Ян Паточка

редактировать
Ян Паточка
Patocka 1971.jpg Ян Паточка (1971).
Родился(1907-06-01) 1 июня 1907. Турнов, Богемия
Умер13 марта 1977 (1977-03- 13) (69 лет). Прага, Чехословакия
ЭпохаФилософия ХХ века
РегионЗападная философия
Школа Континентальная философия
Основные интересыФеноменология, философия истории
Влияния
Под влиянием

Ян Паточка (чешское произношение:, 1 июня 1907 г. - 13 марта 1977 г.) был чешским философом. Учился в Праге, Париже, Берлине и Фрайбурге, он был одним из последних учеников Эдмунда Гуссерля и Мартин Хайдеггер. Во время учебы во Фрайбурге его также обучал Ойген Финк, отношения, которые в конечном итоге превратились в философскую дружбу на всю жизнь.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Список работ
    • 3.1 На английском языке
  • 4 Медиа
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Молодость

Паточка учился Гимназия Яна Неруды.

Работы

Его работы в основном касались проблемы изначального, данного мира (Lebenswelt), его структуры и человеческое положение в нем. Он пытался развить эту гуссерлианскую концепцию под влиянием некоторых основных хайдеггеровских тем (например, историчность, техничность и т. Д.). С другой стороны, он также критиковал хайдеггерианскую философию за недостаточное рассмотрение с основными структурами бытия-в-мире, которые не являются действиями по раскрытию истины (это привело его к признанию работы Ханны Арендт ). С этой точки зрения он сформулировал свою оригинальную теорию «трех движений человеческого существования»: 1) получение, 2) воспроизводство, 3) трансцендентность. Он также перевел на чешский язык многие из Гегеля и Шеллинга. При жизни Паточка публиковался на чешском, немецком и французском языках.

Помимо своих работ по проблеме Lebenswelt, он написал интерпретации досократической и классической греческой философии и несколько более длинных эссе по истории греческих идей в формирование нашей концепции Европы. Паточка все больше сосредотачивался на идее Европы в 1970-е годы. Поскольку ему было запрещено преподавать (см. Ниже), в конце 70-х годов он проводил тайные лекции в своей частной квартире о греческой мысли в целом и о Платоне в частности. Эти тайные лекции известны под общим названием «Платон» и «Европа», и они публикуются под тем же названием на английском языке. Он также участвовал в дискуссиях о современной чешской философии, искусстве, истории и политике. Он был уважаемым исследователем таких чешских мыслителей, как Коменский (р. 1592) (также известный как Коменский) и Масарик (р. 1850). В 1971 году он опубликовал небольшой трактат о Коменском на немецком языке под названием Die Philosophy der Erziehung des J.A. Коменский (Философия образования Коменского). В 1977 году его работа над Масариком достигла кульминации в «Двух этюдах о Масарике», которая изначально была машинописным письмом, распространяемым частным образом.

«Еретические очерки философии истории» Паточки подробно и тщательно анализируются в Жаке. Важная книга Деррида "Дар смерти". Деррида был самым последним человеком, который писал или говорил с мыслью Паточки; Поль Рикер и Роман Якобсон (которые, соответственно, написали предисловие и послесловие к французскому изданию «Еретических очерков») - еще два примера.

Могила Яна Паточки, Бржевновское кладбище, Прага

В период с 1939 по 1945 год, когда чешские университеты были закрыты, а также с 1951 по 1968 год и с 1972 года Паточка была запрещена к преподаванию. Было опубликовано лишь несколько его книг, и большая часть его работ распространялась только в виде машинописных текстов, которые хранились у студентов и распространялись в основном после его смерти. Вместе с другими запрещенными интеллектуалами он читал лекции в так называемом «подпольном университете», который был неформальным учреждением, пытавшимся предложить бесплатное культурное образование без цензуры. В январе 1977 года он стал одним из первых подписантов и основных представителей движения за права человека Хартия 77 (Хартия 77) в Чехословакии. В течение трех месяцев после опубликования Хартии он активно писал и говорил о значении Хартии, несмотря на ухудшение его здоровья. Он также был допрошен полицией относительно его причастности к движению Хартии. 3 марта 1977 г. он был задержан полицией на десять часов, которая утверждала, что ему будет разрешено выступить в качестве представителя Хартии с высокопоставленным чиновником (фактически, это было предлогом, чтобы удержать его от на приеме в посольстве Западной Германии). В тот вечер он заболел и был доставлен в больницу, где его здоровье ненадолго улучшилось, что позволило ему дать последнее интервью Die Zeit и написать последнее эссе под названием «Чего мы можем ожидать от Хартии 77». 11 марта у него случился рецидив, а 13 марта он умер от апоплексии в возрасте 69 лет.

Его брат Франтишек Паточка был микробиологом.

Список работ

  • Природный мир как философская проблема [Přirozený svět jako filosofický problém]
  • Введение в феноменологию Гуссерля [Úvod do Husserlovy fenomenologie]
  • Аристотель, его предшественники и его наследники [Aristoteles, jeho předchůdci a dědicové]
  • Тело, Сообщество, Язык, Мир [Tělo, společenství, jazyk, svět]
  • Негативный платонизм [Negativní platónism]>
  • Платон и Европа [Platón a Evropa]
  • Кто такие чехи? [Co jsou Češi?]
  • Забота о душе [Péče o duši]
  • Еретические очерки в философии истории [Kacířské eseje o filosofii dějin]
  • Два исследования на тему Масарик [Dvě studie o Masarkyovi]

На английском языке

  • «Войны двадцатого века и двадцатого века как войны». Телос 30 (зима 1976-77 гг.). Нью-Йорк: Телос Пресс.
  • Ян Паточка: Философия и избранные сочинения. Под редакцией Эразима Кохака. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета, 1989.
  • Тело, сообщество, язык, мир. Перевод Эразима Кохака. Отредактированный Джеймсом Доддом. Чикаго, Иллинойс: Открытый суд, 1998.
  • Еретические очерки в философии истории. Перевод Эразима Кохака. Отредактированный Джеймсом Доддом. Чикаго, Иллинойс: Открытый суд, 1996.
  • Введение в феноменологию Гуссерля. Перевод Эразима Кохака. Отредактированный Джеймсом Доддом. Чикаго, Иллинойс: Открытый суд, 1996.
  • Платон и Европа. Перевод Петра Лома. Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press, 2002.
  • Природный мир как философская проблема. Перевод Эрики Абрамс. Под редакцией Ивана Чватика и Любицы Учника. Эванстон, Иллинойс: Northwestern University Press, 2016

Медиа

Пражский Сократ, снятый в 2017 году, был снят в Праге и дебютировал в Брюсселе. Этот фильм исследует жизнь и деятельность Паточки во второй половине двадцатого века в коммунистической Восточной Европе, беря интервью у нескольких его учеников и друзей.

Ссылки

  1. ^Арнасон, JP, и Дойл, Н., ред., Области и разделы европейской истории (Liverpool : Liverpool University Press, 2010), стр. 153.
  2. ^Эразим Кохак, «Ян Паточка: философская биография» в (ред.) Эразим Кохак, Ян Паточка: философия и избранные сочинения (Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета, 1989), с. 4.
  3. ^Джон Болтон, Миры несогласных (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2012), стр. 159.
  4. ^"Пражский Сократ", [1].

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: янв. Паточка
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:22:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте