Маки-э (蒔 絵, буквально: посыпанное изображение (или рисунок)) - это японская техника лакирования, при которой рисунки, узоры и буквы наносятся лаком на поверхность лаковой посуды, а затем посыпается металлический порошок, такой как золото или серебро, и закрепляется на поверхности лаковой посуды. Происхождение термина маки-э представляет собой соединение слова Maki означает разбрызгивание и E означает изображение или конструкцию. Этот термин также можно использовать для обозначения лаковой посуды, изготовленной с помощью этой декоративной техники. Термин маки-э впервые появился в период Хэйан.
Эта техника является наиболее распространенной в японском лакокрасочном декоре. Маки-е часто в сочетании с другими методами, такими как RADEN (螺鈿), в котором перламутровый слой моллюсков встроен или вставлен в лаке, zōgan (象嵌), в котором металл или слоновой кости встроен в лаке и Чинкин (沈金) в который сусальное золото или золотой порошок заделывают в углубление после выбритого лака.
Чтобы создать разные цвета и текстуры, художники маки-э используют различные металлические порошки, включая золото, серебро, медь, латунь, свинец, алюминий, платину и олово, а также их сплавы. Бамбуковые трубочки и мягкие кисти разных размеров используются для нанесения пудры и рисования тонких линий. Поскольку для создания рисунка маки-э требуется высококвалифицированное мастерство, молодые художники обычно проходят многолетнее обучение, чтобы развить навыки и в конечном итоге стать мастерами маки-э. Кями Дочо (1410–1478) был первым мастером лака, связанным с конкретными работами. В его работах маки-э использовались рисунки различных современных японских художников. Кями и другой мастер маки-э, Игараси Синсай, были основоположниками двух основных школ лакирования в истории Японии.
Маки-э можно условно разделить на три техники: хира маки-э (平 蒔 絵), тогидаси маки-э (研 出 蒔 絵) и така маки-э (高 蒔 絵) как процесс классификации. В Японии широко используются эти три техники и шишай тогидаси маки-э (肉 合 研 出 蒔 絵), которая представляет собой комбинацию тогидаси маки-э и така маки-э. Эти процессы маки-э запускаются после завершения обычного процесса лакировки. Другими словами, необходимо заранее нанести толстый слой лака на основу, повторив серию работ, например, нанести лак на дерево или бумагу с помощью шпателя или кисти, просушить и отполировать.
На первом этапе выполняется предварительный набросок, который называется окимэ. После того, как исходный рисунок нанесен на бумагу, тонкие васи накладываются внахлест и копируются по контуру сверху, а затем тонкой кистью наносится лак на контур, нарисованный на васи, и прижимается к поверхности лаковой посуды для переноса.. Если рисунок или узор простые, этот процесс можно пропустить. Следующий шаг, называемый дзигаки, - это подготовка перед посыпкой металлического порошка. Лак наносится на место насыпания металлического порошка и используется в качестве клея. Затем в процессе, называемом фанмаки, металлический порошок посыпается с помощью стержня из птичьего пера или бамбуковой трубки. В следующем процессе поверх металлического порошка наносится лак для защиты металлического порошка, а затем лак сушится. Первая полировка выполняется в следующем процессе фунтоги. Лак слегка полируется, чтобы обнажить только поверхность металлического порошка с металлическим порошком, внедренным в лак. В последующем процессе полировки вся лакированная посуда полируется абразивами с разным размером частиц. Кроме того, в середине каждого процесса полировки добавляется процесс, называемый суриуруши, в котором повторяется серия процессов втирания лака в лакокрасочную посуду и ее сушки. Глянцевое маки-э создается с помощью этих сложных процессов. Хотя этот метод является самым простым в маки-э, он был разработан во второй половине периода Хэйан после тогидаси маки-э и завершен в период Камакура, поскольку необходимо было сделать частицы металлического порошка более мелкими. Эта техника была популярна в период Адзути-Момояма, когда было необходимо массовое производство маки-э.
Togidashi маки-э и Хир маки-е имеют один и тот же процесс до fungatame, где они применяются лаком для защиты металлического порошка. Однако последующие процессы отличаются, и тогидаси маки-э использует процесс, называемый нурикоми, при котором вся лакированная посуда, включая изображения и узоры, покрывается черным лаком. После высыхания его полируют до обнажения поверхности металлического порошка. После этого он такой же, как хира маки-э, в том смысле, что его полируют абразивами с разным размером частиц, а лак протирают и сушат, но процедура каждого процесса разная. Поскольку вся поверхность, включая рисунок, покрывается лаком, а затем полируется, поверхность рисунка и фон становятся гладкими, а металлический порошок легче отваливается, чем хира маки-э. Это была техника, разработанная и завершенная в период Хэйан, и эта техника была основным направлением в маки-э до позднего периода Хэйан, когда техника аффинажа золотого и серебряного порошка не была развита, а частицы были грубыми. Поскольку ножны для меча периода Нара, хранящиеся в Сёсоуине, используют технику под названием маккинрусаку (末 金 鏤 作), похожую на эту технику, иногда говорят, что японское маки-э возникло в период Нара.
Лак смешивают с частицами древесного угля или минерала, чтобы получить лак с повышенной вязкостью, и на поверхности рисуют рисунок, чтобы усилить рисунок. Затем его сушат и для завершения поверх выкройки проделывают тот же процесс, что и хира маки-э. Название метода различается в зависимости от типа смешиваемых частиц, и тот, который смешивается с порошком древесного угля, называется сумикоагэ-така маки-э (炭粉 上 蒔 絵), а тот, который смешан с порошком олова, - сузуагэ-така маки. -e (錫 上 高 蒔 絵). Эта техника была разработана в середине периода Камакура. В период Муромати, sabiage-така маки-э (錆上高蒔絵) был разработан путем смешивания лака с порошкообразным бруске или порошкообразной глины, и это стало возможным поднять рисунок выше..
После подъема узора в процессе така мак- тэ, он завершается процессом тогидаси маки-э. В отличие от тогидаси маки-э, поверхность не становится гладкой даже после полировки, потому что процесс така маки-э завершен. Это самая сложная техника из всех маки-э, она была разработана в период Муромати и была популярна в период Эдо.
Частицы металлического порошка примерно подразделяются на три типа кешифун маки-э (消 粉 蒔 絵), хирагиме или хирагоку маки-э (平 極 蒔 絵) и маруфун (丸 粉) или хон маки-э (本 蒔 絵) в порядок уменьшения размера. С мелкими частицами кешифун маки-э легко работать, но прилипание частиц слабое, цвет становится беловатым с небольшим блеском и выглядит тусклым. С крупными частицами marufun maki-e трудно работать, но они обладают высокой прочностью и имеют сильный блеск и яркий внешний вид из-за неравномерного отражения частиц.
Бумажная коробка с инкрустацией маки- эраден с рисунком «текут колеса» ( катавагурума), национальное достояние, период Хэйан, 11–12 века, Токийский национальный музей
Инкрустированная шкатулка для письма маки- эрадэн с рисунком «Восемь мостов» ( яцухаси) работы Огаты Корин, национальное достояние, период Эдо, 18 век. Цветы - инкрустации из раковин морского ушка. Токийский национальный музей
Бутылка сакэ маки-э с мон (эмблемой) клана Токугава, период Эдо, 18 век
Инро с персонажами долголетия и удачи и «Семь счастливых сокровищ» на шахматной доске, период Эдо, 18 век, Музей Метрополитен
Маки-э Фудзи Тагонура, Сибата Зешин, период Мэйдзи, 1872 г.
Письменный стол Маки-э Сираямы Сосай, период Мэйдзи, XIX век, Коллекция японского искусства Халили
Мексиканское слово maque происходит от японского слова. Используется для «мексиканской лаковой посуды». Японская лакированная посуда прибыла в Мексику через манильские галеоны в период Намбана. Мексиканские ремесленники соединили в своей работе доиспанские, европейские и азиатские влияния.