В Юте ( / dʒ ˙U т s / ), Iuti или Iutæ ( Danish : Jyde, Старые Английский : Ēotas) была одним из северных племен, осевших в Великобритании после вылета из римлян. Согласно Беде, они были одной из трех самых могущественных германских наций, наряду с англами и саксами.
Считается, что юты произошли с одноименного полуострова Ютландия (тогда на латыни называемого Иутум) и части побережья Северной Фризии, состоящего из материковой части современной Дании и регионов Южный Шлезвиг и Северная Фризия современной Германии.
Юты вторглись и поселились на юге Великобритании в конце 4-го века в период миграции, как часть более широкой волны германских поселений в Британии. Предполагается, что юты распространились на Савонию, Финляндия, поскольку финская фамилия Юутилайнен (англ. Juutila), происходящая от слова «юутти», относится к ютам.
В период после римской оккупации и до норманнского завоевания в Англию прибыли люди германского происхождения. Англосаксонская хроника обеспечивает то, что историки считают фундаментными легендами для англо-саксонского урегулирования.
Англосаксонские хроники описывают, как братья Хенгист и Хорса в 449 году были приглашены Вортигерном в субримскую Британию для помощи своим войскам в борьбе с пиктами. Они высадились в Виппидсфлите ( Эббсфлит ) и продолжали побеждать пиктов, где бы они ни сражались с ними. Хенгист и Хорса отправили сообщение домой в Германию с просьбой о помощи. Их просьба была удовлетворена, и пришла поддержка. После этого в Британию прибыло больше людей из «трех держав Германии: старых саксов, англов и ютов». Саксы заселили Эссекс, Сассекс и Уэссекс ; Юуты Кент, остров Уайт и Хэмпшир ; и англы Восточной Англии, Мерсии и Нортумбрии (покинувшие свою исконную родину, Ангел ).
Англосаксонской хроники также перечисляет Wihtgar и Stuf в качестве основателей Wihtwara (остров Уайт) и человеком по имени порта и его двух сыновей Bieda и Maeglaof в качестве основателей Meonwara (южный Гемпшир). В 686 г. Беда сообщает нам, что Ютиш-Хэмпшир простирался до западной окраины Нью-Фореста ; однако, по всей видимости, сюда входит еще один ютский народ, итены, и нет уверенности в том, что эти две территории образовывали непрерывный прибрежный блок.
В своей Церковной истории английского народа, Беда сказала, что:
Прибывшие были из трех самых могущественных наций Германии - саксов, англов и ютов. От ютов произошли жители Кента и острова Уайт, а также жители провинции западных саксов, которые до сих пор называются джутами и сидят напротив острова Уайт.
- Беде 1910, 1.15У Ютского королевства в Хэмпшире, которое описывает Беде, есть различные топонимы, которые идентифицируют эти места как Ютские. К ним относятся Бишопсток ( Ytingstoc) и Меонская долина ( Ytedene).
До VII века не хватало современных письменных материалов о прибытии англосаксов. Большинство существующих материалов было написано через несколько сотен лет после событий. Более ранние даты начала заселения, указанные в англосаксонских хрониках, не подтверждаются археологией. Из-за отсутствия письменной истории до VII века историкам было сложно составить окончательную историю. Одна из гипотез, альтернативных легенде об основании, основанная на археологии, предполагает, что, поскольку ранее заселенные участки на фризском и северогерманском побережьях стали непригодными для проживания в результате наводнения, произошла массовая миграция семей и общин в Великобританию. Британцы предоставили беженцам землю в обмен на мирное сосуществование и военное сотрудничество.
Во втором или третьем веке в кораблестроении использовались железные крепления вместо старых сшитых креплений, которые скрепляли доски, построенные на полуострове Ютландия. Это позволило им построить более сильные морские суда. Суда, идущие из Ютландии в Великобританию, вероятно, прошли бы вдоль прибрежных районов Нижней Саксонии и Нидерландов, прежде чем пересечь пролив. Это произошло потому, что навигационная техника того времени требовала, чтобы корабль пришвартовался на ночь. Морская археология предполагает, что мигрирующие корабли укрывались в устьях различных рек на пути следования. Были найдены артефакты и части кораблей того периода, подтверждающие эту теорию. Вполне вероятно, что юты первоначально населяли Кент, а оттуда они заняли остров Уайт в южном Гемпшире, а также, возможно, территорию вокруг Гастингса в Восточном Суссексе ( Хестингас ).
В Кенте Хлотхере правил с 673/4 г. Он, должно быть, вступил в конфликт с Мерсией, потому что в 676 году король Мерсии Этельред вторгся в Кент и, согласно Беде :
В год воплощения нашего Господа 676, когда Этельред, король Мерсии, разорил Кент с помощью мощной армии и осквернил церкви и монастыри, невзирая на религию и страх перед Богом, он среди прочих разрушил город Рочестер.
- Беде 1910, 1.15В 681 году Вульфхер из Мерсии продвинулся в южный Гэмпшир и на остров Уайт. Вскоре после этого он отдал остров Уайт и Меонвару Этельвилу Сассекскому.
В Кенте Эдрик какое-то время был соправителем вместе со своим дядей Хлотхэром, на их имена издавался свод законов. В конце концов, Эдрик восстал против своего дяди и примерно в 685 году с помощью южносаксонской армии смог убить Хлотхере и заменить его на посту правителя Кента.
В 680-х годах Королевство Уэссекс было на подъеме, союз между южными саксами и мерсийцами и их контроль над южной Англией оказал давление на западных саксов. Их король Каэдвалла, вероятно, обеспокоенный влиянием Мерсии и Южных саксов в Южной Англии, завоевал земли южных саксов и захватил ютские районы в Хэмпшире и на острове Уайт. Беде описывает, как Каэдвалла жестоко подавлял южных саксов и пытался вырезать ютов на острове Уайт и заменить их людьми из «своей собственной провинции», но утверждал, что не смог этого сделать, и джуты оставались большинством на острове..
"ПОСЛЕ того, как Коэдвалла завладел королевством Гевисса, он также взял остров Уайт, который до того был полностью отдан идолопоклонству, и посредством жестокой резни попытался уничтожить всех его жителей и поставить вместо них людей из своей провинции.. "
- Беде 1910, 4.16Каэдвалла убил Аруальда, короля острова Уайт. Два младших брата Аруальда, которые были наследниками престола, сбежали с острова, но были выслежены и найдены в Стоунхэме, Хэмпшир. Они были убиты по приказу Кодваллы. В то время остров Уайт находился под постоянным контролем Западных Саксон, а Меонвара была интегрирована в Уэссекс. Каэдвалла также вторгся в Кент и назначил лидером своего брата Мула. Однако это было незадолго до того, как Мул и еще двенадцать были сожжены кентишменами. После того, как Каэдвалла была заменена Ине из Уэссекса, Кент согласился выплатить Уэссексу компенсацию за смерть Мула, но они сохранили свою независимость.
Когда было основано ютское королевство Кент, примерно в середине 5-го века, римские обычаи и влияние, должно быть, все еще имели сильное присутствие. Римское поселение Durovernum Cantiacorum стало Кентербери. Жители Кента были описаны как Cantawara, германизированная форма латинского Cantiaci.
Хотя не все историки принимают схему Беды по заселению Британии в английские, ютские и саксонские районы как совершенно точную, археологические свидетельства указывают на то, что народы западного Кента в культурном отношении отличались от народов востока Кента. Западный Кент, разделяющий «саксонские» характеристики своих соседей, находится на юго-востоке Англии. Броши и брактеаты, найденные в восточном Кенте, на острове Уайт и южном Гемпшире, с середины пятого до конца шестого века демонстрировали сильное влияние франков и Северного моря по сравнению с северогерманскими стилями, найденными в других местах англосаксонской Англии. Ведется дискуссия о том, кто создал украшения (найденные на археологических раскопках Кента). Предложения включают ремесленников, прошедших обучение в римских мастерских северной Галлии или Рейнской области. Также возможно, что эти мастера развивали свой собственный индивидуальный стиль. К концу 6 века инвентарь указывает на то, что западный Кент перенял самобытную материальную культуру восточного Кента.
Франкская принцесса Берта прибыла в Кент около 580 года, чтобы выйти замуж за короля Этельберта Кентского. Берта уже была христианкой и привела с собой епископа Людхарда через Ла-Манш. Этельберт перестроил старую романо-британскую постройку и посвятил ее святому Мартину, что позволило Берте и дальше исповедовать христианскую веру. В 597 году папа Григорий I послал Августина в Кент с миссией по обращению англосаксов. Есть предположения, что Этельберт уже был крещен, когда он «любезно принял» миссию пап. Этельберт был первым из англосаксонских правителей, крестившихся.
В это время было введено упрощенное христианское захоронение. Христианские могилы обычно располагались с востока на запад, тогда как языческие захоронения, за некоторыми исключениями, не были. Отсутствие археологических свидетельств захоронения в земле хестинга рассматривается как подтверждение гипотезы о том, что там проживали христианские джуты, мигрировавшие из Кента. В отличие от Кента, остров Уайт был последним районом англосаксонской Англии, где в 686 году была проведена евангелизация.
Брошь Quoit, найденная в Сарре, Кент. Часть коллекции Британского музея. Памятник соглашению Кента с Вильгельмом Завоевателем. Могила Августина в аббатстве Святого Августина.Юты использовали систему дробного наследования, известную как молоток, и это практиковалось в Кенте до 20 века. Обычай молоточков встречался и в других районах поселения ютов. В Англии и Уэльсе молоток был отменен Законом об управлении имуществом 1925 года. До отмены в 1925 году все земли в Кенте считались собственностью молотков, пока не было доказано обратное. Популярная причина, по которой практика сохраняется так долго, связана с «Легендой о Суонскомбе», согласно которой Кент заключил сделку с Вильгельмом Завоевателем, в соответствии с которой он позволил им соблюдать местные обычаи в обмен на мир.
Хотя историки уверены в том, где юты поселились в Англии, они расходятся во мнениях относительно того, откуда они на самом деле пришли.
Летописцы Прокопий, Констанций Лионский, Гильдас, Беда, Ненний, а также Англосаксонские хроники, Альфред Великий и Ассер приводят названия племен, заселивших Британию в середине V века, и в их совокупных свидетельствах четыре племени, упомянутые являются Angli, Saxones, Iutae и Frisii.
Римский историк Тацит ссылается на народ, называемый Евдосами, племя, которое, возможно, превратилось в Ютов.
Юты также были идентифицированы с Eotenas ( ēotenas), вовлеченными в фризский конфликт с датчанами, как описано в эпизоде с Финнесбургом в древнеанглийской поэме « Беовульф». Теудеберт, король франков, написал императору Юстиниану и в письме утверждал, что он властвует над народом, называемым саксонами Эвкии. Предполагается, что эвкии были ютами и, возможно, были тем же самым, что и малоизвестное племя, называемое эвтионами. Евтионы упоминаются в поэме Венанция Фортуната (583 г.) как находящиеся под сюзеренитетом франков Хильперика I. Евтионы жили где-то в северной части Франции, современной Фландрии, в районе материковой Европы напротив Кента.
Беде предположил, что родина ютов находилась на полуострове Ютландия. Однако анализ погребального инвентаря того времени предоставил связь между Восточным Кентом, Южным Гемпширом и островом Уайт, но мало свидетельств какой-либо связи с Ютландией. Есть свидетельства того, что юты, которые мигрировали в Англию, пришли из северной Франции или из Фризии. Историки утверждают, что Ютландия была родиной ютов, но когда датчане вторглись на полуостров Ютландия примерно в 200 году нашей эры, некоторые из ютов были бы поглощены датской культурой, а другие, возможно, мигрировали в северную Францию и Фризию.
Существует гипотеза, выдвинутая Понтом Фальбеком в 1884 году, что геаты были ютами. Согласно этой гипотезе геаты проживали на юге Швеции, а также в Ютландии (где жил Беовульф).
Доказательства этой гипотезы включают:
Однако названия племен, возможно, были перепутаны в вышеприведенных источниках как в Беовульфе (VIII - XI века), так и в Видсите (конец VII - X веков). Eoten (в Finn прохода) четко отличать от Geatas.
Считается, что рунический алфавит возник на германских землях, которые находились в контакте с Римской империей, и как таковой был ответом на латинский алфавит. Фактически, некоторые из рун подражали их латинским аналогам. Рунический алфавит пересек море с англосаксами, и были примеры его использования, найденные в Кенте. Когда англосаксонские королевства были евангелизированы, письмо латинского алфавита было введено ирландскими христианскими миссионерами. Однако они столкнулись с проблемами, когда не смогли найти латинский эквивалент некоторой англосаксонской фонетике. Они преодолели это, изменив латинский алфавит, включив в него некоторые рунические символы. Это стало старым английским латинским алфавитом. К концу 14 века рунические символы были заменены знакомыми нам сегодня персонажами.
Формы маюскула (также называемые прописными или заглавными буквами) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | Æ | B | C | D | Ð | E | F | Ᵹ / G | ЧАС | я | L | M | N | О | п | р | S | Т | Þ | U | Ƿ / Вт | Икс | Y | ||||||||||||
Миниатюрные формы (также называемые строчными или строчными буквами) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
а | æ | б | c | d | ð | е | ж | ᵹ / г | час | я | л | м | п | о | п | р | с / ſ | т | þ | ты | ƿ / w | Икс | у |
Язык, на котором говорили англосаксонские поселенцы, известен как древнеанглийский. Существует четыре основных диалектных формы, а именно мерсийский, нортумбрийский, западно-саксонский и кентишский. Основываясь на описании Бедой того места, где поселились юты, на кентише говорили в современных графствах Кент, Суррей, южный Гэмпшир и остров Уайт. Однако историки расходятся во мнениях относительно того, на каком диалекте это было бы и откуда он возник. Ютский полуостров рассматривается историками как центральный регион между северными и западными германскими диалектами, а ютский диалект является промежуточным вариантом между датским и шведским (или « прото-норвежским ») диалектами на востоке и англоязычными диалектами. Саксонский, фризский (или « ингвеонский ») на западе. Невозможно доказать, был ли ютиш всегда скандинавским диалектом, на который позже сильно повлияли западногерманские диалекты, или же Ютландия изначально была частью западногерманского диалектного континуума. Анализ кентского диалекта лингвистами указывает на сходство между кентишским и фризским языками. Можно предположить, могут ли эти два языка быть классифицированы как один и тот же диалект, или же кентиш был версией ютского языка, находящегося под сильным влиянием фризского и других диалектов.