Вернер Эгк (Немецкое произношение:, 17 Май 1901 - 10 июля 1983), родился Вернер Йозеф Майер, был немецким композитором.
Он родился в швабском городке Оксесхайм, который сегодня является частью Донаувёрта, Германия. Его семья из крестьян-католиков переехала в Аугсбург, когда Эгку было шесть лет. Учился в бенедиктинской гимназии (академическая средняя школа) и поступил в городскую консерваторию. Эгк продемонстрировал свои таланты как композитор, график и писатель, и он переехал сначала во Франкфурт, чтобы улучшить свои навыки фортепиано, а затем, в 1921 году, в Мюнхен. Там, работая театральным композитором и играя на яме, он женился на скрипке Элизабет Карл. Он получил свой псевдоним «Эгк» от инициалов своей жены: Элизабет, родной Карл (Элизабет, урожденная Карл). Его единственный сын, Титус, родился в 1924 году.
Эгк переехал в Берлин в 1928 году, где познакомился с композиторами Арнольдом Шенбергом и Ханнсом Эйслером. Он намеревался стать кинокомпозитором и аккомпанировал немым фильмам. Когда радиовещание стало доступным для общественности, Эгк сразу осознал его важность как средство массовой информации и разработал оперы и радиоспектакли. Композитор Курт Вайль познакомил его с Гансом Флейшем, важным руководителем радио (также зятем Поля Хиндемита и евреем). Первую комиссию за вещание он получил от компании Флейша.
Он вернулся в Мюнхен в 1929 году, чтобы работать на местной радиостанции, и поселился в Lochham, пригороде. Он стал ассоциироваться с музыкантами Фрицем Бюхтгером, Карлом Марксом и особенно Карлом Орфом, с которыми он познакомился в 1921 году. Его музыка того периода показывает долг к композиционному стилю Игоря Стравинского. Он также подружился с дирижером новой музыки Германом Шерхеном и владельцами музыкального издательства Schott Music в Майнце. Его карьера композитора началась с премьерой его радиооперы в июле 1933 года (постановка в апреле 1934 года).
Любому композитору, работавшему в Германии в то время, приходилось иметь дело с нацистским режимом, приходящим к власти в 1933 году. Майкл Х. Катер, Профессор германистики Йоркского университета называет Эгка «загадочным оппортунистом» в своем портрете «Восемь немецких композиторов нацистской эры» и, безусловно, является самой обширной оценкой связей композитора в военное время на английском языке (Kater, 30). Как немец католического происхождения, Эгку не грозила опасность впасть в немилость из-за расовой политики режима; скорее, профессиональные трудности еврейских композиторов и других людей создали для него возможности. Контакты Эгка с Шерхеном вскоре прекратились, и у композитора сложились сложные отношения, а также возникло профессиональное соперничество с Орфом, чьи произведения в конечном итоге добились более длительного успеха.
Первоначально у руководителей культуры Мюнхена были сомнения в совместимости стравинского стиля Эгка с нацистской аудиторией, и он столкнулся с трудностями с мюнхенским представителем Альфреда Розенберга Kampfbund für deutsche Kultur (Боевая лига немецкой культуры ), Пауль Элерс.
В 1935 году во Франкфурте-на-Майне состоялась премьера его первой оперы «Волшебная скрипка». Произведение направлено на баварскую народную песню и диатоническую идиому, гораздо менее модернистскую, чем его более ранний, более угловатый Колумб. Таким образом, эта опера соответствовала нацистским художественным принципам, согласно которым народные элементы были близки к людям. Швейцарский композитор Генрих Шутермейстер считал стилистические изменения «оппортунистическими». Успех работы привел к созданию комиссии по балетной музыке, связанной с летними Олимпийскими играми 1936 года (за которую он получил золотую медаль на Художественном конкурсе ), и его назначением дирижером Берлинская государственная опера - должность, которую он занимал до 1941 года. Защитником Эгка в Берлине был Хайнц Титен, директор прусских государственных театров и художественный руководитель Байройтского фестиваля.
В ноябре 1938 года состоялась премьера его оперы Пер Гюнт по пьесе Генрика Ибсена . Министр пропаганды Йозеф Геббельс написал в своем дневнике 1 февраля 1939 года: «Я полон энтузиазма, как и фюрер. Новое открытие для нас обоих». Как ни странно, Эгк вернулся к своему более стравинскому стилю в работе. Более консервативные критики обнаружили в сюжете элементы, угрожающие нацистским идеалам военного величия, а также столкнулись с трудностями при переработке скандинавского сюжета. Одна из возможных интерпретаций этого события заключается в споре Гитлера со своим лейтенантом Герингом, который предупреждал Гитлера не ходить в оперу, «потому что в ней не было ни одного из ваших любимых певцов». Было достоверно высказано предположение, что Гитлер и Геббельс решили «полюбить» эту оперу как «насмешку» над Герингом за то, что у него хватило смелости сказать Гитлеру, что он мог и чего не мог видеть (Катер 10 и сопутствующие сноски, также устная история из Вены композитор Готфрид фон Эйнем, Вена, 30 ноября 1994 г.).
К концу тридцатых годов Эгка попросили или, возможно, приказали сделать официальные заявления о немецкой музыке, и он получил большой заказ (так и не выполненный) для крупномасштабной оперы на нацистские темы. Следующей его крупной работой стал балет «Джоан фон Зарисса» 1940 года. В последующее десятилетие было обычным делом сочетать работу Орфа с «Карминой Бурана» Орфа. В общем, музыка Эгка имела гораздо больший успех в Берлине, и Орф проиграл Эгку в призовом месте за сочинение Олимпийских игр. В отличие от Эгка, который получал регулярный доход от своего художественного руководителя, Орф также работал не по найму и был очень бедным. Это подвергло Эгка нападению со стороны партизан Орфа, хотя Эгк и его жена продолжали общаться с Орфом. Это соперничество подорвало доверие к свидетелям на процессе над Эгком после войны. С 1941 по 1945 год Эгк был руководителем Композиторского отдела (Leiter der Fachschaft Komponisten) в Государственном обществе по эксплуатации музыкальных исполнительских прав (нем. Staatlich genehmigte Gesellschaft zur Verwertung musikalischer Aufführungsrechte; <1648>STAGMA>), которая тогда находилась под контролем нацистской Reichsmusikkammer (Музыкальной палаты Рейха).
Эгк никогда не вступал в нацистскую партию и был оправдан на судебных заседаниях по денацификации, проведенных в 1947 году, но судебные процессы были полны неточностей, включая весьма сомнительные сообщения о причастности к австрийскому движению сопротивления. Среди защитников Эгка были Готфрид фон Эйнем и композитор Борис Блахер. Изначально его нацистская принадлежность была против него, но ненадолго. Существуют различные интерпретации степени его сотрудничества:
Истина, вероятно, где-то посередине (Катер, 22).
Его основная карьера началась после войны. В Германии Эгк получил прозвище «Komponist des Wiederaufbaus» («композитор реконструкции», последовавшей за Второй мировой войной). Помимо того, что он был дирижером и композитором, он был главой Берлинской музыкальной школы (1950–1952) и важной фигурой GEMA с 1950 года; он также был первым немецким президентом Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (CISAC). В 1954 году он стал дирижером Баварской государственной оперы с 20-летним контрактом.
В последние годы его жизни постоянно состоялись премьеры на крупных европейских фестивалях, начиная с «Irische Legende» в 1955 году под управлением Джорджа Сзелла и с участием Дитриха Фишера-Диескау. Его опера «Верлобунг» в Сан-Доминго открыла Национальный театр Мюнхена в 1963 году и включает либретто Генриха фон Клейста, призывающего к расовой терпимости. Однако его поздние работы были почти исключительно инструментальными. Среди них исключительные произведения для духовых, в том числе Дивертисмент для десяти духовых инструментов (1974) и Пять пьес для духового квинтета (1975).
Эгк умер 10 июля 1983 года в Иннинг-ам-Аммерзее.