Люстрация - это чистка государственных чиновников в Центральной и Восточной Европе. Различные формы люстрации использовались в посткоммунистической Европе, а в последнее время и на Украине.
Люстрация в целом - это процесс внесения чего-то ясного или чистого, обычно посредством умилостивительного подношения. Термин взят из древних римских lustratio ритуалов очищения.
Согласно конституционной поправке 1992 года в Чешской Республике, лицо, которое публично отрицает, ставит под сомнение, одобряет или пытается оправдать нацистский или коммунистический геноцид или другие преступления нацистов или коммунистов, будет наказано тюремным заключением от 6 месяцев до 3 годы. В 1992 году Барбара Харфф написала, что ни одна коммунистическая страна или правящий орган не были осуждены за геноцид.
В августе 2007 года Арнольд Мери, ветеран эстонской Красной армии и двоюродный брат бывшего президента Эстонии Леннарта Мери, столкнулся с обвинениями в геноциде со стороны властей Эстонии за участие в депортации эстонцев на Хийумаа в 1949 году. Мери отвергла обвинения, охарактеризовав их как политически мотивированные. клевета, заявив: «Я не считаю себя виновным в геноциде». Судебный процесс был остановлен, когда Мери умерла 27 марта 2009 года в возрасте 89 лет.
После падения различных европейских коммунистических правительств в результате революций 1989 года между 1989 и 1991 годами этот термин стал обозначать санкционированную правительством политику «массовой дисквалификации тех, кто был связан со злоупотреблениями при предыдущем режиме». Процедуры исключали участие бывших коммунистов, и особенно информаторов коммунистической тайной полиции, на последующих политических должностях или даже на должностях государственной службы. Это исключение стало частью более широких кампаний декоммунизации. Однако в некоторых странах законы о люстрации не привели к исключению и дисквалификации. Закон о люстрации в Венгрии (1994–2003 гг.) Был основан на разоблачении скомпрометированных государственных чиновников, в то время как закон о люстрации в Польше (1999–2005 гг.) Зависел от признания.
Закон о люстрации «представляет собой специальный государственный закон о занятости, который регулирует процесс проверки того, работал ли человек, занимающий определенные высшие государственные должности, или сотрудничал с репрессивным аппаратом коммунистического режима». «Особый» характер закона о люстрации связан с его переходным характером. По состоянию на 1996 год различные законы о люстрации разной степени применялись в Чешской Республике, Словакии, Венгрии, Македонии, Албании, Болгарии, Литве, Латвии, Эстонии, Германии, Польше и Румынии. По состоянию на 2019 год законы о люстрации не принимались ни в Беларуси, ни в бывшей Югославии, ни в бывших советских республиках Центральной Азии ( Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан ).
Люстрация может служить формой наказания антикоммунистических политиков, которые были диссидентами при правительстве, возглавляемом коммунистами. Законы о люстрации обычно принимаются прямо перед выборами и ужесточаются, когда у власти правые правительства, и ослабляются, когда у власти находятся социал-демократические партии. Утверждается, что системы люстрации, основанные на увольнении или признании, могут повысить доверие к правительству, а системы, основанные на признании, могут способствовать социальному примирению.
В отличие от многих соседних государств, новое правительство Чешской и Словацкой Федеративной Республики не выносило решений в рамках судебных процессов, а вместо этого приняло внесудебный подход для обеспечения внесения изменений.
В соответствии с законом, принятым 4 октября 1991 года, все сотрудники StB, секретной полиции коммунистической эпохи, были занесены в черный список из определенных государственных учреждений, включая высшие уровни государственной службы, судебную систему, прокуратуру, Службу информации безопасности (BIS)., должности в армии, управление государственными предприятиями, центральный банк, железные дороги, высшие академические должности и государственные электронные средства массовой информации. Этот закон оставался в силе в Чешской Республике после распада Чехословакии и истек в 2000 году.
Законы о люстрации в Чехословакии и Чешской Республике не были призваны служить правосудием, а были призваны гарантировать, что такие события, как коммунистический переворот в феврале 1948 года, больше не повторится.
Первый закон о люстрации был принят польским парламентом в 1992 году, но Конституционный суд Республики Польша объявил его неконституционным. Затем были представлены и рассмотрены несколько других проектов специальной комиссией, в результате чего в 1996 году был принят новый закон о люстрации. С 1997 по 2007 год люстрацией занимался офис представителя общественных интересов ( польский : Rzecznik Interesu Publicznego), который проанализировал люстрацию. заявлений и может инициировать дальнейшее разбирательство. Согласно новому закону, вступившему в силу 15 марта 2007 года, люстрация в Польше теперь находится в ведении Института национальной памяти ( польский : Instytut Pamięci Narodowej ; IPN).
В Украине люстрация относится в основном к увольнению с государственной должности государственных служащих, которые работали при президенте Украины Викторе Януковиче. Они могут быть исключены на срок от пяти до десяти лет.
Люстрацию сравнивают с денацификацией в Европе после Второй мировой войны и дебаасификацией в Ираке после Саддама Хусейна.