Лак

редактировать
Лаковая коробка с инкрустацией перламутром пионовый декор, Династия Мин, 16 век Маки-э сакэ бутылка с мон (эмблема) клана Токугава , Япония, период Эдо Гербовая ширма Китайский резной лак овальный поднос, династия Юань, ок. 13 век. Коробка для одежды, украшенная свитками пионов, династия Чосон Корея, 17 век.

Термин лак используется для обозначения ряда твердых и потенциально блестящих покрытий к таким материалам, как дерево или металл. Они попадают в очень разные группы.

Термин лак происходит от санскритского слова лакша (लाक्षा), представляющего число 100000, которое использовалось как для лакового насекомого ( из-за их огромного количества) и алые смолистые выделения, богатые шеллаком, которые он производит, которые использовались для отделки дерева в Древней Индии и соседних регионах.

Азиатские лаковые изделия, которые можно назвать «истинным лаком», представляют собой объекты, покрытые обработанным, окрашенным и высушенным соком Toxicodendron vernicifluum или родственных деревьев, нанесенные в несколько слоев на основу, которая обычно представляет собой дерево. При высыхании образуется очень твердый и гладкий поверхностный слой, который является прочным, водонепроницаемым и привлекательным на ощупь и внешний вид. Азиатский лак иногда раскрашивают картинами, инкрустируют ракушками и другими материалами или высекают, а также посыпают золотом и обрабатывают другими декоративными элементами.

В современных технологиях под лаком понимается ряд прозрачных или пигментированных покрытий, которые высыхают за счет испарения растворителя для получения твердого и долговечного покрытия. Покрытие может иметь любой уровень блеска от ультра матового до сильного блеска, и при необходимости его можно полировать. Лаковые покрытия обычно тверже и более хрупкие, чем масляные или латексные краски, и обычно используются на твердых и гладких поверхностях.

С точки зрения современных отделочных продуктов, покрытия на основе лака, вероятно, будут называться шеллак, тогда как лак относится к синтетическим полимерам, таким как нитроцеллюлоза, бутират ацетата целлюлозы («CAB») или акрил. смола, растворенная в разбавителе лака, смеси растворителей, таких как кетоны (ацетон, MEK ), сложные эфиры (бутилацетат,), ароматические углеводороды (толуол, ксилол ), простые эфиры (целлозольв ) и спирты. Лак прочнее шеллака.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Размеры блеска
  • 3 Лаки на основе шеллака
  • 4 Лаки на основе урушиола
    • 4.1 Типы лаков
  • 5 Нитроцеллюлозные лаки
  • 6 Акриловые лаки
  • 7 Лаки на водной основе
  • 8 Japanning
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
Этимология

Английский лак происходит от архаичного Французское слово lacre «сургуч», от португальского lacre, само по себе необъяснимый вариант средневекового латинского lacca «смолистое вещество» из арабского лакк, от персидский лак, с хинди лакх (пракрит лаккха). В конечном итоге они происходят от санскрита лакша (लाक्षा), который использовался как для Lac насекомого, так и для выделенного им алого смолистого секрета, который использовался для отделки дерева. Лаковая смола когда-то ввозилась в Европу в больших количествах из Индии вместе с восточными лесами.

Измерение блеска

Блеск лака - это мера блеска данного лака. У разных производителей есть свои названия и стандарты блеска. Наиболее распространенные названия от наименее блестящего до наиболее блестящего: плоский, матовый, яичная скорлупа, сатин, полуглянцевый и глянцевый (высокий).

Лаки на основе шеллака

В Индии лак от насекомых, или шеллак, использовался с древних времен. Шеллак - это секрет лакового клопа (Tachardia lacca Kerr. Или Laccifer lacca). Он используется для производства красного красителя и пигмента (красное озеро), а также для производства различных сортов шеллака, используемых для покрытия поверхностей.

Лаки на основе урушиола
Китайский шестиконечный поднос, покрытый красным лаком по дереву, из династии Сун (960–1279), XII – XIII века, Музей искусств Метрополитен. Династия Мин. Китайский лаковый контейнер, датированный 16 веком.

Лаки на основе урушиола отличаются от большинства других тем, что они медленно сохнут и закрепляются на окислении и полимеризация, а не только испарением. Для правильного схватывания требуется влажная и теплая среда. Фенолы окисляются и полимеризуются под действием фермента лакказа, давая субстрат, который после надлежащего испарения содержащейся в нем воды становится твердым. Эти лаки позволяют получить очень твердую, долговечную отделку, красивую и очень устойчивую к воздействию воды, кислоты, щелочи или истирания. Активным ингредиентом смолы является урушиол, смесь различных фенолов, взвешенных в воде, плюс несколько белков. Смолу получают из деревьев, произрастающих в Восточной Азии, таких как лаковое дерево Toxicodendron vernicifluum и восковое дерево Toxicodendron Succedaneum. Свежая смола с деревьев T. vernicifluum вызывает индуцированный урушиолом контактный дерматит, и при ее использовании требуется большая осторожность. Китайцы лечили аллергическую реакцию толчеными моллюсками, которые якобы препятствуют высыханию лака. Лаковое искусство стало очень развитым в Азии, и было произведено много украшенных предметов искусства.

Во время династии Шан (1600–1046 гг. До н.э.) были впервые разработаны сложные техники, используемые в процессе лакировки, и это стало высокохудожественным ремеслом, хотя различные доисторические лаковые изделия были обнаружены в Китае в период неолита, а предметы с лаковым покрытием в Японии - в конце периода Дзёмон. Самый ранний из сохранившихся лаковых предметов, красная деревянная чаша, был обнаружен на месте культуры Хэмуду (5000–4500 до н.э.) в Китае. К династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) прочно утвердились многие центры производства лака. Знания о китайских методах обработки лака распространились из Китая во времена династий Хань, Тан и Сун. Со временем он был завезен в Корею, Японию, Юго-Восточную и Южную Азию.

Деревянные лакированные свистки, сделанные в Чанапатна, Карнатака, Индия

Торговля предметами из лака разными путями шла на Ближний Восток. Известные применения лака в Китае включают гробы, музыкальные инструменты, мебель и различные предметы домашнего обихода. Лак, смешанный с порошковой киноварью, используется для производства традиционной красной лаковой посуды из Китая.

Лак, смешанный с водой и скипидаром, готовый к нанесению на поверхность.

Деревья должны быть не моложе десяти лет перед обрезкой, чтобы смола стекала. Он застывает в процессе, называемом «акваполимеризация», поглощая кислород для застывания; размещение во влажной среде позволяет ему поглощать больше кислорода от испарения воды.

Лакокрасочные деревья в Таиланде, Вьетнаме, Бирме и Тайване, называемые Титси, немного отличаются; они не содержат урушиола, но содержат аналогичные вещества, называемые «лаккол» или «тициол». Конечный результат аналогичен, но мягче, чем у китайского или японского лака. Бирманский лак схватывается медленнее и раскрашивается руками мастеров без использования кистей.

Необработанный лак может быть «окрашен» путем добавления небольших количеств оксидов железа, что дает красный или черный цвет в зависимости от оксида. Есть некоторые свидетельства того, что его использовали даже более 8000 лет после археологических раскопок в Китае. Позже для создания красок были добавлены пигменты. Он используется не только как отделка, но и в смеси с обожженной и необожженной глиной, наносимой на форму со слоями конопляной ткани, может производить предметы без необходимости в другом ядре, таком как дерево. В Японии этот процесс называется «каншицу». Передовые декоративные техники с использованием дополнительных материалов, таких как золотой и серебряный порошок и чешуйки («маки»), были доведены до очень высоких стандартов в Японии также после того, как были введены из Китая. При лакировании китайского музыкального инструмента гуцинь лак смешивают с порошком из оленьего рога (или керамическим порошком), чтобы придать ему большую прочность, чтобы он мог выдерживать прикосновения.

Китайский лаковый гроб, украшенный птицами и драконами, из штата Чу, 4 век до н.э.

Существует несколько форм урушиола. Они различаются по длине цепи R, которая зависит от вида растения, производящего урушиол. Урушиол также может различаться по степени насыщенности углеродной цепи. Урушиол можно нарисовать следующим образом: Urushiol.png , где:

R = (CH 2)14CH3or. R = (CH 2)7CH = CH (CH 2)5CH3or. R = (CH 2)7CH = CHCH 2 CH = CH (CH 2)2CH3or. R = (CH 2)7CH = CHCH 2 CH = CHCH = CHCH 3or. R = (CH 2)7CH = CHCH 2 CH = CHCH 2 CH = CH 2

Типы лака

Типы лака варьируются от места к месту, но их можно разделить на необработанные и обработанные категории.

Основной необработанный лак называется необработанным лаком (生漆: ки-уруши по-японски, шэнци по-китайски). Это непосредственно из самого дерева с отфильтрованными примесями. Необработанный лак имеет содержание воды около около 25% и имеет светло-коричневый цвет. Это стандартная марка, изготовленная из китайского лака, который обычно используется для шлифования слоев путем смешивания с порошком, и высококачественная марка, сделанная из японского лака, называемая кидзоми-уруши (生正 味 漆), который используется для последних отделочных слоев.

Обработанная форма (в которой лак непрерывно перемешивается до тех пор, пока не достигнет значительного содержания воды h как испарившийся) на китайском языке называется гуанци (in 漆), но в зависимости от вариации имеет много разных японских названий, например, кидзиро-уруши (木 地 呂 漆) - это стандартный прозрачный лак, который иногда используется с пигментами и ройро-уруши (黒呂 色漆) то же самое, но предварительно смешанный с гидроксидом железа для получения лака черного цвета. Нашидзи-уруши (梨子 地 漆) - прозрачный лак, смешанный с гамбоге для создания лака с желтоватым оттенком и особенно используемый в технике посыпанного золотом. Эти лаки обычно используются для средних слоев. Японские лаки этого типа обычно используются для верхних слоев, и перед ними стоит слово jo- (上), что означает «верхний (слой)».

В обработанные лаки можно добавлять масло для придания им глянца, например, шуай-уруши (朱 合 漆) смешивают с льняным маслом. Среди других специальных лаков - иккаке-уруши (釦 漆), толстый и используемый в основном для нанесения сусального золота или серебра.

Нитроцеллюлозные лаки

Лаки на основе растворителей, содержащие нитроцеллюлозу, смолу, полученную путем нитрования хлопка и других целлюлозных материалы, дебютировавшие в 19 веке вместе с другими коммерческими приложениями нитроцеллюлозы. Их использовали, например, на медных изделиях, таких как музыкальные инструменты. Быстросохнущие и более прочные версии этих лаков были разработаны в начале 1920-х годов и вскоре значительно вытеснили большую часть использования более медленно сохнущих красок и лаков, которые им предшествовали; они широко использовались в автомобильной и других отраслях в течение следующих 30 лет, пока их не заменили дальнейшие химические достижения. До появления серийно выпускаемых автомобильных покрытий были ограничены по цвету, легко повреждались и требовалось много времени для высыхания, причем японский черный был самым быстрым высыхающим и, следовательно, самым экономичным в использовании. В 1923 году автомобиль марки General Motors Oakland первым представил один из новых быстросохнущих нитроцеллюлозных лаков ярко-синего цвета, произведенный DuPont под их Duco торговая марка. В 1924 году другие марки GM последовали их примеру, а к 1925 году нитроцеллюлозные лаки полностью разрушили традиционный бизнес по производству красок для автомобилей, бытовой техники, мебели, музыкальных инструментов, шкатулок и других продуктов.

Нитроцеллюлозные лаки также используются для изготовления взрыватели фейерверков водонепроницаемые. Нитроцеллюлоза и другие смолы и пластификаторы растворяются в растворителе, и каждый слой лака растворяет часть предыдущего слоя. Эти лаки были огромным улучшением по сравнению с предыдущими лаками для автомобилей и мебели, как с точки зрения простоты нанесения, так и с точки зрения сохранения цвета. Предпочтительный метод нанесения быстросохнущих лаков - распыление, а разработка нитроцеллюлозных лаков привела к первому широкому использованию распылителей. Нитроцеллюлозные лаки создают твердую, но гибкую, долговечную поверхность, которую можно отполировать до блеска. К недостаткам этих лаков можно отнести опасный характер растворителя, который является легковоспламеняющимся и токсичным, а также опасность использования нитроцеллюлозы в процессе производства. Лак растворимой нитроцеллюлозы тесно связан с более нитрованной формой, которая используется для изготовления взрывчатых веществ. Они становятся относительно нетоксичными примерно через месяц, так как к этому моменту из лака испарилась большая часть растворителей, используемых при его производстве.

Акриловые лаки

Лаки с использованием акриловой смолы, синтетического полимера, были разработаны в 1950-х годах. Акриловая смола представляет собой бесцветный прозрачный термопласт, полученный полимеризацией производных акриловой кислоты. Акрил также используется в эмалевых красках, преимущество которых состоит в том, что их не нужно полировать для придания блеска. Однако эмали сохнут медленно. Преимущество акрилового лака - исключительно быстрое время высыхания. Использование лаков в автомобильных покрытиях было прекращено, когда были разработаны более жесткие, более долговечные, атмосферостойкие и химически стойкие двухкомпонентные полиуретановые покрытия. Система обычно состоит из грунтовки, цветного покрытия и прозрачного верхнего покрытия, обычно известного как лак.

Лаки на водной основе

В связи с рисками для здоровья и экологическими соображениями, связанными с использованием лаков на основе растворителей, большая работа была направлена ​​на разработку лаков на водной основе. лаки. Такие лаки значительно менее токсичны и более экологичны, и во многих случаях дают приемлемые результаты. Хотя пары лаков на водной основе значительно менее опасны, и у них нет проблем с горючестью, как у лаков на основе растворителей, продукт все же довольно быстро сохнет. Несмотря на то, что его запах слабее, лак на водной основе по-прежнему может выделять взвешенные по воздуху частицы, которые могут попасть в легкие, поэтому необходимо носить надлежащую защитную одежду. Все больше и больше цветных лаков на водной основе заменяют прозрачные и цветные лаки на основе растворителей для внутренней отделки автомобилей и других подобных промышленных применений. Лаки на водной основе также широко используются при отделке деревянной мебели.

Одним из недостатков лака на водной основе является то, что он имеет тенденцию проявлять высокую реактивность по отношению к другим свежим поверхностям, таким как быстросохнущая грунтовка (за исключением грунтовки для лаков на водной основе), герметики и даже некоторые краски с краской / грунтовкой. аспект. Просачивание танина также может быть проблемой, в зависимости от марки используемого лака. Как только это произойдет, исправить это будет непросто, поскольку лак реагирует на другие продукты. Лучше всего при планировании распылить белый лак на необработанную древесину до источника и найти грунтовку, которая закрепит танин. Некоторые маляры используют прозрачную пленку для герметизации, но необходимо нанести несколько легких и быстро сохнущих слоев, чтобы обеспечить хорошее уплотнение. Затем рекомендуется подождать до следующего дня, чтобы начать распыление краски, чтобы лак успел затвердеть и не дать белку протянуть танин прямо через лак.

Лак на водной основе, используемый для отделки древесины, также не подходит для внешнего износа, если не указано иное.

Japanning

Так же, как фарфор - общее название для фарфора, japanning - старое название, описывающее европейскую технику подражания азиатским лак. Поскольку азиатские лаковые работы стали популярными в Англии, Франции, Нидерландах и Испании в 17 веке, европейцы разработали методы имитации. В европейской технике, которая используется для изготовления мебели и других предметов, используется отделка на основе смолы, аналогичной шеллаку. Техника, получившая название japanning, включает нанесение нескольких слоев лака, каждый из которых подвергается тепловой сушке и полировке. В 18 веке япония приобрела большую популярность. Традиционно японская керамика и покрытие для дерева были популярным (в основном черным) покрытием в быстрорастущей индустрии металлоизделий. К ХХ веку этот термин широко применялся к покрытиям на основе различных лаков и лаков, помимо традиционного шеллака.

См. Также
Найдите lacquer в Викисловаре, бесплатном словаре.
На Викискладе есть материалы, связанные с Lacquer.
Ссылки
Дополнительная литература
  • Kimes, Beverly R.; Кларк, Генри А. (1996), Стандартный каталог американских автомобилей 1805–1942 гг., Kraus Publications, ISBN 0-87341-428-4 стр. 1050
  • Нанетти, Паоло (2006), Покрытия от А до Я, Винсентс Верлаг, Ганновер, ISBN 3-87870-173-X - Краткое собрание технических терминов. Прилагается реестр всех немецких терминов с соответствующими им английскими терминами и наоборот, чтобы облегчить его использование в качестве средства для технического перевода с одного языка на другой.
  • Webb, Marianne (2000), Lacquer: Technology and Conservation, Butterworth Heinemann, ISBN 0-7506-4412-5 - Всеобъемлющее руководство по технологии и сохранению азиатского и европейского лака
  • Мичико, Суганума. «Японский лак».
Последняя правка сделана 2021-05-26 10:40:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте