Мир жизни

редактировать
Эпистемологическая концепция Эдмунд Гуссерль, ок. 1910-е годы

Мир жизни (нем. : Lebenswelt) можно представить себе как вселенную того, что самоочевидно или дано, мир, который субъекты могут испытать вместе. Для Эдмунда Гуссерля жизненный мир является фундаментальным для всех эпистемологических исследований. Эта концепция берет свое начало в биологии и культурном протестантизме.

Концепция жизненного мира используется в философии и некоторых социальных науках, в частности социологии и антропология. Концепция подчеркивает состояние дел, в котором мир переживается, мир проживается (нем. Erlebt). Жизненный мир - это доэпистемологическая ступенька для феноменологического анализа в гуссерлианской традиции.

Содержание
  • 1 Феноменологическая концепция
  • 2 Социологическая концепция
  • 3 Эпистемологическая концепция
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Феноменологическая концепция

Эдмунд Гуссерль представил концепцию жизненного мира в своей книге Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии (1936):

Каким бы образом мы ни осознавали мир как универсальный горизонт, как связная вселенная существующих объектов, мы, каждое «Я-человек» и все мы вместе принадлежим к миру как живущие друг с другом в мире; а мир - это наш мир, действительный для нашего сознания как существующего именно через это «совместное проживание». Мы, как живущие в бодрствующем мировом сознании, постоянно активны на основе нашего пассивного владения миром... Очевидно, это верно не только для меня, индивидуального эго; скорее мы, живя вместе, имеем заранее заданный мир в этом вместе, принадлежим, мир как мир для всех, заранее заданный этим онтическим значением... Мы-субъективность... [функционирует] постоянно.

Этот коллективный интерсубъективный пул восприятия, как объясняет Гуссерль, присутствует и повсеместно, и, для целей человечества, способен прийти к «объективной истине» или, по крайней мере, настолько близок к объективности, насколько это возможно. «Жизненный мир» - это грандиозный театр объектов, по-разному расположенных в пространстве и времени по отношению к воспринимающим субъектам, который уже - всегда существует и является «почвой» для всего общего человеческого опыта. На формулировку жизненного мира Гуссерля также повлияли «жизненная связь» Вильгельма Дильтея (нем. Lebenszusammenhang) и Бытие-в-мире Мартина Хайдеггера (нем. In- дер-Вельт-Сейн). Эта концепция была далее развита студентами Гуссерля, такими как Морис Мерло-Понти, Ян Паточка и Альфред Шютц. Жизненный мир можно рассматривать как горизонт всего нашего опыта, в том смысле, что это тот фон, на котором все вещи появляются сами по себе и имеют смысл. Однако жизненный мир нельзя понять чисто статическим образом; это не неизменный фон, а скорее динамический горизонт, в котором мы живем и который «живет с нами» в том смысле, что ничто не может появиться в нашем жизненном мире, кроме как прожитым.

Эта концепция представляет собой поворотный момент в феноменологии Гуссерля, основанной на традициях Декарта и Канта. До этого момента Гуссерль был сосредоточен на поиске, разъяснении и объяснении абсолютного основания философии в сознании без каких-либо предпосылок, за исключением того, что можно найти с помощью рефлексивного анализа сознания и того, что непосредственно в нем присутствует. Первоначально все суждения о реальном должны были быть «заключены в скобки » или приостановлены, а затем проанализированы, чтобы выявить роль сознания в их создании или построении. Однако с концепцией жизненного мира Гуссерль вступил на другой путь, который признает, что даже на самом глубоком уровне сознание уже встроено в мир значений и предубеждений, которые являются социально, культурными и историческими, и действуют в нем. составлен. Таким образом, феноменология стала исследованием не только чистого сознания и значений трансцендентального эго, как в более ранних работах Гуссерля, но и изучения сознания и значения в контексте. Жизненный мир - одно из наиболее сложных понятий в феноменологии, главным образом из-за его статуса как личного, так и интерсубъективного.

Даже если историчность человека тесно связана с его жизненным миром, и, таким образом, у каждого человека есть жизненный мир, это не обязательно означает, что жизненный мир является чисто индивидуальным явлением. В соответствии с феноменологическим понятием интерсубъективности, жизненный мир может быть интерсубъективным, даже если каждый индивидуум обязательно несет свой собственный «личный» жизненный мир («родной мир»); значение интерсубъективно доступно и может быть передано (разделено "домашними товарищами"). Однако родной мир всегда ограничен инопланетным миром. Внутренние «значения» этого чужого мира могут быть переданы, но никогда не могут быть восприняты как чужие; инопланетянин может быть ассимилирован или ассимилирован только в жизненном мире и понят только на фоне жизненного мира.

Социологическая концепция

Гуссерлианское разъяснение жизненного мира послужило отправной точкой для феноменологической социологии Альфреда Шютца, который пытался синтезировать гуссерлевскую феноменологию сознания, значения и жизненный мир с социологией Макса Вебера и ее фокусом на субъективно значимых действиях. Юрген Хабермас далее развил концепцию жизненного мира в своей социальной теории. Для Хабермаса жизненный мир - это более или менее «фоновая» среда компетенций, практик и отношений, представленных в терминах когнитивного горизонта. Однако по сравнению с Гуссерлем с его фокусом на сознании, Хабермас, чья социальная теория основана на коммуникации, сосредотачивается на жизненном мире как состоящем из социально и культурно закрепленных языковых значений. Это жизненная область неформального, культурно обоснованного понимания и взаимного согласия. Рационализация и колонизация жизненного мира инструментальной рациональностью бюрократии и рыночных сил - основная задача двухтомника Хабермаса Теория коммуникативного действия.

Для Хабермаса коммуникативное действие регулируется практической рациональностью - идеи социальной важности опосредуются в процессе языковой коммуникации в соответствии с правилами практической рациональности. Напротив, техническая рациональность управляет системами инструментов, такими как отрасли, или, в более широком масштабе, капиталистической экономикой или демократическим политическим правительством. Идеи, имеющие инструментальное значение для системы, опосредуются в соответствии с правилами этой системы (наиболее очевидным примером является использование капиталистической экономикой валюты ). Самообман и, таким образом, систематически искаженная коммуникация возможны только тогда, когда жизненный мир был «колонизирован» инструментальной рациональностью, поэтому возникает некоторая социальная норма, которая имеет законную власть, даже если это не оправдано. Это происходит, когда средство передачи инструментальных идей приобретает коммуникативную силу - например, когда кто-то платит группе людей за то, чтобы они молчали во время публичных дебатов, или если финансовые или административные ресурсы используются для рекламы некоторая социальная точка зрения. Когда люди принимают полученный в результате консенсус как нормативно значимый, жизненный мир колонизирован, а общение систематически искажается. Метафора «колонизация » используется потому, что использование управляющих средств массовой информации для достижения социального консенсуса не присуще жизненному миру - процессы принятия решений в системном мире должны посягать на жизненный мир в некотором смысле империалистическим образом:

Снятые с идеологической завесы, императивы автономных подсистем проникают в жизненный мир извне - как колониальные хозяева, попадающие в племенное общество - и навязать ему процесс ассимиляции. Расплывчатые перспективы местной культуры не могут быть достаточно скоординированы, чтобы позволить игре метрополии и мирового рынка восприниматься с периферии.

Фрагментация сознания, связанная с двумя марксистами. концепции отчуждения и ложного сознания иллюстрируют, почему, с точки зрения Хабермаса, они являются просто частными случаями более общего явления колонизации жизненного мира.

Социальная координация и системное регулирование происходят посредством общих практик, убеждений, ценностей и структур коммуникативного взаимодействия, которые могут иметь институциональную основу. Мы неизбежно живем от мира сего, так что люди и взаимодействия опираются на обычаи и культурные традиции для создания идентичности, определения ситуаций, координации действий и создания социальной солидарности. В идеале это происходит путем коммуникативного понимания (немецкий Verstehen ), но это также происходит и посредством прагматических переговоров (сравните: Seidman, 1997: 197).

Жизненный мир связан с другими концепциями, такими как понятие габитуса Пьера Бурдье и с социологическим понятием повседневной жизни.

Эпистемологический концепция

В ходе недавних конструктивистских дискурсов возникла и дискуссия о термине жизненного мира. реляционно-конструктивистская версия термина жизненного мира Бьёрна Крауса рассматривает его феноменологические корни (Гуссерль и Шютц ), но расширяет его в рамках диапазон построения эпистемологической конструктивистской теории. Вследствие этого создается новый подход, который не только фокусируется на индивидуальном взгляде на понятие жизненного мира, но также принимает во внимание социальные и материальные условия окружающей среды и их актуальность, как это, например, подчеркивается Хабермасом. Таким образом, важно исходное предположение Крауса о том, что когнитивное развитие зависит от двух определяющих факторов. С одной стороны, собственная реальность человека - это его субъективный конструкт. С другой стороны, эта конструкция - несмотря на всю субъективность - не случайна: поскольку человек все еще связан со своим окружением, его собственная реальность находится под влиянием условий этого окружения (нем. Grundsätzliche Doppelbindung menschlicher Strukturentwicklung

Опираясь на эту точку зрения, становится возможным разделение индивидуального восприятия и социальных и материальных условий окружающей среды. Соответственно, Краус берет термин «жизненный мир», добавляет термин «условия жизни» (нем. Lebenslage) и противопоставляет эти два термина друг другу.

Таким образом, жизненный мир описывает субъективно переживаемый человеком мир, тогда как жизненные условия описывают реальные жизненные обстоятельства человека. Соответственно, можно сказать, что жизненный мир человека строится в зависимости от его конкретных условий жизни. Точнее, к условиям жизни относятся материальные и нематериальные условия жизни, такие как, например, положение с занятостью, наличие материальных ресурсов, жилищные условия, социальная среда (друзья, враги, знакомые, родственники и т. Д.), А также физическое состояние человека (полнота / худой, высокий / маленький, женский / мужской, здоровый / больной и т. д.). Жизненный мир, напротив, описывает субъективное восприятие этих условий.

Краус использует эпистемологическое различие между субъективной реальностью и объективной реальностью. Таким образом, жизненный мир человека коррелирует с условиями жизни человека точно так же, как субъективная реальность коррелирует с объективной реальностью. Первый - непреодолимая, субъективная конструкция, построенная в зависимости от условий другого.

Краус определил жизненный мир и условия жизни следующим образом:

«Условия жизни означают материальные и нематериальные обстоятельства жизни человека.

Мир жизни означает субъективное построение реальности человеком, которое он или она формирует в условиях своих жизненных обстоятельств ».

Это контрастирующее сравнение дает концептуальную спецификацию, позволяющую на первом этапе различие между субъективно переживаемым миром и его материальными и социальными условиями и позволяющее на втором этапе сосредоточить внимание на значимости этих условий для субъективного конструирования реальности.

Имея это в виду, Манфред Фердинанд, который рассматривает термины жизненного мира, используемые Альфредом Шютцем, Эдмундом Гуссерлем, Бьёрном Краусом и Людвиг Витгенштейн заключает: «Мысли Крауса о конструктивистском понимании жизненных миров определяют интеграцию микро-, мезо- и макроскопических подходов, как того требуют Инверницци и Баттервеге: эта интеграция необходима не только для того, чтобы чтобы связать субъективные перспективы и объективные условия фрейма друг с другом, а также потому, что объективные фреймовые условия приобретают свою актуальность для субъективных жизненных миров не раньше, чем они воспринимаются и оцениваются ».

См. также
Ссылки
  1. ^Данный более подробно объяснил
  2. ^Intersubjectivity # Definition
  3. ^fn: немецкое движение fin-de-siècle, которое подвергло сомнению церковную иерархию и стремилось сочетать протестантские и научные верования (Treitel, 2000)
  4. ^Eden, 2004
  5. ^Гуссерль, Эдмунд. (1936/1970). Кризис европейских наук, стр. 108-109
  6. ^Гуссерль, Эдмунд. (1936/1970). Кризис европейских наук, стр. 133.
  7. ^Гуссерль, Эдмунд. (1936/1970). Кризис европейских наук, стр. 142
  8. ^Хабермас, 1987, Теория коммуникативного действия, Том. 2, стр. 355.
  9. ^Бьёрн Краус: Plädoyer für den Relationalen Konstruktivismus und eine Relationale Soziale Arbeit. in Forum Sozial (2017) 1 стр. 29-35 http://www.ssoar.info/ssoar/handle/document/51948
  10. ^См. Björn Kraus: Erkennen und Entscheiden. Grundlagen und Konsequenzen eines erkenntnistheoretischen Konstruktivismus für die Soziale Arbeit. Beltz Juventa, Weinheim / Basel 2013. P. 145 и далее.
  11. ^См. Бьёрн Краус: Erkennen und Entscheiden. Grundlagen und Konsequenzen eines erkenntnistheoretischen Konstruktivismus für die Soziale Arbeit. Beltz Juventa, Weinheim / Basel 2013. P. 66.
  12. ^См. Neurath 1931 / Weisser 1956 in Björn Kraus: Lebenswelt und Lebensweltorientierung - eine griffliche Revision als Angebot an eine systemisch-konstruktivistische Sozialarbeitswisseft. Kontext. Zeitschrift für Systemische Therapie und Familientherapie. Геттинген: Vandenhoek Ruprecht. Heft 37/02, 2006 стр. 116–129. Также доступно в Интернете: http://www.webnetwork-nordwest.de/sowi/article.php?sid=92 2004, p. 7. См. Также Björn Kraus 2013, p. 143 сл.
  13. ^См. Бьёрн Краус: Erkennen und Entscheiden. Grundlagen und Konsequenzen eines erkenntnistheoretischen Konstruktivismus für die Soziale Arbeit. Beltz Juventa, Weinheim / Basel 2013. P. 152 f.
  14. ^См. Бьорн Краус: Жизнь, которую мы живем, и жизнь, которую мы переживаем: знакомство с эпистемологической разницей между «жизненным миром» (Lebenswelt) и «условиями жизни» (Lebenslage), социальной работой и обществом. Международный онлайн-журнал. Vol. 13, № 2 2015, http://www.socwork.net/sws/article/view/438 ; Бьорн Краус: Erkennen und Entscheiden.. Beltz Juventa, Weinheim / Basel 2013. P. 152.
  15. ^См. Björn Kraus: Жизнь, которую мы живем, и жизнь, которую мы переживаем: знакомство с эпистемологической разницей между «Миром жизни» (Lebenswelt) и « Условия жизни »(Lebenslage) Социальная работа и общество. Международный онлайн-журнал. Vol. 13, No. 2 2015, P. 4. http://www.socwork.net/sws/article/view/438
  16. ^См. Manfred Ferdinand: Lebenswelten - Lebensschnüre. Heidelberger Studien zur praktischen Theologie.: Lit Verlag: Münster 2014, S. 31.
Дополнительная литература
  • Eden, T. (2004). Lebenswelt. в Ebner, K., Kadi, U. (2004). Wörterbuch der phänomenologischen Begriffe. Гамбург: Meiner.
  • Treitel, C. (2000). Культура знаний в мегаполисе науки, спиритизма и либерализма в Берлине конца века. в * Goschler, C. (ed.). Wissenschaft und Öffentlichkeit в Берлине, 1870-1930 гг. (Стр. 127–155). Штутгарт: Франц Штайнер.
  • Steinbock, A. J. (1995). Home and Beyond, Генеративная феноменология после Гуссерля. Исследования Северо-Западного университета по феноменологии и экзистенциальной философии.
  • Grathoff, R. (1989). Milieu und Lebenswelt. Франкфурт aM: Suhrkamp
Внешние ссылки
  • Словарное определение lifeworld в Викисловаре
Последняя правка сделана 2021-05-27 09:06:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте