Кабуто (兜, 冑) - тип шлема, впервые использованный древними японцами. воинов, а в более поздние периоды они стали важной частью традиционных японских доспехов, которые носили самураи и их слуги в феодальной Японии.
. Обратите внимание, что в В японском языке слово кабуто является апеллятивом, а не описанием типа, и может относиться к любому боевому шлему.
Японские шлемы пятого века (задолго до появления класса самураев) были найдены в раскопанных гробницах. Эти кабуто, получившие название мабизаси-цуке кабуто (шлем с козырьком), пришли из Китая и Кореи, и у них был ярко выраженный центральный гребень.
Кабуто, который теперь известен как шлем самурая, впервые появился в 10 век период Хэйан с появлением ō-ёрои. В период Сэнгоку в 16 веке, когда битвы между самураями превратились в пушечные и групповые сражения, ō-ёрой и до-мару вышли из моды и тосэй-гусоку (гусоку) родился, и стиль кабуто сильно изменился.
В период Эдо, когда сёгунат Токугава победил клан Тоётоми в Летняя осада Осаки и общество стало мирным, доспехи с возрождением средневековых времен стали популярными, и снова были изготовлены кабуто в стиле ō-ёрой и до-мару.
Кабуто был важная часть экипировки самураев, а также играла символическую роль, которая может объяснить японские выражения, поговорки и коды, связанные с ними. Одним из примеров является Катте кабуто но о во шимейо (букв. «Затяните веревку кабуто после победы в войне»). Это означает, что после успеха не снижайте усилия (сравните с «не почивать на лаврах»). Кроме того, кабуто во нугу (букв. «Снять кабуто») означает сдаться.
До-мару кабуто. Период Муромати, 15 век, Токийский национальный музей, важные культурные ценности
Гусоку кабуто. Период Адзути-Момояма, 16-17 века, Музей искусств Сантори
Гусоку Кабуто Куроды Такамасы. Период Эдо, 17 век, Токийский национальный музей
Гусоку кабуто. Период Эдо, 17 век, Токийский национальный музей, важные культурные ценности
Кабуто в стиле До-мару со стилем средневекового возрождения. Период Эдо, 19 век, Токийский национальный музей.
Медиа, относящиеся к Кабуто (отдельные части) на Викискладе
1. хачи. 2. Шикоро. 3. фукигаэси. 4. маэ-заши. 5. hari-date. 6. datemono. 7. хатиманзаОсновные части кабуто:
Типичный кабуто имеет центральный купол, состоящий из от трех до более чем сотни металлических пластин, склепанных вместе. Обычно они располагались вертикально, исходя из небольшого операционного поля. в топе. Заклепки, скрепляющие эти металлические пластины друг с другом, могли быть приподнятыми (форма, известная как хоши-бачи) или плоскими (форма, известная как судзи-бати); в другой форме, называемой хари бачи, заклепки были запилены заподлицо. Некоторые из лучших хати были подписаны их создателями, обычно из одной из нескольких известных семей, таких как семьи Миочин, Саотомэ, Харута, Ункаи или Нагасонэ.
Судзи бачи кабуто со шнурами, перевязанными под подбородком; обратите внимание на выступающий передний гребень, изогнутый фукигаэси и сикоро, состоящий из сотен переплетенных чешуекНебольшое отверстие в верхней части кабуто, называемое тэхэн или хатиманза (место бога войны, Хатиман ), как полагали, для прохождения через верхний узел воина. Хотя от этой практики в значительной степени отказались после периода Муромати, это отверстие могло быть сохранено для вентиляции или просто как артефакт того, как пластины были склепаны вместе. Теэн обычно украшали теэн канамоно, которые представляли собой кольца из замысловато обработанных мягких металлических полос, часто напоминающих хризантему. Дзунари кабуто и момонари кабуто были двумя формами шлема, которые обычно не имели отверстия наверху.
Кабуто включал в себя подвесную защиту шеи, называемую сикоро, обычно состоящую из трех-семи полукруглых пластин из лакированного металла или бычьей кожи , прикрепленных и соединенных шелковой или кожаной шнуровкой, хотя некоторые сикоро были составными из 100 или более мелких металлических чешуек подряд. Этот стиль ламеллярных доспехов вместе с кусари (кольчужными доспехами) был стандартной технологией японских бронежилетов, а некоторые сикоро были сделаны из кольчуги, пришитой к тканевой подкладке (форма, называемая кусари сикоро).
Кабуто прикреплялся к голове подбородочным шнуром, называемым шиноби-но-о, который обычно привязывали к столбам или крюкам на менгу (лицевой доспех) или просто привязывали под подбородок.
Кабуто часто украшают гербами, называемыми датемоно или татэмоно; четырьмя типами украшений были маэдатэ (переднее украшение), вакидатэ (боковые украшения), каширадатэ (верхнее украшение) и уширодатэ (заднее украшение). Это могут быть фамильные гербы (мон), плоские или скульптурные предметы, изображающие животных, мифические сущности, молитвы или другие символы. Рога особенно распространены, и многие кабуто включают кувагату, стилизованные рога.
Многие пластины хаги-но-ита волнообразной формы образуют хачи. Наверху красочный техэн канамоно
Kasa jirushi no kan, кольцо для прикрепления каса дзируши (флага шлема) к хачи
сикоро из лакированного железа (шейный щиток)
Можно увидеть фукигаэси к обеим сторонам мабизаси (края), а шиноби-но-о (шнур) закрепляет менгу (лицевую броню)
Маэдате, ок. 1800–1894, из архива Оксфордского колледжа Университета Эмори
Различные кабуто маэдате (передние гребни)
Маэдате цунамото (точка крепления переднего гребня)
Вакидатэ цунамото (точка крепления бокового гребня)
Судзи бачи кабуто - это многодисковый японский шлем с приподнятыми гребнями или ребрами, показывающими места соединения пластин шлема; заклепки можно припилить или оставить открытыми, как в хоси-бати кабуто.
Хоши-бачи кабуто (чаша звездного шлема) с выступающими головками заклепок, имеет большие заклепки (о-боши), маленькие заклепки (ко-боши) и заклепку с шайба в форме хризантемоида в основании (дза-боши). Хоши-бачи кабуто также мог быть судзи бачи кабуто, если были выступающие ребра или гребни, показывающие, где соединяются пластины шлема.
Хари бачи кабуто - японское хачи с несколькими пластинами без ребер или выступов, показывающих, где идут пластины шлема и заклепки расположены заподлицо.
Дзунари кабуто - это простой дизайн из пяти пластин.
Также было произведено большое количество более простых, легких, складных переносных доспехов для низших рангов самураев и пеших солдат (асигару ). Они назывались доспехами татами, а некоторые из них были выполнены из складных татами кабуто (также называемых тёсин-кабуто), сделанных из сочлененных пластин. Татами кабуто не использовали заклепки в своей конструкции; вместо этого использовалась шнуровка или кольчуга для соединения частей друг с другом.
Кадзи кабуто - это шлем, который носили самурайские пожарные.
Дзингаса были боевыми шляпами различных форм, носили асигару (пехотинцы) и самураи, которые могли быть сделаны из кожи или металла.
В период Момояма интенсивных гражданских войн Кабуто были сделаны по более простой конструкции из трех или четырех пластин, лишенных многих декоративных элементов более ранних шлемов. Чтобы компенсировать простую утилитарную форму нового шлема и обеспечить видимость и присутствие на поле боя, оружейники начали строить фантастические формы поверх простых шлемов из харикаке (папье-маше, смешанное с лаком поверх деревянной арматуры), хотя некоторые были построены полностью из железа. Эти формы имитировали формы из японской культуры и мифологии, включая рыбу, коровьи рога, голову бога долголетия, рулоны шелка, головные платки, каньон Ити-но-Тани, головы топоров и многие другие. другие. Некоторые формы были реалистично переданы, в то время как другие приобрели очень футуристический, модернистский вид.
Харикакэ кабуто, разновидность кавари кабуто, в которой использовалось смешанное с лаком папье-маше для изысканного украшения (раковины) железной чаши, начало периода Эдо, 17 век. Музей Анны и Габриэля Барбье-Мюллер, Даллас (Техас)]]
Период Кофуна (пятый век), раннее кабуто, сделанное из железа и позолоченной меди, из провинции Исэ
За-боши кабуто (в форме хризантемоида шайба у основания заклепки), это тоже судзи бачи кабуто, так как у него есть выступы
Эбоши кабуто
Эбоши кабуто
Кадзи кабуто
Дзингаса, тип асигару, изготовленный из прочной кожи ( Неригава)
Кавари кабуто
Кавари кабуто
СМИ, связанные с Кабуто на Wikimedia Commons