Венгерские переговоры за круглым столом

редактировать

В Венгерские Круглый стол переговоров ( Hungarian : Kerekasztal-tárgyalások) была серия формализованных, стройными и высоко законнических обсуждений, состоявшихся в Будапеште, Венгрия летом и осенью 1989 года, вдохновленные польской модели, которая закончилась в создании мульти -партийная конституционная демократия, и Коммунистическая партия (формально Венгерская социалистическая рабочая партия или MSzMP) потеряла 40-летний контроль над властью.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Прогресс
  • 3 Заключение
  • 4 Примечания
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение

Задний план

Переговоры начались в марте 1989 года как встреча оппозиционных групп. В тот момент давний лидер Янош Кадар был отстранен от власти почти на год, и Центральный комитет коммунистов в том же месяце признал необходимость многопартийной системы с появлением различных групп, таких как Fidesz и Альянс свободных демократов (SzDSz).. Массовые демонстрации 15 марта, в Национальный день, убедили режим начать переговоры с возникающими некоммунистическими политическими силами. Неделю спустя эти новые движения по инициативе Форума независимых юристов сформировали Круглый стол оппозиции ( Ellenzéki Kerekasztal, EKA), призванный помешать коммунистам попытаться сохранить власть путем разделения оппозиции и установить некоторую степень единства перед лицом программы реформ режима. Таблица состояла из небольшого числа элитных организаций, чьи низовые связи были плохо развиты и само существование которых частично объяснялось сотрудничеством ключевых коммунистических реформаторов. В частности, в нем участвовали SzDSz, Fidesz, Венгерский демократический форум (MDF), Партия независимых мелких землевладельцев (FKgP), Венгерская народная партия (MNP), Общество Эндре Байчи-Жилински и Демократический профсоюз научных работников. На более позднем этапе демократической конфедерации свободных профсоюзов и в христианско - демократической народной партии были приглашены (KNDP).

MSzMP, хотя и осажден требованиями перемен изнутри (в форме все более активных кругов реформ) и сталкивается с распадающейся экономикой, не встретила оппозицию до 22 апреля. В отличие от Польши, где границы между объединенной оппозицией и правительством были четкими, круглый стол в Венгрии (официально учрежденный в июне как Национальный круглый стол ( Nemzeti Kerekasztal, NKA), переговоры начинались 13 числа) был трехсторонним, в нем также участвовали профсоюзы. и квазигражданские организации, находящиеся под властью партии, но начинающие дистанцироваться от нее. Вместо единого оппозиционного движения со значительным потенциалом угрозы (« Солидарность» ) участвовало несколько относительно слабых оппозиционных групп, которые в лучшем случае могли сыграть на страхе режима перед массовыми демонстрациями по случаю различных поминовений. Эта слабость радикализировала их требования, что привело к большим уступкам со стороны правительства; Оппозиция, у которой была открытая повестка дня и которая могла эффективно накладывать вето на предложения, знала от Польши, что она либо должна провести переговоры о свободных выборах, либо начнет терять свою легитимность в качестве представителя народа.

Прогресс

Темы обсуждений были практически полностью неизвестны публике. Коммунисты сделали все возможное, чтобы не допустить более широкого ознакомления с переговорами, якобы для предотвращения их использования в качестве политической пропаганды. Круглый стол оппозиции согласился с этим предложением на встрече 10 июня; это вызвало подозрения, что они были замешаны в закулисной сделке. Некоторые более мелкие партии вне стола заявили, что закулисная сделка между старой и новой политической элитой происходила без консультаций с общественностью. Круглый стол оппозиции приложил все усилия, чтобы рассеять подобные подозрения. Действительно, все участники были посвящены мирному и демократическому переходу (с которым режим косвенно согласился, согласившись на переговоры), и нервничали по поводу неконтролируемой народной мобилизации, особенно когда переговоры начались до падения Берлинской стены и решающей победы на выборах «Солидарности».. Тем не менее соглашение от 10 июня сильно ограничило пространство для маневра. Отсутствие гласности не вызывало конфликтов между переговорной элитой партий и их членами, но действительно вызывало ряд недопониманий в обществе в целом. Только когда 18 сентября было подписано соглашение за круглым столом, общественность полностью осознала различные точки зрения, представленные на круглом столе; пленарное заседание, посвященное его распаду, транслировалось по телевидению.

По мере продвижения переговоров (и особенно после перезахоронения Имре Надя 16 июня) EKA выдвигала более подробные и всеобъемлющие требования: гарантированные свободные выборы и свободный доступ к СМИ во время них, исключение политических преступлений из уголовного кодекса, запрет на применение насилия и деполитизация вооруженных сил. Коммунисты хотели разделить бремя управления экономикой, но оппозиция отказывалась брать на себя эту задачу, пока она не вошла в правительство и не сосредоточилась на политике до экономической реформы. Все участники признали, что «третья сторона» (профсоюзы и партийные организации) менее важна как в процессе, так и в результате; Члены государственных органов дистанцировались от падающего авторитета партии, но соглашались не поддерживать ее, гарантируя им меньшую роль в переговорах. Тем не менее, они якобы представляли неэлитных, не присутствовавших за столом; Среди вопросов были проблемы их избирателей, такие как заработная плата, самоуправление, а также поддержание и расширение системы социальной защиты, которая столкнулась с неопределенным будущим. По большому счету, эти темы обсуждались только символически, а не по существу, а две другие стороны сосредоточились на политическом решении. Именно на переговорах появился ряд будущих политических лидеров Венгрии, в том числе Ласло Сойом, Йожеф Анталл, Дьёрдь Сабад, Петер Тёльдьеши и Виктор Орбан.

Переговоры часто срывались, и двумя наиболее спорными вопросами были избирательная система и президентское кресло (другие спорные моменты заключались в том, будет ли страна определена как «социалистическая» в конституции, и раскрытие активов Коммунистической партии). Коммунисты настаивали на своем. президентская система с большинством голосов. Они предполагали, что победит популярный Имре Позгай, лидер фракции радикальных реформаторов коммунистов. Более мелкие оппозиционные партии хотели парламентской системы, пропорционального представительства и слабого президентства. Однако они тоже верили, что Позгай будет избран президентом. На октябрь был назначен съезд партии, и реформистам нужно было что-то там показать, чтобы узаконить себя. В ходе переговоров MSzMP сделала уступки, направленные на избрание Позгая. В августе они предложили распустить « Рабочую милицию», если его кандидатура будет принята, а в сентябре предложили избрать президента путем референдума. (Это было представлено как уступка, потому что, хотя всенародные выборы предоставили бы ему больше легитимности, действующий парламент легко выбрал бы Позгая.)

Заключение

Было достигнуто соглашение, касающееся шести законопроектов, касающихся пересмотра Конституции, создания Конституционного суда, функционирования и управления политическими партиями, многопартийных выборов депутатов Национального собрания, уголовного кодекса и закона о процедурах уголовного преследования (последние два изменения представляли собой дополнительное отделение партии от государственного аппарата). Избирательная система была компромиссной: примерно половина депутатов будет избрана пропорционально, а половина - по мажоритарной системе. Также была достигнута договоренность о слабом президентстве, но не было достигнуто консенсуса относительно того, кто должен избрать президента (парламент или народ) и когда эти выборы должны состояться (до или после парламентских выборов). Первоначально оппозиция была едина в желании, чтобы президент избирался парламентом после новых выборов, чтобы обеспечить парламентское превосходство и минимизировать власть MSzMP. Затем, столкнувшись с уступками коммунистов, относительно слабый раскол оппозиции, поскольку по крайней мере три умеренные группы (включая KNDP и MDF) подписали соглашение за круглым столом и безоговорочно приняли Позгая в качестве президента, в то время как радикалы (особенно Fidesz и SzDSz) отказались это сделать.. После всплеска переговоров на март 1990 года были назначены полностью свободные выборы, в отличие от полусвободных выборов, проведенных в Польше в июне 1989 года.

В конце концов, неявная сделка по президентству (единственное место, где коммунисты, похоже, взяли верх), достигнутая в ходе переговоров за круглым столом, была отменена: когда MSzMP распалась в начале октября и стала Венгерской социалистической партией (MSZP).), большинство членов, а также депутаты не смогли присоединиться к новой партии, и Позгай не был избран ее лидером. В образовавшемся вакууме власти радикалы использовали закон об очень либеральных инициативах, сформулированный Круглым столом, чтобы успешно провести референдум по четырем дополнительным вопросам. На референдуме, состоявшемся 26 ноября, были поставлены вопросы о роспуске партийной милиции, возвращении партийного имущества, устранении партии с рабочих мест и о том, следует ли провести сначала президентские или парламентские выборы. Они легко получили 100 000 подписей, необходимых для внесения вопросов в бюллетень для голосования. В ходе реформы коммунисты быстро упразднили партийную милицию, пообещали провести полный учет ее имущества перед референдумом и убрали ее ячейки с рабочих мест. Что касается решающего вопроса о последовательности выборов, радикалы едва ли соответствовали обоим критериям (явка 55%, при необходимости 50%, и 50,07% за парламентские выборы в первую очередь). Партия-государство была полностью демонтирована, чего Круглый стол оппозиции не смог добиться в одиночку. Сами коммунисты использовали инициативу, чтобы провести голосование по прямым выборам президента 29 июля 1990 г., но это не удалось из-за явки всего 14%. Вместо коммунистического кандидата, выбранного на прямых выборах до выборов нового парламента, председательствующая пошел ССД политик Арпад Генц, избран новый парламент.

Заметки

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Бозоки, Андраш. Переговоры за круглым столом 1989 года: генезис венгерской демократии (2002), Central European University Press, ISBN   963-9241-21-0
  • Эльстер, Джон. Переговоры за круглым столом и крах коммунизма (1996), University of Chicago Press, ISBN   0-226-20628-9
Последняя правка сделана 2023-04-21 08:03:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте