Музей корабль, называемый также мемориальный кораблем, это корабль, который был сохранен и превращен в музей, открытый для публики в образовательных и мемориальных целях. Некоторые из них также используются для обучения и набора персонала, в основном для небольшого количества музейных кораблей, которые все еще функционируют и, следовательно, могут регулярно передвигаться.
Несколько сотен музейных кораблей хранятся по всему миру, около 175 из них организованы в Ассоциации исторических военно-морских кораблей, хотя многие из них не являются военно-морскими музейными кораблями, от обычных торговых судов до буксиров и плавучих маяков. Многие, если не большинство, музейные корабли также связаны с морским музеем.
Относительно немногие корабли сохранились после истечения срока их полезного использования из-за высокой стоимости содержания их против разрушительных воздействий стихий. Большинство из них разбивают и продают на металлолом, а небольшая часть затоплена для целей морской стрельбы, затоплена для создания искусственных рифов и так далее. Некоторые выживают благодаря исторической значимости, но чаще всего благодаря удаче и обстоятельствам. Поскольку старый корабль, пришвартованный у пристани, без внимания, все еще разлагается и, в конечном итоге, тонет, в последние годы практика заключалась в том, чтобы сформировать своего рода охранное общество, запросить пожертвования от правительств или частных лиц, организовать добровольческий труд энтузиастов и открыть восстановленный корабль для посетителей, как правило, за определенную плату.
Восстановление и обслуживание музейных судов создает проблемы для историков, которые просят за советом, и результаты периодически порождают некоторые противоречия. Например, такелаж парусных судов почти не сохранился, поэтому план такелажа необходимо восстанавливать из различных источников. Изучение кораблей также позволяет историкам анализировать, как происходила жизнь и функционирование кораблей. Написано множество научных работ по восстановлению и обслуживанию судов, проводятся международные конференции, на которых обсуждаются новейшие разработки. Несколько лет назад Барселонская хартия была подписана различными международными организациями владельцев традиционных судов и предусматривает определенные принятые минимальные критерии для восстановления и эксплуатации традиционных плавсредств, все еще находящихся в эксплуатации.
Еще одно соображение - это различие между «настоящим» кораблем-музеем и его копией. Как ремонт накапливаются с течением времени, все меньше и меньше из корабля исходных материалов, а также отсутствие старых частей (или даже «соответствующие» рабочие инструменты) может привести к использованию современных «коротких путей» (например, сварка а металлическую пластину, а не клепать ее, как это было в исторический период кораблей). Посетители без исторического фона также часто не могут отличить исторический корабль-музей от (более или менее исторически актуальной) копии корабля, которая может служить исключительно туристической достопримечательностью.
Обычно посетитель входит по сходням, бродит по палубе, затем спускается вниз, обычно используя оригинальные лестницы, что дает представление о том, как перемещалась команда. Интерьер включает восстановленное, но неактивное оборудование, дополненное сувенирами, включая старые фотографии, пояснительные дисплеи, страницы из судовых журналов, меню и тому подобное. Некоторые добавляют записанные звуковые эффекты, аудиотуры или видеодисплеи для улучшения впечатлений.
В некоторых случаях судовая радиорубка была возвращена в эксплуатацию, и добровольцы использовали радиолюбительское оборудование. Часто присвоенный позывной является вариацией оригинального опознавателя судна. Например, подводная лодка USS Cobia, носившая название NBQV, сейчас находится в эфире как NB9QV. Подводная лодка времен Второй мировой войны USS Pampanito, пришвартованная в Морском национальном историческом парке Сан-Франциско, во время войны называлась NJVT и сейчас находится в эфире под позывным NJ6VT. В других случаях, таких как USS Missouri, используется особый вызов (в данном случае KH6BB). Эта радиоработа не только помогает восстановить часть судна, но и обеспечивает всемирную известность кораблю-музею.
Ряд более крупных кораблей-музеев начали предлагать услуги для проведения свадеб, встреч, других мероприятий и ночевок, а на некоторых кораблях, все еще пригодных для плавания, - круизы. В Соединенных Штатах это включает в себя ежегодный "оборот" военного корабля США " Конституция ", когда старый корабль буксируют в гавань и возвращают в обратном направлении, чтобы выдержать равномерные погодные условия. Место в колоде предоставляется только по приглашению или лотерее и высоко ценится.
Многие считают привлекательным для туристов интересное старое судно на городской набережной, достаточно сильное, чтобы в любом портовом городе можно было увидеть одно или несколько кораблей-музеев. Это может даже включать строительство точной копии корабля за большие деньги.
HMS Victory - единственный сохранившийся линейный корабль.
Юлланд - единственныйсохранившийсядеревянный винтовой фрегат.
Георгиос Авероф - единственныйсохранившийся броненосный крейсер.
Микаса - единственныйсохранившийся до дредноутов линкор.
USS Texas - единственный сохранившийся линкор-дредноут.
Польский эсминец ORP Блыскавица в настоящее время сохраняется как музей корабля в Гдыне.
Немецкая подводная лодка U-995 времен Великой Отечественной войны использовалась как музей.
USS Yorktown был первым авианосцем, переоборудованным в музей.
USS Constellation - военный шлюп, последний боевой корабль, предназначенный только для парусов, спроектированный и построенный ВМС США, сохранившийся в качестве корабля-музея в Балтиморе.
Легкий крейсер HMS Caroline времен Первой мировой войны.
Хуаскар был одним из первых броненосных кораблей, сохранившихся на плаву.