Современный стиль это стиль архитектуры, искусства и дизайна, которые впервые появились в Великобритании в середине 1880-х годов. Это первый в мире стиль ар-нуво, который представляет собой эволюцию движения искусств и ремесел, родом из Великобритании. Великобритания не только обеспечила основу и интеллектуальную основу для движения в стиле модерн, которое было адаптировано другими странами, чтобы породить местные варианты; они также сыграли огромную роль в его распространении и культивировании через универмаг Liberty и журнал The Studio. Самым важным человеком в области дизайна в целом и архитектуры в частности был Чарльз Ренни Макинтош. Он создал один из знаковых символов движения, известный как роза Макинтоша или роза Глазго. Школа в Глазго также имела огромное значение, особенно из-за группы, тесно связанной с Макинтошем, известной как «Четверка». Магазин Liberty, воплощающий стиль, дал начало двум линиям металлоизделий - Cymric и Tudric.
Арчибальд Нокс был определяющим лицом этих линий и металлических изделий стиля. Кристофер Дрессер - выдающаяся фигура в области керамики и стекла. Он не только работал с самыми известными производителями керамики, но и стал ключевым лицом, стоящим за товарным знаком James Couper amp; Sons для стекла Clutha, вдохновленным Древним Римом в 1888 году. Обри Бердсли был определяющим человеком в графике и рисовании и оказал влияние на живопись и стиль в целом. В текстиле огромное значение имеют Уильям Моррис и CFA Voysey, хотя большинство художников были разносторонними и работали во многих средах и областях, в какой-то мере влияя на них всех. Из-за естественной эволюции декоративно-прикладного искусства в современный стиль, линии могут быть размыты, и многие дизайнеры, художники и мастера работали в обоих стилях одновременно. Среди важных фигур - Чарльз Роберт Эшби, Уолтер Крейн, Леон-Виктор Солон, Джордж Скиппер, Чарльз Харрисон Таунсенд, Артур Макмёрдо, Уильям Джеймс Нитби.
Art Nouveau берет свое начало в Англии, в основном, в работе Уильяма Морриса и искусств и ремесел движения, который был основан студентами Моррис. Через Морриса формирующее и существенное влияние будет иметь братство прерафаэлитов, которое, в свою очередь, отстаивалось, а иногда даже финансово поддерживалось Джоном Раскином. Влияние Раскина на формирование декоративно-прикладного искусства и стиля модерн трудно переоценить. Движение искусств и ремесел призывало к лучшему обращению с декоративным искусством, считало, что все предметы должны быть красивыми, и черпало вдохновение в фольклоре, средневековом мастерстве и дизайне, а также в природе. Красный дом, Бекслихит (1860 г.), архитектурная работа Филипа Уэбба с интерьерами, выполненными Уильямом Моррисом, является одним из первых прототипов. Работа Артура Макмёрдо - самая ранняя полностью реализованная форма ар-нуво, его стул из красного дерева 1883 года и дизайн обложки эссе «Городские церкви Рена» признаны историками искусства как самые первые работы в новом стиле. В работах Макмёрдо прослеживается влияние другого британского иллюстратора Уильяма Блейка, чьи проекты « Песни невинности и опыта» 1789 года определенно указывают на еще более раннее происхождение стиля модерн. В отличие от Европы, в Великобритании не было ни радикального прорыва, ни революции. Художники и архитекторы просто продолжали дух новаторства, который был сутью декоративно-прикладного искусства. Ар-нуво - это естественная эволюция движения декоративно-прикладного искусства.
Благодатной почвой для этого нового стиля станет Шотландия, в частности Глазго. В городе уже была значительная художественная деятельность. Институт искусств Глазго был основан в 1879 году. Как и почти все европейские вариации, он будет подвержен влиянию японизма, который был в моде, но с добавлением кельтского возрождения и его националистического тона. Арчибальд Нокс был выдающейся фигурой в формировании нового стиля, основанного на искусстве и ремеслах с сознательным добавлением кельтских элементов, поскольку он был родом с острова Мэн и интересовался своими кельтскими корнями. Кристофер Дрессер и его интерес к японскому дизайну добавят важную информацию об ингредиентах современного стиля. Стиль существовал и в Англии, но художники там немного больше тяготели к декоративно-прикладному искусству. Наиболее известными фигурами будут Чарльз Ренни Макинтош и люди, тесно связанные с ним, также известные как «Четверка», а также школа Глазго, из-за которой стиль был также известен как «Стиль Глазго».
Изделия, созданные Уильямом Моррисом, Арчибальдом Ноксом и Кристофером Дрессером, продавались в недавно открывшемся универмаге Liberty на лондонской Риджент-стрит в 1875 году. Артур Ласенби Либерти с его большими деловыми навыками соединил эстетику искусства и ремесел, кельтской Британии с популярным востребованность восточного дизайна. Он открыл второй магазин в Париже в 1890 году. В 1890-х годах Liberty (универмаг) сотрудничал со многими британскими дизайнерами и художниками, в основном работая в стиле декоративно-прикладного искусства, который к тому времени перерос в ар-нуво. Магазин стал синонимом нового стиля, поскольку в Италии модерн иногда называют Stile Liberty. Оба стиля сосуществовали, и многие художники внесли свой вклад в оба стиля и сыграли роль в их развитии. Таким образом, размывая линии и различия, хорошим примером этого является Чарльз Ренни Макинтош, чьи архитектурные работы были в значительной степени в стиле Глазго, но некоторые части интерьера в тех же зданиях могли бы больше ориентироваться в направлении искусства и ремесел, особенно когда дело доходит до к мебели.
В 1900 году Четверка Глазго и некоторые английские художники, такие как Чарльз Роберт Эшби с его Гильдией и Школой ремесел из Лондона, были приглашены для участия в 8-й выставке Венского Сецессиона. Они оказали огромное влияние на художников Венского сецессиона и венской арт-сцены. Художники в стиле модерн окажут сильное влияние на Коломана Мозера и Йозефа Хоффманна и вдохновят их на создание Wiener Werkstätte.
Влияние британцев было огромным, и англомания была невыносима для некоторых, писатель Чарльз Генуэйс в 1897 году заявляет, что пора избавиться от этого. В 1901 году Жан Лахор заявил, что Уильям Моррис и Джон Раскин являются предшественниками ар-нуво.
Уолтер Крейн (1874) обложка для игрушечной книги
Свобода (универмаг) (1875)
Волна чаши от Christopher Dresser (1880)
Песни невинности и опыта (1789) Уильяма Блейка
Дизайн обложки Артура Макмёрдо для книги о Кристофере Рене (1883 г.)
Mahogany стул на Артура Mackmurdo (1883)
Решающее влияние на картину и одно из формирующих влияний на стиль в целом будет Братство прерафаэлитов. Они повлияют на движение декоративно-прикладного искусства, символизм, эстетизм и современный стиль. Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс - одни из самых важных фигур, связанных с братством.
Группа, известная как «Четверка», окажет наибольшее влияние в области живописи и стиля в целом. В группу входили Чарльз Ренни Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Фрэнсис Макдональд и Маргарет Макдональд Макинтош. «Четверка» познакомилась на уроках живописи в художественной школе Глазго в 1891 году. Фрэнсис вышла замуж за Герберта в 1899 году, а Маргарет вышла замуж за Чарльза в 1900 году. Хотя все они сами по себе были великими художниками, Маргарет выделялась, когда дело касалось живописи, она сильно повлияла на Чарльза, и он хвалил ее как гения. Обе сестры находились под влиянием работ Уильяма Блейка и Обри Бердсли, и это отражено в использовании ими удлиненных фигур и линейных элементов. Маргарет выставлялась вместе со своим мужем в Венском Сецессионе 1900 года, где они оказали влияние на Густава Климта, Йозефа Хоффмана и художника, который будет составлять Венскую мастерскую. Они продолжали оставаться популярными на венской художественной сцене, оба выставлялись на Венской международной художественной выставке в 1909 году.
В 1902 году пара получила крупный венский заказ: Фриц Верндорфер [ де ], первоначальный финансист Венских мастерских, строил новую виллу за пределами Вены, демонстрируя работы многих местных архитекторов. Хоффманн и Коломан Мозер уже проектировали две из его комнат; он пригласил Макинтошей спроектировать музыкальную комнату. Этот зал был украшен панно с произведениями искусства Маргарет: Опера Ветров, Опера морей и Семь принцесс, новый триптих размером с стену, который некоторые считают ее лучшей работой. Современная критика Амелия Леветус описала это сотрудничество как «возможно, их величайшую работу, поскольку им был предоставлен совершенно свободный объем».
Шуба около 1890-х годов, авторство Бесси Макникол
Дольчибелла 1899, У. Дж. Нитби
Майская королева, 1900. Маргарет Макдональд
Опера Ветров, 1903 г., Маргарет Макдональд
Сердце розы около 1903 года, У. Дж. Нитби
Дар голубей, 1904. Герберт Макнейр.
Первое появление искривления, извилистые формы, которые стали называть Art Nouveau традиционно приписывается Артур Хейгейт Макмердо (1851-1942) в 1883 г. Вскоре они были приняты прерафаэлитов художника Эдварда Бёрн-Джонса и Обри Бердслея в 1890 - е годы. Они следовали совету историка искусства и критика Джона Раскина, который призывал художников «идти на природу» за их вдохновением.
В Великобритании одним из первых ведущих художников-графиков в стиле модерн был Обри Бердсли (1872–1898). Он начал с гравированных книжных иллюстраций к «Смерти д'Артура», затем с черно-белых иллюстраций к « Саломее » Оскара Уайльда (1893 г.), которые принесли ему известность. В том же году он начал гравировать иллюстрации и плакаты для художественного журнала The Studio, который помогал рекламировать европейских художников, таких как Фернан Кнопф, в Великобритании. Изогнутые линии и замысловатые цветочные узоры привлекали не меньше внимания, чем текст.
Награда танцоров, Саломе : одноактная трагедия Бердсли
Первый выпуск «Студии» с обложкой Бердсли (1893 г.)
Иоанн Креститель и Саломея, 1893–184 гг. По Бердсли
Венера между конечными богами, 1895 г., Бердсли
Иллюстрация из журнала Ver Sacrum - Чарльз Ренни Макинтош - 1901 г.
Самый выдающийся архитектор современного стиля - Чарльз Ренни Макинтош. Он жил в Глазго и черпал вдохновение в шотландской баронской архитектуре, сочетая ее с органическими формами растений и простотой японского дизайна. Это уникальное сочетание породит современный и неповторимый стиль, которым он известен. Он считал шотландский баронский стиль национальным стилем Шотландии, и в 1890 году он прочитал лекцию в Архитектурной ассоциации Глазго на тему «Шотландский баронал»: «Насколько отличается изучение архитектуры шотландских баронов. Его оригинальные образцы у наших дверей... памятники нашим предкам, творения людей, носящих наше собственное имя ». Наряду с его самой известной работой, Школа искусств Глазго, почти все здания, которые он создал, примечательны и важны, например, Музей школы Скотланд-Стрит, Церковь Квинс-Кросс, Глазго, Хилл Хаус, Хеленсбург. Наряду с построенными проектами, есть немало тех, кто не был построен. Он был умеренно успешным архитектором, но прославится, и его значение будет полностью осознано только после его смерти. Один из его проектов, построенных посмертно, - « Дом для любителя искусства». Повторяющийся мотив в его проектах - это то, что станет известно как роза Макинтош или роза Глазго.
Другим важным архитектором был Джордж Скиппер, оказавший большое влияние на город Норидж. Его выдающаяся работа - это Royal Arcade, Norwich, где есть 24 магазина с деревянными луками и фаянсом, спроектированные WJNeatby. Писатель и поэт Джон Бетджеман сказал о Скиппере: «Он вообще замечательный и оригинальный. Он был для Норвича тем же, чем Гауди был для Барселоны».
Типография Эверарда в Бристоле - еще одна икона современного стиля. Архитектурные работы Генри Уильямса посвящены истории печати от Гутенберга до Уильяма Морриса. Фасад отделан плиткой по дизайну WJNeatby.
У Джеймса Сэлмона (архитектора, род. 1873), уроженца Глазго, который учился в Школе искусств Глазго с 1888 по 1895 год и завершил свое ученичество в офисе Уильяма Лейпера (1839–1916), также был уникальный опус. «Хатрак» (1899–1902) на Сент-Винсент-стрит - его самая известная работа с большим количеством стекла, очень детализированным фасадом в современном стиле и характерным куполом, давшим зданиям прозвище.
Чарльз Харрисон Таунсенд внес значительный вклад в этот стиль, некоторые утверждают, что он был единственным английским архитектором, работавшим в новом стиле. Как и все архитекторы и художники, работающие в новом стиле, он демонстрирует близость к природным мотивам, но его предпочтительным мотивом было дерево.
Лесли Грин был лондонцем, который спроектировал значительное количество знаковых станций лондонского метро в своем родном городе. Использование им покрытой бычьей кровью архитектурной терракоты на экстерьере станций придавало им отчетливый и несколько яркий вид. В интерьере он использовал приятную терракотовую плитку бутылочно-зеленого цвета.
Бишопсгейтский институт Таунсенда (1892–94)
Fox и Anchor по Латам Витхолл (1898)
Дворцовый театр по Wimperis amp; Арбером (1898)
Whitechapel Gallery Таунсенд (1895-99)
Королевская аркада, Норидж, Джордж Скиппер (1898–99)
Турция Кафе от Артур Уэйкерли (1900)
Музей Хорнимана Таунсенда (1898–1901)
Windy Hill, Kilmacolm Чарльза Ренни Макинтоша (1901)
Чайные ивы Чарльза Ренни Макинтоша (1903)
Музей Понтефракта Джорджа Пеннингтона (1904 г.)
Методистская церковь Крайстчерч Артура Брюилла и Бэзила Бейли (1903-1904)
Станция метро Russell Square от Грина (1906 г.)
Заброшенная станция Strand от Грина (1907)
Royal Building Печень Вальтер Обри Томас (1908-1911)
Дом Мишлен от Франсуа Эспинасса (1910-1911)
Cymric - так называлась серия оригинальных изделий из серебра и ювелирных изделий, спонсированных AL Liberty в 1898 году и впервые выставленных в его магазине весной следующего года. Хотя торговая марка, зарегистрированная в компании Goldsmiths 'Company, была внесена на его имя, большая часть серебра и ювелирных изделий была произведена WH Haseler из Бирмингема, который стал совместным партнером в этом проекте по эскизам, предоставленным Оливером Бейкером и Silver Studio. Арчибальд Нокс, человек с острова Мэн, работавший на Кристофера Дрессера, был одним из самых одаренных дизайнеров, нанятых Silver Studio; он поставил большую часть проектов металлоконструкций Liberty в период с 1899 по 1912 год.
Tudric - это ассортимент оловянной посуды, производимой WH Haseler's из Бирмингема. Главный дизайнер - Арчибальд Нокс, вместе с Дэвидом Визи, Оливером Бейкером и Рексом Сильвером. Liberty amp; Co начала производить Tudric в 1901 году и продолжала производство до 1930-х годов. Тудрический оловянный олово отличался от других оловянным более высоким качеством, в нем было более высокое содержание серебра. Олово традиционно называют «серебром бедняков».
Гильдия и Школа ремесел, основанная в 1888 году Чарльзом Робертом Эшби, внесли значительный вклад в создание этого стиля. Одним из основателей и первым инструктором по металлообработке был Джон Пирсон. Пирсон наиболее известен своими работами с медью и нововведением по выбиванию меди по куску свинца. Гильдейский дизайн пряжек для ремней, ювелирных изделий, столовых приборов и посуды оказал заметное влияние на немецких и австрийских художников в стиле модерн.
Благодаря Уильяму Моррису эта среда переживет ренессанс. Он покончил с роскошной шелковой мебелью из жаккарда с одной стороны и с дешевыми тканями с набивным рисунком и обоями с другой. В центре его внимания, в духе искусств и ремесел, была традиционная ручная блочная печать и ручное ткачество. Он будет в полной мере использовать эти среды с новыми узорами и раскрыть творческий потенциал в дизайне узоров, освещая новый свет и изменяя восприятие людьми предметов интерьера. Самыми знаковыми формами Уильяма были уникальные композиции на растительной основе: обои 1864 года и набивной текстиль 1874 года. В основе его дизайна лежали растения, произрастающие в Англии. CFA Voysey внесет огромный вклад в эту область. Хотя по профессии он архитектор, его друг, Артур Хейгейт Макмурдо, убедит его попробовать создавать обои. Его дизайн был приятен глазу, один из его афоризмов гласил: « Быть простым - это конец, а не начало дизайна». На континенте им восхищались такие фигуры, как Виктор Орта и Генри ван де Вельде. В 1900 году Журнал декоративного искусства называет его первоисточником и пророком модерна.
Silver Studio, основанная Артуром Сильвером в 1880 году, а затем унаследованная его сыном Рексом Сильвером, будет иметь свой расцвет примерно с 1890 по 1910 год, на пике современного стиля. Студия начала с дизайна в японском стиле и установит важные отношения с универмагом Liberty, для которого будет создано множество дизайнов. В студии работали многие талантливые дизайнеры, в том числе Джон Иллингворт Кей, Гарри Нэппер и Арчибальд Нокс. В 1897 году студия сообщила, что английский стиль вторгается во Францию и что большинство дизайнеров и производителей довольствуются копированием и искажением английских узоров. Огромная популярность дизайнов выразилась в том, что к 1906 году количество дизайнов, проданных европейским производителям, составляло 40%.
Войзи (1893)
Кристофер Дрессер, без сомнения, самый важный керамист в Англии того времени, а может быть, и когда-либо. Его интерес к керамике начнется в 1860-х годах, и он будет работать в таких фирмах, как Linthorpe Art Pottery, Mintons, Wedgwood, Royal Worcester, Watcombe, Linthorpe, Old Hall at Hanley и Ault. Он был вдохновлен природой, что неудивительно, учитывая, что он был ботаником, но категорически отвергал прямое копирование, вместо того, чтобы аргументировать стилизованный подход: «Если растения используются в качестве украшений, с ними нельзя обращаться имитирующе, но с ними нужно обращаться традиционно или превращать их в орнаменты - обезьяна может имитировать, человек может творить ». В отличие от этих дизайнов, он также создавал смелые, яркие творения, полные мужественности. Помимо Дресслера, важными дизайнерами, работающими в этой среде, будут Джон Уодсворт и Леон-Виктор Солон. В 1901 году Уодсворт под руководством Солона создаст серию под названием Secessionist Ware. Названный в честь Венского сецессиона, который был очень модным после 1900 года, стилизованные цветочные узоры и четкое использование линий внесут значительный вклад в международное движение. Несмотря на то, что Макинтош не создавал керамику, его влияние на дизайн, прямое и косвенное, трудно переоценить.
Комод 1880
Комод 1886
Комод 1886-1889
Кларисса Олт около 1890 г.
Комод 1892–1894 гг.
Сецессионист 1906
Уильям Джеймс Нитби начал свой набег на керамику в Burmantofts Potteries, работая дизайнером архитектурной керамики, ранее он работал архитектором. Он проработал в компании 6 лет, с 1894 по 1890 год, и в этот период был ее ведущим дизайнером. Нитби работал в тесном сотрудничестве с архитектором и спроектировал множество интерьеров и экстерьеров для отелей, больниц, банков, ресторанов и домов. Архитектор давал Нитби лишь приблизительный набросок, и он мог понять дух проекта и уловить его оттуда. Это было достигнуто не только благодаря его художественному чутью, но и по образованию архитектор. Он переехал в Лондон и работал в Doulton and Co. в 1890 году, где он руководил архитектурным отделом Доултона по дизайну и производству настенной керамики. Он проработал в компании 11 лет, и именно в этот период он разработал свою самую известную работу «Мясной зал в лондонском Harrods».
Скульптура «Астрономия» со знаками зодиака работы Нитби в Королевской обсерватории в Гринвиче (1896 г.).
Watts кладбище Часовня на Мэри Фрейзер Tytler (1898)
Мясной зал Harrods, 1902 г., автор: WJ Neatby
Садовый дом В.Дж. Нитби
«Самый значимый промышленный дизайнер, который обратил свое воображение и дар открытий в повседневную продукцию британской промышленности… Мощные усилия г-на Дрессера по повышению национального стандарта дизайна, в результате чего он не создавал дорогостоящие отдельные объекты, а вместо этого обратился к ним. на продукты для среднего класса, действительно на предметы, которые принесут пользу широкой публике и которые заслуживают всяческого признания ».
Студия издает в 1899 году журнал, оказавший большое влияние на формирование стиля модерн.
С законодательной и политической точки зрения значительным моментом для стекла в Великобритании стала отмена налога 1851 года на окна в зависимости от их размера, что, в свою очередь, привело к увеличению размеров окон и более широкому использованию стекла в архитектуре и дизайне домов в целом. В 19 веке в производстве стекла произошли важные инновации. В 1820-е годы было открыто стекло, а в 1870-е - выдувное стекло. Помимо техники, исследовались и новые виды стекла. Одним из этих новых типов стекла было стекло Clutha, зарегистрированное в 1888 г. торговой маркой James Couper amp; Sons. В этом стекле, в отличие от стекла предыдущего типа, были намеренно оставлены пузырьки воздуха, так как оно имитировало древнеримское стекло и было в моде в то время. Линия Clutha была разработана Dresser с 1888 по 1896 год и продавалась в универмаге Liberty. Комод сосредоточился на форме и практичности своих дизайнов, он прекрасно разбирался в технологии производства. «Стекло находится в расплавленном состоянии, в котором его можно выдувать в самые красивые формы. Этот процесс занимает всего несколько секунд. Если материал обрабатывается самым простым и подходящим образом, результаты более красивы, чем те, которые достигаются любым окольным методом производства »
Комод 1890
Комод 1895
Комод 1895