Демократизация (Советский Союз)

редактировать

Демократизация (Русский : Демократизация, IPA:, демократизация ) был лозунгом, предложенным Генеральным секретарем Коммунистической партии СССР Михаилом Горбачевым в январе 1987 года, призывавшим к вливанию «демократических » элементов в однопартийное правительство Советского Союза. Демократизация Горбачева означала введение многопартийных кандидатов - но не многопартийных - выборов для местных Коммунистической партии (КПСС) и Советов. Таким образом он надеялся омолодить партию прогрессивным персоналом, который проведет его институциональные и политические реформы. КПСС сохранит единоличную ответственность за урну для голосования.

Лозунг Демократизации был частью горбачевских программ реформ, включая гласность (усиление общественного обсуждения вопросов и доступность информации для общественности), официально объявленное в середине 1986 года, и ускорение, «ускорение» экономического развития. Перестройка (политическая и экономическая реструктуризация), еще один лозунг, который в 1987 году превратился в полномасштабную кампанию, охватил их всех.

К тому времени, когда он представил лозунг «Демократизации», Горбачев пришел к выводу, что реализация его реформ, намеченных на двадцать седьмом съезде партии в феврале 1986 года, требует большего, чем дискредитация "Старого". Охранник ". Он изменил свою стратегию, не пытаясь работать через КПСС, как она существовала, и вместо этого принял степень политической либерализации . В январе 1987 года он обратился через руководство партии к народу и призвал к демократизации.

Ко времени проведения двадцать восьмого съезда партии в июле 1990 года стало ясно, что реформы Горбачева привели к радикальным, непредвиденным последствиям, поскольку национальности республик, входивших в состав Советского Союза, как никогда старались выйти из Союза и, в конечном итоге, распустить Коммунистическую партию.

Демократизация и дилемма реформ Горбачева

Горбачев все чаще попадал в ловушку критики со стороны консерваторов, которые хотели остановить реформы, и либералов, которые хотели их ускорить. Между тем, несмотря на его намерение сохранить однопартийную систему, элементы многопартийности уже выкристаллизовывались.

Несмотря на некоторые неудачи, он продолжал свою политику Демократизации и наслаждался своим мировым восприятием как реформатора. В июне 1988 года на Девятнадцатой партийной конференции КПСС, первой с 1941 года, Горбачев и его сторонники начали радикальные реформы, направленные на снижение партийного контроля над правительственным аппаратом. Он снова призвал к проведению множественных выборов в региональные и местные законодательные собрания и первых секретарей партий, а также настаивал на отделении государственного аппарата от партийных органов на региональном уровне. Перед лицом подавляющего большинства консерваторов Горбачев все еще мог рассчитывать на подчинение партии вышестоящим властям, чтобы добиться принятия его предложений по реформе. Эксперты назвали конференцию успешным шагом в продвижении партийно-ориентированных перемен сверху.

На беспрецедентном чрезвычайном положении ЦК пленуме, созванном Горбачевым в сентябре 1988 года, три стойких приверженца члены старой гвардии покинули Политбюро или потеряли руководящие должности. Андрей Громыко ушел в отставку (перед собранием решил уйти в отставку) из Политбюро, Егор Лигачев был освобожден от идеологического портфеля в Секретариате Политбюро, и Борис Пуго сменил члена Политбюро Михаила Соломенцева на посту председателя могущественного Комитета партийного контроля КПСС. Затем Верховный Совет избрал Горбачева председателем Президиума Верховного Совета, наделив Горбачева теми атрибутами власти, которые ранее Леонид Брежнев имел. Эти изменения означали, что Секретариат, до этого момента единолично отвечавший за разработку и реализацию государственной политики, потерял большую часть своих полномочий.

Значимые изменения произошли также в правительственных структурах. В декабре 1988 г. Верховный Совет Советского Союза одобрил создание Съезда народных депутатов Советского Союза, который в соответствии с поправками к конституции был учрежден в качестве нового законодательного органа Советского Союза. Затем Верховный Совет распался. Поправки призывали к избранию меньшего рабочего органа из 542 членов, также называемого Верховным Советом, из числа 2250 членов Съезда народных депутатов. Чтобы обеспечить коммунистическое большинство в новом парламенте, Горбачев зарезервировал треть мест для КПСС и других общественных организаций.

Выборы марта 1989 г. Съезда народных депутатов ознаменовали собой впервые избиратели Советского Союза выбрали состав национального законодательного органа. Результаты выборов ошеломили правящую элиту. По всей стране избиратели вычеркивали из бюллетеней не встречавших сопротивления кандидатов коммунистов, многие из которых были видными партийными деятелями, воспользовавшись номинальной привилегией не утверждать перечисленных кандидатов. Однако возникший Съезд народных депутатов по-прежнему состоял из 87% членов КПСС. Истинные реформисты получили всего около 300 мест.

В мае первая сессия Съезда народных депутатов электрифицировала страну. В течение двух недель в прямом эфире депутаты со всей страны протестовали против всех скандалов и недостатков советской системы, которые можно было выявить. Ораторы не щадили ни Горбачева, ни КГБ, ни военных. Тем не менее консервативное большинство сохранило контроль над конгрессом. Горбачев был избран без возражений на пост председателя нового Верховного Совета; затем Съезд народных депутатов избрал подавляющее большинство партийных аппаратчиков старого образца в состав нового законодательного органа. Явный лидер оппозиции Ельцин получил место в Верховном Совете только после того, как другой депутат оставил свой пост. Первый Съезд народных депутатов стал для Горбачева последним моментом реального контроля над политической жизнью Советского Союза.

Летом 1989 года первый оппозиционный блок в Съезде народных депутатов сформировался под названием Межрегиональной группы. В состав этого органа входили почти все либеральные и российские националисты, представители оппозиции во главе с Борисом Ельциным.

. Первоочередной задачей оппозиции была отмена статьи 6 Конституции, которая предписывала верховенство КПСС над всеми институтами общества. Столкнувшись с давлением оппозиции за отмену статьи 6 и нуждаясь в союзниках против сторонников жесткой линии в КПСС, Горбачев добился отмены статьи 6 на пленуме ЦК в феврале 1990 года. Позже в том же месяце, в Верховном Совете, он предложил создать новую должность президента Советского Союза, чтобы он был избран Съездом народных депутатов, а не на всенародных выборах. Соответственно, в марте 1990 года Горбачев был избран в третий раз за полтора года на должность, эквивалентную главе советского государства. Бывший первый заместитель председателя Верховного Совета Анатолий Лукьянов стал председателем Верховного Совета. Верховный Совет стал похож на западные парламенты. Его дебаты транслировались по телевидению ежедневно.

Ко времени проведения двадцать восьмого съезда партии в июле 1990 года КПСС рассматривалась либералами и националистами входящих в нее республик как анахронизм и неспособность руководить страной. Отделения КПСС во многих из пятнадцати советских республик начали раскалываться на большие проповеднические и про-союзные фракции, что еще больше ослабило центральный партийный контроль.

В результате серии унижений КПСС была отделена от правительства и лишены ведущей роли в обществе и функции надзора за национальной экономикой. Однако большинству его аппаратчиков удалось занять руководящие должности во вновь сформированных демократических институтах. В течение семидесяти лет КПСС была сплоченной силой, скрепившей союз; без авторитета партии в советском центре, национальности составляющих республик тянулись изо всех сил, чтобы вырваться из союза и распустить саму партию.

См. также

Список литературы

Последняя правка сделана 2021-05-17 12:54:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте