Морис Квентин де ла Тур | |
---|---|
Автопортрет с кружевным жабо (около 1751 г.) | |
Родившийся | Морис-Квентин Делатур ( 1704-09-05 ) 5 сентября 1704 г. Сен-Кантен, Королевство Франция |
Умер | 17 февраля 1788 г. (1788-02-17) (83 года) Сен-Кантен, Королевство Франция |
Национальность | Французский |
Известен | Пастель |
Морис Квентин де Ла Тур (5 сентября 1704-17 февраля 1788) был французским портретистом в стиле рококо, работавшим в основном пастелью. Среди его самых известных подданных были Вольтер, Руссо, Людовик XV и мадам де Помпадур.
Он родился в Сен-Кантене, третьем сыне музыканта Франсуа де Ла Тура, Лаоннуа и сыне каменщика Жана де Ла Тура де Лаона и Сен-Кантена, умершего в 1674 году. Очевидно, Франсуа де Ла Тур. Последовательно был трубачом стрелкового полка герцога Мэнского и музыкантом начальника Соборной церкви Сен-Кантена. Обычно говорят, что он не одобрял увлечение сына искусством, но ничто не поддерживает это. По словам Франсуа Маранде, в 2002 году Ла Тур был организован ученичеством у художника по имени Дюпуш с 12 октября 1719 года, но неизвестно, когда этот контракт был расторгнут. Мало что известно о происхождении Квентина де Латура, пока в возрасте девятнадцати лет он не уехал в Париж на неопределенный срок, спасаясь от неблагоразумия в отношении своей кузины Анн Бужье; к этому возрасту он считал живопись своей профессией. После краткого путешествия в Англию в 1725 году он вернулся в Париж в 1727 году, где ему посоветовали начать работать портретистом в пастели. Его самый ранний известный портрет, завещанием которого является только гравюра Ланглуа 1731 года, был портрет Вольтера.
В 1737 году в Парижском салоне Ла Тур выставил портреты мадам Буше, жены художника Франсуа Буше, и l'Auteur qui rit, или « Автопортрет, смеющийся» (Лувр), первый из великолепной серии 150 портреты, которые служили одним из самых ярких экспонатов Парижского салона следующие 36 лет. Тем не менее художник Жозеф Дюкре утверждал, что был его единственным учеником (хотя это маловероятно). 25 мая 1737 года Ла Тур был официально признан ( agréé ) Королевской академией живописи и скульптуры и вскоре привлек внимание французского двора. По словам Джеффараса, в 1745 году у него была квартира во дворце Лувра, хотя его портреты для королевской семьи прекратились к концу 1760-х годов. Обычно считалось, что Ла Тур наделил своих натурщиков особым обаянием и умом, в то время как его тонкое, но верное прикосновение к пастельной среде придавало их чертам приятную мягкость.
Современные источники описывают характер Квентина де Ла Тура как живой, добродушный, но эксцентричный. Во многих автопортретах он изображает себя улыбающимся из кадра зрителю; Лаура Камминг заявляет о La Tour, что «там, где другие художники делают тяжелую погоду, изображая себя, он легко относится к задаче и, кажется, создал больше автопортретов с довольным лицом, чем любой другой художник». Тем не менее, из-за чрезмерно нервного характера (который в конечном итоге перерос в слабоумие) и требовательного практикующего, он также был описан как чрезмерно сложный в своей работе, вплоть до того, что он испортил ее.
По мере того как богатство Ла Тура увеличивалось за счет его комиссионных, росла и его благотворительность; он основал школу рисования в своем родном Сен-Кантене и делал пожертвования бедным женщинам-заключенным, инвалидам и стареющим ремесленникам и художникам. Он также был советником и благотворителем Королевской академии живописи и скульптуры в Париже и Академии наук и художественной литературы Амьена. В конце концов, ограниченный своим домом и заботой своего брата, Жан-Франсуа, из-за посягнувшего психического заболевания, он ушел на пенсию в возрасте 80 лет в Сен-Кантен, где он умер без завещания в возрасте 83 лет (он отозвал предыдущие завещания). Жан-Франсуа де Ла Тур (ум. 1807), кавалер королевского военного ордена Сен-Луи, был естественным наследником своего имения.
В музее Антуана Лекюера в городе Сен-Кантен хранятся многие пастели Ла Тура из его собственной студии; он предлагает посетителю не только синтез жизни и творчества Ла Тура, но также выборочный и концентрированный взгляд на французское общество и костюм восемнадцатого века.
Мадемуазель Ферран размышляет о Ньютоне
Пьер-Луи Лайдегив
Портрет Габриэля Бернара де Рье
СМИ, связанные с Морисом Квентином де Ла Тур на Викискладе?