Японская лакированная посуда

редактировать
Написание лаковой коробки с Ирисами в Яцухаси, автор Огата Корин, период Эдо ( Национальное достояние ) Маки-э саке бутылка с мон (эмблема) клана Токугава , период Эдо

Лаковые изделия (漆器, shikki) - японское ремесло с широким спектром изящных и декоративных искусств, поскольку лак использовался в уруши-э, печатает и на самых разных объектах от статуй Будды до бенто коробок для еды.

Существует ряд терминов. используется в японском для обозначения лаковой посуды. Сикки (漆器) означает «лакированная посуда» в самом буквальном смысле, в то время как нуримоно (塗 物) означает «вещи с покрытием», а уруши - нури (漆 塗) означает «лаковое покрытие».

История лаковой посуды в Японии восходит к периоду Дзёмон.

Сок лакового дерева, ныне имеющий техническое описание «лака на основе урушиола », традиционно использовался в Японии. Поскольку это вещество ядовито на ощупь, пока не высохнет, создание лаковой посуды долгое время практиковалось только опытными мастерами-ремесленниками.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Эпоха Мэйдзи
    • 1.2 Двадцатый век и далее
  • 2 Методы и процессы
  • 3 Региональные формы
  • 4 Национальные сокровища
  • 5 Коллекций
  • 6 Ремесленники
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

История

Подробный вид лаковой панели Храм Тамамуси из периода Аска, 7 век (Национальное достояние ) Тебако (Косметическая коробка) Дизайн колес в потоке, покрытый лаком маки-э и матерью. инкрустация из жемчуга, период Хэйан, 12 век, национальное достояние Японская лакированная посуда, произведенная и экспортированная по просьбе Общества Иисуса. Период Адзути-Момояма, 16 век, Национальный музей Кюсю Инро, период Эдо, 18-19 века

Было подтверждено, что лаковое дерево существовало в Японии с 12 600 лет назад, в зарождающийся период Дзёмон. Это было подтверждено радиоактивным углеродным датином g лакового дерева, найденного в кургане ракушечника Торихама, и является самым старым лаковым деревом в мире, найденным по состоянию на 2011 год.

Лак использовался в Японии еще в 7000 г. До н.э., в период Дземон. Доказательства самой ранней лаковой посуды были обнаружены на раскопках Какиношима "B" на Хоккайдо. Эти предметы были обнаружены в могиле из ямы, датируемой первой половиной периода Первоначального Дзёмон (около 9000 лет назад).

Технология лакирования, возможно, была изобретена Дзёмон. Они научились очищать уруши (сок ядовитого дуба) - процесс занимал несколько месяцев. Оксид железа (колкотар) и киноварь (сульфид ртути) использовали для получения красного лака. Лак наносился как на гончарные изделия, так и на разные виды деревянных изделий. В некоторых случаях лакировали и погребальную одежду умерших. Многие лакированные предметы были обнаружены в период Раннего Дзёмон; это указывает на то, что это была устоявшаяся часть культуры Дзёмон. Эксперты расходятся во мнениях относительно того, был ли лак Jōmon получен по китайской технологии или изобретен независимо. Например, Марк Хадсон считает, что «технология лака Дзёмон была разработана независимо в Японии, а не привнесена из Китая, как когда-то считалось».

Одним из шедевров древних японских лаковых предметов является Храм Тамамуси с середины седьмого века нашей эры. Святыня сделана из покрытого лаком хиноки или японского кипариса и камфары дерева местных пород. Хотя обычно его называют уруши, с периода Мэйдзи некоторые ученые вместо этого утверждали, что в картинах используется техника, известная как мицуда-э, ранний тип масляной живописи, с использованием масло периллы (шисо) с глетем в качестве осушителя.

Многие традиционные ремесла и промышленные искусства, созданные на протяжении всей японской истории, первоначально находились под влиянием Китая, а затем испытали различные местные стилистические влияния и инновации на протяжении веков.

В период Хэйан (794-1185) были разработаны различные маки-э техники, характерные для японской лаковой посуды. В то время как метод рисования рисунков кистью путем растворения золотого порошка в лаке является распространенной техникой в ​​других странах, метод рисования рисунков с помощью лака с последующим посыпанием сверху золотым, серебряным или медным порошком различных размеров и форм для их полировки. был разработан в Японии. Это позволило сделать золото и серебро лаковой посуды ярче, чем раньше.

В период Адзути-Момояма (1568-1600) японские лаковые изделия экспортировались в Европу Нанбан торговля. Японская лакированная посуда привлекала миссионеров из Европы, и сундуки в западном стиле и церковная мебель были экспортированы в ответ на их просьбы.

Период Эдо (1603–1868 гг.) Видел рост целенаправленного выращивания лаковые деревья и развитие используемых техник. В 18 веке широкое распространение получили цветные лаки. С развитием экономики и культуры художественное качество лакированной мебели улучшилось. Хонами Коэцу и Огата Корин принесли рисунки школы Ринпа живописи в лаковые изделия. После середины периода Эдо, Инро стали популярными как мужские аксессуары, и богатые торговцы из класса chōnin и класса самураев собирали инро высокой эстетической ценности, точно выполненное с использованием лака. 127>Мария-Антуанетта и Мария Тереза ​​ - известные коллекционеры японской лаковой посуды, и их коллекции теперь часто выставляются в Лувре и Версальском дворце.

эпоха Мэйдзи

«Волны» маки-э панель Сибата Зешина из Коллекция японского искусства Халили

Экономические трудности начала XIX века снизили спрос на лаковые изделия, украшенные золотом или серебром. В эпоху Мэйдзи возобновился интерес к лаку, поскольку художники разрабатывали новые дизайны и экспериментировали с новыми текстурами и отделкой. Первым среди них был Сибата Зешин, которого называли «величайшим лаком Японии». Привлекательность его весьма оригинального стиля заключалась в выборе мотивов и сюжетов, а не в использовании золота и серебра. Он помещал в рамы лаковые панно, имитируя западные картины маслом. Среди других известных мастеров лака 19 века - Накаяма Комин и Сираяма Сосай, оба из которых, в отличие от Зешина, придерживались классического стиля, во многом обязанного китайскому пейзажному искусству. Маки-э был наиболее распространенным. техника изготовления качественной лаковой посуды в этот период.

Сибаяма сочетает в себе лак, слоновую кость и другие новые материалы в сложных украшениях. Они получили свое название от Шибаяма Сэндзо, первоначально Оноги Сэндзо, который принял название своего родного города, переехав в Токио, и чья семья производила и выставляла лаковые изделия в новом стиле. Этот стиль можно было изготовить быстрее и дешевле, чем традиционные лаки. Богато украшенная лаковая посуда оригинального дизайна была популярна внутри страны, а тем более среди западных покупателей в период европейского и американского увлечения японским искусством. Правительство проявляло активный интерес к экспортному рынку произведений искусства, продвигая японские лаки и другие предметы декоративного искусства на ряде мировых ярмарок. Лак из японских мастерских был признан технически превосходящим то, что могло быть произведено где-либо еще в мире.

ХХ век и далее

от Живое национальное сокровище Гонроку Мацуда, 1960

После В эпоху Мэйдзи новое поколение художников изменило декоративный язык, изображая растения в стилизованной манере без натуралистических декораций.

В последние десятилетия японское правительство предприняло усилия по сохранению искусства изготовления лакированная посуда. Благодаря процессу обозначения важных мастеров, таких как Кадзуми Муросе (室 瀬 和美) как Живое национальное сокровище, а также усилиям правительства по поощрению развития новой мастерской уруси, искусство постепенно снова утвердилось.

Методы и процессы

Крупный план метода лака чинкин, изображающий иголки сосны Инро, Дизайн мелких узоров в инкрустации из перламутра, Somada, характеризующаяся комбинацией методы raden и makie, период Эдо

Как и в других странах, где традиционно производились лаковые изделия, этот процесс в основном довольно прост. Предмет изготавливается из дерева, иногда кожи, бумаги или плетения. Для запечатывания и защиты объекта наносится лак, а затем добавляется украшение. Как правило, используются три слоя (грунтовочный, промежуточный и последний), причем последний слой иногда бывает прозрачным, а не черным лаком, чтобы насквозь были видны украшения.

Наряду с красным и черным лаками часто можно увидеть использование инкрустации, часто ракушек или подобных материалов, а также слюды или других материалов. Нанесение золотого порошка известно как маки-э и является очень распространенным декоративным элементом.

Вот несколько примеров традиционных техник:

  • икканбари (一 閑 張), также известный как харинуки (張 貫), - одна из распространенных техник, используемых для изготовления чайной посуды. Этот процесс, изобретенный в начале 17 века, включает нанесение слоев лака на бумагу, имеющую форму.
  • иро-уруши (色漆), буквально «цветной лак», был создан путем добавления пигментов в прозрачный лак. Ограничения натуральных пигментов позволяли использовать только пять цветов (красный, черный, желтый, зеленый и коричневый) до 19 века, когда появились различные инновации, а также более позднее введение западных искусственных пигментов. Сибата Зешин был крупным новатором в этой области, используя не только цвет, но и другие вещества, смешанные с его лаком, для достижения широкого спектра эффектов, включая имитацию внешнего вида драгоценных металлов, использование которых было строго запрещено. художественное использование в то время из-за опасений правительства по поводу чрезмерной расточительности.
  • сюнкей-нури (春 慶 塗), лаковые изделия сюнкей; он создан с помощью прозрачного лака на окрашенном в желтый или красный цвет дереве, так что можно увидеть естественную текстуру дерева (в этом отношении похоже на «Курое Нури»). Название происходит от изобретателя, который работал в Сакаи во время правления императора Го-Камеямы (1368-1392). Этот метод стал популярным в 17 веке в городе Такаяма провинции Хида. Многие изделия для чаепития были изготовлены с использованием этой техники.
  • уруши-ханга (漆 絵 Version), разработанный Хакуо Ирияма, производящий печатную форму из сухого лака, который был вырезаны и, наконец, используются как блочная печать, но вместо традиционных цветов для печати с пигментированным лаком.
  • raden (螺 鈿) с использованием инкрустаций из ракушек и слоновой кости для украшения предметов, которые обычно имеют деревянную основу
  • маки-э (蒔 絵) с использованием металлических порошков, в том числе золота, серебра, меди и их сплавов, намазанных бамбуковыми трубками или тонкими щетками. В хирамаки-э порошки разбрызгиваются на влажный лак, который затем покрывается еще одним слоем лака. Takamaki-e достигает эффекта горельефа за счет повторения слоев, иногда с добавлением древесного угля, опилок или глины. Тогидаси-э включает покрытие оригинального маки-э несколькими слоями лака с последующей полировкой до тех пор, пока не станет виден рисунок.

Региональные формы

Эвер в стиле негоро. Красный лак постепенно и нерегулярно стирается по мере использования, создавая эффект естественного старения, за который эти изделия очень ценятся.

Как и в случае с большинством традиционных видов искусства, со временем возникли вариации, поскольку отдельные центры производства разрабатывали свои собственные уникальные методы и стили..

  • Изделия айдзу появились в конце 16 века, а пик их производства пришелся на период Мэйдзи. Одна из техник айдзу - это вытравливание рисунков или изображений на поверхности лака с последующим заполнением пространства золотом или другими материалами. Другие техники, характерные для Айдзу, включают полировку различных глин и грунтовок.
  • В изделиях Джохана широко используются маки-э и мицуда-э (украшение из золота и свинца. соответственно), а также для использования белого или беловатого лака.
  • Лаковые изделия Негоро производились в храмовом комплексе Негоро-дзи в провинции Идзуми. Красные слои лака на изделиях Negoro должны постепенно стираться по мере использования, обнажая черный лак под ними. С тех пор этот эффект был скопирован и воспроизведен в других местах.
  • Лак Рюкю, хотя он часто входит в число видов японского лака, на самом деле развивался в значительной степени независимо, с сильным влиянием Китая и Юго-Восточной Азии, таких как острова Рюкю не переходили под контроль Японии до 1609 года.
  • В изделиях Цугару используется техника, предположительно разработанная в конце 17 века; Для создания красочного пестрого эффекта используется несколько слоев лаков разного цвета.
  • Товары Wakasa изготавливаются с использованием различных цветов, а в базовые покрытия используются яичная скорлупа, рисовая мякина или другие материалы. Также используется серебряная или золотая фольга, запечатанная слоем прозрачного лака.
  • Вадзима-нури (輪 島 塗) может быть датирован концом 15 века из Вадзима, Префектура Исикава. Вадзима-нури славится своей прочной грунтовкой, которая достигается за счет нанесения нескольких слоев уруши, смешанного с порошкообразной диатомитовой землей (дзи-но-ко), на тонкие деревянные основания из зелькова.

Национальные сокровища

Правительство зарегистрировало ряд старинных предметов как национальное достояние. Многие из них - буддийские предметы, датируемые периодом Хэйан. См. Список национальных сокровищ Японии (другие ремесла).

Коллекции

Художественный музей Токугава в городе Нагоя, Япония, имеет коллекцию лаков, включая маки периода Эдо. свадебное приданое, которое было признано национальным достоянием.

Сегодня японские лаковые изделия пользуются спросом у коллекционеров и музеев по всему миру. Современные коллекции японской лаковой посуды за пределами Японии включают Коллекция японского искусства Насера ​​Д. Халили, которая включает работы Шитабы Зешина и других известных художников. Насер Халили провел выставки, посвященные творчеству Шибаты Зешина, в четырех странах. Коллекция Чарльза А. Гринфилда в Соединенных Штатах охватывает период с 1600 по 1900 год. Коллекция лаков для дома Марии Антуанетты разделена между Лувром, Музеем Гиме и Версальский дворец. Музей Виктории и Альберта в Лондоне имеет коллекцию в основном экспортной лаковой посуды, насчитывающую около 2500 экземпляров.

Ремесленники

Среди тех мастеров лака, которые были названы Living National Сокровища : Кадзуми Муросе (室 瀬 和美), Коити Накано (中 野 孝 一), Фумио Мэй (前 史 雄), Масами Исой (磯 井 正 美), Хитоси Ōта (太 田 儔), Ониши (大西 勲), Куни Комори (小 森邦 衞), Киичиро Масумура (増 村 紀一郎) и Сёсай Китамура (北 村 昭 斎).

Живыми национальными сокровищами прошлого были Сёдзан Такано (高 野 松山), Гонроку Мацуда (松田 権 六), Наодзи Терай (寺 井 直 次), Ёсикуни Тагути (田 口 善 国), Сёгё О松ба (大) Кодо (音 丸 耕 堂), Тайхо Мэй (前 大 峰), Джошин Исой (磯 井 如 真), Юсай Акадзи (赤地 友 哉), Машики Масумура (増 村 益 城) и Кейширо Сиода (塩 多 慶 四郎).

Окада Акито (岡田 章 人 作, 1910–1968) регулярно выставлялся на выставке Ниттен после 1947 года, и он служил мастером по реставрации лаков для коллекций Императорского Дома.

См. также

Заметки

Источники

Источники

  • Эрл, Джо (1999). Великолепие Мэйдзи: сокровища императорской Японии: шедевры из коллекции Халили. Санкт-Петербург, Флорида: Broughton International Inc. ISBN 1874780137. OCLC 42476594. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с лаковой посудой Японии.
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:19:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте