Резной лак

редактировать
Китайская форма лака Коробка с символом "Весна" (春), период Цяньлун, Династия Цин. Нанкинский музей Чанфан Пан (прямоугольный поднос) с узором «меч-навершие», черный с красными слоями, средний мин, примерно 1450–1550 гг.

резной лак или Цидяо (Китайский : 漆 雕) - отличительная китайская форма декорированной лаковой посуды. Хотя лак использовался в Китае не менее 3000 лет, техника вырезания из него очень толстых покрытий, похоже, была разработана в 12 веке нашей эры. На его производство уходит очень много времени, и он всегда был предметом роскоши, в основном ограниченным Китаем, хотя японский лак имитировал его в несколько других стилях. Процесс производства называется Diaoqi (雕漆, резной лак).

Хотя большинство сохранившихся примеров относятся к династиям Мин и Цин, основные типы предметов для резьбы были начаты при династии Сун, и развитие того и другого, а также техники резьбы по существу было завершено к началу эпохи Мин. Эти типы были абстрактными гури или узором меча-навершие, фигурами в пейзаже, птицами и растениями. К ним можно добавить некоторые рисунки с религиозными символами, животными, благоприятными персонажами (справа) и императорскими драконами.

Пан Тооюань (овальный поднос) с людьми на фоне пейзажа, шириной 24,5 см, юань

Предметы, сделанные в Техника представляет собой широкий спектр небольших типов, но в основном это практичные емкости или контейнеры, такие как коробки, тарелки и подносы. Изготовлены ширмы и предметы китайской мебели. Резной лак редко сочетается с росписью лаком и другими лакированными техниками.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Династия Сун и основные типы сюжетов
      • 1.1.1 Узор Гури и техника тикси
    • 1,2 юаня
      • 1.2.1 Дизайн птиц и растений
    • 1.3 Мин
      • 1.3.1 Ландшафтный дизайн и рисунок фигур
    • 1.4 Цин
  • 2 Производственный процесс
  • 3 Использование
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
История

Более поздние китайские писатели датируют появление резного лака династией Тан (618–906)), и многие современные писатели указали на некоторые поздние доспехи Тан, найденные на Шелковом пути Аурелом Стейном, а теперь в Британском музее. Это красный и черный лак на верблюжьей шкуре, но лак очень тонкий, «менее одного миллиметра толщиной», и эффект совсем другой, с простыми абстрактными формами на ровном поле и почти без впечатления рельеф.

Династия Сун и основные типы сюжетов

Слоистая тарелка или поднос в технике тикси с гури или «Узором меча-навершия», здесь используется красный с тремя тонкими слоями черного. Полированный верхний красный слой контрастирует с более тусклым нижним слоем. Ранний Мин.

Стиль резьбы по густому лаку, использованный позже, впервые встречается в Южной Сун (1127–1279), после развития техники изготовления очень густого лака. Есть некоторые свидетельства из литературных источников, что он существовал в конце Тан. Первоначально использованный стиль украшения известен как гури (屈 屈) от японского слова, обозначающего навершие кольца меча, где те же мотивы использовались в металле, и его часто называют «узором меча-навершие» на английском языке. В этом стиле используется семейство повторяющихся фигур с двумя ветвями прокрутки, вырезанных с закругленным профилем на поверхности, но ниже V-образного сечения слоев лака разных цветов (черный, красный и желтый, а затем зеленый), дающий эффект «под мрамор» от контрастных цветов; эта техника называется tìxī (剔 犀) на китайском языке. Этот стиль продолжал использоваться до династии Мин, особенно на маленьких коробках и банках с крышками, хотя после Песни часто использовался только красный цвет, а мотивы часто были вырезаны с более широкими плоскими пространствами внизу.

