Австрийский композитор Арнольд Шенберг издал четыре струнных квартета, распределенных на протяжении всей своей жизни: струнный квартет № 1 ре минор, соч. 7 (1905), Струнный квартет № 2 фа ♯ минор, соч. 10 (1908), струнный квартет № 3, соч. 30 (1927) и струнный квартет № 4, соч. 37 (1936).
Помимо этого, он написал еще несколько произведений для струнного квартета, которые не были опубликованы. Самым известным был его ранний струнный квартет ре мажор (1897). Были также Престо до мажор (ок. 1895), Скерцо фа мажор (1897), а затем Четырехчастный зеркальный канон ля мажор (ок. 1933). Наконец, несколько струнных квартетов существуют в фрагментарной форме. К ним относятся струнный квартет фа мажор (до 1897 г.), струнный квартет до мажор (1904 г.), струнный квартет до мажор (после 1904 г.), движение струнного квартета (1926 г.), струнный квартет (1926 г.), струнный квартет до мажор ( после 1927 г.) и струнный квартет № 5 (1949 г.).
Шенберг также написал Концерт для струнного квартета и оркестра в B ♭ главный (1933): а переустройство произведения по барочного композитора Георга Фридриха Генделя.
Этот струнный квартет в четырех частях - самое раннее из дошедших до нас крупномасштабных произведений Шенберга: средняя продолжительность записанных исполнений составляет около 27 минут. Завершенный в 1897 году, он был показан в частном порядке 17 марта 1898 года, а публично позже в том же году 20 декабря в Вене. Он был опубликован посмертно в 1966 году (Faber Music, Лондон).
Друг Шенберга Александр фон Землинский дал ему много советов и критических замечаний во время написания этого произведения. Землинский даже показал его первый набросок Иоганнесу Брамсу, которым Шенберг очень восхищался. Это было одобрено старым хозяином.
Струнный квартет состоит из четырех частей:
Первоначальной второй частью было Скерцо фа- мажор, которое теперь существует как отдельная пьеса. Шенберг заменил Интермеццо по предложению Землинского.
Первый струнный квартет Шенберга - это большое произведение, состоящее из одной части, длящееся более 45 минут, было его первым гарантированным шедевром и настоящим началом его репутации как композитора. Созданный летом 1904 года и завершенный в сентябре 1905 года, этот квартет отличается плотностью и интенсивностью оркестровки всего с четырьмя инструментами.
В отличие от его более поздних работ, это произведение является тональным, с тональностью ре минор, хотя оно расширяет его до предела с тщательно расширенной тональностью поздней романтической музыки, такой как квартальная гармония, изображенная справа. Он также содержит небольшую коллекцию тем, которые появляются снова и снова в самых разных обличьях. Помимо расширения тональности и жесткой мотивационной структуры, Шенберг использует еще одно новшество, которое он назвал «музыкальной прозой». Вместо сбалансированных структур фраз, типичных для струнных квартетов того периода, он предпочитал асимметричные фразы, которые образуют более крупные сплоченные группы.
По словам Шенберга, когда он показал партитуру Густаву Малеру, композитор воскликнул: «Я дирижировал самыми сложными партитурами Вагнера ; я сам сочинял сложную музыку, насчитывая до тридцати и более нотных станков; но вот партитура не более четырех нотоносцев, и я не умею их читать ».
Это произведение в четырех частях было написано в очень эмоциональный период жизни Шенберга. Хотя на нем написано «моей жене», он был написан во время романа Матильды Шенберг с их другом и соседом, художником Ричардом Герстлем, в 1908 году. Впервые он был исполнен Розовым квартетом и сопрано Мари Гютей-Шодер.
Вторая часть цитирует венскую народную песню « O du lieber Augustin ». Третья и четвертая части довольно необычны для струнного квартета, так как в них также есть певец сопрано, использующий стихи, написанные Стефаном Джорджем. Сам Шенберг позже писал об исполнении Джорджа: «Я был вдохновлен стихами Штефана Георгия, немецкого поэта, на сочинение музыки к некоторым из его стихов, и, что удивительно, без каких-либо ожиданий с моей стороны, эти песни показали стиль, совершенно отличный от все, что я написал раньше… Создавались новые звуки, появлялась новая мелодия, открывался новый подход к выражению настроений и характеров ».
Струнный квартет состоит из четырех частей:
Последние две части Второго струнного квартета созданы на стихи из сборника Стефана Джорджа Der siebente Ring (Седьмое кольцо), опубликованного в 1907 году.
Litanei Tief ist die trauer die mich umdüstert, Ein tret ich wieder, Herr! в dein haus. Lang war die reise, matt sind die glieder, leer sind die schreine, voll nur die qual. Durstende zunge darbt nach dem weine. Hart war gestritten, starr ist mein arm. Gönne die ruhe schwankenden schritten, Hungrigem gaume bröckle dein brot! Schwach ist mein atem rufend dem traume, Hohl sind die hände, fiebernd der mund. Leih deine kühle, lösche die brände. Tilge das hoffen, sende das licht! Gluten im herzen lodern noch offen, Innerst im grunde wacht noch ein schrei. Töte das sehnen, schliesse die wunde! Nimm mir die liebe, gib mir dein glück!
Litany Deep - это печаль, которая мрачно охватывает меня, Я снова вхожу, Господи, в твой дом. Путь был долгим, конечности мои измучены, Святыни пусты, полны только тоски. Мой жаждущий язык хочет вина. Битва была тяжелой, моя рука окоченела. Не жалейте покоя моим шатким шагам, ибо мои голодные десны преломляют вам хлеб! У меня слабое дыхание, зовущее сон, мои руки впали, во рту лихорадит. Дай прохладу, потуши огонь, погаси надежду, пошли свет! В моем сердце все еще горит активное пламя; в глубине души просыпается крик. Убей тоску, закрой рану! Забери у меня любовь и дай мне свое счастье!
Entrückung Ich fühle luft von anderem planeten. Mir blassen durch das dunkel die gesichter Die freundlich eben noch sich zu mir drehten. Und bäum und wege die ich liebte fahlen Dass ich sie kaum mehr kenne und du lichter Geliebter schatten — rufer meiner qualen— Bist nun erloschen ganz в тейферн глютен Um nach dem taumel streitenden getobes Mit einem frommen schauer anzum. Ich löse mich in tönen, kreisend, webend, Ungründigen danks und unbenamten lobes Dem grossen atem wunschlos mich ergebend. Mich überfährt ein ungestümes wehen Im rausch der weihe wo inbrünstige schreie In staub geworfner beterinnen flehen: Dann seh ich wie sich duftige nebel lüpfen In einer sonnerfüllten klaren freie Die Die Nurchlunfängt avens. Der boden schüffert weiss und weich wie molke. Ich steige über schluchten ungeheuer. Ich fühle wie über letzter wolke In einem meer kristallnen glanzes schwimme - Ich bin ein funke nur vom heiligen feuer Ich bin ein dröhnen nur der heiligen стимме.
Восторг Я чувствую воздух с другой планеты. Лица, которые однажды повернулись ко мне дружелюбно, Бледнеют в темноте передо мной. И деревья и тропинки, которые я когда-то любил, исчезают, Так что я с трудом узнаю их, и ты, яркая Возлюбленная тень - призыватель моих страданий - Теперь полностью погашена в более глубоком пламени, Чтобы после безумия враждебной неразберихи, Чтобы снова появиться в благочестивом проявление трепета. Я теряюсь в тонах, кружу, плету, С непостижимой благодарностью и неописуемой похвалой; Лишенный желания, я отдаюсь великому дыханию. Буйный ветер захлестывает меня В экстазе посвящения, где пламенные крики женщин, молящихся в пыли, умоляют: Затем я вижу тонкую дымку, поднимающуюся В залитом солнцем открытом пространстве, которое включает только самые дальние отступления гор. Земля выглядит белой и гладкой, как сыворотка. Я перелезаю через огромные овраги. Я чувствую, что плыву над самым дальним облаком В море кристального сияния - Я всего лишь искра святого огня, я всего лишь шепот святого голоса.
Третий струнный квартет Шенберга датируется 1927 годом, когда он разработал основные принципы своей двенадцатитоновой техники. Шенберг следовал «основной процедуры» классицизма путем моделирования этой работы на Франца Шуберта «s Струнный квартет ля минор, соч. 29, никоим образом не намереваясь вспомнить сочинение Шуберта. Есть свидетельства того, что Шенберг считал свои 12-тональные наборы - независимые от ритма и регистра - мотивационными в общепринятом смысле, и это было продемонстрировано со ссылкой на вторую часть этого квартета.
Пьеса была заказана Элизабет Спрэг Кулидж 2 марта 1927 года, хотя к тому времени работа уже была завершена, и ее премьера была дана в Вене 19 сентября 1927 года квартетом Колиш.
Струнный квартет состоит из четырех частей:
Четвертый струнный квартет 1936 года в значительной степени представляет поздний стиль Шенберга. Медленная часть открывается длинным унисонным речитативом на всех четырех инструментах, а финал имеет характер марша, похожего на последнюю часть Концерта для скрипки Шенберга, написанного примерно в то же время.
Струнный квартет состоит из четырех частей: