Шлем Агриса

редактировать
Шлем Агриса
Парадный шлем.jpg
МатериалЖелезо, бронза, золото, коралл
Размер21,4 см (8,4 дюйма) в высоту. 23 на 19 см (9,1 на 7,5 дюйма) в ширину. Щеки: 9,4 на 7,6 см (3,7 на 3,0 дюйма)
Создано4 век до н.э.
МестоАгрис, Шаранта, Франция
Нынешнее местонахождениеАнгулемский музей

Шлем Агриса (французский : Casque d'Agris ) - церемониальный кельтский шлем c. 350 г. до н.э., найденный в пещере около Агриса, Шаранта., Франция, 1981 год. Это шедевр кельтского искусства, который, вероятно, использовался бы для демонстрации, а не для битв. Шлем представляет собой железный колпак, полностью покрытый бронзовыми лентами. Бронза, в свою очередь, покрыта листовым золотом необычайно чистого цвета, с коралловыми украшениями, прикрепленными с помощью серебряных заклепок. Также был найден один из щитков на щеках, который имеет похожие материалы и дизайн. Шлем в основном украшен ранними кельтскими узорами, но есть более поздние кельтские мотивы и признаки этрусского или греческого влияния. Качество золота указывает на то, что шлем вполне мог быть произведен в Атлантическом регионе.

Содержание

  • 1 Обнаружение
  • 2 Контекст
  • 3 Структура
  • 4 Декорация
  • 5 Источник
  • 6 Примечания
  • 7 Источники

Обнаружение

Шлем Агриса был найден в пещере недалеко от Ангулема в 1981 году. Пещера Перратс была известна чуть больше недели, когда спелеологи обнаружили две смежные части передней части шлема 9–10. 10 мая 1981 г. Осколки лежали на конусе мусора, выброшенном из норы барсука в главном помещении пещеры. Для поиска этого места была быстро сформирована группа раскопок. Они нашли обрывки сусального золота, два фрагмента, которые соединились в большую треугольную деталь, а затем сам шлем, который хорошо сохранился, за исключением части, оторванной барсуками.

показывает признаки заселения с бронзового века до железного века, галло-римского периода и до средневековья. Вход обрушился и закрыл пещеру в 13 или 14 веке нашей эры. На момент открытия почти все части шлема были повреждены роющими животными. В 1983 году при раскопках были обнаружены щиток и три фрагмента орнамента со стороны шлема. Другие фрагменты были найдены в 1986 году, в том числе основание гребня шлема, в нескольких метрах от того места, где был найден шлем. Похоже, что их занесли сюда случайно, либо люди, либо барсуки. Второй щиток и украшение на вершине шлема не были обнаружены.

Правительство купило найденные предметы у владельца земли. Шлем был восстановлен Ласло фон Лехоцким в Центральном романо-германском музее (Майнц). Сейчас он принадлежит Musée d'Angoulême в Ангулеме, Франция. Шлем считается одним из шедевров кельтского искусства и был представлен на нескольких международных выставках. Он даже лег в основу графического романа Le casque d'Agris (2005).

Контекст

Шлем Агриса находится во Франции Шлем Агриса Расположение Агриса к западу от Центрального массива во Франции

Раскопки в 2002 году показывают, что вход в пещеру охранялся глиняной стеной и рвом, и до начала Римской империи служил святилищем. Шлем изолирован, без следов захоронения человека, и был закопан намеренно. Во время захоронения по крайней мере некоторые внешние украшения были сломаны и помещены внутрь шлема. Шлем был аккуратно надет. Археологи, нашедшие его, считают, что он мог быть похоронен в рамках ритуала для духов подземного мира. Римские источники говорят, что кельтские воины обычно не носили шлемов. Шлем использовался для демонстрации и указывал на высокий ранг владельца или его желание достичь такого ранга.

Шлем датируется ранним периодом культуры Ла Тена.. Сусальное золото чрезвычайно чистое, и шлем может быть одним из старейших изделий из золота в Западной Европе. Он был найден дальше на запад, чем большинство других образцов высококлассных металлоконструкций Ла Тена. Несколько подобных объектов были найдены во Франции в Амфревиль-су-ле-Мон (Нормандия), Сен-Жан-Тролимон (Бретань) и Монтлорес около Нарбонны (Од) и в Италии в Каноза (Апулия).

Дизайн внутреннего железного колпака аналогичен конструкции серии шлемов, которые в основном были найдены в Центральных Альпах. Обшивка бронзовых полос напоминает итальянские шлемы типа Монтефортино. Дизайн на основе пальметты связывает его с ранним стилем культуры Ла-Тен. Большинство мотивов в декоре принадлежат первому западному стилю культуры или тесно связаны с этим стилем. Другие мотивы относятся к промежуточному этапу с стилем Вальдальгесхайма.

. Власти расходятся по датам шлема. В статье 2001 года Хосе Гомес де Сото предлагает середину или вторую половину IV века. Д. В. Хардинг говорит, что стратиграфическая ассоциация шлема с фибулой типа Дукс малоберцовой кости из Ла-Тена В и другие признаки указывают на то, что он был изготовлен в конце IV века. Однако в статье 2010 года Гомес де Сото и Стефан Верже приходят к выводу, что украшения, если рассматривать их в целом, указывают на то, что шлем был изготовлен во 2-й четверти или в середине 4-го века.

Структура

Вид на шлем, показывающий защиту шеи (внизу слева) и защиту щеки (внизу в центре)

Шлем был описан как имеющий форму жокей-кепки, но «клюв» кепки на самом деле является защитой шеи. Его высота 21,4 см (8,4 дюйма), а по бокам - 23 на 19 см (9,1 на 7,5 дюйма). Внутренняя крышка шлема сделана из железа, теперь сильно проржавевшего. Он сделан из цельного куска кованого железа, а защита шеи приклепана к спине. Чугун полностью покрыт орнаментальными бронзовыми лентами с барельефным орнаментом, образованным частично литьем, частично чеканкой и чеканкой. Четыре широкие горизонтальные полосы из бронзы полностью покрыты сусальным золотом с внешней стороны. Украшения включают встроенные кабошоны из фигурного и полированного коралла.

Все рельефные украшения были сформированы на бронзовых полосах до нанесения сусального золота. Сусальное золото толщиной около 70 микрон было прикреплено к бронзовому рельефу путем его плотного прижатия инструментом, который мог быть сделан из дерева или кости. Сусальное золото удерживалось на месте канавками и имитацией филиграни в бронзе. Коралловые кабошоны прикреплялись к бронзе с помощью серебряных заклепок, головки которых украшены мотивами, такими как бриллианты или пальмовые листья. Иногда углубление, в котором находится коралл, было хотя бы частично покрыто золотом до того, как коралл был помещен. Затем коралл был обильно покрыт сусальным золотом, чтобы сформировать небольшую чашу.

Есть искусно выкованная щека. Щечный щиток (парагнатид), а также боковые и верхние украшения использовали те же материалы и технику, что и основной шлем. Есть признаки того, что использовались также органические материалы, такие как дерево и кожа.

Украшение

Шлем особенно богато украшен. Основная тема - это серия пальмет, многие из которых украшены кораллами. Орнамент состоит из трех наложенных друг на друга полос, полностью покрытых композициями, вдохновленными растениями. Множество различных узоров, объединенных в сложные композиции, делают головной убор одним из самых богатых произведений древнего кельтского искусства.

На нижних и верхних панелях ряд несвязанных пальмет формально организован в виде фризов. Декорации центральной панели основаны на формальном расположении S-образных изгибов, заканчивающихся набухшими листьями, с рисунком наполнителя, который включает пальметты, листья-запятые и верхние и нижние усики. Шейный щиток имеет менее формальный и более плавный узор. Щечный щиток выполнен в виде пальметты, на которой можно увидеть закрученную змею, похожую на рог. Рогатые змеи часто встречаются в романо-кельтских произведениях Британии и Франции, но очень редко - в раннем Ла Тене. Изображение на шлеме может иметь особое значение.

Украшение в основном отражает ранний стиль кельтского искусства 5-го века, но некоторые мотивы характерны для стиля Вальдальгесхайм 4-го века. Дизайн центральных панелей демонстрирует сходство к браслетам Waldalgesheim. Это указывает на то, что шлем был изготовлен в первой половине IV века. Большие пальметты с семью лепестками в нижней полосе и главный фриз в центральной полосе, возможно, были вдохновлены архитектурной терракотой из Тирренской центральной Италии V и IV веков. Гарда сочетает в себе стиль Вальдальгесхайма с элементами греческой или этрусской работы IV века.

Происхождение

Шлем Амфревилля, еще один престижный кельтский шлем из Атлантического региона.

Три основных региона кельтского мира были предложены в качестве источника шлема. Первый - это северный или центральный Адриатический регион Италии. Некоторые думают, что новые композиции в растительном стиле были разработаны кельтскими мастерами, которые обосновались в Италии и находились под влиянием этрусских или греческих мастеров, с которыми они имели непосредственный контакт. Сложность монтажа и декора можно объяснить близостью к современным центрам металлообработки, таким как Таранто или Кампания. Возражение состоит в том, что все кельтские шлемы того периода, найденные в Италии, были цельными. Все те, у кого были заклепанные шейные щитки, были найдены в Альпах, регионах к северу от Альп или в Атлантическом регионе.

Второй предполагаемый регион происхождения - это Северо-Альпийский регион, который сформировал древний центр кельтской культуры. Материалы и техника, а также общая композиция и декор, кажется, помещают эту работу в число лучших кельтских произведений V века из этого региона. Коническая форма верха шлема, по-видимому, унаследована от кельтских шлемов начала второго железного века. Там, где они были украшены, украшения были наложены друг на друга. Некоторые детали растительного орнамента очень похожи на небольшие кельтские орнаменты из Австрии, альпийских регионов и западной Швейцарии. Это место, где чаще всего встречаются шлемы с заклепками на шее.

Третья возможность заключается в том, что шлем был изготовлен в том месте, где он был найден. Это один из небольшого набора престижных шлемов (Agris, Amfreville-sous-les-Monts, Saint-Jean-Trolimon, Montlaurès), которые в основном были найдены на западе Франции, наиболее известным из которых является полностью украшенный шлем Амфревиля. -sous-les-Monts в регионе Эр. Все они были сделаны из железных или бронзовых колпаков, покрытых полосами из другого металла, которые были полностью декорированы. У них красные орнаменты, в основном коралловые. В этой области также встречаются заклепки на шее.

Образцы золота из различных частей шлема исключительно чистые, обычно 99% золота, 0,5% серебра и 0,2% меди. Эта степень чистоты очень необычна для древнего мира. Анализ греческих и этрусских предметов того периода показывает гораздо более высокое содержание серебра. Самые древние предметы с такой степенью чистоты были найдены к юго-западу от Луары, региона, который включает Агрис. Единственные сопоставимые объекты - это кельтские украшения III века из этого региона. Вероятно, шлем был сделан на Западе мастерами, прошедшими обучение в Североальпийской школе. Золото вполне могло быть добыто из рудников на западе Центрального массива, которые действовали, по крайней мере, с V века до нашей эры. Другие высококачественные произведения кельтского искусства были найдены в западном регионе, поэтому местное происхождение вполне возможно.

Примечания

Викискладе есть материалы, связанные с кельтским шлемом Агриса..

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-09 17:47:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте