Гран-при США 1963 года | |||
---|---|---|---|
Детали гонки | |||
Дата | 6 октября 1963 года | ||
Официальное название | VI Гран-при США | ||
Местоположение | Гоночная трасса Гран-при Уоткинс-Глен. Уоткинс-Глен, Нью-Йорк | ||
Трасса | Постоянно дорожный курс | ||
Длина маршрута | 3,701 км (2,30 мили) | ||
Расстояние | 110 кругов, 407,11 км (252,97 миль) | ||
Погода | Солнечно | ||
Поул | |||
Пилот | BRM | ||
Время | 1: 13,4 | ||
Самый быстрый круг | |||
Пилот | Джим Кларк | Lotus - Кульминация | |
Время | 1: 14,5 на 50-м круге | ||
Подиум | |||
Первый |
| BRM | |
Второй | BRM | ||
Третий |
| Lotus-Climax | |
Лидеры на круге |
Гран-при США 1963 года - это гонка Формулы-1 6 октября 1963 года на ипподроме Гран-при Уоткинс-Глен в Уоткинс-Глен, Нью-Йорк. Это была гонка 8 из 10 на Чемпионате мира среди водителей 1963 года и на Международном кубке 1963 года для производителей Формулы-1. Гонку на 110 кругов выиграл пилот BRM Грэм Хилл после того, как он стартовал с поул-позиции. Его товарищ по команде Ричи Гинтер занял второе место, а пилот Lotus Джим Кларк занял третье место.
К тому времени, когда команды, в том числе Ferrari впервые в Уоткинс-Глен, приехали в Америку, Джим Кларк завершил чемпионат пилотов, одержав пять побед в семи гонках.. Однако в The Glen этот день принадлежал Грэму Хиллу и BRM, так как Хилл стартовал с поула и более чем на полминуты выиграл у американского товарища по команде Ричи Гинтера. Хилл во многом обязан своим успехом разряженной батарее Кларка на фиктивной сетке (впервые использованной в Формуле-1) и отказе двигателя Ferrari Джона Сёртиса, когда он лидировал за 30 кругов до финиша.
В первый час квалификации в пятницу Lotus Кларка сравнял его рекорд круга 1: 15.0 с прошлого года. Хилл и Сёртиз тоже шли в ногу со шотландцем, и вскоре все трое были меньше 1:14. В какой-то момент BRM Хилла выскочил из строя на задней прямой и сошел с трассы, проскочив через лес, не задев ни одного дерева, но в конце сессии он был быстрее всех - 1: 13.4. Джек Брэбэм был рад просто побывать на автодроме после того, как не смог найти арендованный автомобиль или такси в аэропорту в Эльмире, в двадцати милях (32 км) от него, и в итоге попал на трассу автостопом со своим багажом и гоночным снаряжением!
В субботу канадец Питер Брокер Stebro (управлял четырехцилиндровым Ford мощностью 110 лошадиных сил (82 кВт) по сравнению с почти 200 для Climax и BRM V8) слило масло по всему контуру. Сеанс был остановлен на 30 минут, чтобы навести порядок, но условия больше никогда не были достаточно хорошими, чтобы кто-либо смог улучшить свое время в пятницу, поэтому в первую шестерку вошли Грэм Хилл, Кларк, Сёртиз, Гинтер и Брабхамы сэра Джека и Дэн Герни. Помимо Гинтера и Герни, в сетке были еще пять американцев - Мастен Грегори, Фил Хилл, Джим Холл, Хэп Шарп и Роджер Уорд - лучший игрок в Формуле-1, а также мексиканец Педро Родригес, дебютировавший в Формуле-1.
День скачек был ярким и ясным с рекордной толпой почти 60 000 человек. Фиктивная сетка была впервые использована в Гран-при чемпионата, и когда поле переместилось вперед к стартовой решетке, Lotus Кларка остался на месте. У флага Хилл повел Гинтера, Сёртиз, Герни, Тони Мэггса, Грегори и Брэбэма вверх по холму и через Эссес. Команда Lotus обнаружила, что батарея Кларка разряжена, и к тому времени, когда они ее заменили, Стебро Брокера, следуя за полем, уже был на втором круге.
Сёртиз сделал первый ход, обогнав Гинтера и разделив BRM, а затем, на седьмом круге, взял лидерство у Хилла. Гурни последовал за ним и ненадолго занял второе место, прежде чем вернуть место Хиллу. К 15-му кругу Кларк занял 14-е место, а его двигатель все еще работал не совсем правильно.
Хилл начал подталкивать Сертиса на 30-м круге. Он вырвался вперед, выйдя в лидеры после двух кругов слежки, вернул его, снова взял его через два круга и, наконец, снова сдался, оседлав Ferrari. На 43-м круге Гурни внезапно замедлился, а затем сошел с третьего места из-за нехватки топлива и отказа шасси, подняв Кларка на седьмое место.
Пройдя некоторое время за Сёртизом, Хилл потерял буксировку, когда его стабилизатор поперечной устойчивости оторвался, и управление BRM резко изменилось. Борясь с серьезной недостаточной поворачиваемостью, он начал кидать машину в повороты, чтобы задняя часть скользила по кругу, бросая камни с бордюров и уступая место лидирующему Ferrari. На 82-м круге, без всякой угрозы его лидерству, двигатель Сёртизса потерял мощность, и он выехал на боксы, чтобы сойти с дистанции. «Я просто держался за него», - сказал Хилл позже. «Он очень хитрый гонщик. Он отгонял меня на полсекунды на каждом круге, пока не вышел из строя. Я думаю, это хороший показатель разницы в наших двух машинах». Внезапно Хилл снова стал лидером, оставив только Гинтера на том же круге. Хилл отступил и нацелился на возвращение машины домой.
Англичанин проехал под флагом на 34 секунды впереди своего товарища по команде Гинтера, повторив взмах открытия сезона BRM на Монако. Новый чемпион мира Кларк занял последнее место на подиуме, когда он обогнал Брэбэма, у которого двигатель не работал большую часть гонки. Это была первая победа Хилла в Америке, но она повторилась в 1964 и 1965.
Позиция | Нет | Драйвер | Конструктор | Время | Гэп |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Грэм Хилл | BRM | 1: 13.4 | — |
2 | 8 | Джим Кларк | Lotus - Кульминация | 1: 13,5 | +0,1 |
3 | 23 | Джон Сёртиз | Феррари | 1: 13,7 | +0,3 |
4 | 2 | Ричи Гинтер | BRM | 1: 14.0 | +0.6 |
5 | 5 | Джек Брэбэм | Брэбэм - Кульминация | 1: 14.2 | +0,8 |
6 | 6 | Дэн Герни | Брэбэм - Кульминация | 1: 14,5 | +1,1 |
7 | 9 | Тревор Тейлор | Лотус - Кульминация | 1: 15,6 | +2,2 |
8 | 17 | Мастен Грегори | Лола - Кульминация | 1: 15,6 | +2,2 |
9 | 24 | Лоренцо Бандини | Ferrari | 1: 15,8 | +2,4 |
10 | 4 | Тони Мэггс | Купер - Кульминация | 1: 15,8 | +2,4 |
11 | 3 | Брюс Макларен | Купер - Кульминация | 1: 15,9 | +2,5 |
12 | 11 | Джо Боннье | Купер - Кульминация | 1: 16,3 | +2,9 |
13 | 10 | Педро Родригес | Лотус - Кульминация | 1: 16,5 | +3,1 |
14 | 14 | Джо Зифферт | Lotus - BRM | 1: 16,5 | +3,1 |
15 | 25 | Фил Хилл | ATS | 1: 17,1 | +3,7 |
16 | 16 | Джим Холл | Lotus - BRM | 1: 17,7 | +4,3 |
17 | 18 | Роджер Уорд | Lotus - BRM | 1: 19.2 | +5.8 |
18 | 22 | Hap Sharp | Lotus - BRM | 1: 20.0 | +6,6 |
19 | 12 | Карел Годен де Бофор | Porsche | 1: 22,3 | +8,9 |
20 | 26 | Джанкарло Багетти | ATS | 1: 25,2 | +11,8 |
21 | 21 | Питер Брокер | Стебро - Ford | 1: 28,6 | +15,2 |
Источник: |
Pos | No | Driver | Constructor | Laps | Время / На пенсии | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Грэм Хилл | BRM | 110 | 2: 19: 22.1 | 1 | 9 |
2 | 2 | Ричи Гинтер | BRM | 110 | + 34,3 | 4 | 6 |
3 | 8 | Джим Клар k | Lotus - Кульминация | 109 | + 1 круг | 2 | 4 |
4 | 5 | Джек Брэбэм | Брэбэм - Кульминация | 108 | + 2 круга | 5 | 3 |
5 | 24 | Лоренцо Бандини | Ferrari | 106 | + 4 круга | 9 | 2 |
6 | 12 | Карел Годен де Бофор | Porsche | 99 | + 11 кругов | 19 | 1 |
7 | 21 | Питер Брокер | Стебро - Форд | 88 | + 22 кругов | 21 | |
8 | 11 | Джо Боннье | Купер - Кульминация | 85 | + 25 кругов | 12 | |
9 | 23 | Джон Сёртиз | Ferrari | 82 | Двигатель | 3 | |
10 | 16 | Джим Холл | Lotus - BRM | 76 | Коробка передач | 16 | |
11 | 3 | Брюс Макларен | Купер - Кульминация | 74 | Топливный насос | 11 | |
Ret | 14 | Jo Siffert | Lotus - BRM | 56 | Коробка передач | 14 | |
Ret | 4 | Тони Мэггс | Купер - Кульминация | 44 | Ignition | 10 | |
Ret | 18 | Роджер Уорд | Lotus - BRM | 44 | Gearbox | 17 | |
Ret | 6 | Dan Герни | Брэбэм - Кульминация | 42 | Шасси | 6 | |
Возвращение | 10 | Педро Родригес | Лотус - Кульминация | 36 | Двигатель | 13 | |
Возвращение | 9 | Тревор Тейлор | Лотус - Кульминация | 24 | Электрика | 7 | |
Ret | 17 | Мастен Грегори | Лола - Кульминация | 14 | Двигатель | 8 | |
Ret | 22 | Хэп Шарп | Лотус - BRM | 6 | Выход на пенсию | 18 | |
Возвращение | 25 | Фил Хилл | ATS | 4 | Масляный насос | 15 | |
Ret | 26 | Джанкарло Багетти | ATS | 0 | Масляный насос | 20 | |
WD | 7 | Уолт Хансген | Лотус - Кульминация | ||||
WD | 15 | Иннес Ирландия | Лотус - BRM | Водитель ранен | |||
WD | 19 | Эрни де Вос | Стебро - Ford | Нет машины | |||
Источник: |
|
|
.
Предыдущая гонка:. Гран-при Италии 1963 года | Чемпионат мира FIA Formula One. сезон 1963 года | Следующая гонка:. Гран-при Мексики 1963 года |
Предыдущая гонка:. Гран-при США 1962 года | Гран-при США | Следующая гонка:. Гран-при США 1964 года |