Мадам де Помпадур | |
---|---|
Маркиза Помпадур | |
![]() | |
Пальто оружия | ![]() |
Полное имя Жанна Антуанетта Пуассон | |
Родилась | (1721-12-29) 29 декабря 1721 года. Париж, Королевство Франции |
Умер | 15 апреля 1764 (1764-04-15) (42 года). Париж, Королевство Франция |
Супруг (и) | Шарль Гийом ле Норман д'Этиоль (m.1741) |
Выпуск
| |
Отец | Франсуа Пуассон |
Мать | Мадлен де ла Мотт |
Подпись | |
Религия | Римский католицизм |
Занятие | Верховная госпожа Людовика XV |
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза Помпадур (, Французский: ( слушайте ); 29 декабря 1721 - 15 апреля 1764), широко известная как мадам де Помпадур, была членом французского двора. Она была официальной главной любовницей Людовика XV с 1745 по 1751 год и оставалась влиятельной фавориткой двора до самой своей смерти.
Помпадур отвечал за распорядок короля и была ценным помощником и советником, несмотря на слабое здоровье и многих политических врагов. Она обеспечила себе и своим родственникам дворянские титулы и создала сеть клиентов и сторонников. Она была особенно осторожна, чтобы не оттолкнуть королеву Мари Лещиньскую. 8 февраля 1756 года маркиза де Помпадур была названа тринадцатой дамой в ожидании королевы, положение, считавшееся самым престижным при дворе, удостоило ее почестей.
Помпадур был главным покровителем архитектуры и декоративное искусство, особенно фарфор. Она была покровительницей философов Просвещения, включая Вольтера.
. Враждебные критики в то время обычно считали ее недоброжелательным политическим влиянием, но историки более благосклонны., подчеркивая ее успехи как покровительницы искусств и поборницы французской гордости. Историк искусства Мелисса Хайд утверждает, что критики Помпадура были движимы опасениями по поводу ниспровержения социальных и гендерных иерархий, которые олицетворяли власть и влияние Помпадура как женщины, не принадлежащей к аристократии.
Жанна-Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года в Париже в семье Франсуа Пуассона (1684–1754) и его жены Мадлен де ла Мотт (1699–1745). Подозревается, что ее биологическим отцом был либо богатый финансист Жан Пари де Монмартель, либо сборщик налогов (fermier général ) Шарль Франсуа Поль Ле Норман де Турнем. Le Normant de Tournehem стала ее законным опекуном, когда Франсуа Пуассон был вынужден покинуть страну в 1725 году после скандала из-за серии неуплаченных долгов, преступления в то время каралось смертью. (Через восемь лет он был оправдан и позволил вернуться во Францию.)
В возрасте 5 лет Жанна-Антуанетта была отправлена для получения высшего качественного образования того времени в урсулинский монастырь в Пуасси, где она снискала восхищение своим умом и обаянием. Из-за слабого здоровья, предположительно коклюша, Жанна-Антуанетта вернулась домой в январе 1730 года в возрасте 9 лет. За это время мать отвела ее к гадалке, мадам де Лебон, которая предсказала, что девочка однажды станет править сердцем мира. король. Отныне она стала известна как «Ренетт», что означает «маленькая королева», и ее готовили стать любовницей Людовика XV. Турнехем организовал для Жанны Антуанетты частное домашнее образование с лучшими учителями того времени, которые научили ее танцам, рисованию, живописи, гравюре, театру, искусству и способности запоминать целые пьесы. Возможно, именно это спонсирование образования Жанны Антуанетты, в частности, вызвало слухи о его отцовстве с Пуассоном.
В возрасте девятнадцати лет Жанна Антуанетта была замужем за Шарлем Гийомом Ле Норманом д'Этиолем, племянником ее опекуна Шарля Ле Нормана де Турнэма, который инициировал брак и большие финансовые стимулы, связанные с ним. 15 декабря 1740 года Турнехем сделал своего племянника своим единственным наследником, лишив наследства всех своих других племянников и племянниц, детей своего брата и сестры. Сюда входило поместье в Этиоле (28 км к югу от Парижа), свадебный подарок ее опекуна, которое находилось на окраине королевских охотничьих угодий в лесу Сенара. Выйдя замуж, Ле Норман д'Этиоль страстно полюбил свою жену, в то время как она утверждала, что никогда не оставит его - кроме короля. У пары были сын, умерший в младенчестве, и дочь, Александрин Ле Норман д'Этиоль, родившаяся в 1744 году, которая умерла в возрасте девяти лет.
Семейное положение Жанны-Антуанетты позволяло ей часто посещать знаменитые парижские салоны, такие как Mesdames de Tencin, Geoffrin, du Deffand и другие. В этих салонах ее пути пересекались с главными фигурами Просвещения, включая Вольтера, Шарля Пино Дюкло, Монтескье, Гельвеция и Бернар де Фонтенель. Кроме того, Жанна-Антуанетта создала свой собственный салон в Этиоле, который посещали многие представители культурной элиты, среди которых были Crébillon fils, Монтескье, кардинал де Берни и Вольтер. В этих кругах она научилась тонкому искусству разговора и развила остроумие, благодаря которому позже стала известна в Версале.
Благодаря ее участию в парижских салонах, а также ее грация и красота, Людовик XV слышал, как имя Жанны Антуанетты упоминалось при дворе еще в 1742 году. В 1744 году Жанна-Антуанетта стремилась привлечь внимание короля, когда он руководил охотой в лесу Сенар. Поскольку она занимала поместье недалеко от этого места, ей было разрешено на расстоянии следовать за королевской вечеринкой. Однако, желая привлечь внимание короля, Жанна-Антуанетта ехала прямо перед его дорогой: один раз в розовом фаэтоне в синем платье, а второй раз в синем фаэтоне в розовом платье. Король послал ей в подарок оленину. Хотя нынешняя любовница короля, мадам де Шатору (Мария Анн де Майи ), предупредила Жанну Антуанетту, должность освободилась 8 декабря 1744 года, когда Шатору умер. 24 февраля 1745 года Жанна-Антуанетта получила официальное приглашение на бал-маскарад, состоявшийся 25 февраля в Версальском дворце по случаю свадьбы дофина Людовика Франции. - Инфанта Мария Тереза из Испании (1726–46). Именно на этом балу король, замаскированный под тис вместе с семью придворными, публично заявил о своей привязанности к Жанне Антуанетте. Перед всем судом и королевской семьей Луи разоблачил себя перед Жанной Антуанеттой, одетой как Охотница Диана, в связи с их встречей в лесу Сенар.
К марту она была любовницей короля, установлена в Версале непосредственно в квартире выше его. 7 мая было объявлено об официальном разлучении между ней и ее мужем. Чтобы предстать перед судом, ей требовался титул. 24 июня король приобрел маркиза из Помпадура и передал поместье с титулом и гербом Жанне Антуанетте, сделав ее маркизой. 14 сентября 1745 г. мадам де Помпадур официально въехала перед королем, представленная кузиной короля, принцессой Конти. Стремясь обеспечить себе место при дворе, Помпадур немедленно попыталась наладить хорошие отношения с королевской семьей. После того, как королева вовлекла Помпадура в беседу, расспросив об общем знакомстве, мадам де Сессак, Помпадур с восторгом отреагировал, присягнув в своем уважении и верности Марии Лещинской. Помпадур быстро овладел искусным придворным этикетом. Тем не менее, ее мать умерла на Рождество того же года, а не жить, чтобы увидеть достижения своей дочери стать неоспоримым королевской любовницей.
Через ее позиции в качестве придворного любимого Помпадур обладал значительной властью и влиянием; 12 октября 1752 года она была возведена в титулы герцогини, а в 1756 году - в фрейлину королевы - самый благородный титул, возможный для придворной женщины. Помпадур эффективно играла роль премьер-министра, становясь ответственным за назначение продвижений, услуг и увольнений, а также вносила свой вклад во внутреннюю и внешнюю политику.
Ее значение было таково, что в 1755 году к ней обратился Венцель Антон, принц Кауниц-Ритберг, видный австрийский дипломат, с просьбой вмешаться в переговоры, которые привели к Версальский договор. Это было началом дипломатической революции, в результате которой Франция объединилась со своим бывшим противником Австрией.
В рамках этих измененных союзов европейские державы вступили в Семилетнюю войну, в которой Франция, Австрия и Россия выступили против Британии и Пруссии. Франция потерпела поражение от пруссаков в битве при Россбахе в 1757 году и в конечном итоге уступила свои американские колонии британцам. После Россбаха мадам де Помпадур, как утверждается, утешила короля известной ныне фразой: «au reste, après nous, le Déluge » («Кроме того, после нас, Всемирный потоп "). Франция вышла из войны ослабленной и фактически банкротом.
Мадам де Помпадур упорствовал в своей поддержке этой политики, и при кардинала де Бернис не удался ее, она принесла Шуазель в офис и поддержала и наставила его во всех его великих планах: в Pacte de Famille, подавление иезуитов и Парижский мирный договор (1763 г.). Победы Британии в войне позволили ей превзойти Францию как ведущую колониальную державу - в чем обычно обвиняли Помпадура. Но мадам де Помпадур поддерживала великих министров, таких как Бертен и Машо, которые провели важные финансовые и экономические реформы (торговля, инфраструктура, налоги на прибыль), которые сделали Францию самой богатой страной в мире.
Помпадур защищал школу физиократов (ее лидером был Кенэ, ее собственный врач), которая проложила путь теории Адама Смита. Она также защищала Энциклопедию под редакцией Дени Дидро и Жана ле Ронд д'Аламбер от тех, в том числе от архиепископа Парижа Кристофа де Бомона, которые стремились его подавить. В первом романе Дидро, Les bijoux indiscrets (The Indiscreet Jewels ), персонажи Мангогула и Мирзосы - аллегории Людовика XV и Помпадура соответственно. Дидро изобразила Помпадур в лестном свете, скорее всего, для того, чтобы обеспечить ее поддержку Энциклопедии. У Помпадур была копия Les bijoux indiscrets в ее библиотеке, что может объяснить, почему корона не преследовала Дидро за такую неблагоразумие против короля.
У маркизы было много врагов среди королевских придворных, которые считали это позором что король таким образом пойдет на компромисс с простолюдином. Она была очень чувствительна к непрекращающимся клеветническим обвинениям, называемым пуассоннадами, аналогичным мазаринаду против кардинала Мазарини и каламбурам в ее фамилии Пуассон, что означает «рыба» На французском. Только с большим нежеланием Луи предпринял карательные меры против своих известных врагов, таких как Луи Франсуа Арман дю Плесси, герцог де Ришелье.
Мадам де Помпадур смогла обладать таким влиянием при дворе благодаря неоценимой роли, которую она сыграла как друг и доверенное лицо короля. В отличие от предыдущих любовниц Людовика XV, Помпадур сделала себя бесценной для короля, став единственным человеком, которому Людовик доверял и на которого можно было рассчитывать, чтобы сказать ему правду. Помпадур был незаменимым утешением для Луи, склонного к меланхолии и скуке. Только она была способна увлечь и развлечь его, и развлекала Луи элегантными вечеринками, после обеда охотой и путешествиями по их разным владениям.
Примерно в 1750 году роль мадам де Помпадур как друга короля стала ей одиночная роль, поскольку она прекратила свои сексуальные отношения с королем. Конец этих сексуальных отношений отчасти был связан с плохим здоровьем Помпадур, поскольку она страдала от последствий коклюша, рецидивов простуды и бронхита, кровохарканья, головных болей и трех выкидышей. King, а также неподтвержденный случай белей. Вдобавок Помпадур признала, что у нее «несчастье из-за очень холодного темперамента», и пытается повысить свое либидо с помощью диеты из трюфелей, сельдерея и ванили оказались безуспешными. Более того, в 1750 г. юбилейный год заставил короля покаяться в своих грехах и отречься от любовницы. Чтобы укрепить свою неизменную важность как фаворита перед лицом этих препятствий, Помпадур взяла на себя роль «друга короля», о чем она объявила через художественное покровительство. Объявление Помпадур было наиболее заметно в связи с ее заказом от Жана Батиста Пигаль скульптуры, изображающей себя как Амитье [дружба], предлагающей себя теперь потерянной подвесной скульптуре Людовика XV. У Помпадур также была похожая скульптура, изображенная на ее портрете, написанном Франсуа Буше в 1759 году.
Несмотря на заблуждения, увековеченные ее современниками и большую часть исторического дискурса, Помпадур не вытеснила ее. роль любовницы, нанимая на замену королю любовников. После прекращения сексуальных отношений Помпадура с Людовиком король встретился с молодыми женщинами в Версале, построенном специально для этой цели, который назывался Парк-о-Серф, или Оленьий парк. Это не был гарем, как его часто описывают; в нем одновременно проживала только одна женщина. Помпадур не участвовал, кроме как принять это как необходимость. Единственный вклад Помпадур в развитие Оленьего парка заключался в том, что он принял его как выгодную альтернативу сопернику при дворе, поскольку она заявила: «Я хочу его сердце! Все эти маленькие девочки без образования не отнимут его у меня. Я бы не стал будь таким спокойным, если бы я увидел, как какая-нибудь хорошенькая придворная или столичная женщина пытается его завоевать ».
Мадам де Помпадур была влиятельной покровительницей искусств, сыгравшей центральную роль в превращении Парижа в столицу вкуса и культуры Она достигла этого влияния благодаря назначению своего опекуна Шарля Франсуа Поля Ле Нормана де Турнехема, а затем ее брата Абеля Пуассона на пост генерального директора по делам семьи, который контролировал политику правительства и расходы на искусство. гордость созданием, а затем и покупкой фарфора фабрика в Севре в 1759 году, которая стала одним из самых известных производителей фарфора в Европе и предоставила квалифицированные рабочие места для региона. Помпадур покровительствовал многочисленным скульпторам и портретистам, в том числе придворному художнику Жан-Марку Наттье, в 1750-х годах Франсуа Буше, Жан-Батисту Ревейону и Франсуа-Юбер Друэ. Она покровительствовала Жаку Гуэ, граверу по драгоценным камням, который научил ее гравировать оникс, яшму и другие полудрагоценные камни. 56>
Помпадур оказала большое влияние и стимулировала инновации в так называемом стиле «рококо » в изобразительном и декоративном искусстве: например, благодаря покровительству таких художников, как Буше, и постоянному обновлению интерьеров. пятнадцать резиденций, которые она жила с Луи. Как и в случае с Помпадуром, этот стиль подвергался критике некоторыми как пагубное «женское» влияние, несмотря на то, что его разделяли многие мужчины и женщины (Hyde, 456-458). Однако также широко признано, что мадам де Помпадур взаимодействовала с выдающимися художниками, чтобы привлечь внимание короля и одновременно укрепить свой общественный имидж. набросок маслом утраченного портрета Помпадура работы Бушера находится в комнате Стархемберга в поместье Уоддесдон, построенном бароном Фердинандом де Ротшильдом, в окружении севрского фарфора, другой отрасли промышленности, которая она оказала большое влияние и внедрила новшества посредством личного распространения через международную сеть своих клиентов.
Помпадур не только поддерживал искусство в качестве покровителя, но и принимал в нем более непосредственное участие. Помимо того, что она была одной из немногих мастеров 18-го века, занимавшихся гравировкой драгоценных камней, она была известной театральной актрисой в пьесах, поставленных в ее частных театрах в Версале и Бельвю (Hyde, 463-4). Мелисса Хайд предположила, что некоторые из произведений искусства, выполненных под контролем Помпадура другими руками, в частности портрет мадам де Помпадур в ее туалете 1758 года Буше, можно плодотворно рассматривать как сотрудничество с Помпадуром.
Мадам де Помпадур - это считался любителем гравером, который делал оттиски гравюры с помощью Буше. У нее было гравировальное оборудование, чтобы создавать репродукции работ Буше и Гуэя, привезенные в ее личные апартаменты в Версале
Ее политический склад ума также можно отнести к ее великой коллекции книг. Она собрала влиятельные книги, такие как «История Стюартов», напечатанная в 1760 году на ее собственном печатном станке, что можно определить по отметкам на ее руках, нанесенным на обложку. Барон Фердинанд де Ротшильд, заядлый коллекционер XIX века из Лондона и поместья Уоддесдон, собрал ряд ее книг, в том числе эту ранее упомянутую книгу и копию опубликованного ею каталога книг 1764 года, в котором перечислена вся ее коллекция.
Мадам де Помпадур создала 52 рисунка Буше по гравюрам на драгоценных камнях Гуэя. Ее коллекция работ в виде книги называется «Suite d'Estampes Gravées Par Madame la Marquise de Pompadour d'Apres les Pierres Gravées de Guay, Graveur du Roy», что на английском языке переводится как «Серия гравюр, гравированных мадам Ла. Маркиза де Помпадур по гравюрам на камнях Гуая, гравера Короля ".
Личное портфолио мадам де Помпадур было найдено в Художественном музее Уолтерса рукописной комнатой историком искусства Сьюзен Вейджер.
Некоторые историки искусства спорят, должна ли она быть считалась сотрудницей художников, находящихся под ее патронажем, поскольку нет документации о том, сколько Помпадур мог внести в работы; чья идея и состав останутся загадкой.
.
Младенец Вакх ; гравюра мадам де Помпадур рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
Леда ; гравированный принт мадам де Помпадур с рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
Собака ; гравированный принт мадам де Помпадур с рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
Подношение Богу Терме (или Терминусу) ; гравированный принт мадам де Помпадур с рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
Любовь ; Гравировка мадам де Помпадур рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
Любовь преподносит букет ; гравированный принт мадам де Помпадур с рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
Любовь в жертву дружбе ; гравированный принт мадам де Помпадур с рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
Миролюбивая любовь в царствование справедливости ; гравированный принт мадам де Помпадур с рисунка Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755
Людовик XV оставался преданным Помпадуру до самой ее смерти от туберкулез в 1764 году в возрасте сорока двух лет. Луи ухаживал за ней через ее болезнь. Даже ее враги восхищались ее храбростью в последние мучительные недели. Вольтер писал: «Мне очень грустно из-за смерти мадам де Помпадур. Я был в долгу перед ней и оплакивал ее из благодарности. Кажется абсурдным, что, хотя древний толкач для перьев, едва способный ходить, остался жив, красивая женщина, сделавшая блестящую карьеру, должна умереть в возрасте сорока двух лет ". Однако многие из ее врагов испытали огромное облегчение. Глядя на дождь во время отъезда гроба своей любовницы из Версаля, опустошенный король, как сообщается, сказал: «La marquise n'aura pas de beau temps pour son voyage». («У маркизы не будет хорошей погоды для ее путешествия».) Она была похоронена в [fr ] в Париже.
Мадам де Помпадур много раз изображалась на экранах в кино и на телевидении, начиная с 1924 года с Полетт Дюваль напротив Рудольфа Валентино в Месье Бокер. Три года спустя вышел биографический фильм под названием Мадам Помпадур режиссера Герберта Уилкокса, в котором ее сыграла Дороти Гиш. Среди других актрис, которые сыграли ее:
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Мадам де Помпадур. |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Мадам де Помпадур |