Большая часть резного лака Сун, чтобы выжить, относится к стилям и технике гури и тикси, но в этот период также наблюдалось развитие живописного стиля и начало двух других основных направлений иконография, которые должны были доминировать в остальной части истории резного лака, хотя сохранившиеся образцы из Песни редки. Оба относятся к китайскому искусству в других медиа и используют существующий словарь китайского орнамента для границ. Первый тип сюжетов - это изображения людей в пейзаже, заимствованные в основном из китайской живописи и иллюстраций к книгам на дереве; такие сцены только позднее можно было найти в китайской керамике. Обстановка быстро стала достаточно стандартизированной, с несколькими фигурами рядом с одним или несколькими зданиями, в саду, возможно, у воды или дороги (английское chinoiserie «Willow pattern » - вот такая сцена). Разработано соглашение, согласно которому области неба, воды и земли (пол или земля), оставленные в основном пустыми на картинах, заполняются незаметными узорами, полученными из текстиля, известными как «парчовые -зоны», а также «подгузники фоны "; эта конвенция сохранилась до наших дней. Стандартные группы узоров для каждого типа используются в работе императорских мастерских, но могут быть смешаны в работе коммерческих мастерских. Точная форма используемых узоров может быть фактором при датировании, но в целом «фоновый подгузник неба состоял из петельных облаков, подгузники, изображающие воду, были вырезаны в виде ромбовидных кривых для волн, а земля и тротуар имели подгузники с геометрическими цветами».

Другой основной тип объекта - это птицы на фоне листвы, заполняющей всю вырезанную область, или просто цветы и листва, обработанные таким же образом. Драконы и фениксы также рассматривались в этом стиле, и они стали очень заметными в имперских работах Мин (см. Ниже). Дизайн этого типа, известный как «две птицы», был особенно эстетически успешным и часто использовался; в более поздних примерах птицы - это часто фэнхуан или китайский феникс. Стиль продолжал развиваться, пока не достиг своего лучшего периода в ранней династии Мин, и продолжал производиться. Растительный декор такого рода позже обычно использовался для заполнения границ и других пространств вокруг других типов предметов, таких как края и ножки мебели. Этот стиль связан с обширной традицией китайского орнамента, уходящей корнями в китайскую древность, в каменных рельефах, изделиях из металла и других материалах, включая керамику.

Лак был среди предметов роскоши, которые император часто дарил в качестве дипломатических или политических подарков. или к вспомогательным дворам князей императорского дома. Японские коллекции, часто собираемые в храмах, содержат большую долю уцелевших ранних китайских резных лаковых изделий. Храм Энгаку-дзи в Камакура имеет особенно важную группу экспонатов, некоторые из которых, как считается, были привезены в Японию его основателем, монахом-беженцем, спасшимся от падения династия Сун - монголам в 1279 году.

Узор гури и техника тикси

Юань

Блюдо с розами, династия Юань, 16 см в поперечнике

В династии Юань развитие стилей Сун продолжалось, особенно примерно с 1320 года, после некоторого перерыва (а также видел в других искусствах). У украшений с узором «меч-навершие» более закругленные вершины к гребням и более узкие низы. Художественное качество резьбы, пожалуй, никогда не было выше во всех основных направлениях иконографии: узор с мечом и навершием, птицы, цветы и листва, а также фигуры в пейзажах. В переполненных, «пышных и сложных» узорах с птицами и растениями формы перекрываются и изгибаются более скульптурно, что позволяет использовать немного более толстый лак.

К концу Юаня репутация отдельных мастеров упала. нам, хотя подписано несколько работ, и даже их нельзя с уверенностью присвоить художнику, поскольку подписи могут быть не подлинными. Ян Мао и Чжан Чэн были самыми известными мастерами, оба из Цзясин в южной провинции Чжэцзян.

Дизайн птиц и растений

Мин

Мин Ванли старинный поднос с «фронтальным» драконом на фоне облаков, с цветочной каймой. Красный поверх довольно выцветшего бафф желтый лак

Китайские дипломатические подарки японскому правительству в раннем Мин особенно хорошо задокументированы на японской стороне, в то время, когда сёгунат Асикага пережил период улучшения отношений с Китаем. В 1403 году партия предметов роскоши, в том числе китайского шелка и лакированной китайской мебели, состояла из 58 резных красных лаковых изделий различных форм. Списки с описаниями и размерами, которые позволяют идентифицировать некоторые сохранившиеся предметы, также сохранились от 1406, 1407, 1433 и 1434 годов. Они подтверждают, что резной красный лак уже был «предпочтительным типом лака для придворного использования» к тому моменту.

Наиболее раннее производство лака происходило в более подходящем жарком и влажном климате юга, но с раннего периода династии Мин лучшая работа часто производилась в официальных мастерских в Пекине, а лучшая работа ранней эпохи Мин - это «технически... как можно более близкое к совершенству ". «Фабрика фруктовых садов» была основана около 1416 года в Линцзин хутуне в Пекине, недалеко от Запретного города. Она использовала привозных рабочих с юга, мастеров из Цзясин в провинции Чжэцзян и других рабочих из Юньнани и Сычуань. В рамках системы внутреннего налогообложения или дани около 5000 рабочих с юга должны были работать в императорских мастерских в течение четырех лет. Необработанный лак также был импортирован с юга, поскольку китайское лаковое дерево не будет расти так далеко на север, как Пекин. Но фабрика Orchard закрылась в 1436 году, всего после 20 лет работы. Производство императорских изделий, похоже, прекратилось между 1436 и 1522 годами, после очередного монгольского вторжения, от которого производство лака восстанавливалось дольше, чем фарфор Цзиндэчжэнь.

таблица Мин в Музей Виктории и Альберта, 1425–1436

В период Мин дракон стал ключевым имперским символом, очень часто появляющимся на лаке из императорских мастерских для использования при дворе или быть подаренным императором. Первоначально голова дракона была представлена ​​в традиционном профиле, но в середине 15 века был представлен «фронтальный» дракон, который смотрел на зрителя анфас, и вскоре стал нормой для лака, как и в других медиа.

По крайней мере, при династии Мин резной лак использовался на всех видимых поверхностях предметов мебели, а это было устрашающе дорогое предложение. Одним из самых известных произведений искусства является стол размером с рабочий стол с тремя ящиками в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, верхняя часть которого имеет типичный имперский дизайн эпохи Мин с драконом и фениксом в центре., символизирующие императора и императрицу соответственно. Столешница размером 119,5 см на 84,5 см была произведена в период с 1425 по 1436 год на «Фабрике фруктовых садов» и является единственным предметом такого размера, уцелевшим от их производства, лучшего периода мастерства Мин. Как и во многих других частях, фон рельефа изначально был желтым, который контрастировал с красным верхних слоев, но теперь потускнел до темного цвета. Черные площадки под красными резными слоями также были обычным явлением с этого периода, но в некоторых случаях то, что сейчас кажется черным, могло первоначально быть зеленым. Менее распространенный тип, часто очень высокого качества, имеет черные верхние слои на красном фоне.

Примерно с 1400 года узоры «парча-земля» уже использовались для полов и неба в сценах с фигурами в пейзаже также использовались при изображении рисунков растений как на заднем плане, так и на листьях или плодах самих растений, «любопытное развитие событий». Более логично, они также использовались для фона нерепрезентативных рисунков, таких как символы китайского письма.

Хотя иногда и использовались раньше, полихромный резной лак в различных техниках тикси был заметен только в период между Император Цзяцзин и Император Ванли (1521–1620). Это включало вырезание разных частей изображения, чтобы показать слой другого цвета, таким образом создавая цветное изображение.

Пейзаж и рисунки

Цин

Деталь табакерки 18 века с изображением «Играющие дети» и три типа фона подгузника для земли, воды и неба. Верхние слои изношены из-за использования.

Другая имперская фабрика была основана рядом с Запретным городом в 1680 году при династии Цин при императоре Канси и все еще производила продукцию при Император Цяньлун (1736–95), «один из самых расточительных расточителей в истории Китая» и большой любитель резного лака. Ссылаясь на традиционные жалобы, восходящие к династии Хань, по поводу стоимости «обычных» лаковых изделий для имперского бюджета, в императорской коллекции у него был резной кусок династии Мин, на котором выгравирована надпись, начинающаяся с «Лак есть. повод для жалоб десяти чиновников; что, если он тоже вырезан? ".

Пара ваз, конец династии Цин. Коллекция Адилнор, Швеция.

К периоду Цин репертуар предметов для резного лака был в основном завершен, но во времена правления Цяньлуна было добавлено несколько произведений, изображающих иностранцев, в основном выходцев из Центральной Азии, несущих дань уважения через пейзажи. Комбинированные техники других техник иногда включали резьбу, но чаще слегка приподнятые области, созданные путем нанесения наполнителей на базовую поверхность перед нанесением лака.

После смерти императора Цяньлуна качество и количество имперских производство резко сократилось и больше никогда не достигало прежних стандартов.

Производственный процесс
Хэ (коробка) с ученым и служителями в саду, ранний мин. Примерно на полпути виден «горизонт», когда фон подгузника меняется с воды на небо. Поднос «Две птицы», покрытый черным лаком, Юань (1260–1368)

лак, сок лакового дерева Toxicodendron vernicifluum, произрастающего в Китае, смешан с красками, обычно красный цвет из киновари, самый распространенный, черный из уголь (вероятно, китайская тушь и сажа ) и желтый или баф из orpiment, который подвержен переходят в темный цвет и часто становятся едва заметными. Похоже, что в раннем династии Мин произошел переход от натуральной минеральной киновари к синтетическому киноварному. Через некоторое время окраска красного изменилась с предыдущего коричневато-красного оттенка на «ярко-алый» по причинам, которые остаются неясными. Химический состав других распространенных пигментов, известных китайцам в этот период, по-видимому, сделал их непригодными для использования в лаках.

Основа обычно из дерева, хотя могут использоваться и другие материалы. Часто основание более плоских кусков состоит из двух кусков дерева, склеенных друг на друга, причем их волокна расположены под прямым углом друг к другу. Это помогает готовой детали выдерживать нагрузки с разных сторон. Тем не менее на ранних изделиях часто наблюдаются деформации и трещины. Перед нанесением лака дерево часто покрывали наклеенной грубой тканью из рами или конопли.

Основание покрывается последовательностью слоев или слои лака, каждый из которых должен медленно высохнуть и затвердеть при теплой температуре от 70 до 80 ° F (от 21 до 27 ° C) с высокой влажностью (от 75% до 85%) перед нанесением следующего. Считается, что время высыхания каждого слоя составляет недели, «несколько дней», 48 часов или день. Было отмечено, что «существует большое разнообразие в литературе… о количестве задействованных слоев. Оценки… варьируются от нескольких до более 300». Часто утверждается, что количество слоев на изделиях самого высокого качества достигает нескольких сотен, хотя также было сказано, что микроскопическое исследование деталей не поддерживает такие высокие числа.

Затем на лаке высекают ножи и другие металлические инструменты. Обычно общие большие области композиции сначала вырезались до нужного уровня, затем основные формы, затем детали и, наконец, узоры на заднем плане. Наконец, вся необходимая полировка сделана; лучшие изделия также шлифовали после того, как каждый слой был твердым. В современных работах часто используется ряд сокращений, в том числе начиная с рельефной резьбы большей части рисунка на основной древесине, что значительно снижает глубину фактического необходимого лака (это также было сделано в японском камакура-бори техника примерно с 15 века). Добавки также добавляют в больших количествах к лаку, литьевой смоле или другим материалам, используемым вместо них.

В настоящее время менее 20 мастеров диаоци все еще могут выполнять ремесло. Из-за того, что он находится под угрозой исчезновения, он был внесен в список.

Использование

Лаковая посуда была описана как «мало чем отличается от современного пластика в том, что он легкий, прочный и чистый». В качестве посуды широко использовались и другие виды лака, но живописный стиль резного лака для этого менее подходит, с замысловатыми утопленными углами, которые трудно очистить от остатков влажной пищи. Отчасти по этой причине широкие плоские формы, которые в других средах, например, керамика, называются посудой, имеют тенденцию быть более плоскими и в лаке их называют «подносами». Тем не менее есть свидетельства того, что резной лак использовался для сервировки еды. Картины династии Мин, изображающие сцены двора, изображают еду для «императорских пикников», которую придворные евнухи несут в круглых коробках с крышками, покрытых резным лаком, часто встречающейся формы, которая может достигать почти 40 см в поперечнике. Их внутренняя часть почти всегда покрыта простым лаком, что значительно снижает проблему содержания их в чистоте, а сама еда могла быть упакована или помещена в керамические емкости. Юнлэ царское блюдо или поднос шириной 35 см, вероятно, изготовленное на фабрике фруктовых садов, а теперь находящееся в Британском музее, имеет редкую надпись, указывающую на использование этого предмета, как он заявляет. собственность «Департамента сладостей и деликатесов Императорского двора».

Лак чаще использовался для подставок для чашек (или подставок для чаш), своего рода блюдце с цельной приподнятой полой трубкой в ​​центре для держат чашу, чем настоящие чашки, но иногда их внешняя поверхность покрыта резным лаком, особенно в стиле гури, а внутренний лак гладкий. Как и в других материалах, предметы, используемые для подачи и употребления чая, вина и других напитков, во многом пересекаются.

Предметы для письменного стола ученого, в том числе ручки-кисточки с соответствующими крышками, часто делались из резного лака, как и мужские и женские туалеты. В «Студии трех раритетов», кабинете императора Цяньлуна в его главных апартаментах в Пекине, был тщательно продуманный набор для письма из резного лака и других материалов, в том числе некоторые из визуальных приемов, которые ему нравились, такие как «книга» из лака и слоновой кости, которая на самом деле был ящик, содержащий его словарь рифм. Многие круглые коробки меньшего размера описываются в литературе как «коробки для благовоний », а тип прямоугольной коробки позднего Мин с закругленными углами, по-видимому, в основном или первоначально использовался для церемониальной презентации документов или подарков.

Крейг Клунас предполагает, что, глядя на живописные сцены, мы должны быть внимательны к возможным связям в сценах, которые могут показаться общими жанровыми, с конкретными важными жизненными событиями, поскольку такие предметы использовались и повторно использовались элитой для ношения, а сами - в качестве подарков. в таких случаях, как брак, рождение ребенка, день рождения, сдача имперских экзаменов, переезд, повышение по службе и выход на пенсию. Могут быть предусмотрены конкретные эпизоды из истории известных литераторов или литературы; в картинах такие предметы, скорее всего, будут проясняться надписями, но не на лаке. Помимо презентационных предметов, коробки со всеми типами лака использовались в элитном обществе в качестве контейнеров для отправки подарков с едой, где получатель должен был, восхищаясь контейнером, отправить его обратно с другим подарком.

Примечания
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Резной лак из Китая.
  • Бурместер А., «Технические исследования китайского лака», в NS Brommelle, Perry Smith (ред.), Urushi: Proceedings of the Urushi Study Group, 10–27 июня 1985 г., Токио, 1988 г., Getty Publications, ISBN 0892360968, 9780892360963, полностью онлайн
  • «Киноварь»: Киноварь: китайское искусство резного лака, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 2009 (выставка ция)
  • Клунас, Крейг, Изображения и визуализация в раннем современном Китае, 1997, Reaktion Books, ISBN 1861890087, 9781861890085, google books
  • Клунас, Крейг и Харрисон-Холл, Джессика, Мин: 50 лет, которые изменили Китай, 2014, British Museum Press, ISBN 9780714124841
  • Гарнер, Гарри (1963), «Технические исследования восточного лака», «Исследования в области сохранения», том. 8, вып. 3. 1963. С. 84–98. JSTOR
  • Гарнер, Гарри (1966), «Фон подгузников на китайском резном лаке», Ars Orientalis, vol. 6. 1966. С. 165–189. JSTOR
  • "Grove" Oxford Art Online, "China, X, Lacquer" (Розмари Скотт и другие), Требуется подписка
  • Керр, Роуз, изд., Китайское искусство и дизайн: Галерея китайского искусства Т.Т. Цуй, 1991, Музей Виктории и Альберта, ISBN 1851770178
  • Куваяма, Джордж, «Китайские лаки гури» в NS Броммелль, Перри Смит (редакторы), Urushi: Proceedings of the Urushi Study Group, 10–27 июня 1985 г., Токио, 1988 г., Getty Publications, ISBN 0892360968, 9780892360963, полностью онлайн
  • Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства, 1975, OUP, ISBN 0198661134
  • Rawski, Evelyn S., Роусон, Джессика, Китай: Три императора 1662–1795, 2005, Королевская академия искусств, ISBN 1903973708
  • Роусон, Джессика ( ред). Книга китайского искусства Британского музея, 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
  • Ватт, Джеймс С.Й., Форд, Барбара Бреннан, Восточноазиатский лак: The Коллекция Флоренс и Герберта Ирвинга, 1991, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), ISBN 0870996223, 9780870996221, полностью онлайн
  • Webb, Marianne, Lacquer : Technology and Conservation: a Complete Guide to the Technology and Conservation of Asian and European Lacquer, 2000, Butterworth-Heinemann, ISBN 0750644125, 9780750644129
Дополнительная литература

(Для более полной библиографии см. Grove или Watt and Ford)

  • Клиффорд, Дерек, Chinese Carved Lacquer, 1993
  • Гарнер, Гарри, Chinese Lacquer, 1979, Faber and Faber
  • Краль, Регина, Морган, Брайан, От инноваций к соответствию: китайский лак с 13 по 16 века, 1989, Блюитт, Лондон
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:42:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте