дайсё (大小, дайсё) - буквально «большой-маленький» - это японский термин для обозначения пары традиционных японских мечей (нихонто), которые носят самурай сословие в феодальной Японии.
Этимология слова daishō становится очевидной, когда используется термин daitō, означающий длинный меч, и shōt, что означает короткий меч, используются; дай тō + шо тō = дайсё. Дайсё обычно изображается как катана и вакидзаси (или танто ), установленные в соответствии с кошираэ, но первоначально дайсё был ношение любых длинных и коротких учигатана вместе. Сочетание катаны и вакидзаси - не единственная комбинация дайсё, так как обычно любой меч в паре с танто считается дайсё. Дайсё в конечном итоге стал обозначать два меча с подобранным набором приспособлений. У дайсё также могли быть одинаковые клинки, сделанные одним и тем же кузнецом, но на самом деле это было необычно и не обязательно для того, чтобы два меча считались дайсё, так как это было бы дороже для самурая.
Концепция дайсё возникла из сочетания короткого меча с любым длинным мечом, который носили в течение определенного периода времени. тати будет соединяться с танто, а позже учигатана будет соединена с другой более короткой учигатаной. С появлением катаны вакидзаси в конечном итоге был выбран самураями в качестве короткого меча над танто. Канзан Сато в своей книге под названием «Японский меч» отмечает, что, похоже, не было особой потребности в вакидзаси, и предполагает, что вакидзаси, возможно, стали более популярными, чем танто, поскольку вакидзаси больше подходили для боя в помещении. Он упоминает обычай оставлять катану у дверей замка или дворца при входе, продолжая носить вакидзаси внутри.
Дайсё, возможно, стал популярным примерно в конце периода Муромати (1336–1573 гг.), Поскольку несколько ранних образцов датируются концом 16 века. Ношение дайсё было ограничено классом самураев после охоты на мечах в Тоётоми Хидэёси в 1588 году и стало символом их ранга. Указ 1629 года, определяющий обязанности самурая, требовал, чтобы дайсё нужно было носить при исполнении служебных обязанностей.
Согласно большинству традиционных школ кендзюцу, только один меч дайсё мог использоваться в бой. Однако в первой половине 17 века знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси продвигал использование одноручной рукоятки, которая позволяла использовать оба меча одновременно. Эта техника, называемая нитокен, является основным элементом стиля фехтования Нитен Ити-рю, основанного Мусаси.
В период Мэйдзи В 1871 г. был издан указ, отменяющий требование о ношении дайсё самураями, а в 1876 г. ношение мечей на публике большинством населения Японии было запрещено; так прекратилось использование дайсё как символа самурая. Класс самураев был упразднен вскоре после запрета на использование меча.
Дайсё кашира (навершие )
Дайсё хабаки (клиновидный воротник)
Дайсё цуба и фучи (защита рук и воротник рукояти)
Дайсё цука (рукоять )
Самурай XIX века в своем дайсё
Гравюра, изображающая вымышленную встречу мечников Миямото Мусаси и Цукахара Бокудэн, первый использовал оба меча в стиле Нитен Ити-рю.
Викискладе есть материалы, связанные с Daisho. |