Мельба Листон | |
---|---|
Листон в 1947 году | |
Исходная информация | |
Имя при рождении | Мельба Доретта Листон |
Родился | ( 1926-01-13)13 января 1926 г., Канзас-Сити, штат Миссури, США. |
Умер | 23 апреля 1999 г. (1999-04-23)(73 года) Лос-Анджелес, Калифорния, США |
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, аранжировщик |
Инструменты | Тромбон |
Активные годы | 1940–1970 годы |
Мельба Доретта Листон (13 января 1926 - 23 апреля 1999) была американским джазовым тромбонистом, аранжировщиком и композитором. Помимо тех, кто играл в женских группах, она была первой женщиной-тромбонисткой, игравшей в больших группах в 1940-х и 1960-х годах, но по мере развития ее карьеры она стала более известной как аранжировщик, особенно в партнерстве с пианистом Рэнди Уэстоном. Среди других крупных художников, с которыми она работала, были Диззи Гиллеспи, Билли Холидей, Джон Колтрейн и Граф Бэйси.
Листон родился в Канзас-Сити, штат Миссури. В семь лет мама Мельбы купила ей тромбон. Семья поощряла ее музыкальные занятия, поскольку все они были любителями музыки. Листон в основном была самоучкой, но ее «поощрял ее дедушка, играющий на гитаре», с которым она проводила значительное время, обучаясь игре спиричуэлс и народных песен. В восемь лет она была достаточно хороша, чтобы выступать соло на местной радиостанции. В возрасте 10 лет она переехала в Лос-Анджелес, штат Калифорния. Она была одноклассницей Декстера Гордона и дружила с Эриком Долфи. После игры в молодежных группах и обучения у Альмы Хайтауэр она присоединилась к биг-бэнду под руководством Джеральда Уилсона в 1944 году.
Она записывалась с саксофонистом Декстером Гордоном в 1947 году и присоединилась к биг-бэнду Диззи Гиллеспи, в который входили саксофонисты Джон Колтрейн, Пол Гонсалвес и пианист Джон Льюис ) в Нью-Йорке на время, когда Уилсон распустил свой оркестр в 1948 году. Листон выступал на разогреве. роль и нервничала, когда ее просили сыграть соло, но с поощрением она стала более комфортно выступать в группах. Она гастролировала с Графом Бэйси, затем с Билли Холидей (1949), но была настолько поражена безразличием публики и суровостью дороги, что бросила играть и обратилась к образованию. Листон преподавал около трех лет.
Несколько лет она работала конторщиком и пополнила свой доход тем, что устроилась статистом в Голливуде, появившись с Ланой Тернер в «Блудном сыне» (1955) и в «Десяти заповедях» (1956). Листон вернулась в Гиллеспи для туров, спонсируемых Государственным департаментом США в 1956 и 1957 годах, записанных вместе с Art Blakey 's Jazz Messengers (1957) и сформировавшей женский квинтет в 1958 году. В 1959 году она посетила Европу с шоу Free and and Легко, для которого Куинси Джонс был музыкальным руководителем. Она аккомпанировала Билли Экстайну с оркестром Куинси Джонса на At Basin Street East, выпущенным 1 октября 1961 года лейблом Verve.
В конце 1950-х она начала сотрудничать с пианистом Рэнди Уэстоном, аранжируя композиции (в первую очередь его собственные) для средних и больших ансамблей. Эта ассоциация, особенно сильная в 1960-х годах, возродилась в конце 1980-х и 1990-х годах до ее смерти. Кроме того, она работала с Милтом Джексоном, Кларком Терри и Джонни Гриффином, а также работала аранжировщиком для Motown, выступая на альбомах Рэя Чарльза. В 1964 году она помогла основать Питтсбургский джазовый оркестр. В 1971 году она была выбрана музыкальным аранжировщиком для записывающегося исполнителя Stax Кэлвина Скотта, альбом которого продюсировал первый продюсер Стиви Уандера Кларенс Пол. Над этим альбомом она работала с Джо Сэмплом и Уилтоном Фелдером из Jazz Crusaders, блюз-гитаристом Артуром Адамсом и джазовым барабанщиком Полом Хамфри. В 1973 году она переехала на Ямайку, чтобы преподавать в Ямайской музыкальной школе в течение шести лет, а затем вернулась в США, чтобы руководить своими собственными группами.
Во время своего пребывания на Ямайке она сочинила и аранжировала музыку для комедийного фильма 1975 года « Оранжевая улыбка» с Карлом Брэдшоу в главной роли, который тремя годами ранее снялся в первом ямайском фильме «Тверже, они приходят» (1972).
Она была вынуждена бросить игру в 1985 году после того, как инсульт оставил ее частично парализованной, но она продолжала аранжировать музыку с Рэнди Уэстоном. В 1987 году она была награждена Джаз магистра Аспирантура в Национальном фонде искусств. После повторных инсультов она умерла в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в 1999 году, через несколько дней после того, как ее и Рэнди Уэстон посвятили музыке в Гарвардском университете. Ее похороны в соборе Святого Петра в Манхэттене состоялись выступления Weston с Янн Паркер, а также Чико О'фаррилл афро-кубинского ансамбля «s и Лоренцо Шихаб (вокал).
Ее ранняя работа с известными группами Count Basie и Dizzy Gillespie показывает сильное владение идиомами биг-бэнда и бопа. Однако, пожалуй, самая важная ее работа была написана для Рэнди Уэстона, с которым она время от времени сотрудничала в течение четырех десятилетий с конца 1950-х по 1990-е годы.
Листон работала «писателем-призраком» во время своей карьеры. По словам одного писателя: «Многие аранжировки в репертуарах Гиллеспи, Джонса и Уэстона были выполнены Листоном».
Листон была женщиной, в профессии которой были в основном мужчины. Хотя некоторые считают ее невоспетой героиней, она высоко ценится в джазовом сообществе. Листон был первопроходцем как тромбонистка и женщина. Она сформулировала трудности, с которыми сталкивается женщина в дороге:
«Есть те естественные проблемы на дороге, женские проблемы, проблемы с жильем, стирка и все те подобные вещи, чтобы попытаться сохранить себя, проблемы, которые так или иначе, кажется, парням не нужно преодолевать».
Она продолжает рассказывать о трудностях, которые она пережила как афроамериканка, что повлияло на ее музыкальную карьеру. Однако в целом она положительно отзывалась о товарищеских отношениях с музыкантами-мужчинами и их поддержке. Листон также занимался более серьезными проблемами несправедливости в музыкальной индустрии. Один писатель сказал: «Было ясно, что она должна постоянно доказывать свои способности, чтобы получить подходящую работу в качестве музыканта, композитора и аранжировщика. Ей не платили справедливо, и ей часто отказывали в доступе к более широким возможностям в качестве композитора. и аранжировщик ".
Музыкальный стиль Листона отражает чувства бибопа и пост-бопа, полученные от Декстера Гордона, Диззи Гиллеспи и Арта Блейки. Ее самые ранние записанные работы - такие как «Озорная леди» Гордона, посвященная ей, - ее соло демонстрируют смесь мотивационной и линейной импровизации, хотя, кажется, в них меньше используются расширенные гармонии и изменения.
Ее аранжировки, особенно с Уэстоном, демонстрируют гибкость, которая превосходит ее музыкальное воспитание в бибопе 1940-х годов, независимо от того, работает ли она в стилях свинг, пост-боп, африканская музыка или мотаун. Особенно примечательно ее владение ритмическими жестами, грувами и полиритмами (как показано в Uhuru Afrika и Highlife ). Ее инструментальные партии демонстрируют активное использование гармонических возможностей; хотя ее аранжировки предполагают относительно умеренный интерес к исследованиям свободных джазовых ансамблей, они используют расширенный тональный словарь, богатый измененными гармоническими голосами, толстыми слоями и диссонансом. Ее работы на протяжении всей карьеры были хорошо восприняты как критиками, так и публикой.
С Артом Блейки и джазовыми вестниками
С другими