Соната для фортепиано № 1 до ре минор, Op. 28, это соната для фортепиано Сергея Рахманинова, законченная в 1908 году. Это первая из трех «дрезденских пьес», наряду с Симфонией № 2 и часть оперы, сочиненной в тихом городке Дрезден, Германия. Первоначально он был вдохновлен трагической пьесой Гете Фауст ; хотя Рахманинов отказался от этой идеи вскоре после начала композиции, следы этого влияния все еще можно найти. После многочисленных доработок и существенных сокращений, сделанных по совету коллег, он завершил ее 11 апреля 1908 года. Константин Игумнов дал премьеру в Москве 17 октября 1908 года. там есть вялый ответ, и остается одной из наименее исполняемых произведений Рахманинова.
Он состоит из трех движений и занимает около 35 минут. Соната построена как типичная Классическая соната, с быстрыми движениями, окружающими более медленную, более нежную вторую часть. Движения включают в себя обширные темы и амбициозные кульминационные моменты в рамках своей собственной структуры, все время приближаясь к потрясающей кульминации. Хотя эта первая соната является существенным и всеобъемлющим произведением, ее преемница, Соната для фортепиано № 2 (соч. 36), написанная пятью годами позже, стала лучшей из них. Тем не менее, он также был серьезно сокращен, и мнения по этому поводу неоднозначны.
В ноябре 1906 года Рахманинов с женой и дочерью переехал в Дрезден, прежде всего, чтобы сочинить вторую симфонию, чтобы смягчить критический провал его первой симфонии, но также и для того, чтобы избежать отвлекающих факторов. Москва. Там они жили тихой жизнью, как он писал в письме: «Мы живем здесь как отшельники: мы никого не видим, мы никого не знаем и никуда не уходим. Я много работаю», но даже не отвлекаясь, ему было очень трудно в сочиняя свою первую сонату для фортепиано, особенно в ее форме. Изначально это была программа соната, основанная на главных героях трагической пьесы Фауст Иоганна Вольфганга фон Гете : Фауст, Гретхен и Мефистофель, и это действительно почти аналогично собственной Симфонии Фауста Ференца Листа, которая состоит из трех частей которые отражают этих персонажей. Однако от идеи отказались вскоре после начала сочинения, хотя тема все еще ясна в окончательной версии.
Рахманинов заручился помощью одного из своих одноклассников из класса Антона Аренского. еще в Московской консерватории, чтобы обсудить, как форма сонатного рондо применима к его обширной работе. В это время он был приглашен вместе с Александром Глазуновым, Николаем Римским-Корсаковым, Александром Скрябиным и Федором Шаляпиным в концерт в Париже следующей весной, организованный Сергеем Дягилевым для успокоения отношений Франции и России, хотя Дягилев ненавидел его музыку. Рахманинов неохотно решил присутствовать только из-за денег, так как он предпочел бы потратить время на эту и свою Симфонию № 2 (его оперный проект Монна Ванна был исключен). Написав Морозову перед отъездом в мае 1907 года, он выразил сомнение в музыкальности сонаты и отказался от ее длины, хотя к этому времени он закончил только вторую часть.
Вернувшись к своим Усадьба Ивановка с парижского концерта, он остановился в Москве, чтобы исполнить раннюю версию сонаты современникам Николай Метнер, Георгий Катуар, Константин Игумнов и Лев Конус. С их помощью он сократил исходную 45-минутную пьесу примерно до 35 минут. Он закончил работу 11 апреля 1908 года. Премьера сонаты Игумнова состоялась 17 октября 1908 года в Москве, а первое исполнение произведения он дал в Берлине и Лейпциге <76.>, хотя Рахманинов пропустил все три исполнения.
Пьеса построена как типичная соната классического периода : первая движение - длинное Allegro moderato (умеренно быстрое), второе - Lento (очень медленное), а третье - Allegro molto (очень быстрое).
Рахманинов сыграл ранние версии пьесы Оскару фон Риземанну (который позже стал его биографом), которому это не понравилось. Константин Игумнов проявил интерес, впервые услышав его в Москве, и после его предложения Рахманинов прекратил 110 тактов.
Соната имела посредственную оценку после премьеры Игумнова в Москва. Николай Римский-Корсаков скончался несколькими месяцами ранее, и бремя заголовка Русская классическая музыка легло на эту общерахманиновскую программу от 17 октября 1908 года. Хотя концерт, который также включала Вариации Рахманинова на тему Шопена (соч. 22, 1903), была «переполнена до отказа», один критик назвал сонату сухой и повторяющейся, но при этом искупая интересные детали и новаторские структуры.
Ли-Энн Нельсон в своей диссертации 2006 года отметила, что исправления Рахманинова всегда сокращаются, а материал просто вырезается и отбрасывается. Гипотеза состоит в том, что частота негативных отзывов на многие из его произведений, а не только реакция на первую симфонию, привела к глубокой неуверенности, особенно в отношении длины. Музыковеды Эфстратиу и Мартин выступили, например, против формальных сокращений второй сонаты. В отличие от других пьес, таких как вторая соната для фортепиано и четвертый концерт для фортепиано, в настоящее время не сохранилась неразрезанная версия этой пьесы.
Сегодня соната менее известна, чем вторая соната Рахманинова, и не так часто исполняется или записывается. Поборниками этого произведения обычно становятся пианисты, известные своим большим репертуаром. Его записали Этери Анджапаридзе, Владимир Ашкенази, Борис Березовский, Идиль Бирет, Серджио Фиорентино, Лесли Ховард, Рут Ларедо, Валентина Лисица, Николай Луганский, Олли Мустонен, Джон Огдон, Майкл Понти, Сантьяго Родригес, Александр Романовский, Ховард Шелли, Даниил Трифонов, Сяин Ван и Алексис Вайссенберг. Луганский регулярно исполняет произведение.