крепления для японских мечей - это различные корпуса и связанные с ними приспособления (tosogu ), которые удерживают лезвие японского меча при ношении или хранении. Кошираэ (拵 え) относится к декоративным креплениям японского меча (например, катана ), используемого, когда лезвие меча носит его владелец, тогда как ширасая представляет собой простую деревянную опору без украшений, состоящую из сая и цука, в которой хранится лезвие меча, когда не используется.
A сирасая (白 鞘), «белые ножны», это простые деревянный японский меч, состоящий из сая (ножны ) и цука (рукоять ), традиционно сделанный из дерева и использовавшийся, когда не предполагалось, что лезвие найдет применение для некоторых время и нужно было хранить. Внешне они были безликими, за исключением необходимой мекуги-ана для защиты накаго (tang ), хотя иногда присутствовали саягаки (информация о клинке). Необходимость в специализированном хранении объясняется тем, что длительная установка кошираэ повредила лезвие из-за таких факторов, как лакированная древесина, удерживающая влагу и способствующая коррозии.
Такие крепления не предназначены для реального боя, так как отсутствие цубы (гвардии) и надлежащей обертки рукоятки было вредным; как таковые, они, скорее всего, никогда не выберутся на поле битвы. Однако были и не очень похожие «скрытые» крепления, такие как сикомидзуэ. Кроме того, многие клинки, относящиеся к более ранней истории Японии, сегодня продаются в таком формате вместе с современными репродукциями; в то время как большинство из них являются чисто декоративными копиями, некоторые из них имеют функциональные лезвия.
Типичная сирасая с саягаки (атрибуция или оценка, написанная на сирасая)
Нагината ширасая
Танто ширасая
Вакидзаши верхом в сирасая
Яри ширасая
Слово кошираэ происходит от глагола кошираэру (拵 え る), который больше не используется в современной речи. Чаще всего вместо него используется «цукуру», причем оба слова означают «создавать, создавать, производить». Более точное слово - tōsō (刀 装), что означает «мебель из меча», где tōsōgu (刀 装 具) - это части крепления в целом, а «канагу» означает те, которые сделаны из металла. Гайсо (外 装) - это «внешние» опоры, в отличие от тосин (刀身), «тело» меча.
Кошираэ следует подносить с цука (рукоятью ) слева, особенно в мирное время по той причине, что вы не можете легко обнажить меч таким образом. В период Эдо было введено множество формализованных правил: во время войны рукоять должна располагаться вправо, чтобы меч можно было легко обнажить.
Кошираэ предназначались не только для функциональных, но и эстетических целей, часто для идентификации использовалось семейство mon (герб ).
Кошираэ в стиле тати - это основной способ крепления, используемый для тати, где меч подвешен по краю. вниз с двух вешалок (аши), прикрепленных к оби. эфес часто имел немного более сильную кривизну, чем лезвие, продолжая классическое увеличение кривизны тачи, идущее от наконечника к эфесу. Рукоять обычно закреплялась двумя колышками (мекуги) по сравнению с одним колышком для более коротких лезвий, включая учигатана и катана. Стиль кошираэ тати предшествовал кошираэ стиля учигатана (катана).
Кошираэ в стиле утигатана является наиболее широко известным кошираэ, и это то, что больше всего ассоциируется с самурайским мечом. Мечи, установленные таким образом, носят режущей кромкой вверх, в отличие от крепления тачи, при котором меч надевают режущей кромкой вниз.
Хан-дачи кошираэ носили в стиле катаны, но включали в себя некоторые аксессуары, связанные с тати, такие как кабуто-ганэ вместо каширы.
aikuchi (合口 или 匕首 ) - это форма кошираэ для маленьких мечей, в которых рукоять и ножны встречаются без перекрестие между ними. Это слово буквально означает ai («встреча») + kuchi («рот; открывание») в отношении того, как рукоять прилегает непосредственно к ножнам. Первоначально использовавшийся на (предшественнике вакидзаси ) для облегчения ношения с доспехами, он стал модным стилем верховой езды для представителей высшего класса для танто (буквально «маленький меч», в настоящее время считается кинжалом ) начиная с периода Камакура и далее.
shikomizue (仕 込 み 杖, «подготовленная трость») или йото (杖 刀, «посохный меч») - японец. посох. Он наиболее известен тем, что его использовал вымышленный мастер мечей Затоити. Лезвие меча помещалось в тростниковую оправу (цуэ) для укрытия. Эти опоры не следует путать с Ширасая (白 鞘, «белые ножны»), которые представляли собой простые деревянные опоры без каких-либо украшений, кроме (иногда) краткого описания содержимого.
Некоторые сикоми-дзюэ также прятали метсубуси, цепи, крюки и многое другое. Сикоми-дзу можно носить публично, не вызывая подозрений, что делает их идеальным инструментом для шиноби.
кайкен длиной 8–10 дюймов, одно- или обоюдоострый кинжал без декоративной фурнитуры, помещенный в простую оправу, который раньше носили в Японии мужчины и женщины класса самураев. Это было полезно для самообороны в помещении, где длинная катана и промежуточный вакидзаси были неудобны. Женщины носили их в своих кимоно либо в кармане, похожем на складку, либо в рукаве для самообороны или для самоубийства, перерезав яремные вены и сонную артерию на левой стороне шеи.
Танто установлен в стиле айкути кошираэ
Шикомидзуэ кошираэ
Тачи и тачи кошираэ
Кайкэн (квайкэн) танто
Вакидзаси кошираэ
Танто кошираэ Части кошираэ
Сая (鞘) - это японский термин для ножен, и конкретно относится к ножнам для меча. или нож. Сая кошираэ (ножны для практического использования) обычно изготавливаются из очень легкого дерева, с покрытием лака снаружи. Дерево достаточно легкое, поэтому при извлечении меча нужно проявлять особую осторожность; неправильная форма может привести к тому, что лезвие меча рассечет сая и поранит один или несколько пальцев. Правильный рисунок и вкладывание лезвия в ножны предполагает касание муне (тыльной стороны лезвия), а не га (кромки) с внутренней стороны ножен. Сая также имеет ручку для рога (栗 形, куригата) с одной стороны для прикрепления плетеного шнура (сагео ) и может иметь шитодоме (монтажную петлю) для акцентирования куригаты, а также торцевую крышку. (小 尻, кодзири) из металла. Традиционно коигучи (горло в ножнах) и кодзири (капа ) делали из рога буйвола.
Катана сая
Нагината сая
Танто сая
Вакидзаси сая
Сая разделена на части:
A сагео (下 緒 или 下 げ 緒) - это подвесной шнур из шелка, хлопка или кожи, который пропускается через отверстие в куригате (栗 形) японского меча сая. Существует несколько различных методов обертывания и привязки сагео на saya для демонстрации. Другое применение сагео - привязка меча к самураю и ходзёдзюцу. Самураи чувствовали, что сагео формирует духовную связь между ними и мечом, и они очень внимательно относились к тому, чтобы правильно связать его, когда меч не использовался.
Соответствующий набор (дайсё) сагео
Куриката - это ручка, прикрепленная к ножнам японского меча. Сагео (шнур), который прикрепляет сайю меча к оби (поясу), проходит через отверстие в курикате.
Кодзири - это крышка ножен или защитный элемент на конце ножен.
Когатана, небольшой универсальный нож, который помещается в карман на ножнах, кодзука - это декоративная ручка для когатаны.
Когай - это шип для укладки волос, который помещается в карман сая.
Танто кошираэ показывает когай в кармане
Умабари - небольшой нож, который является разновидностью когатаны, он помещается в карман на сайе.
Цука - это рукоять или рукоять японского меча.
Две цука-катана (вверху), вакидзаси (внизу) в форме дайсё (подобранный набор)
Катана-цука
Тачи-цука
Вакидзаси-цука
Цука сконструирован как единое целое и выполняет не иметь отдельных отдельных фучи, касира и менуки
Цука делится на следующие части:
Менуки - украшения на цука (обычно под цука-ито); чтобы поместиться в ладони для захвата.
Цука с менуками в форме стоящего гуся с бамбуком
Менуки с лошадью и всадником
Самегава - это луч кожа, используемая для покрытия или обертывания ручки.
Цука показывает самегава
Танто цука показывает самегаву
Цука-ито - это упаковка цука, традиционно шелковая, но сегодня чаще всего хлопок, а иногда и кожа.
Фучи, воротник или наконечник колпачкового типа, закрывающий отверстие в цуке японского меча. Острие меча проникает в цука через отверстие в фучи.
Катана фучи
Пара фучи дайсё
Фучи с драконом
Фучи со сидящими на корточках львами
Кашира - это наконечник (навершие) цука.
Катана кашира
Дайшо кашира, вакидзаси и катана
Кашира с самураем
Кашира с цаплями и тростником
цуба (鍔, или 鐔 ) обычно круглый (или иногда квадратный) щиток на конце рукоятки холодного японского оружия, такого как катана и ее вариации, тачи, вакидзаси, танто, нагината и т. д. Они способствуют сбалансированности оружия и защите руки. Цуба в основном предназначалась для предотвращения скольжения руки по лезвию во время уколов, а не для защиты от лезвия противника. Гвардия чудан-но камаэ определяется цубой и кривизной лезвия. Диаметр средней катана-цуба составляет 7,5–8 см (3,0–3,1 дюйма), цуба вакидзаси - 6,2–6,6 см (2,4–2,6 дюйма), а танто цуба - 4,5–6 см (1,8–2,4 дюйма).
В период Муромати (1333–1573) и период Момояма (1573–1603) Цуба больше использовались для функциональности, чем для украшения, поскольку были сделаны из более прочных металлов. и конструкции. В период Эдо (1603–1868) в Японии был мир, поэтому цуба стала более декоративной и сделана из менее практичных металлов, таких как золото.
Цуба обычно красиво украшены, и в настоящее время они являются предметами коллекционирования. Цубу изготавливали целые династии мастеров, единственным ремеслом которых было изготовление цубы. Обычно они были щедро украшены. Помимо того, что они были коллекционными предметами, они часто использовались как реликвии, передаваемые от одного поколения к другому. В японских семьях с самурайскими корнями иногда наносился семейный герб (мон) на цубу. Цуба может быть найдена в различных металлах и сплавах, включая железо, сталь, латунь, медь и сякудо. В поединке два участника могут сцепить свою катану вместе на острие цубы и толкнуть, пытаясь занять лучшую позицию, из которой можно ударить другого. Это известно как tsubazeriai (鍔 迫 り 合 い), букв. толкают цубы друг к другу. Цубазериай - обычное явление в современном кендо.
. В современном японском языке цубазериай (鍔 迫 り 合 い) также стало означать «участвовать в жесткой конкуренции».
Катана цуба
Катана цуба
Пруд лотосов
Шакудо цуба - Чидори в полете.
Цуба с осенними цветами
Цуба с обезьяной, дразняющей слона палкой
Цуба со стрекозой в сибуичи
Сеппа - это шайбы, используемые перед и за цубой подтянуть фурнитуру. Сеппа может быть витиеватой или простой.
Танто цуба и две сеппа
Танто цуба и две сеппа
Яри танто цуба и две сеппа
Цуба и две сеппа
Вакидзаси цуба и одна сеппа
хабаки (鎺) - кусок металла, окружающий основание лезвия японского меча. Он имеет двойную цель: фиксировать цуба (охранник) и удерживать оружие в его сая (ножнах).
Важность хабаки проявляется в извлечении катаны из ножен. Его можно вытащить, взяв ножны в верхней части и нажав на щиток большим пальцем, чтобы выдвинуть лезвие ровно настолько, чтобы расколоть хабаки изнутри ножен в процессе, называемом коигучи-но кириката (鯉 口 の 切 り 方) «разрезание коигучи». Освободившееся лезвие можно очень быстро вытянуть. Это известно как коигучи о киру (鯉 口 を 切 る), нукицукэ (抜 き 付 け) или танка о киру (啖 呵 を 切 る) «очистка танка». Очевидно, что это чрезвычайно агрессивный жест, поскольку смертельный порез может быть нанесен за доли секунды после этого (см. iaidō ). По своему значению и действию это похоже на отведение назад курка пистолета , заряжание патрона на помповом ружье или отведение назад и выпуск рукоятка заряжания на другом огнестрельном оружии.
Выражение «танка о киру» сейчас широко используется в Японии в значении «подготовка к чему-то» или «подготовка к выступлению», особенно с агрессивным подтекстом.
Хабаки вызовет нормальный износ внутри ножен, и для устранения проблемы может потребоваться прокладка или полная замена ножен, поскольку со временем они станут слишком ослабленными. Рекомендуется снимать хабаки и смазывать его маслом после срезания или раз в несколько месяцев.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Тосогу (японский меч арматура). |