщалось, что Олдфрит был болен в течение некоторого времени перед своей смертью, умер 14 декабря 704 или 705 года. Англосаксонские хроники добавляют, что он умер в Дриффилде в Восточном райдинге Йоркшира. Правопреемство оспаривалось Идвульфом, первоначально поддержанным епископом Уилфридом, и сторонниками маленького сына Олдфрита Осреда, очевидно во главе с родственником Берхта Бертфрит.

Сообщения о смерти Олдфрита в ирландском летописи называют его Алдфритом, сыном Освиу, но некоторые из них более поздние писцы прикрывают именем Фланн Фина мак Оссу. Сохранился сборник литературы мудрости, приписываемой Фланн Фине, Briathra Flainn Fhina Maic Ossu, хотя текст не является современником Олдфрита, как в среднеирландском, форме Ирландский язык не использовался до 10 века.

Обучение заслуживает уважения..

Интеллект преодолевает ярость.. Истина должна поддерживаться.. Ложь должна быть осуждена.. Беззаконие должно быть исправлено.. Ссора заслуживает посредничества.. Следует отвергнуть скупость.. Высокомерие заслуживает забвения..

Добро должно быть превознесено.

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки

Король Нортумбрии 7-го и 8-го веков
Последняя правка сделана 2021-06-10 16:20:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте