Анж-Жак Габриэль | |
---|---|
Анж Жак Габриэль от Жан-Батист Грез | |
Родился | 23 октября 1698 года. Париж, Франция |
Умер | 4 января 1782 года (83 года). Париж, Франция |
Род занятий | Архитектор |
Родитель (и) | Жак Габриэль |
Анж-Жак Габриэль (23 октября 1698 - 4 января 1782) был главным архитектором Кинга Людовик XV Французский. Среди его основных работ: Площадь Согласия, Военная школа, Пти-Трианон и оперный театр в Версальском дворце. Его стиль был тщательно сбалансирован между архитектурой французского барокко и французским неоклассицизмом.
Анж-Жак Габриэль родился 23 октября 1698 года в известной парижской семье архитекторов, и был связан браком с другим знаменитым архитектором того времени, Франсуа Мансаром. Его дед был архитектором, а его отец, Жак Габриэль (1667-1742), получил титул контролера зданий короля в возрасте двадцати одного года. Крупные проекты его отца включали Отель де Вилль в Ренне и Королевскую площадь (ныне Place de la Bourse ) в Бордо. Молодой Анж-Жак стал членом Королевской архитектурной академии в 1728 году и помогал своему отцу на площади Биржи. Он стал главным помощником своего отца в качестве главного архитектора в Версале с 1735 года и после смерти отца стал его преемником в качестве главного архитектора короля.
На своей новой должности он служил надзор за двумя последовательными директорами Королевских зданий, Турнем и Абелем-Франсуа Пуассоном, маркизом де Мариньи, братом любовницы короля и советником по культуре мадам де Помпадур.
Площадь Людовика XV примерно в 1775 году
Площадь Людовика XV, сегодня Площадь Согласия, был первым крупным проектом, предпринятым Габриэлем в 1748 году. Его попросили найти компромисс между несколькими конкурирующими планами развития болотистой местности между воротами садов дворца Тюильри и новыми Елисейские поля. Земля была подарена королем. Габриэль взял элементы нескольких различных планов, стараясь не оставлять вид по направлению к Сене и для сохранения беспрепятственной протяженности длинной оси между Тюильри и Елисейскими полями. Он создал новую ось север-юг, соединив площадь с новой строящейся церковью Мадлен и двумя симметричными дворцами - на северной стороне площади, по обе стороны от Rue Rye Royale. Фасады дворцов с рядами коринфских колонн были созданы по образцу колоннад Лувра. Центральным элементом площади была конная статуя Людовика XV. Проект был завершен в 1754 году и был завершен в 1763 году. Статуя Людовика XV была удалена во время Французской революции, а обелиск, статуи и фонтаны были добавлены в XIX веке.
План Габриэля для Ecole Militaire
Часовня Святого Людовика
В 1751 году Людовик XV решил создать Ecole Militaire, первую французскую военную академию, обучить пятьсот молодых людей из бедных дворянских семей «джентльменов» военному искусству. Выбранное место было рядом с равниной Гренель, на левом берегу к западу от центра города. План Габриэля предусматривал «замок» с двумя крыльями, обрамляющими центральный павильон с куполом, подобный куполу Лувра. Здание имело фасад с колоннадой дорического ордера, а сзади имелся большой двор с фасадом из наложенных друг на друга колонн, выходящий на площадь Фонтенуа. Часовня была искусно интегрирована в архитектуру главного здания. Внутри был богато украшенный салон, ныне Зал Маршалов, соединенный с большим этажом величественным пандусом, и часовня Людовика IX, или святого Людовика, покровителя армии. Два дополнительных крыла вдоль авеню де ла Мотт-Пике были добавлены в 19 веке.
Западный фасад Пти-Трианон
Вид с воздуха на Пти-Трианон и его небольшой парк
По просьбе мадам Помпадур Габриэль построил план меньшего павильона в Версале подальше от главного дворца и Трианона. С окончанием дорогостоящей Семилетней войны Людовик XV утвердил планы, и между 1763 и 1768 годами был построен небольшой замок. Здание было кубическим, и каждый фасад отличался от других; каждая была украшена пилястрами, колоннами и фронтонами в идеальной пропорции и гармонии. Фасады Малого Трианона в наиболее чистом виде представляли зарождающийся стиль неоклассицизма во Франции.
Фойе Королевской оперы
Королевская опера во время празднования свадьбы Людовик XVI и Мария-Антуанетта (1770)
Королевская ложа
Сцена Королевской оперы
Большая часть его внимания была посвящена изменениям Версальского дворца, по желанию Людовика XV. Во дворце не было оперного театра; Театр был под командованием Людовика XIV в 1682 году для завершения строительства Северного крыла, но проект был приостановлен из-за затрат на королевские войны и сложности удовлетворения потребностей двора. Габриэль сделал новое предложение о том же месте в 1748 году, но оно также было отложено из-за высокой стоимости. Занимался многочисленными изменениями внешнего вида дворца, в частности завершением и расширением Северного крыла, в точности следуя первоначальному проекту мансарды. Это было завершено в 1764 году.
Проект Opera был возрожден в 1765 году и был ускоренный в 1770 году для празднования свадьбы дофина, будущего Людовика XVI, с архидуксией Австрии Марией-Антуанеттой. Чтобы завершить проект быстро и с меньшими затратами, театр был полностью построен из дерева, окрашен под мрамор, но при этом имеет исключительно хорошую акустику. Театр был выполнен в сине-золотых тонах, выполнен в форме усеченного эллипса или овала, окружен ярусами лож, украшен резным и позолоченным деревом, освещен тремя тысячами свечей, свет которых отражается в зеркалах. К этому времени у Людовика XV была новая любовница, мадам Дюбарри, а в королевской ложи размером с три обычных ложи была решетка для защиты их личной жизни. Скульптуры Огюстена Пажу и расписной потолок Луи Жан-Жака Дюрамо завершили интерьер. Габриэль и его главный инженер-архитектор Блез Арно изучали установку механизма для поднятия пола театра до уровня сцены, чтобы создать огромный бальный зал, но это так и не было завершено.
Его последними проектами были завершение фасадов зданий, которые он спроектировал для площади Согласия; бывший Hôtel de Coislin и Hotel Crillon, построенные в 1770 году, а также здание, которое сегодня является Hotel de la Marine, штаб-квартирой французского флота до 2016 года, который был закончен в 1774 году. Он умер в Париже в 1782 году.
Его трезвый разум в планировании и деталях способствовал переходу от рококо к неоклассицизму. Он не был особенно известен смелостью или оригинальностью; широко заимствуя из французского классицизма и ранних классических моделей, особенно из Лувра. Он был известен своим мастерством, своей способностью уравновешивать анимацию стиля барокко с более сдержанным неоклассицизмом, пропорциями, балансом и тщательной проработкой деталей своих зданий, а также своей способностью создавать драматические и гармоничные ансамбли. монументальные здания, как, например, на площади Согласия.
На Wikimedia Commons есть медиафайлы, связанные с Анж-Жак Габриэль. |